Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Оценка 4.6

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.03.2019
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Цель: познакомить учащихся с письмом как средством общения людей, содержанием писем, различных по цели общения. Задачи: создание условий для развития речи и закрепления алгоритма написания письма. Планируемые результаты: Предметные: иметь представления об эпистолярном жанре, структуре письма. Личностные: формирование ученической компетентности, развивать у обучающихся интерес и эпистолярному жанру.
Разработка урока.Как писать письма.doc
Методическая разработка проведения урока письма Учитель: Казначеева Наталья Алексеевна Класс: 5 Предмет: «Русский язык». Тема урока: «Как писать письма» Место урока в изучаемой теме: урок в рамках темы по развитию речи «Культура  речи». Цель: познакомить учащихся с письмом как средством общения людей; содержанием писем,   различных   по   цели   общения;   знакомство   со   смысловыми   частями   письма (зачин, основная часть, концовка). Задачи:  создание   условий   для   развития   речи   и   закрепления   алгоритма   написания письма; для способности к самоконтролю, для формирования интереса к изучению эпистолярного жанра. Планируемые результаты: Предметные:   иметь   представления   об   эпистолярном   жанре;   структуре   письма   и видах письма. Личностные: формирование ученической компетентности, развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру; совершенствовать культуру речи детей. Метапредметные: Универсальные   регулятивные   учебные   действия:  формирование   умения   выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Универсальные   познавательные   учебные   действия:  формирование   представления   о видах письма, формирование познавательного интереса к ним через работу с разными информационными   источниками;   развивать   умения   применять   раннее   полученные знания в новых условиях. Универсальные коммуникативные учебные действия: формирования умения общаться  с товарищами, сотрудничая в малой группе Формы организации познавательной деятельности (фронтальная, коллективная, индивидуальная) Оборудование: тетради, компьютер, проектор, раздаточный материал (конверты с письмами, алгоритм написания письма, речевые клише ). Тип урока: развитие речи. I. Организационный момент. Ход урока: II. Мотивация к учебной деятельности (чтение отрывки из письма героя рассказа О. Берггольц «Лучший друг» слайд 1) Вопрос классу:  Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?  III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений. (учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, ставят перед собой цели и  задачи). IV.  Актуализация знаний 1.Эвристическая беседа 1. Как сейчас люди общаются, если их разделяет расстояние? Ученик:  При   помощи   телефона,   мобильного   телефона,   Интернета,   писем, электронной почты. 2. Ребята, а вам приходилось обращаться к жанру личного письма? Ученик:  Редко,   потому   что   сейчас   существует   мобильная   связь,   можно   быстро переговорить по телефону, нежели писать письмо. 3. А еще как можно рассказать о себе, поделиться с другом своим?  Ученик: Можно написать письмо. 2.Словарно­лексическая работа. Задание: найти в словаре значение слова  письмо. (слайд 2) ­Сколько значений имеет слово? (это слово –многозначное). Учащиеся записывают одно из значений слова. V. Изучение нового материала 1.Из истории появления писем.(слайд 3­7) – сообщение ученика                2. Построение смысловых ассоциаций. ­Письмо… Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Запишите  ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации.(Письмо­ бумага, ручка, перо, конверт, марка, рассказ­ сообщение­информация­ известие­  поздравление – просьба­ общение, корреспонденция Физминутка  «Почтовый ящик» На скамейку я встаю,                              Поднимаются на носочки и тянутся Еле ящик достаю.                                          за руками вверх. Открываю ящик                                              «Открывают», Голубой, блестящий. Посыпались из ящика                             Приседают – встают с вытянутыми руками Письма настоящие.               3.Беседа Учитель: А вы любите получать письма? Ученик: Да, особенно от друзей и родных т.к. их можно несколько раз перечитывать и таким образом освежать свою память. Учитель: Всегда ли вы получали содержательные письма, которые хотелось снова и снова перечитывать? Ученик: Не всегда, потому что письма писать – это трудоемкая работа. Учитель: Прослушайте это письмо. «Здравствуйте, папа и мама! Пишет вам ваша сын Игорь. В первых строках моего письма хочу сообщить, что я жив, здоров, чего и вам желаю. В лагере мне нравится. Мы ходим купаться на речку, обедаем в столовой, вечером   ходим   на   дискотеку.   Погода   солнечная,   теплая.   До   свидания.   Ваша   сын Игорь.25.06.2018 г.» Учитель: А это письмо интересное? Ученик: Нет, мальчик не рассказал ничего интересного, а только перечислил, чем она занимается в лагере. Слово учителя: Да, писать письма совсем непросто. Это целое искусство. Написание писем   –   это   эпистолярный   жанр.   Обратимся   к   словарю   литературоведческих терминов. Ученик:  Эпистола – это «письмо», «послание», эпистолярный – писанный в форме писем. (слайд 8) Учитель: В письме главное выражать доброе отношение к человеку, показать свои  чувства, выразить их с помощью слов. Письмо должно быть ясным и простым. Будьте  внимательны к словам, чтобы случайно не обидеть человека. Сердитое письмо лучше  не писать. Поговорим сегодня о том, каким требованиям должен отвечать текст  письма. 4.Словарно­лексическая  работа  Учитель:  А   для   начала   познакомимся   с   некоторыми   очень   важными   для эпистолярного жанра понятиями: АДРЕСАТ и АДРЕСАНТ. Учащиеся работают со словарем Ожегова. АДРЕСАТ – тот, кому адресовано письмо, послание. АДРЕСАНТ – тот, кто пишет это послание. 5.Практикум. Учитель: Вспомним правописание некоторых слов, без которых вы не обойдетесь при написании   письма:   учитель   на   доске,   а   учащиеся   работают   в   тетради:   извините   – повинный, здравствуй, до свидания – до скорого свидания. Учитель:  Ребята,   давайте,   вместе   определим,   какие   задачи   ставит   перед   собой адресант при общении с другими людьми. Так ответьте, для чего люди пишут письма? Ответы учащихся:  1. Чтобы сообщить о каком­либо важном событии. 2. Кого­нибудь поздравить с праздником или юбилеем. 3. Может быть, принести свои извинения, если кого обидел. 4. Поделиться своими впечатлениями, чувствами. 5. Кого­то поблагодарить. Запись в тетрадь. Задачи адресанта (слайд 9):  1. сообщить; 2. поздравить; 3. извиниться; 4. поделиться впечатлениями, чувствами; 5. поблагодарить. Учитель: Каждое письмо состоит из нескольких частей.  (слайд 10): Части письма 1. Приветствие и обращение название того, кому предназначено письмо. 2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания. 3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощания. 5. Подпись. Дата. 6.Самостоятельная   работа   с   самопроверкой   по   эталону:  А   теперь   выполните упражнение «Собери письмо». Задание: восстановите письмо, правильно распределив все его части. (слайд 11 ). 1. С уважением, ученица 6­го класса Аня К. 2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа. 3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится?! 4. Мне очень хочется стать летчицей. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, что девчонок в небо не берут. 5. Дорогая редакция! 6. Может быть, есть специальные аэроклубы, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки.  Слайд 12 (Ответ: 5,4,3,6,2,1). 7.Продолжение беседы Учитель: Ребята, определите вид этого письма. (Письмо­просьба). Учитель: Давайте, пополним запись в тетради «задачи адресата» словом «просьба» ­ просить.  Какие еще существуют письма (письма­поздравления и благодарственные письма) Учитель:  Давайте  определим, какие  опорные слова  помогут написать  эти  письма. (устные ответы учащихся). На экране (слайд 13, 14):  Письмо­поздравление(13) Поздравляю – от всей души    от всего сердца сердечно горячо Разрешите поздравить Позвольте пожелать Благодарственное письмо (14) Я очень благодарен (на) Вам (тебе) Как я благодарен за то, что… Большое, огромное спасибо за… Сердечно (горячо) благодарю Я хочу поблагодарить и т.д. Учитель: Послушайте это письмо М. Горького к Л.Н. Толстому.  Л.Н. Толстому 18 или 19 (30 или 31) января 1900, Н.­Новгород. За   все,   что   Вы   сказали   мне,   ­   спасибо   Вам,   сердечное   спасибо   Лев Николаевич! Рад я, что видел Вас, и очень горжусь этим. Вообще я знал, что вы относитесь к людям просто и душевно, но не ожидал, признаться, что именно так хорошо Вы отнесетесь ко мне. Пожалуйста, дайте мне Вашу карточку, если имеете обыкновение давать таковые. Очень прошу – дайте. Низко кланяюсь Вам.  М. Горький Учитель: Вам интересно его было слушать. Почему? Ученик: Просто, понятно, интересно написано.  Учитель: Определите вид письма. Ученик: Благодарственное письмо  VI. Итог урока. Рефлексия деятельности. ­Над какой темой вы работали? ­Что узнали нового?  ­Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение? ­Что ещё хотели бы узнать по теме? ­Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек и покажите  мне. Урок понравился­ карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным  лицом. Домашнее задание: Написать письмо. По выбору.

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе

Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2019