ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Благодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идей
добавьте 20 материалов
Сертификат
почетного автора образовательных и методических публикаций
добавьте 30 материалов
Почётная грамота
педагог. мастерства
за вклад в развитие образов. интернет-пространства
добавьте 40 материалов
Золотая карта
1000 руб. в год
в качестве скидки до 50% на все услуги
добавьте 50 материалов
Большой набор
для быстрого создания презентаций
добавьте 75 материалов
Елена Кухтова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Разработка урока по технологии (девочки) 7 класс тема "Интерьер жилых помещений"

Разработка урока по технологии (девочки) 7 класс тема "Интерьер жилых помещений"

В разработке урока предлагается материал по теме "Интерьер жилых помещений", урок-исследование, дается общее представление о дизайне интерьера, знакомство с основными требованиями и правилами оформления интерьера. Такая форма проведения урока способствует развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умению анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  • Разработки уроков
  • Технология
  • 7 кл.
Тема: Все об искусстве валяния шерсти Цель: формирование интереса к декоративно-прикладному искусству и национальным традициям посредством использования художественной технологии валяния шерсти. Задачи: • ознакомление с техническим оснащением технологии валяния шерсти; • знакомство с технологией художественного валяния шерсти на основе демонстрационного показа мастер класса по изготовлению панно «Ковыль» и анализа представленных выставочных работ; • обобщение знаний об истории развития ремесла валяния шерсти, с его традициями и развитием на современном этапе; • обучение умению воспринимать произведения декоративно-прикладного искусства; • углубление и расширение познаний присутствующих о возможностях применения данной технологии; • развитие творческих способностей в процессе создания художественного образа в технике войлоковаляния. • формирование художественного вкуса, воспитание трудолюбия, усидчивости, интереса к самостоятельной работе. • воспитание уважения к традициям национальной культуры и труду народных мастеров. Форма проведения: занятие – конференция. Приобретаемые навыки обучающихся: навыки восприятия и анализа художественных произведений, навыки самостоятельной работы с литературой, электронными источниками информации, навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности. Особенности роли педагога дополнительного образования: - формирование познавательной активности детей в условиях дополнительного образования; - адаптация учебного материала с учетом принципов дополнительного образования; - наблюдение и создание творческой атмосферы в работе, стимулирование познавательной деятельности детей; - способность организовать коллектив детей для выполнения коллективной работы; - консультирование детей по ходу подготовки выступлений их проверка и готовность; - общее руководством процессом подготовки и проведения мероприятия; - создание условий для самообразования, самореализации, развития творческого мышления. Технические особенности: проектор, интерактивная доска, презентации, фоторамка со стеклом, флизелин, непряденая шерсть разных оттенков, ножницы, пинцет, клей карандаш, выставка изделий из войлока, бейджи для «гостей». Организация работы на занятии: 1. Вступительное слово педагога. 2. Выступление историка «История и современность валяния шерсти», показ фрагмента из фильма «История войлока». 3. Выступление искусствоведа «Особенности выделки войлока у Калмыцкого народа» 4. Выступление искусствоведа «Виды шерстяного творчества». 5. Мастер-класс: Основные приемы работы рисования шестью на примере создания картины «Ковыль». 6. Выступление работника городского музея с выставкой изделий из войлока. 7. Подведение итогов конференции. 8. Рефлексия. Ход занятия 1. Вступительное слово педагога. Здравствуйте, ребята! В век высоких технологий, и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям родного края. К сожалению, время беспощадно к произведениям искусства и многие художественно - орнаментальные традиции войлока или частично утеряны или упрощены. И сегодня я приглашаю вас на конференцию посвященную искусству валяния шерсти. На данный момент тема валяния шерсти очень актуальна. В нашей республике возрождается технология валяния войлока и изготовление изделий из него. Многие заинтересованы в возрождении старинных технологий изготовления войлока и его декорирования. Изучение возможностей войлока, как художественного материала и различные техники работы с ним позволят нам найти «свой» материал и совершенствоваться в нем или быть успешным в самых разных материалах и техниках. Сегодня у нас на конференции присутствуют гости – историк, два искусствоведа и музейные работник, которые расскажут нам о происхождении войлока, технологиях изготовления и способах его применения в нашей жизни. 2. Выступление историка - ученица 6 класса Котова Анна «История и современность валяния шерсти», показ фрагмента из фильма «История войлока», презентация (приложение). Слайд 1. История валяния берет свое начало в 5-6 тыс. до н.э. Считается, что самыми ранними прототипами войлока были кусочки шерсти диких овец, которые выпадали на землю и скапливались внутри пещер. Со временем копившаяся шерсть уплотнялась и сбивалась, впоследствии человек стал использовать её в виде подстил. Войлоковаляние- древнейшее ремесло. Войлок помогал человеку выжить, защищал от холода и зноя, служил одеждой и кровом. Трудно представить путь и истории многих народов и цивилизаций, если бы не была одомашнена овца. Также трудно представить жизнь и культуру кочевых народов без войлока. Слайд 2. Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, отнем. Filzen- фильцевание, фильц, набивание) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок). Самые первые войлоки определяются как работа протоиранских племен, и датируются археологами 3 тыс. лет до н.э. найдены были на территории Малой Азии. Техника войлоковаляния дошла и до наших дней, характерна она для народов Закавказья, Малой Азии, Ирана и Средней Азии. Одними из ярких носителей иранской традиции войлочного производства стали туркмены. Слайд 3. Легендарные Скифы – Скотоводческие племена. Многочисленные изображения на скифских золотых изделиях свидетельствуют о существовании у северных кочевников большого количества войлочных изделий, а Геродот описывает, как Скифы носят войлочные шапки и кафтаны, живут в войлочных шатрах. Слайд 4. Славяне никогда не были кочевниками и никогда не жили в юртах, а вот о войлоке знали не понаслышке, умели делать и его, и полувойлоки характерные для европейской традиции войлоковаляния. Древнеславянские названия шерстяных тканей, дошедшие до нас благодаря летописям, звучат не привычно и таинственно: водмол, апона, орниц, ерига, сукно. Слово сукно встречается в памятниках письменности, начиная с 12 века, но способ его изготовления очевидно гораздо древнее. На территории старой Ладыги, археологами найдены войлочные фрагменты не ясного назначения, и головное покрывало датируемой 8 веком, а вот валеной обуви археологами пока нигде не обнаружено, значит ли это, что в знаменитых валенках наши предки не ходили? Слайд 5. До нас дошел способ, с помощью которого славяне валяли сукно, шерстяную ткань типа сермяги. Шерсть раскладывали на доске, понемногу и непрерывно её поливали горячей водой, а двое крепких мужчин устраивались друг против друга около доски и ногами двигали по ней ткань, то к себе, то от себя, при этом образовался тонкий слой похожий на тонкий войлок. В холодную пору славяне мужчины и женщины надевали длинные теплые одеяния из сукна, назывались они свитами от слова свивать, что значило кутать. В конском убранстве у славян широко использовался войлок, из него делали подкладки для хомутов и седел, конские попоны. Начиная со скифов, и по сей день, войлок есть и остается самым подходящим материалом для конского убранства. Не спокойное было время, славянам много приходилось воевать, и войлок верно служил им в этом деле. Из него делались мягкие подклады для шлемов, при ударе топора или меча, войлок смягчал удар. Пригодились в военном деле и полувойлоки. Из сукна изготавливался мятель (плащ) который мог быть элементом воинской одежды. Намотав на руку толстое валяное сукно, воин мог использовать его в качестве своеобразного щита, да и в военных походах такой плащ служил и одеялом и палаткой. Слайд 6. Сколько тысячелетий войлоку? Где его начало? Сумеем мы сохранить то, что досталось нам от предков? За последние несколько лет, искусство войлока переживает свое второе рождение. Раз освоенное человеком войлочное производство не прерывалось никогда, и почти не изменялось за прошедшие века, только вот из разряда простого ремесла войлоковаляния давно перешло в ранг высокого искусства. Сегодняшний процесс валяния сильно отличается от того, что был актуален в далеком прошлом. С одной стороны, изменилась сама область применения, а также цели, которые ставят перед собой рукодельницы XXI века. В новом тысячелетии фелтинг используется большей частью для получения, так называемого арт-текстиля, то есть элементов, призванных украшать что-либо, а не просто удовлетворять естественные нужды в одежде и предметах обихода. Слайд 7. Освоив нетрудную технику валяния из шерсти, можно создавать красивейшие вещи: бижутерию, аксессуары (кошельки, футляры для очков, сумки), игрушки, элегантные детали гардероба (шляпы, шарфы), интерьера. Слайд 8. Кроме того, в настоящее время под фелтингом понимают не только производство объемных предметов, но также декорирование любых готовых изделий элементами из шерсти, которые предварительно необходимо свалять. Подобные узоры будут одинаково колоритно смотреться и на панно, и на текстильной картине, и на елочной игрушке, и на различных видах одежды, исключая легкие варианты. Некоторые информационные источники прямо так и расшифровывают загадочное слово «фелтинг»: техника рукоделия, заключающаяся в создании определённого рисунка на войлоке из шерстяного материала. Но это, конечно, не снижает актуальности валяния как способа производства из обработанной особым образом шерсти объемных предметов. Просто каждый выбирает разновидность набивания в соответствии со своими нуждами и пожеланиями. Фрагмент познавательного фильма«История войлока» - фильм Сергея Попова и Ольги Подольской из цикла «Магическое ожерелье Евразии» – 5 минут Слово педагога: спасибо, очень интересная информация об истории и современности валяния шерсти. Вопросы: 1. Валянием войлока занимались раньше только кочевые народы? 2. Какую роль войлок имел у славянского народа? 3. Выступление искусствоведа - ученица 5 А класса Церенова Александра «Особенности выделки войлока у Калмыцкого народа», презентация (приложение). Слайд 1. С давних пор, с «сотворения мира», как говориться, калмыки вели кочевой образ жизни. Кочевали они в поисках хороших земель с водой и вкусной травой. Для кочевья нужно было удобное легкое жильё, быстро собираемое и разбираемое. Таким жильем и была войлочная кибитка. Войлок, которым покрывали кибитку, не пропускал ни холод, ни жару. Лишь дождь, если он был сильным, слегка просачивался. Для изготовления войлока требовалось много шерсти. Поэтому калмыки разводили овец такой породы, которая давала не только мясо, но и длинную грубую шерсть. Слайд 2. Покрытие кибитки состояло из отдельных, специально изготовленных, определенного размера войлочных частей: двух больших широких и четырёх несколько меньших по размеру – верхних (крыша), шести небольших и нешироких – нижних, вокруг нести решёток (остова), одной четырёхугольной – на дымоход, и одной двойной, которая натягивалась над входом. Выделка войлока из шерсти, а потом изготовление из войлока отдельных частей для кибитки – очень тонкая и трудоёмкая работа. Делалась она в основном руками женщин. Слайд 3. В конце мая начиналась стрижка овец. Стригли большими ножницами. После того как шерсть немного подсыхал, начиналась её обработка. Работу производили в кибитке, чтобы ветер не разносил шерсть. Сначала подготавливали место: с середины кибитки, где располагался очаг, убирали таганок и засыпали это место толстым слоем земли. На землю стелили старые кошмы, поверх – сухие коровьи шкуры (шерстью вниз). Вокруг садились восемь - десять человек – мужчин и женщин, которые, взяв в руки по две гибких, примерно полуметровых палки, начинали бить по шерсти. Били до тех пор, пока не выбивали всю пыль и грязь, пока щетинки и шерсть не превращалась в подобие пуха. Потом обработанную таким образом шерсть свёртывали в рулон и убирали. Работа сопровождалась песнями. После того как вся шерсть была обработана, начиналось катание войлока. Катание войлока – тоже трудоёмкая, требующая особого умения работа. Слайд 4. Сначала на ровном месте стелили кошму или брезент шириною в 3-4 метра и такой же длины. Несколько пожилых женщин садились в ряд на эту подстилку. Потом им приносили чистую выбитую шерсть. Женщины, начиная с края подстилки, ровным слоем расстилали эту шерсть, придавливая её руками. Когда шерсть соответствующим слоем распределилась по всей подстилке, её равномерно обрызгивали тёплой водой. Затем несколько человек свёртывали влажную шерсть в рулон, обматывали рулон по всей длине веревкой из верблюжьей шерсти, завязывали её в нескольких местах крепкими узлами. Рулон клали на длинную плаху или решётку. С одной стороны садились 10-15 человек (мужчин и женщин) они брались за узлы веревки обеими руками и одновременно приподнимали и бросали эту свернутую толстую трубку шерсти на плаху или решётку. Это движение повторялось более тысячи раз приподнимали и бросали. После этого рулон освобождали от верёвок и вынимали из упаковки, так сказать, завязывающийся, т.е. ещё тонкий неуплотнившийся, войлок. Заворачивали войлок в тугое покрывало, вновь сбрызгивали теплой водой, а потом катали, положив его на плаху и одновременно изо всех сил придавливая его локтями и предплечьями. Войлок от этого все более и более уплотнялся, достигая необходимой упругости. Если во время катания войлока появлялся посторонний человек, одна из молодых женщин вставала, брала пук шерсти, заворачивала его в табачный лист и подавала гостю. Тот, принимая пук шерсти, говорил благопожелание: «Чтобы войлок ваш был плотным и прочным, без изъяна!» и дарил деньги. Катающие войлок покупали на эти деньги конфеты и пряники. Эта традиция у калмыков стала законом. Новый войлок расправляли, вытягивали, выпрямляли и сушили, расстелив на траве. Потом хозяева варили в большом котле чай, делали борцоки и угощали работников, приглашая к столу и всех соседей. Такое угощение называлось «посвящением новому войлоку» или «войлочным чаем». Старики произносили благопожелания. Затем старухи рассматривали войлок, определяя его качество, оценивая труд работавших. Через некоторое время из войлока кроили необходимые части для покрытия кибитки. Для покрытия оной кибитки требовалось много войлока, а, следовательно, шерсти. Слайд 5. Кроме того, из войлока делали подстилки разных размеров, чулки, сумки, подседельники, накидки для животных. Все эти изделия расшивали. Из них мастерили различные предметы домашнего обихода: рукавички для снятия котла с огня, стельки для сапог, маленькие сумочки и т.д. Многие приспособления к кибитке: широкие, средние и тонкие пояса, верёвки для стягивания и крепления войлочных покрытий, пояса для связывания кибиточных решеток между собой – все делали из шерстяной пряжи. Некоторые предметы приданного также изготовляли из войлока: четыре ширдыка, четыре подстилки, подподушник, чулки из белого войлока с вышитыми узорами. Изучением техники калмыцкого войлока занимался народный поэт Калмыкии Константин Эрендженов. Из работы народного поэта Калмыкии К. Эрендженова «Золотой родник» нашла информацию о прикладном искусстве калмыков – изготовлению серебряных изделий, посуды, войлока для кибиток, об искусстве вышивания. Исследователь И. А. Житецкий изучал процесс валяния войлока калмыками для кибиток, описывал детали, их названия на калмыцком языке. Из современных исследователей данную тему изучает доктор искусствоведения Светлана Батырева. На странице 33 книги «Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX веков» С. Г. Батыревой я почерпнула ценные сведения о войлоке для своей работы – о жилье калмыков в давние времена, о технологии изготовления войлока кочевниками, терминологии. Важные сведения по декорированию войлока: украшение кибитки снаружи, оформлений изделий из войлока – сумок, девскр (постельный тюфяк) и др., о войлоке народов Азии. Слайд 6. И.Г. Ковалев «Калмыцкий народный орнамент». Описание художественной обработки различными материалами войлока, мужской и женской одежды, о национальной вышивке, декоративных украшениях, о назначении орнаментов, их мотивов. Изучив его работу, я узнала о национальной вышивке «зег», орнаментах и применении их на войлочных изделиях, а именно о декорировании девскр, ширдг стежками, геометрическим орнаментом. Думаю, что по описаниям автора о назначениях орнаментов и их контурным рисункам можно перенести на свою войлочную работу эти мотивы и выполнить современные сувениры, подарки. Слово педагога: спасибо, очень замечательная и подробная информация о традиции валяния войлока в нашей республике. Вопросы: 1. А из чего делают современные кибитки, изменилась ли техника и материал в изготовлении? 4. Выступление искусствоведа - ученица 6 класса Савкина Валентина «Виды шерстяного творчества», презентация (приложение). Слайд. 1. Рукодельницы используют два вида фелтинга или войлоковаляния: сухой и мокрый. Мокрое валяние является традиционным способом изготовления войлока. Процесс войлоковаляния в домашних условиях очень прост. В отличие от многих других видов рукоделия, валяние не является точным, предсказуемым процессом. Большая часть работы основывается на «ощущениях», нежели на каких-либо предписанных правилах. Многие мастера по войлоку изобретают собственные методы валяния, и адаптируют под себя уже известные техники. Для того чтобы валять войлок мокрым способом, никаких специальных приспособлений не требуется. Секрет мокрого валяния заключается в использование водно-мыльного раствора, благодаря которому трение между волокнами уменьшается, что способствует их взаимодействию и смешиванию между собой. Слайд 2. Материалы и инструменты, необходимые для мокрого валяния: - Шерсть. - Горячая вода (Горячую воду можно использовать из-под крана, но некоторые мастера и мастерицы воду кипятят.) - Мыло (Лучше всего использовать специальное мыло для валяния, в крайнем случае, детское мыло. Использовать жидкое мыло не желательно, содержащийся пенообразующий лаурилсульфат натрия вызывает сильное раздражение кожи и аллергические реакции при длительном воздействии на кожу.) - Коврик (можно использовать рифленый резиновый коврик, бамбуковые коврики, жесткий кусок ковролина или упаковочный воздушно-пузырчатый полиэтилен, наиболее доступный и недорогой материал.) - Пульверизатор с водой. - Сетка (противомоскитная, сетка под штукатурку или старый тюль.) - Целлофановые перчатки для рук (необязательно, но если вы заботитесь о состоянии кожи рук, то желательно). - Деревянная скалка. - Скотч. - Махровое полотенце. Необходимо сказать и несколько слов о рабочем месте. Пожалуй, идеальным местом, особенно для начинающих мастеров является – кухня/кухонный стол. Мокрое валяние подразумевает обильное использование воды, что может оказать негативное воздействие на поверхности и материалы которые не переносят влагу. Как правило, кухонные поверхности обладают водостойким свойством. Также под стол можно постелить старое полотенце или любую другую ткань, которая будет удерживать воду. Слайд 3. Техника мокрого валяния очень проста: нужно всего лишь тереть полотно руками в разных направлениях. Если вы наденете целлофановые перчатки - руки будут легче скользить. Следите, чтобы шерсть постоянно была пропитана достаточным количеством мыльного раствора. Сколько нужно тереть? Говорят, в мокром валянии есть золотое правило ста раз - если прогладить каждый участок полотна сто раз, то шерсть сваляется. Но скрупулезно подсчитывать необязательно Слайд 4. Освоив базовые навыки мокрого валяния можно создавать изделия как плоских форм (ковры, панно, картины) так и полуобъемные войлочные изделия с применением форм-макетов (сумки, кошельки, шапки, шляпы, обувь). Техника мокрого валяния широко используется при изготовлении украшений и декоративных предметов интерьера, таких как: вазы, войлочные цветы, гирлянды и многое другое. Слайд 5. Наиболее востребован сухой вид, так как он предоставляет возможность самостоятельно получить объемные изделия и декоративные элементы малых размеров. Данный тип фелтинга еще называют фальцеванием. Технику сухого валяния используют для создания объемных вещей: мягких игрушек, украшений, сувениров. Она очень проста и поэтому идеально подходит для людей, которые только начинают пробовать свои силы в рукоделии. В процессе сухого валяния волокна шерсти спутываются между собой, уплотняются и превращаются в войлочную массу (фетр). Для этого используются специальные иглы с зазубринами. Собственно, кроме этих игл никакие другие специфические инструменты для сухого валяния вам не понадобятся. Кроме непряденой шерсти и нескольких игл разной толщины, которые можно приобрести в магазине для рукоделия, вам понадобится толстая поролоновая губка - она нужна для того, чтобы случайно не уколоть иглой пальцы или стол, на котором лежит будущее изделие. Если вы хотите сделать в технике сухого валяния что-то объемное, есть смысл заменить часть шерсти синтепоном - он гораздо дешевле. В таком случае основа изделия валяется из синтепона, а оболочка - из шерсти. Определяя количество шерсти для вашей поделки, помните, что при сухом валянии она дает усадку примерно на треть, поэтому исходного материала должно быть больше планируемого размера. Слайд 6. Взяв необходимое количество шерсти, сформируйте из него примерные очертания будущего изделия (для бусины, к примеру, можно просто скатать из шерсти шарик), положите его на поролоновую губку и приступайте к сухому валянию. Как это делать? Очень просто: нужно тыкать в комочек шерсти иглой, слегка ее поворачивая. Игла будет цепляться зазубринами за волокна шерсти, они начнут спутываться, и шерсть будет становиться более плотной. Если ваша поделка состоит из нескольких частей, то сначала нужно свалять их по отдельности, а потом привалять друг к другу при помощи небольшого клочка шерсти. Если нужно добиться большой прочности (к примеру, вы изготавливаете в технике сухого валяния детскую игрушку, которую в процессе игры могут «покалечить»), то лучше сшить детали, а нитки скрыть, приваляв сверху шерсть. Слайд 7. Прелесть сухого валяния в том, что оно не требует большого пространства, его можно совмещать с просмотром фильмов и общением с друзьями, оно позволяет реализовать практически любые творческие идеи - были бы время и разноцветная шерсть. А еще сухое валяние - это отличная стрессотерапия, этот процесс очень успокаивает, а радость от уже готового изделия способна надолго поднять настроение. Слайд 8. Хотелось бы обратить внимание на один из увлекательных и интересных направлений в художественном войлоке - шерстяная акварель. Это техника создания художественных картин с помощью шерсти и других волокон на войлочной основе, выполняемая методом сухого или мокрого валяния. Слайд 9. Шерстяная акварель– это аппликация из прядей разноцветной шерсти, ни чем не скрепленная, она, тем не менее, прекрасно хранится под стеклом, неся красоту и радость творчества. Шерсть – вообще удивительный материал, теплый, податливый, приятный в работе. В последнее время многие увлеклись валянием из шерсти, и «шерстяная акварель» - это, пожалуй, первый шажочек к этому более сложному виду декоративно-прикладного творчества. Слайд 10. Создание картин из шерсти - увлекательное и не сложное занятие. Возможность исправить, переделать неудачное полотно позволяет не бояться ошибок, искать, пробовать, добиваться желаемого результата. Прелесть шерстяной живописи заключается еще и в том, что для её освоения совершенно не обязательно уметь рисовать. Все ошибки легко исправить, стоит только снять неудачный «мазок» и попытаться выложить шерсть заново. Изображения могут быть самыми разнообразными - от цветов и фруктов до портретов людей. Как правило, картины создаются по образцу – это может быть уже готовая картина из шерсти или любая другая картинка, и даже фотография. Слайд 11. Техника шерстяной живописи, или как еще ее называют, шерстяной акварели, представляет собой раскладку картины из сухой шести. Картины выполняются методом выкладывания шерсти различных цветов на тканевую подложку. Когда Вы завершили работу, то на картину просто накладывается стекло, и она вставляется в рамку. Вот и все, картина из шерсти готова. Слово педагога: большое спасибо за информацию. Вопросы: 1. Все ли могут научиться делать такие прекрасные изделия представленными видами? 2. Сколько времени примерно уходит на изготовление 1 изделия? 5. Мастер-класс – Качанова Т.Е. Основные приемы работы рисования шестью на примере создания картины «Ковыль», презентация (приложение). Слайд 1. Научиться выкладывать картины из шерсти несложно. При этом самым простым способом является именно послойное выкладывание, что делает его идеально подходящим для начинающих любителей рукоделия. Чтобы точно понять, какие цвета должны быть использованы в картине. Нужно сделать эскиз в цвете или использовать понравившийся рисунок или фотографию и в процессе изготовления картины сверять свою работу с образцом. Слайд 2. Материалы и инструменты: • Фоторамка со стеклом. • Однотонная ткань (хлорчатобумажная, фланель) или флизелин. • Непряденая шерсть разных оттенков. • Ножницы. • Пинцет. • Клей карандаш. Не забывайте, что на заднем плане изображение размытое, детали не просматриваются. На переднем плане объекты крупнее и даже мелкие детали видны отчетливо. 1. Вытягивание шерсти. Гребенную ленту зажмите в одной из рук, а в другой потяните прядку нужной толщины. При этом важно учитывать, что лучше вытягивать более тонкие, просвечивающиеся прядки и укладывать их в несколько слоев, чем вытягивать толстые пряди и укладывать их в 1-2 слоя (практический показ). Слайд 3. Начинайте «писать» картину с заднего плана. Чтобы выложить фон, небо, воду, линии горизонта, горы, нужно брать тонкие пряди. Располагайте их так, чтобы следующий ряд немного перекрывал предыдущий. Этим вы добьётесь плавного перехода цветов (практический показ). Слайд 4. 2. Щипание шерсти. Возьмите в одну руку гребенную ленту нужного цвета, согните пополам, пальцами другой руки быстрыми движениями щипайте поверхностные волокна на сгибе ленты. При этом получается пушистый комочек, который нужно выложить на поверхность картины. Чем тоньше и однороднее получаются комочки, тем однороднее будет фон картины и мягче цветовые переходы. Этим способом очень хорошо получаются облака, тени от предметов и др. (практический показ). Слайд 5. 3. Нарезание шерсти. На переднем плане изображение более четкое. Чтобы изобразить кроны деревьев, цветы, снег, используют нерезаную шерсть. Над листом бумаги мелко нарежьте прядь шерсти, а затем эти маленькие кусочки с помощью пинцета уложите на картину (практический показ). Слайд 6. 4. Скручивание шерсти. Для изготовления веток, стволов используют прием скручивания шерсти. 1. Вытяните тонкую прядь шерсти из гребенной ленты (практический показ). 2. Скатайте в жгутик между ладонями, а затем отрежьте ножницами фрагмент нужной длинны (практический показ). В процессе изготовления картины время от времени прикладывайте стекло от фоторамки к рабочей поверхности. Шерсть очень объемна, после прикладывания стекла все детали «сплющиваются» и увеличиваются в размере. Вам сразу станет видно, где слой шерсти недостаточно плотный и плохо укрывает рабочую поверхность, какая деталь получилась очень крупной или толстой. Эту проблему очень легко исправить – нужно поднять стекло, убрать лишнюю шерсть или добавить недостающую. Слайд 7. 6.Выступление работника городского музея с выставкой изделий из войлока. Для многих народов, особенно кочевых, войлок был основным видом текстиля, служившим человеку на протяжении всей жизни. Люди рождались и умирали на войлоке, одевались в войлочную одежду, укрывали коней войлочной попоной. Войлок, согласно традиционным представлениям, оберегал от злых духов и вражеских сил, спасал от зноя и холода. Войлок – один из древнейших материалов, известных человечеству. Практически во всех древних культурах существовали свои традиции изготовления войлочных вещей – одежды, обуви, ковров, жилищ. Несмотря на появление со временем большого количества новых, искусственных материалов, изделия из свалянной шерсти по-прежнему остаются востребованными, интерес к ним не угасает. Войлок не просто выжил, напротив, соединение древней традиции войлоковаляния и современных материалов и технологий позволило ему выйти на новый качественный уровень, подняться от народного творчества до подиумов. И сегодня, когда особую ценность приобрели вещи из натуральных материалов и вещи, изготовленные вручную в единственном экземпляре, войлок переживает новый расцвет. Я представляю вам экспозицию изделий из войлока – одежды, аксессуаров, игрушек, предметов интерьера, которые сохранились от наших предков калмыков. И сегодня мастера, продолжая народные традиции, создают войлоки, не только удовлетворяющие утилитарным потребностям, но и являющиеся высокохудожественными образцами современного прикладного искусства (просмотр выставки изделий из войлока). 7.Подведение итогов конференции. Культовый материал кочевых народов - войлок, сегодня стал одним из самых актуальных и современных. Он отлично вписывается в любую обстановку. Он экологичен, прост, пластичен, многофункционален. Вещи из него делаются вручную и несут тепло рук. Сегодня мы определили проблему рассмотрения перехода войлочного ремесла из сугубо функционального, утилитарного явления в декоративно-прикладное искусство. Ремесло войлоковаляния на протяжении многих веков было жизнеопределяющим для многих кочевых народов, вид прикладного искусства, обладающий обширной базой приёмов и техник исполнения и многообещающей перспективой развития. Современное войлоковаляние опирается на опыт, накопленный в течение многих веков, активно используя творческие наработки многих поколений. Нами были рассмотрены приёмы валяния, применяемые с зарождения войлоковаляния, и новые, значительно обогатившие его, расширившие сферы применения войлока. Освоив технику войлоковаляния, можно создавать различные композиции, утилитарные вещи, отвечающие эстетическим и художественным требованиям. Анализ специфики материала дал нам возможность подтвердить особые живописные свойства войлока и возможность использования этого уникального, многообещающего способа создания произведений изобразительного искусства. 8.Рефлексия. Яблоня, яблоки, листья, цветы. За время нашей конференции выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать её пользу или бесполезность. • Если она для вас прошла плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. • Если она прошла хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. • Если конференция вам ничего нового не принесла – зеленые листочки. • А уж если совсем напрасно было потрачено время, то – желтый, чахлый лист.