«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».
Оценка 4.7

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—9 кл
17.02.2019
«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».
Урок русского языка в 6 классе по теме «Словарь - сокровищница для образованной русской речи» был осуществлён с применением ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003). Данное занятие может быть заключительной темой в 6 классе после раздела "Лексикология" и в начале или конце учебного года при повторении подобных тем в 7 классе. Использование ИМЭУ, ИКТ, словарей, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один-пять компьютеров в рабочей зоне класса» позволили сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать интересные для ребят формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала в разнообразных словарных статьях, выбирать задания разного уровня сложности.
Международный сборник разработок.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Международный сборник разработок «Педагогический опыт: теория и практика» 1. Название работы и тема урока: «Разработка урока по русскому языку с применением   ИМЭУ,   с   использованием   словарей   на   тему:   «Словарь   ­ сокровищница для образованной русской речи». 2. Вид методической разработки: конспект урока по русскому языку. 3. Место и год создания: г. Светлый, обл. Калининградская, 2018 год. 4.   Автор:  Светлана   Рудольфовна   Судакова,   учитель   русского   язык   и литературы. 5. Возрастная категория (класс) обучающихся: учащиеся 6­7 классов. 6. Предметная область: русский язык.  7. Тип урока: «Урок отработки умений и рефлексии». 8.  Программа:  программа   по   русскому   языку   для   6­7   классов   основного общего   образования,   составленная   на   основе   федерального   компонента государственного   стандарта   под   редакцией   Л.М.   Рыбченковой,   О.М. Алексндровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича  – М.: Просвещение, 2016. Содержание (оглавление) 1. Введение ............................................................................. 3­6 2. Основная часть ................................................................... 7­21 3. Заключение ......................................................................... 22 4. Список использованных ресурсов  .................................. 22­23 5. Приложение ....................................................................... 24­29 2 Введение Как  не скользить взглядом по тексту, а вдумчиво читать и усваивать прочитанное   с   помощью   закладок,   заметок   на   полях,   подчёркиваний?   Как сравнивать учебники разных авторов по одному предмету для шестого или восьмого,   скажем,   класса?   Как   школьнику   шестого   класса   представить перспективу, заглянув в учебник для седьмого и даже восьмого класса? Или с позиции девятиклассника вспомнить правила прошлых лет? Да мало ли задач позволяет поставить большая библиотека учебных материалов на маленьком устройстве,   которое   находится   с   детьми   повсюду   и   позволяет   учиться   в любую свободную минуту... Урок русского языка в 6 классе по теме «Словарь ­ сокровищница для образованной русской речи» был осуществлён с применением ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003). Данное занятие может быть заключительной темой в 6 классе после раздела "Лексикология" и в начале или конце учебного года при   повторении   подобных   тем   в   7   классе.   Использование   ИМЭУ,   ИКТ, словарей, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один­пять компьютеров   в   рабочей   зоне   класса»   позволили   сделать   учебный   процесс личностно­ориентированным,   использовать   интересные   для   ребят   формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала в разнообразных   словарных   статьях,   выбирать   задания   разного   уровня сложности. Цели: а)  деятельностные:  формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно­контрольного   типа   и   реализации   коррекционной   нормы (фиксирование   собственных   затруднений   в   деятельности,   выявление   их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).  3 развивать   навыки   работы   с   ИМЭУ,   со   словарями,   на   современных • словарных сайтах в Интернете; • • повторить изученный материал раздела "Лексикология"; обосновывать   правильность   выбора   лексики   русского   языка   с   точки зрения   её   активного   и   пассивного   употребления,   при   этом   используя орфоэпические нормы, имея ввиду происхождение слов, а также обозначение источников фразеологизмов нейтральных и стилистически окрашенных. б) содержательные: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.; • способствовать   активизации   мыслительной   деятельности   учащихся   с помощью проблемных заданий; • формировать орфографическую зоркость, речевую культуру; развивать познавательный интерес к языку, к информации, собранной в • словарях;  • • расширять кругозор обучающихся; воспитывать   любовь   к   русскому   языку   через   анализ   материала, связанного с деятельностью известных составителей словарей. а) предметные: Задачи: повторить темы "Орфоэпия", "Этимология", "Лексика русского языка с • точки зрения её активного и пассивного употребления", "Фразеологизмы"; • развивать навыки в определении и разграничении архаизмов, историзмов и   неологизмов,   а   также   диалектизмов,   профессионализмов   и   жаргонизмов, источников фразеологизмов; • стимулировать обучающихся к самостоятельной работе со словарями с целью получения нового личностного опыта. б) метапредметные: • совершенствовать   умения   нахождения   изучаемых   вышеперечисленных терминов   в   текстах,   на   слух,   правильно   использовать   их   при   составлении 4 творческих работ в тестовых заданиях, которые пригодятся на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. в) личностные: •  формировать уважительного отношения к чужому мнению; •  развивать умения оценивать результаты собственной деятельности. г) регулятивные:   уметь   обнаруживать   и   формировать   проблему   с   помощью   учителя, • выдвигать версии самостоятельно. д) коммуникативные: • излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая фактами. выяснить, каково было значение глагола в старославянском языке. ж) познавательные: • Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. УУД: а) личностные: • положительное отношение к учебной деятельности; • • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; способность самооценки своих действий. б) коммуникативные: • выражение своих мыслей, аргументация своего мнения; • умение слушать и понимать речь других. в) регулятивные: • • обнаружение проблемы с помощью учителя; выдвижение версии самостоятельно. г) познавательные:  • воспроизведение   по   памяти   информацию,   необходимой   для   решения учебной задачи; 5 • •  преобразование информации из одной формы в другую; оценка процесса и результатов деятельности. Методы работы: •   словесно­наглядные методы в подаче учебного материала (экранное искусство ­ сопровождение урока видеорядом созданным в программе Power Point); • поисковый метод; • практическая деятельность обучающихся: работа с Интерент – ресурсами, составление плана ответа по видам словарей;   • методы   стимулирования   и   мотивации   обучающихся   (приемы: поисковая деятельность, создание ситуации успеха, выполнение творческого задания); • методы   работы   в   группах   (работа   с   Интернет   –   ресурсами, распределение типов словарей, выдвижение лидера группы для ответа). Формы работы: • фронтальный   опрос,   групповая   работа,   повторение   учебного материала,   составление   ответа   о   типах   словарей   (работа   в   группах), самостоятельная работа в оценочных листах. Оборудование: •                    ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003); компьютер учителя, подключённый   к   Интернету;   словари,   ЖК   телевизор;   4   ноутбука, подключённых к Интернету; презентации; фрагмент аудиозаписи беседы (в формате   мр3)   генерального   директора   НП   «Родное   слово»   и   программы «Словари XXI века» Константина Деревянко с ведущей программы «Русский язык (16+)» Евгенией Фоминой на радио «Говорит Москва»; пение соловья в формате   мр3;   репродукция   картины   "Поющий   соловей"  Арчибальда Торберна, шотландского художника­иллюстратора. Ожидаемый результат: 6 •        повторение и закрепление основных понятий в теме "Лексикология"; •        повышение мотивации к работе со словарями русского языка; оценивание процесса и результатов деятельности; •        расширение кругозора обучающихся, закрепление старых и появление новых знаний о слове, словарях и их составителя 7 Основная часть Ход урока ЭТАП УРОКА 1.   Организационный момент.       2.   Проверка   домашнего задания:   упражнение   № 214. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ, СЛОВАРИ, ЭОР, ИМЭУ Приветствие учащихся: ­   Добрый   день,   ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Надеюсь,   что   сегодня   мы   с вами активно поработаем. Учебник по русскому языку Л.М. Рыбченковой. 6 класс. ­М: (I  часть).   ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ Здороваются, настраиваются на работу. ВРЕ МЯ 1 Работа   на   доске:  на   перемене   в   заготовленную   таблицу,   в 1 соответствующие   колонки,   3   человека   из   класса   вписывают   книжные, стилистически   окрашенные   фразеологизмы: "Просвещение",   2012,   упр. 214, стр. 109. разговорные и просторечные. После звонка на уроке остальные учащиеся проверяют:  ­ правильность выполнения этого задания,  ­ комментируют написанное, 3. Повторение.   Задача:   подготовить "Словарь   фразеологизмов" Розенталя, Д.Э.   ­ зачитывают значения фразеологизмов.   Учитель задаёт вопросы:  1.   Ребята,   как   вы   растолковали   значение   фразеологизмов? 2 эмоциональный   настрой для восприятия материала В.В.Краснянского.   "Просвещение", 2015.    ­   М.: (Ответы: мама сказала, бабушка поведала, взяли материал из "Словаря фразеологизмов").   по пройденных повторению тем     (мотивация деятельности).  учебной Исследовательский метод 2.   Посмотрите   на   нашу   выставку   "Словарей".   Вот Розенталя, "Фразеологический словарь" Д.Э.       В.В.Краснянского,  ­ М.: "Просвещение", 2015. 3. Кроме определения этих выражений, что ещё находится в нём? (Ответ: толкование, ударение, этимология, историческая справка, стилистическая характеристика). 4.   И   теперь   мы   подходим   к   теме,   целям   и   задачам   нашего урока,   который   называется   «Словарь   ­   сокровищница   для образованной русской речи». 9 4. Работа с эпиграфами: а)   «…и   русская   наука, словесность, всё общество будут   иметь   памятник, достойный народа, величия   будут   вполне   обладать   произведением, которое составит предмет 1 слайд презентации. Учитель задаёт вопросы:  1. Как вы понимаете эти слова? О чём говорят эти люди? 2 2. Чем мы можем гордиться? 3. Для чего нам нужны словари? 4. Кто родился в День словаря? 5. Кто такой Владимир Иванович Даль?   нашей А.А.Котляревский. гордости» б)   "Словарь   –   это   не просто   книга, это   «Вселенная в алфавитном порядке» А. Франс.  в) «Живой народный язык, сберёгший   в   жизненной свежести   дух,   который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить   источником   и сокровищницей для   развития   образованной русской речи» В.И. Даль. 5. Индивидуальное   Презентация ученика. Учитель задаёт вопросы:    сообщение   о задание: В.И.Дале. 1. Что вы узнали из сообщения? 2. Чем вас поразил этот человек? 3.   Прочитайте   о   В.И.Дале   в   "Толковом   словаре   русского языка"   С.И.   Ожегова.   Что   нового   вы   узнали   о   В.И.Дале? Обратите   внимание,   как   оформлено   лексическое   значение слова. 6.   Знакомство   со словарями. Фронтальная работа ИМЭУ.   Учебник   по Учитель задаёт вопросы и предлагает задания:  русскому языку. Теория. 5­9 класс. В.В. Бабайцевой. М.: 1. Какие вам известны словари?  2. Откройте ИМЭУ, учебник по русскому языку. Теория. 5­9 "Дрофа", 2014. 2­3. слайды презентации.  класс. В.В. Бабайцевой, стр. 4, прочитайте статью о словарях, сравните перечисленные там книги с тем, что представлено на 11 2 2 выставке,   сопоставьте   с   информацией   о   каждом   из   них, расположенной на слайде презентации. 3. Как вы считаете: нужны ли людям словари в современной жизни?   (Ответы:   Да,   нужны,   потому   что   они   помогут   в трудную   минуту,   помогут   выстроить   правильную   речь, закрепят обогатят знания. Нет, не нужны, можно обратиться к Интернету, спросить у взрослых). Учитель задаёт вопросы:  1. Какие  ошибки  в  словах   прозвучали?  Как  нужно  говорить 2 правильно? 2. Какие термины русского языка прозвучали? 2. Что они обозначают? 3. В каких представленных или прозвучавших словарях можно найти   информацию,   связанную   со   словами:   орфоэпия, пунктуация, морфология, синтаксис, этимология, стилистика? 4.   Как   построена   система   поиска   в   поисковой   строке   в Интернете? На основе какого словаря? Кто автор? 5. Почему К. Деревянко считает, что словари нужны в нашей современной жизни? Присоединяетесь ли вы к его мнению? 12   Прослушивание 7. фрагмента   аудиозаписи Аудиозапись   беседы   (в формате мр3) беседы   (в   формате   мр3) генерального   директора НП   «Родное   слово»   и программы «Словари XXI   Константина века» Деревянко   с   ведущей программы «Русский язык (16+)» Евгенией Фоминой на   радио   «Говорит Москва». 8. Культура речи. Составление   словарной ИМЭУ.   Учебник   по русскому   языку   Е.А. Учитель задаёт вопросы и предлагает задания:  1.   Какие   вы   знаете   стили   речи?   Чем   они   характеризуются? 6 статьи   на   основе   текстов разных стилей. Быстровой. 6 класс. 1 часть. М.: "Русское слово", 2010. Какой стиль используется в словарях, энциклопедиях? 2. Откройте в учебнике по русскому языку Е.А.Быстровой. 6 Проблемная ситуация Объяснительно­ иллюстративный метод Метод беседы класс. 1 часть, стр. 31, упр. 28. Прочитайте задание и тексты в упражнении   "Птицы   книги   (Один   текст   из России".Определитель(наглядный   полевой   определитель), второй   из   басни   "Осёл   и   соловей"   И.А.Крылова   ­   отрывок читает   ученик).   К   какому   стилю   принадлежат   эти произведения? Почему? 3. Что общего в содержании этих текстов? В чём различие? В каком из текстов ставится цель сообщить научные сведения, в каком ­ выразительно описать пение птицы? 4. Прослушайте пение соловья, записанного в формате мр3 и внимательно   рассмотрите   репродукцию   картины   "Поющий соловей"  Арчибальда  Торберна,   шотландского   художника­ иллюстратора. (Начинает работать после щелчка по объекту). 5. Устно составьте мини­сочинение, используя представленный 13 материал   о   соловье,   озаглавьте   его.   Какой   стиль   будете использовать? 6.   Составьте   словарную   статью   о   соловье,   запишите   её   в тетрадь и прочитайте полученные варианты. 7. Озвучьте и сравните определение слова "соловей" в словарях С.И. Ожегова и В.И.Даля. В чём вы видите отличия, или их нет? Динамическая пауза под музыку (этап физической разрядки). Задача: сменить вид деятельности. Начинает работать после щелчка по объекту.         Создание проблемной ситуации 9.   Повторение   материала по теме "Лексикология"                                     Групповая работа. Ученики распределяются по 4 группам ИМЭУ:   1.   Учебник   по   русскому Фронтальный  опрос  ­ мостик  к  групповой  работе: " Что  вы знаете о лексике русского языка с точки зрения её активного и 3 4 (Закрепление   навыков: применение   полученных языку  М.М.  Разумовской, 6 класс, М.: "Дрофа", 2011.  пассивного   употребления?"   (Активное   употребление   ­   слова часто   используются   в  речи;   пассивное   употребление  ­   слова знаний на практике).   2.   Учебник   по   русскому языку   Е.А.Быстровой.   6 используются   в   речи   редко   или   вообще   не   используются (историзмы и архаизмы), новые слова (неологизмы). класс. 1 часть. М.: "Русское слово", 2010. 1   группа  "Ударная"   (занимается   орфоэпией)   ­   учебник "Русский язык" М.М. Разумовской, стр. 72, упр. 163.  Метод   наблюдения   и 3.   Учебник   по   русскому Задания:   "От   данных   слов   образуйте   форму   именительного 14 исследования Работа с закладками­«погонами   в   ИМЭУ   »   исследовательский ­ метод В ходе выступлений детей ребята   из   других   групп внимательно слушают, где нужно,   по   предложению учителя,   дополняют   или исправляют товарищей. языку   Е.А.Быстровой.   7 класс. 1 часть. М.: "Русское падежа  множественного  числа,  расставьте  ударения  прямо  в ИМЭУ,   используя   функцию   "Закладки".   Проверьте   себя   по слово", 2011. 4.   Учебник   по   русскому орфоэпическому   словарю.   Произнесите   слова   вслух   без ошибок". языку   М.Т.   Баранова,   6 класс.   М.:   "Просвещение", 2   группа  "Старина­старинушка"   (занимается   устаревшими словами)   ­ учебник "Русский язык" Е.А.Быстровой, 6 класс, 2015. стр. 68, упр. 74. Задания:   "Прочитайте   отрывки   из   произведений   "Песня   про Ивана   Васильевича,   молодого   опричника   и   удалого   купца Калашникова"   М.Ю.   Лермонтова.   Подчеркните   устаревшие слова в ИМЭУ, используя функцию "Закладки", надпишите там же   разряд.   Найдите   их   значение   в   словаре   Ожегова   или В.И.Даля.   Запишите   в   тетрадях   архаизмы   и   через   тире подберите к ним современные синонимы. группа  3   (занимается общеупотребительными   словами   и   словами   ограниченного "Происхождение"       употребления, рассматривает иллюстрации, а также работает с этимологическим   словарём   и   с   учебником   "Русский   язык" 15 Е.А.Быстровой, 7 класс, упр. 89, стр.64. Задания:   "Рассмотрите   рисунки,   как   вы   думаете   откуда произошли   эти   слова?   На   какие   2   группы   делятся   русские слова   (на   исконно   русские   и   заимствованные)?"   На   какие разделы   и   подразделы   делится   лексика   русского   языка (общеупотребительные   слова   и   слова   ограниченного употребления:   термины,   профессионализмы,   диалектизмы, жаргонизмы). Охарактеризуйте каждую из групп и правильно разделите   слова   между   ними   прямо   в   учебнике,   используя функцию   "Закладки".   Как   вы   думаете   родственны   ли этимологически   слова   "кольцо"   и   "колесо"?   Обратитесь   к "Школьному   этимологическому   словарю"   Н.М.   Шанского   и Т.Г. Бобровой, запишите информацию в тетради. 4   группа  "Ёмкая   фраза"   ­   учебник   "Русский   язык"   М.Т. Баранова,   6   класс,   стр.   49,   упр.   103   и   104.   Прочитайте, толкование   каких   фразеологизмов   имеется   здесь   в   виду? Подберите   подходящие   из   слов   для   справок,   запишите   над фразеологизмами, "Закладки".   используя   функцию   16 Прокрустово   ложе,   манна   небесная,   тришкин   кафтан   ­   как возникли   данные   фразеологизмы?   Зачитайте   об   их происхождении   и   поясните   толкование, "Фразеологический   словарь"     Д.Э.   используя Розенталя, 10.  Работа   с  ноутбуками, к подключёнными     "Справочно­ 1. информационный   портал"   ­ В.В.Краснянского,  ­ М.: "Просвещение", 2015. 1 группа ­ работает со "Словарём русских личных имен": более 3000 единиц. Автор Н. А. Петровский. Печатное издание М.: 6   Выход   в Интернету. Интернет и поиск нужной Грамота. ру. Предлагаемые   справочно­ Русские словари, 2000. © Электронная версия, «Грамота. ру.», 2002. Находит информацию о 2­х именах представителей из информации учениками из   на   портал 4   групп: информационным   порталом содержат материалы   своей команды. 2   группа  ­   работает   со   "Словарём   сокращений,   акронимов, Грамота.   ру, "Лингвострановедческий словарь"   ­  Academic.ru, Словарь   паронимов   для ЕГЭ от ФИПИ.  словари   русского   языка online:   энциклопедические аббревиатур   и сложносоставных   слов   русского   языка". Составитель   А.   Лебедев.   Нужно   найти   определение   слова издания;   орфографические, толковые, ВЛКСМ (к 100­летию ВЛКСМ). 3   группа  ­   работает   с   "Лингвострановедческим   словарём", терминологические и другие словари. 2.  "Лингвострановедческий словарь"   ­  Academic.ru, ищут   информацию   о   слове   "комсомол",   находят   и пересказывают. 4   группа  ­   работает   со   "Словарём   паронимов   для   ЕГЭ   от ФИПИ", дети считывают информацию о паронимах "надеть" и 17 "одеть". создан  компанией   «Центр Телекоммуникаций». 3.   Словарь   паронимов   для ЕГЭ от ФИПИ. 11.Закрепление материала. Решение   заданий   в   форме тестов   по   повторенным Дети   выполняют   задания   по   вариантам  в   виде   тестов   на раздаточных листах.  3     разделе темам "Лексикология".   Ответы   на в Метод слайде презентации. самостоятельной работы   с   последующей самопроверкой 12.  Составление   кластера "Могущество словаря".  Затем   производится   последующая   взаимопроверка  в   паре   за партой по информации со слайда презентации, подготовленной учителем, и выставление оценок друг другу учащимися.  Учащиеся   сообщают   учителю   результаты  данных   тестов, которые учитывается при выставлении оценок за урок. Оформление   на   доске лучами "солнышка",   Учитель задаёт вопросы: 1.   Для   чего   современному   человеку   нужны   словари,   кто   их 6 которого   служат   ответы ребят. авторы­составители? 2. Какие типы словарей вы знаете? 3. Какие темы мы сегодня с вами повторили и закрепили, и они же   находят   своё   выражение,   подтверждение   в   современных 18 13.   Заключение.   Выводы по теме. Слайд презентации. русских словарях. 4.   Запишите   примеры   терминов   (1­2   слова).   Подписывают   и вывешивают на доске ребята из 3 группы. Задание:  По   середине   доски   висит   словосочетание   "Могущество словаря",   а   вы   должны   на   специально   приготовленных полосках   бумаги   записать   ответы   на   вопросы   и   прикрепить возле надписи по группам. 4   представителя   от   групп   формулируют   связный   ответ, используя   слова   и   словосочетания   оформленного   на   доске кластера. Общий вывод делает учитель. Почему современному человеку необходимы словари? 2   1.   В   словарях   концентрируется   национальная   система понятий, терминов, смыслов и норм, направленная на развитие культурной и языковой картины мира человека.  2. Словари необходимы для исторического самопознания и   самоописания   народа,   включая   осмысление   современной истории и культуры.  19  3.   Словари   открывают   простор   творческому словообразованию, расширению возможностей языка, являются источником   верного   понимания   и   интерпретации   смыслов текстов художественных произведений и учебников, стихов и научных монографий. 4.   Словарь   завершает   собой   и   одновременно   предвосхищает множество   книг,   подводит   итог   развитию   языка   и прокладывает ему пути в будущее. 5. Разнообразные словари: алфавитные и идеографические, цитат и синонимов, терминов и   метафор,   фразеологизмов   и   неологизмов,   абстрактных понятий   и   повседневных   реалий,   профессиональные   и жаргонные   образуют   систему   координат   всех   мыслительных процессов   человека.   Без   словарей   человечеству   невозможно выжить, как нельзя ему выжить без слов.  А для чего всё это? Словари, знания, русский язык? По моему мнению,   лучше   всех   об   этом   сказал   великий   русский лексикограф   и   писатель   В.И.Даль   (1801–1872)   ­   создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Ежегодно 20 22 ноября мы отмечаем день рождения Владимира Даля, и в этот день празднуем День словаря. Поэтому сегодняшний урок я   хочу   закончить   его   словами:   «Живой   народный   язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность,   силу,   ясность,   целость   и   красоту,   должен послужить   источником   и   сокровищницей   для   развития образованной русской речи». Рефлексия «Оцени себя на уроке»                  Задача этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке 14.   Объявление   учителем Слайд презентации. Учитель   организует   самостоятельную   работу   и   самооценку 2 оценок за урок. результатов работы учащимися. Ребята   составляют   фразы,   характеризующие   их   работу   на уроке по трём направлениям. Урок: 1. интересно; 2. скучно; 3. безразлично. Я на уроке: 21 1. работал; 2. отдыхал; 3. помогал другим. Итог: 1.понял материал; 2.узнал, больше, чем знал; 15. Домашнее задание Слайд презентации. 3. не понял. Придумать и сделать памятку, или открытку, или буклет, или брошюру о пользе словарей в современном мире. 1 22 23 Заключение – выводы Проведение   мероприятий   подобного   плана   является   средством продвижения   русского   языка   как   государственного   языка   Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, служит поддержкой в преподавании русского языка и литературы на разных уровнях и ступенях  в  системе  образования. Необходимо  отметить, что  происходит формирование   мотивации   изучения   русского   языка   как   государственного На   уроках   оптимизируется   развитие языка Российской Федерации.  речевой   деятельности   учащихся   в   условиях   внедрения   пособий   по грамматике,   справочников, словарей,   содержащих   нормы   современного русского   литературного   языка   как   государственного   языка   Российской Федерации, а также используются современные информационные технологии в обучении русскому языку и литературе.  И хотя ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003) снят с производства, мы   с   детьми   используем   его   в   работе   на   уроках   и   дома.   А   многообразие заданий, представленных различными авторами учебников по русскому языку и   литературе,   позволяет   сделать   наши   занятия   более   глубокими   и интересными.   Считаю,   что   знания,   полученные   в   ходе   таких   уроков,   посвящённых лексикологии и изучению словарей, особенно пригодятся при подготовке к конкурсам   в   сфере   русского   языка   и   литературы,   научных   проектов, олимпиад, сочинений, понадобятся при решении заданий на ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Список использованной литературы Учебники в ИМЭУ: 1.   Учебник   по   русскому   языку.   Теория.   5­9   класс.   В.В.   Бабайцевой,   М.: "Дрофа", 2014. 2. Учебник по русскому языку Е.А. Быстровой. 6 класс. 1 часть. М.: "Русское слово", 2010. 3. Учебник по русскому языку М.М. Разумовской, 6 класс, М.: "Дрофа", 2011. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой. 6 класс. 1 часть. М.: "Русское слово", 2010. 4. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой. 7 класс. 1 часть. М.: "Русское слово", 2011. 5. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, 6 класс. М.: "Просвещение", 2013. Учебник в бумажном виде: 1. Учебник по русскому языку Л.М. Рыбченковой. 6 класс.   (I  часть) ­ М: "Просвещение", 2012.  Словари, с которыми работали дети: 1.   "Словарь   фразеологизмов"   Д.Э.   Розенталя,   В.В.Краснянского   ­   М.: "Просвещение", 2015. 2.   "Словарь   русских   личных   имен":  более   3000   единиц.   Автор Н. А. Петровский. Печатное издание М.: "Русские словари", 2012. 3. "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова ­ М: "АЗЪ", 2001. Электронные ресурсы: 1. "Справочно­информационный портал" ­  Грамота. ру. Предлагаемые   справочно­информационным   порталом   материалы   содержат словари   русского   языка   online: орфографические, толковые, терминологические и другие словари. 2. "Лингвострановедческий словарь" ­ Academic.ru, создан компанией «Центр Телекоммуникаций».   энциклопедические   издания; 3. Словарь паронимов для ЕГЭ от ФИПИ. 4.   "Словарь   русских   личных   имен":  более   3000   единиц.   Автор Н. А. Петровский. © Электронная версия, «Грамота. ру.», 2002. 25 5. День словаря РФ. http://деньсловаря.рф/%D0%B4%D0%B5%D0%BD %D1%8C­%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F­ 2017­2/ Приложение I. Презентация, сопровождающая процесс урока (в электронном  виде). II. Фрагмент аудиозаписи беседы (в формате мр3) генерального директора НП   «Родное   слово»   и   программы   «Словари   XXI   века»   Константина Деревянко с ведущей программы «Русский язык (16+)» Евгенией Фоминой на радио «Говорит Москва». III. Аудиозапись трели соловья в формате мр3. IV. Раздаточный материал для работы в группах.  1. Сопроводительные карты. 9 пункт конспекта урока. Повторение материала по теме "Лексикология". 1 группа "Ударная"  Задания:   "От   данных   слов   образуйте   форму   именительного   падежа множественного   числа,   расставьте   ударения   прямо   в   ИМЭУ,   используя функцию   "Закладки".   Проверьте   себя   по   орфоэпическому   словарю. Произнесите слова вслух без ошибок". 2 группа "Старина­старинушка"  Задания:   "Прочитайте   отрывки   из   произведений   "Песня   про   Ивана Васильевича,   молодого   опричника   и   удалого   купца   Калашникова"   М.Ю. Лермонтова. Подчеркните  устаревшие  слова  в ИМЭУ,  используя функцию "Закладки",   надпишите   нам   же   разряд.   Найдите   их   значение   в   словаре 26 Ожегова или В.И.Даля. Запишите в тетрадях архаизмы и через тире подберите к ним современные синонимы. 3 группа "Происхождение"  3 группа   "Происхождение"   (занимается общеупотребительными словами и словами ограниченного употребления, рассматривает иллюстрации, а также работает   с   этимологическим   словарём   и   с   учебником   "Русский   язык" Е.А.Быстровой, 7 класс, упр. 89, стр.64. Задания: "Рассмотрите рисунки, как вы думаете откуда произошли эти слова? На   какие   2   группы   делятся   русские   слова   (на   исконно   русские   и заимствованные)?" На какие разделы и подразделы делится лексика русского языка   (общеупотребительные   слова   и   слова   ограниченного   употребления: термины,   профессионализмы,   диалектизмы,   жаргонизмы).   Охарактеризуйте каждую из групп и правильно разделите слова между ними прямо в учебнике, используя   функцию   "Закладки".   Как   вы   думаете   родственны   ли этимологически   слова   "кольцо"   и   "колесо"?   Обратитесь   к   "Школьному этимологическому   словарю"   Н.М.   Шанского   и   Т.Г.   Бобровой,   запишите информацию в тетради. 27 4 группа "Ёмкая фраза"   Прочитайте,   толкование   каких   фразеологизмов   имеется   здесь   ввиду? Подберите подходящие из слов для справок, запишите над фразеологизмами, используя функцию "Закладки". Прокрустово ложе, манна небесная, тришкин кафтан   ­   как   возникли   данные   фразеологизмы?   Зачитайте   об   их происхождении   и   поясните   толкование,   используя   "Фразеологический словарь" Д.Э. Розенталя, В.В.Краснянского,  ­ М.: "Просвещение", 2015. 10   пункт   конспекта   урока.   Работа   с   ноутбуками,   подключёнными   к Интернету. 1 группа ­ работает со "Словарём русских личных имен": более 3000 единиц. Автор   Н. А. Петровский.   Печатное   издание   М.:   Русские   словари,   2000.   © Электронная версия, «Грамота. ру.», 2002. Находит информацию о 2­х именах представителей из своей команды. 28 2   группа  ­   работает   со   "Словарём   сокращений,   акронимов,   аббревиатур и сложносоставных   слов   русского   языка".  Составитель   А.  Лебедев.   Нужно найти определение слова ВЛКСМ ( к 100­летию ВЛКСМ). 3 группа ­ работает с "Лингвострановедческим словарём", ищут информацию о слове "комсомол", находят и пересказывают. 4 группа ­ работает со "Словарём паронимов", дети считывают информацию о паронимах "надеть" и "одеть". 3. Пример тестовых заданий (2 варианта).  Тест 1 вариант   1.   В   каком   случае   употреблено   слово   с   индивидуально­авторским переносным значением? 1. Глубокие знания  2. Мягкий характер  3. Глухая ночь 4. Седой туман 2.  В каком словосочетании есть народно­поэтический эпитет?  1.  Красный цветок  2.  Красная ткань  3.  Красная девица  4.  Красная краска 3.  В каком случае значение устаревшего слова определено неправильно? 1.  Десница ­ правая рука  2.  Ланиты ­ щёки 3.  Выя ­ тело  4.  Чело ­ лоб  4.  Какое слово является по происхождению старославянским и почему? 1.  Голова 2.  Время 3.  Сторож 4.  Серебро 5.  Какое из слов относится разряду высоких? 1.  Смелый  2.  Храбрый  3.  Отчаянный 4.  Дерзновенный  6.  Какое из слов относится к разряду сниженных?  29 1.  Есть  2.  Кушать  3.  Вкушать  4.  Жрать  7.  В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?  1.  Лодырь, ленивый, бездельничать  2.  Маленький, малец, шествовать  3.  Сгущёнка, малюсенький, очи  4.  Вредный, вредничать, глупец  8.  Какое из фразеологизмов относится к разряду книжных? 1. Попасть впросак 2.  Перейти Рубикон  3.  Точить лясы  4.  Как свои пять пальцев 9. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное   слово.   Исправьте   лексическую   ошибку,   подобрав   к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1.   Высокая,   стройная,   грациозная   и   ВЕЛИКАЯ,   Елена   держалась   всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид. 2.  ДОПОЛНИТЬ описание новыми подробностям не составило труда. 3.  С огромной ВЫГОДОЙ для себя он совершил не одну сделку. 4.     Игорь   пошёл   в   тренажёрный   зал   только   с   одной   целью:   НАРАСТИТЬ мускулы. 10.   Каким   словарем   можно   воспользоваться,   чтобы   узнать   род существительных: визави, протеже?   1.  Словарём омонимов  2.  Толковым словарём русского языка  3.  Фразеологическим словарём  4.  Словарём антонимов Тест 2 вариант 1.  В каком случае употреблено слово с индивидуально­авторским  переносным значением? 1.  Седой туман  2.  Мягкий характер  3.  Глубокие знания 4. Глухая ночь 2.  В каком словосочетании есть народно­поэтический эпитет?  1.   Красная девица  30 2.  Красный цветок  3.  Красная краска 4.  Красная ткань  3.  В каком случае значение устаревшего слова определено неправильно? 1.  Выя ­ тело  2.  Ланиты ­ щёки 3.  Чело ­ лоб 4.  Десница ­ правая рука 4.  Какое слово является по происхождению старославянским и почему? 1.  Сторож  2.  Серебро  3.  Голова 4.  Время 5.  Какое из слов относится разряду высоких?  1.  Отчаянный  2.  Храбрый  3.  Дерзновенный  4.  Смелый 6.  Какое из слов относится к разряду сниженных?  1.  Вопить  2.  Говорить  3.  Сказать  4.  Глаголить 7.  В каком ряду все слова являются стилистически окрашенными?  1.  Сгущёнка, малюсенький, очи  2.  Маленький, малец, шествовать  3.  Вредный, вредничать, глупец 4.  Лодырь, ленивый, бездельничать  8.  Какие из фразеологизмов относятся к разряду книжных? 1.  Попасть впросак 2.  Как свои пять пальцев  3.  Авгиевы конюшни  4.  Перейти Рубикон 9.   В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное   слово.   Исправьте   лексическую   ошибку,   подобрав   к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 1.  Вдруг сильный толчок ВСТРЯХИВАЕТ машину... В кузове все валится на пол. 2.  Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. 31 3.  Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4.   Быстрым   порывистым   движением   она   ВСТРЯХНУЛА   длинной   косой   с заплетёнными в неё яркими бантами.  10.  Каким   словарем   можно   воспользоваться,   чтобы   выбрать   верный вариант: пускать пыль в глаза или пустить пылью в глаза? 1.  Толковым словарём русского языка 2.  Орфоэпическим словарём 3.  Словарём иностранных слов 4.  Фразеологическим словарём 32

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».

«Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ, с использованием словарей на тему: «Словарь - сокровищница для образованной русской речи».