Урок русского языка в 6 классе по теме «Словарь - сокровищница для образованной русской речи» был осуществлён с применением ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003). Данное занятие может быть заключительной темой в 6 классе после раздела "Лексикология" и в начале или конце учебного года при повторении подобных тем в 7 классе. Использование ИМЭУ, ИКТ, словарей, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один-пять компьютеров в рабочей зоне класса» позволили сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать интересные для ребят формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала в разнообразных словарных статьях, выбирать задания разного уровня сложности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Международный сборник разработок
«Педагогический опыт: теория и практика»
1. Название работы и тема урока: «Разработка урока по русскому языку с
применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь
сокровищница для образованной русской речи».
2. Вид методической разработки: конспект урока по русскому языку.
3. Место и год создания: г. Светлый, обл. Калининградская, 2018 год.
4. Автор: Светлана Рудольфовна Судакова, учитель русского язык и
литературы.
5. Возрастная категория (класс) обучающихся: учащиеся 67 классов.
6. Предметная область: русский язык.
7. Тип урока: «Урок отработки умений и рефлексии».
8. Программа: программа по русскому языку для 67 классов основного
общего образования, составленная на основе федерального компонента
государственного стандарта под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.
Алексндровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича – М.: Просвещение, 2016.Содержание (оглавление)
1. Введение ............................................................................. 36
2. Основная часть ................................................................... 721
3. Заключение ......................................................................... 22
4. Список использованных ресурсов .................................. 2223
5. Приложение ....................................................................... 2429
2Введение
Как не скользить взглядом по тексту, а вдумчиво читать и усваивать
прочитанное с помощью закладок, заметок на полях, подчёркиваний? Как
сравнивать учебники разных авторов по одному предмету для шестого или
восьмого, скажем, класса? Как школьнику шестого класса представить
перспективу, заглянув в учебник для седьмого и даже восьмого класса? Или с
позиции девятиклассника вспомнить правила прошлых лет? Да мало ли задач
позволяет поставить большая библиотека учебных материалов на маленьком
устройстве, которое находится с детьми повсюду и позволяет учиться в
любую свободную минуту...
Урок русского языка в 6 классе по теме «Словарь сокровищница для
образованной русской речи» был осуществлён с применением ИМЭУ (Plastik
Logic 100 модель PLR003). Данное занятие может быть заключительной темой
в 6 классе после раздела "Лексикология" и в начале или конце учебного года
при повторении подобных тем в 7 классе. Использование ИМЭУ, ИКТ,
словарей, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «одинпять
компьютеров в рабочей зоне класса» позволили сделать учебный процесс
личностноориентированным, использовать интересные для ребят формы
работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала в
разнообразных словарных статьях, выбирать задания разного уровня
сложности.
Цели:
а) деятельностные: формирование у учащихся способностей к рефлексии
коррекционноконтрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их
причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
3развивать навыки работы с ИМЭУ, со словарями, на современных
•
словарных сайтах в Интернете;
•
•
повторить изученный материал раздела "Лексикология";
обосновывать правильность выбора лексики русского языка с точки
зрения её активного и пассивного употребления, при этом используя
орфоэпические нормы, имея ввиду происхождение слов, а также обозначение
источников фразеологизмов нейтральных и стилистически окрашенных.
б) содержательные: закрепление и при необходимости коррекция изученных
способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.;
•
способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся с
помощью проблемных заданий;
•
формировать орфографическую зоркость, речевую культуру;
развивать познавательный интерес к языку, к информации, собранной в
•
словарях;
•
•
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать любовь к русскому языку через анализ материала,
связанного с деятельностью известных составителей словарей.
а) предметные:
Задачи:
повторить темы "Орфоэпия", "Этимология", "Лексика русского языка с
•
точки зрения её активного и пассивного употребления", "Фразеологизмы";
•
развивать навыки в определении и разграничении архаизмов, историзмов
и неологизмов, а также диалектизмов, профессионализмов и жаргонизмов,
источников фразеологизмов;
•
стимулировать обучающихся к самостоятельной работе со словарями с
целью получения нового личностного опыта.
б) метапредметные:
•
совершенствовать умения нахождения изучаемых вышеперечисленных
терминов в текстах, на слух, правильно использовать их при составлении
4творческих работ в тестовых заданиях, которые пригодятся на ВПР, ОГЭ и
ЕГЭ.
в) личностные:
•
формировать уважительного отношения к чужому мнению;
•
развивать умения оценивать результаты собственной деятельности.
г) регулятивные:
уметь обнаруживать и формировать проблему с помощью учителя,
•
выдвигать версии самостоятельно.
д) коммуникативные:
•
излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая фактами.
выяснить, каково было значение глагола в старославянском языке.
ж) познавательные:
•
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная,
групповая.
УУД:
а) личностные:
•
положительное отношение к учебной деятельности;
•
•
установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке;
способность самооценки своих действий.
б) коммуникативные:
•
выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;
•
умение слушать и понимать речь других.
в) регулятивные:
•
•
обнаружение проблемы с помощью учителя;
выдвижение версии самостоятельно.
г) познавательные:
•
воспроизведение по памяти информацию, необходимой для решения
учебной задачи;
5•
•
преобразование информации из одной формы в другую;
оценка процесса и результатов деятельности.
Методы работы:
•
словеснонаглядные методы в подаче учебного материала (экранное
искусство сопровождение урока видеорядом созданным в программе Power
Point);
• поисковый метод;
• практическая деятельность обучающихся: работа с Интерент –
ресурсами, составление плана ответа по видам словарей;
• методы стимулирования и мотивации обучающихся (приемы:
поисковая деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого
задания);
• методы работы в группах (работа с Интернет – ресурсами,
распределение типов словарей, выдвижение лидера группы для ответа).
Формы работы:
• фронтальный опрос, групповая работа, повторение учебного
материала, составление ответа о типах словарей (работа в группах),
самостоятельная работа в оценочных листах.
Оборудование:
•
ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003); компьютер учителя,
подключённый к Интернету; словари, ЖК телевизор; 4 ноутбука,
подключённых к Интернету; презентации; фрагмент аудиозаписи беседы (в
формате мр3) генерального директора НП «Родное слово» и программы
«Словари XXI века» Константина Деревянко с ведущей программы «Русский
язык (16+)» Евгенией Фоминой на радио «Говорит Москва»; пение соловья в
формате мр3; репродукция картины "Поющий соловей" Арчибальда
Торберна, шотландского художникаиллюстратора.
Ожидаемый результат:
6• повторение и закрепление основных понятий в теме "Лексикология";
• повышение мотивации к работе со словарями русского языка;
оценивание процесса и результатов деятельности;
• расширение кругозора обучающихся, закрепление старых и появление
новых знаний о слове, словарях и их составителя
7Основная часть
Ход урока
ЭТАП УРОКА
1.
Организационный
момент.
2. Проверка домашнего
задания: упражнение №
214.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
УЧЕБНИКИ, СЛОВАРИ, ЭОР,
ИМЭУ
Приветствие учащихся:
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на
друга и улыбнемся, ведь «от
улыбки станет всем теплей».
Надеюсь, что сегодня мы с
вами активно поработаем.
Учебник по русскому языку
Л.М. Рыбченковой. 6 класс.
М:
(I
часть).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
Здороваются, настраиваются на работу.
ВРЕ
МЯ
1
Работа на доске: на перемене в заготовленную таблицу, в
1
соответствующие колонки, 3 человека из класса вписывают
книжные,
стилистически окрашенные фразеологизмы:
"Просвещение", 2012, упр.
214, стр. 109.
разговорные и просторечные.
После звонка на уроке остальные учащиеся проверяют:
правильность выполнения этого задания,
комментируют написанное,3. Повторение.
Задача:
подготовить
"Словарь фразеологизмов"
Розенталя,
Д.Э.
зачитывают значения фразеологизмов.
Учитель задаёт вопросы:
1. Ребята, как вы растолковали значение фразеологизмов?
2
эмоциональный настрой
для восприятия материала
В.В.Краснянского.
"Просвещение", 2015.
М.:
(Ответы: мама сказала, бабушка поведала, взяли материал из
"Словаря фразеологизмов").
по
пройденных
повторению
тем
(мотивация
деятельности).
учебной
Исследовательский
метод
2. Посмотрите на нашу выставку "Словарей". Вот
Розенталя,
"Фразеологический
словарь"
Д.Э.
В.В.Краснянского, М.: "Просвещение", 2015.
3. Кроме определения этих выражений, что ещё находится в
нём? (Ответ: толкование, ударение, этимология, историческая
справка, стилистическая характеристика).
4. И теперь мы подходим к теме, целям и задачам нашего
урока, который называется «Словарь сокровищница для
образованной русской речи».
94. Работа с эпиграфами:
а) «…и русская наука,
словесность, всё общество
будут иметь памятник,
достойный
народа,
величия
будут вполне
обладать произведением,
которое составит предмет
1 слайд презентации.
Учитель задаёт вопросы:
1. Как вы понимаете эти слова? О чём говорят эти люди?
2
2. Чем мы можем гордиться?
3. Для чего нам нужны словари?
4. Кто родился в День словаря?
5. Кто такой Владимир Иванович Даль?
нашей
А.А.Котляревский.
гордости»
б) "Словарь – это не
просто книга,
это
«Вселенная в алфавитном
порядке» А. Франс.
в) «Живой народный язык,
сберёгший в жизненной
свежести дух, который
придаёт
языкустройность, силу, ясность,
целость и красоту, должен
послужить источником и
сокровищницей
для
развития образованной
русской речи» В.И. Даль.
5.
Индивидуальное
Презентация ученика.
Учитель задаёт вопросы:
сообщение о
задание:
В.И.Дале.
1. Что вы узнали из сообщения?
2. Чем вас поразил этот человек?
3. Прочитайте о В.И.Дале в "Толковом словаре русского
языка" С.И. Ожегова. Что нового вы узнали о В.И.Дале?
Обратите внимание, как оформлено лексическое значение
слова.
6.
Знакомство
со
словарями.
Фронтальная работа
ИМЭУ.
Учебник по
Учитель задаёт вопросы и предлагает задания:
русскому языку. Теория. 59
класс. В.В. Бабайцевой. М.:
1. Какие вам известны словари?
2. Откройте ИМЭУ, учебник по русскому языку. Теория. 59
"Дрофа", 2014.
23. слайды презентации.
класс. В.В. Бабайцевой, стр. 4, прочитайте статью о словарях,
сравните перечисленные там книги с тем, что представлено на
11
2
2выставке, сопоставьте с информацией о каждом из них,
расположенной на слайде презентации.
3. Как вы считаете: нужны ли людям словари в современной
жизни? (Ответы: Да, нужны, потому что они помогут в
трудную минуту, помогут выстроить правильную речь,
закрепят обогатят знания. Нет, не нужны, можно обратиться к
Интернету, спросить у взрослых).
Учитель задаёт вопросы:
1. Какие ошибки в словах прозвучали? Как нужно говорить
2
правильно?
2. Какие термины русского языка прозвучали?
2. Что они обозначают?
3. В каких представленных или прозвучавших словарях можно
найти информацию, связанную со словами: орфоэпия,
пунктуация, морфология, синтаксис, этимология, стилистика?
4. Как построена система поиска в поисковой строке в
Интернете? На основе какого словаря? Кто автор?
5. Почему К. Деревянко считает, что словари нужны в нашей
современной жизни? Присоединяетесь ли вы к его мнению?
12
Прослушивание
7.
фрагмента аудиозаписи
Аудиозапись беседы (в
формате мр3)
беседы (в формате мр3)
генерального директора
НП «Родное слово» и
программы «Словари XXI
Константина
века»
Деревянко с ведущей
программы «Русский язык
(16+)» Евгенией Фоминой
на радио «Говорит
Москва».8. Культура речи.
Составление словарной
ИМЭУ.
Учебник по
русскому языку Е.А.
Учитель задаёт вопросы и предлагает задания:
1. Какие вы знаете стили речи? Чем они характеризуются?
6
статьи на основе текстов
разных стилей.
Быстровой. 6 класс. 1 часть.
М.: "Русское слово", 2010.
Какой стиль используется в словарях, энциклопедиях?
2. Откройте в учебнике по русскому языку Е.А.Быстровой. 6
Проблемная ситуация
Объяснительно
иллюстративный
метод
Метод беседы
класс. 1 часть, стр. 31, упр. 28. Прочитайте задание и тексты в
упражнении
"Птицы
книги
(Один
текст
из
России".Определитель(наглядный полевой определитель),
второй из басни "Осёл и соловей" И.А.Крылова отрывок
читает ученик). К какому стилю принадлежат эти
произведения? Почему?
3. Что общего в содержании этих текстов? В чём различие? В
каком из текстов ставится цель сообщить научные сведения, в
каком выразительно описать пение птицы?
4. Прослушайте пение соловья, записанного в формате мр3 и
внимательно рассмотрите репродукцию картины "Поющий
соловей" Арчибальда Торберна, шотландского художника
иллюстратора. (Начинает работать после щелчка по объекту).
5. Устно составьте минисочинение, используя представленный
13материал о соловье, озаглавьте его. Какой стиль будете
использовать?
6. Составьте словарную статью о соловье, запишите её в
тетрадь и прочитайте полученные варианты.
7. Озвучьте и сравните определение слова "соловей" в словарях
С.И. Ожегова и В.И.Даля. В чём вы видите отличия, или их
нет?
Динамическая пауза под музыку (этап физической разрядки). Задача: сменить вид деятельности. Начинает работать
после щелчка по объекту.
Создание проблемной ситуации
9. Повторение материала
по теме "Лексикология"
Групповая работа. Ученики распределяются по 4 группам
ИМЭУ:
1. Учебник по русскому
Фронтальный опрос мостик к групповой работе: " Что вы
знаете о лексике русского языка с точки зрения её активного и
3
4
(Закрепление навыков:
применение полученных
языку М.М. Разумовской, 6
класс, М.: "Дрофа", 2011.
пассивного употребления?" (Активное употребление слова
часто используются в речи; пассивное употребление слова
знаний на практике).
2. Учебник по русскому
языку Е.А.Быстровой.
6
используются в речи редко или вообще не используются
(историзмы и архаизмы), новые слова (неологизмы).
класс. 1 часть. М.: "Русское
слово", 2010.
1 группа "Ударная" (занимается орфоэпией) учебник
"Русский язык" М.М. Разумовской, стр. 72, упр. 163.
Метод наблюдения и
3. Учебник по русскому
Задания: "От данных слов образуйте форму именительного
14исследования
Работа
с
закладками«погонами
в
ИМЭУ
»
исследовательский
метод
В ходе выступлений детей
ребята из других групп
внимательно слушают, где
нужно, по предложению
учителя, дополняют или
исправляют товарищей.
языку Е.А.Быстровой.
7
класс. 1 часть. М.: "Русское
падежа множественного числа, расставьте ударения прямо в
ИМЭУ, используя функцию "Закладки". Проверьте себя по
слово", 2011.
4. Учебник по русскому
орфоэпическому словарю. Произнесите слова вслух без
ошибок".
языку М.Т. Баранова, 6
класс. М.: "Просвещение",
2 группа "Старинастаринушка" (занимается устаревшими
словами) учебник "Русский язык" Е.А.Быстровой, 6 класс,
2015.
стр. 68, упр. 74.
Задания: "Прочитайте отрывки из произведений "Песня про
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова" М.Ю. Лермонтова. Подчеркните устаревшие
слова в ИМЭУ, используя функцию "Закладки", надпишите там
же разряд. Найдите их значение в словаре Ожегова или
В.И.Даля. Запишите в тетрадях архаизмы и через тире
подберите к ним современные синонимы.
группа
3
(занимается
общеупотребительными словами и словами ограниченного
"Происхождение"
употребления, рассматривает иллюстрации, а также работает с
этимологическим словарём и с учебником "Русский язык"
15Е.А.Быстровой, 7 класс, упр. 89, стр.64.
Задания: "Рассмотрите рисунки, как вы думаете откуда
произошли эти слова? На какие 2 группы делятся русские
слова (на исконно русские и заимствованные)?" На какие
разделы и подразделы делится лексика русского языка
(общеупотребительные слова и слова ограниченного
употребления: термины, профессионализмы, диалектизмы,
жаргонизмы). Охарактеризуйте каждую из групп и правильно
разделите слова между ними прямо в учебнике, используя
функцию "Закладки". Как вы думаете родственны ли
этимологически слова "кольцо" и "колесо"? Обратитесь к
"Школьному этимологическому словарю" Н.М. Шанского и
Т.Г. Бобровой, запишите информацию в тетради.
4 группа "Ёмкая фраза" учебник "Русский язык" М.Т.
Баранова, 6 класс, стр. 49, упр. 103 и 104. Прочитайте,
толкование каких фразеологизмов имеется здесь в виду?
Подберите подходящие из слов для справок, запишите над
фразеологизмами,
"Закладки".
используя функцию
16Прокрустово ложе, манна небесная, тришкин кафтан как
возникли данные фразеологизмы? Зачитайте об их
происхождении и поясните толкование,
"Фразеологический
словарь"
Д.Э.
используя
Розенталя,
10. Работа с ноутбуками,
к
подключёнными
"Справочно
1.
информационный портал"
В.В.Краснянского, М.: "Просвещение", 2015.
1 группа работает со "Словарём русских личных имен": более
3000 единиц. Автор Н. А. Петровский. Печатное издание М.:
6
Выход в
Интернету.
Интернет и поиск нужной
Грамота. ру.
Предлагаемые справочно
Русские словари, 2000. © Электронная версия, «Грамота. ру.»,
2002. Находит информацию о 2х именах представителей из
информации учениками из
на портал
4 групп:
информационным порталом
содержат
материалы
своей команды.
2 группа работает со "Словарём сокращений, акронимов,
Грамота.
ру,
"Лингвострановедческий
словарь" Academic.ru,
Словарь паронимов для
ЕГЭ от ФИПИ.
словари русского языка
online: энциклопедические
аббревиатур и сложносоставных слов русского языка".
Составитель А. Лебедев. Нужно найти определение слова
издания; орфографические,
толковые,
ВЛКСМ (к 100летию ВЛКСМ).
3 группа работает с "Лингвострановедческим словарём",
терминологические и другие
словари.
2. "Лингвострановедческий
словарь" Academic.ru,
ищут информацию о слове "комсомол", находят и
пересказывают.
4 группа работает со "Словарём паронимов для ЕГЭ от
ФИПИ", дети считывают информацию о паронимах "надеть" и
17"одеть".
создан компанией «Центр
Телекоммуникаций».
3. Словарь паронимов для
ЕГЭ от ФИПИ.
11.Закрепление
материала.
Решение заданий в форме
тестов по повторенным
Дети выполняют задания по вариантам в виде тестов на
раздаточных листах.
3
разделе
темам
"Лексикология". Ответы на
в
Метод
слайде презентации.
самостоятельной
работы с последующей
самопроверкой
12. Составление кластера
"Могущество словаря".
Затем производится последующая взаимопроверка в паре за
партой по информации со слайда презентации, подготовленной
учителем, и выставление оценок друг другу учащимися.
Учащиеся сообщают учителю результаты данных тестов,
которые учитывается при выставлении оценок за урок.
Оформление на доске
лучами
"солнышка",
Учитель задаёт вопросы:
1. Для чего современному человеку нужны словари, кто их
6
которого служат ответы
ребят.
авторысоставители?
2. Какие типы словарей вы знаете?
3. Какие темы мы сегодня с вами повторили и закрепили, и они
же находят своё выражение, подтверждение в современных
1813. Заключение. Выводы
по теме.
Слайд презентации.
русских словарях.
4. Запишите примеры терминов (12 слова). Подписывают и
вывешивают на доске ребята из 3 группы.
Задание:
По середине доски висит словосочетание "Могущество
словаря", а вы должны на специально приготовленных
полосках бумаги записать ответы на вопросы и прикрепить
возле надписи по группам.
4 представителя от групп формулируют связный ответ,
используя слова и словосочетания оформленного на доске
кластера.
Общий вывод делает учитель.
Почему современному человеку необходимы словари?
2
1. В словарях концентрируется национальная система
понятий, терминов, смыслов и норм, направленная на развитие
культурной и языковой картины мира человека.
2. Словари необходимы для исторического самопознания
и самоописания народа, включая осмысление современной
истории и культуры.
19
3.
Словари открывают простор творческому
словообразованию, расширению возможностей языка, являются
источником верного понимания и интерпретации смыслов
текстов художественных произведений и учебников, стихов и
научных монографий.
4. Словарь завершает собой и одновременно предвосхищает
множество книг, подводит итог развитию языка и
прокладывает ему пути в будущее. 5. Разнообразные словари:
алфавитные и идеографические, цитат и синонимов, терминов
и метафор, фразеологизмов и неологизмов, абстрактных
понятий и повседневных реалий, профессиональные и
жаргонные образуют систему координат всех мыслительных
процессов человека. Без словарей человечеству невозможно
выжить, как нельзя ему выжить без слов.
А для чего всё это? Словари, знания, русский язык? По моему
мнению, лучше всех об этом сказал великий русский
лексикограф и писатель В.И.Даль (1801–1872) создатель
«Толкового словаря живого великорусского языка». Ежегодно
2022 ноября мы отмечаем день рождения Владимира Даля, и в
этот день празднуем День словаря. Поэтому сегодняшний урок
я хочу закончить его словами: «Живой народный язык,
сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку
стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен
послужить источником и сокровищницей для развития
образованной русской речи».
Рефлексия «Оцени себя на уроке»
Задача этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке
14. Объявление учителем
Слайд презентации.
Учитель организует самостоятельную работу и самооценку
2
оценок за урок.
результатов работы учащимися.
Ребята составляют фразы, характеризующие их работу на
уроке по трём направлениям.
Урок:
1. интересно;
2. скучно;
3. безразлично.
Я на уроке:
211. работал;
2. отдыхал;
3. помогал другим.
Итог:
1.понял материал;
2.узнал, больше, чем знал;
15. Домашнее задание
Слайд презентации.
3. не понял.
Придумать и сделать памятку, или открытку, или буклет, или
брошюру о пользе словарей в современном мире.
1
2223Заключение – выводы
Проведение мероприятий подобного плана является средством
продвижения русского языка как государственного языка Российской
Федерации и как языка межнационального общения народов России, служит
поддержкой в преподавании русского языка и литературы на разных уровнях
и ступенях в системе образования. Необходимо отметить, что происходит
формирование мотивации изучения русского языка как государственного
На уроках оптимизируется развитие
языка Российской Федерации.
речевой деятельности учащихся в условиях внедрения пособий по
грамматике, справочников, словарей, содержащих нормы современного
русского литературного языка как государственного языка Российской
Федерации, а также используются современные информационные технологии
в обучении русскому языку и литературе.
И хотя ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003) снят с производства,
мы с детьми используем его в работе на уроках и дома. А многообразие
заданий, представленных различными авторами учебников по русскому языку
и литературе, позволяет сделать наши занятия более глубокими и
интересными.
Считаю, что знания, полученные в ходе таких уроков, посвящённых
лексикологии и изучению словарей, особенно пригодятся при подготовке к
конкурсам в сфере русского языка и литературы, научных проектов,
олимпиад, сочинений, понадобятся при решении заданий на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Список использованной литературы
Учебники в ИМЭУ:
1. Учебник по русскому языку. Теория. 59 класс. В.В. Бабайцевой, М.:
"Дрофа", 2014.
2. Учебник по русскому языку Е.А. Быстровой. 6 класс. 1 часть. М.: "Русское
слово", 2010.3. Учебник по русскому языку М.М. Разумовской, 6 класс, М.: "Дрофа", 2011.
Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой. 6 класс. 1 часть. М.: "Русское
слово", 2010.
4. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой. 7 класс. 1 часть. М.: "Русское
слово", 2011.
5. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, 6 класс. М.: "Просвещение",
2013.
Учебник в бумажном виде:
1. Учебник по русскому языку Л.М. Рыбченковой. 6 класс. (I часть) М:
"Просвещение", 2012.
Словари, с которыми работали дети:
1. "Словарь фразеологизмов" Д.Э. Розенталя, В.В.Краснянского М.:
"Просвещение", 2015.
2. "Словарь русских личных имен": более 3000 единиц. Автор
Н. А. Петровский. Печатное издание М.: "Русские словари", 2012.
3. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова М: "АЗЪ", 2001.
Электронные ресурсы:
1. "Справочноинформационный портал" Грамота. ру.
Предлагаемые справочноинформационным порталом материалы содержат
словари русского языка online:
орфографические, толковые, терминологические и другие словари.
2. "Лингвострановедческий словарь" Academic.ru, создан компанией «Центр
Телекоммуникаций».
энциклопедические издания;
3. Словарь паронимов для ЕГЭ от ФИПИ.
4. "Словарь русских личных имен": более 3000 единиц. Автор
Н. А. Петровский. © Электронная версия, «Грамота. ру.», 2002.
255. День словаря РФ. http://деньсловаря.рф/%D0%B4%D0%B5%D0%BD
%D1%8C%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F
20172/
Приложение
I. Презентация, сопровождающая процесс урока (в электронном
виде).
II. Фрагмент аудиозаписи беседы (в формате мр3) генерального директора
НП «Родное слово» и программы «Словари XXI века» Константина
Деревянко с ведущей программы «Русский язык (16+)» Евгенией Фоминой на
радио «Говорит Москва».
III. Аудиозапись трели соловья в формате мр3.
IV. Раздаточный материал для работы в группах.
1. Сопроводительные карты.
9 пункт конспекта урока. Повторение материала по теме "Лексикология".
1 группа "Ударная"
Задания: "От данных слов образуйте форму именительного падежа
множественного числа, расставьте ударения прямо в ИМЭУ, используя
функцию "Закладки". Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Произнесите слова вслух без ошибок".
2 группа "Старинастаринушка"
Задания: "Прочитайте отрывки из произведений "Песня про Ивана
Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю.
Лермонтова. Подчеркните устаревшие слова в ИМЭУ, используя функцию
"Закладки", надпишите нам же разряд. Найдите их значение в словаре
26Ожегова или В.И.Даля. Запишите в тетрадях архаизмы и через тире подберите
к ним современные синонимы.
3 группа "Происхождение"
3 группа "Происхождение" (занимается общеупотребительными словами и
словами ограниченного употребления, рассматривает иллюстрации, а также
работает с этимологическим словарём и с учебником "Русский язык"
Е.А.Быстровой, 7 класс, упр. 89, стр.64.
Задания: "Рассмотрите рисунки, как вы думаете откуда произошли эти слова?
На какие 2 группы делятся русские слова (на исконно русские и
заимствованные)?" На какие разделы и подразделы делится лексика русского
языка (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления:
термины, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы). Охарактеризуйте
каждую из групп и правильно разделите слова между ними прямо в учебнике,
используя функцию "Закладки". Как вы думаете родственны ли
этимологически слова "кольцо" и "колесо"? Обратитесь к "Школьному
этимологическому словарю" Н.М. Шанского и Т.Г. Бобровой, запишите
информацию в тетради.
274 группа "Ёмкая фраза"
Прочитайте, толкование каких фразеологизмов имеется здесь ввиду?
Подберите подходящие из слов для справок, запишите над фразеологизмами,
используя функцию "Закладки". Прокрустово ложе, манна небесная, тришкин
кафтан как возникли данные фразеологизмы? Зачитайте об их
происхождении и поясните толкование, используя "Фразеологический
словарь" Д.Э. Розенталя, В.В.Краснянского, М.: "Просвещение", 2015.
10 пункт конспекта урока. Работа с ноутбуками, подключёнными к
Интернету.
1 группа работает со "Словарём русских личных имен": более 3000 единиц.
Автор Н. А. Петровский. Печатное издание М.: Русские словари, 2000. ©
Электронная версия, «Грамота. ру.», 2002. Находит информацию о 2х именах
представителей из своей команды.
282 группа работает со "Словарём сокращений, акронимов, аббревиатур
и сложносоставных слов русского языка". Составитель А. Лебедев. Нужно
найти определение слова ВЛКСМ ( к 100летию ВЛКСМ).
3 группа работает с "Лингвострановедческим словарём", ищут информацию
о слове "комсомол", находят и пересказывают.
4 группа работает со "Словарём паронимов", дети считывают информацию о
паронимах "надеть" и "одеть".
3. Пример тестовых заданий (2 варианта).
Тест
1 вариант
1. В каком случае употреблено слово с индивидуальноавторским
переносным
значением?
1. Глубокие знания
2. Мягкий характер
3. Глухая ночь
4. Седой туман
2. В каком словосочетании есть народнопоэтический эпитет?
1. Красный цветок
2. Красная ткань
3. Красная девица
4. Красная краска
3. В каком случае значение устаревшего слова определено неправильно?
1. Десница правая рука
2. Ланиты щёки
3. Выя тело
4. Чело лоб
4. Какое слово является по происхождению старославянским и почему?
1. Голова
2. Время
3. Сторож
4. Серебро
5. Какое из слов относится разряду высоких?
1. Смелый
2. Храбрый
3. Отчаянный
4. Дерзновенный
6. Какое из слов относится к разряду сниженных?
291. Есть
2. Кушать
3. Вкушать
4. Жрать
7. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?
1. Лодырь, ленивый, бездельничать
2. Маленький, малец, шествовать
3. Сгущёнка, малюсенький, очи
4. Вредный, вредничать, глупец
8. Какое из фразеологизмов относится к разряду книжных?
1. Попасть впросак
2. Перейти Рубикон
3. Точить лясы
4. Как свои пять пальцев
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда
необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.
2. ДОПОЛНИТЬ описание новыми подробностям не составило труда.
3. С огромной ВЫГОДОЙ для себя он совершил не одну сделку.
4. Игорь пошёл в тренажёрный зал только с одной целью: НАРАСТИТЬ
мускулы.
10. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы узнать род
существительных: визави, протеже?
1. Словарём омонимов
2. Толковым словарём русского языка
3. Фразеологическим словарём
4. Словарём антонимов
Тест
2 вариант
1. В каком случае употреблено слово с индивидуальноавторским
переносным значением?
1. Седой туман
2. Мягкий характер
3. Глубокие знания
4. Глухая ночь
2. В каком словосочетании есть народнопоэтический эпитет?
1. Красная девица
302. Красный цветок
3. Красная краска
4. Красная ткань
3. В каком случае значение устаревшего слова определено неправильно?
1. Выя тело
2. Ланиты щёки
3. Чело лоб
4. Десница правая рука
4. Какое слово является по происхождению старославянским и почему?
1. Сторож
2. Серебро
3. Голова
4. Время
5. Какое из слов относится разряду высоких?
1. Отчаянный
2. Храбрый
3. Дерзновенный
4. Смелый
6. Какое из слов относится к разряду сниженных?
1. Вопить
2. Говорить
3. Сказать
4. Глаголить
7. В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?
1. Сгущёнка, малюсенький, очи
2. Маленький, малец, шествовать
3. Вредный, вредничать, глупец
4. Лодырь, ленивый, бездельничать
8. Какие из фразеологизмов относятся к разряду книжных?
1. Попасть впросак
2. Как свои пять пальцев
3. Авгиевы конюшни
4. Перейти Рубикон
9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено
выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к
выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
1. Вдруг сильный толчок ВСТРЯХИВАЕТ машину... В кузове все валится на
пол.
2. Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами
и берёзовыми лесочками.
313. Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была
честность.
4. Быстрым порывистым движением она ВСТРЯХНУЛА длинной косой с
заплетёнными в неё яркими бантами.
10. Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выбрать верный
вариант: пускать пыль в глаза или пустить пылью в глаза?
1. Толковым словарём русского языка
2. Орфоэпическим словарём
3. Словарём иностранных слов
4. Фразеологическим словарём
32