технологическая карта урока химии алкены 10 (профиль).doc
Технологическая карта урока
Предмет: химия
Класс: 10 (профильный)
Автор УМК: Габриелян О.С.
Тема урока: Алкены.
Тип урока: открытие нового знания.
Цель и задачи урока:
Личностными результатами при изучении темы «Алкены» являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и
в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства
достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять синквейны.
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
Коммуникативные УД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с
другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
об особенностях их электронного строения и изомерии,
формирование знаний об алкенах как классе непредельных углеводородов,
физикохимических свойствах,
способах получении и безопасного применения
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видео «Виртуальная лаборатория», набор для составления шаростержневых и
объемных моделей молекул, презентация «Алкены», видеоматериалы, учебная литература: «Органическая химия. 10 класс, профильный
уровень», авторы – О.С. Габриелян и др. ЦОР и ЭОР:
http://fcior.edu.ru/card/226/poluchenie-i-primenenie-alkenov.html
http://fcior.edu.ru/card/8174/reakcii-prisoedineniya-alkenov.html
Этапы урока
Содержание учебного материла.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД 1.Оргмомент
Приветствие и пожелание хорошей плодотворной работы
«Доводы, до которых человек додумывается сам,
обычно убеждают его больше, нежели те, которые
пришли в голову другим» Паскаль
2. Мотивация
учебной
деятельности
учащихся
3.Постановка
цели и задач
урока.
Учитель напоминает о контроле и самоконтроле во время
урока
Учащимся предлагается просмотреть подборку из
нескольких слайдов (ФОТО), необходимо решить кто
виноват в этих катастрофах и каким химическим
веществом произошло загрязнение окружающей среды
(этилен) (слайд 1)
1.Какое это вещество?
2.О чем пойдет речь на уроке?
3. Сформулируйте тему урока (слайд 2)
4.Какие органические вещества вам уже известны?
5. Какими основными признаками характеризуются
представители класса алкенов?
Учащиеся внимательно слушают и
готовятся к восприятию новых
знаний
Учащиеся высказывают свои
мнения, формулируют тему
(возможно «Этилен»), путем
уточнения выходят на тему
«Алкены»
Личностные: оценивать
экологический риск
взаимоотношений человека и
природы; формировать
экологическое мышление:
умение оценивать свою
деятельность и поступки других
людей с точки зрения
сохранения окружающей среды.
Регулятивные: выдвигать версии
решения проблемы, осознавать
конечный результат.
Познавательные: анализировать,
сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления..
Коммуникативные:
умение с точностью выражать
свои мысли в соответствии с
задачами Принятие гипотезы.
Каким образом будем действовать, чтобы проверить
гипотезу?
Какой план действий предлагаете Вы?
При подготовке в группе, решите кто будет выступать
по вашей теме и для выступающего в другой группе
подготовьте вопрос по его теме.
Задание 1 группы. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Работа с конструктором шаростержневых моделей:
сконструируйте модели молекул этена, пропена,
Сравните полученные модели. Какие особенности
строения алкенов можно выделить?
С помощью каких химических реакций можно доказать,
что данное вещество органическое и непредельное
(Запишите реакцию горения, обесцвечивания бромной
воды и перманганата калия)
Задание 2 группы СТРОЕНИЕ АЛКЕНОВ
Изучить строение алкенов: выяснить тип гибридизации,
геометрию молекулы, угол связи, длину двойной связи,
схему образования двойной связи
Задание 3 группы. ИЗОМЕРИЯ
Постройте все возможные Изомеры для С4Н8 назовите их
и укажите виды изомерии
Задание 4 группы. ПОЛУЧЕНИЕ
Рассмотреть способы получения алкенов: в лаборатории и
промышленности.
Задания 5 группы. ПРИМЕНЕНИЕ
Используя ссылки на ЦОР и текст учебника
http://fcior.edu.ru/card/226/poluchenieiprimenenie
alkenov.html
Составьте схему «Применение этилена и его гомологов»
Отчет учащихся сопровождается материалом презентации,
подготовленным учителем с записью в тетради учащихся
основных моментов и демонстрацией опытов.
4.Актуализац
ия знаний
5.Первичное
усвоение
новых знаний.
Формулирование гипотезы: или
цели урока если алкены относятся
к одному классу органических
веществ и имеют сходное
строение, значит они имеют
сходные свойства и способы
получения.
Учащиеся предлагают план
действий в соответствии с приятой
логикой: составстроение
свойстваполучениеприменение
Учащиеся разбиваются на 35
группы по 45 человек, получают
задания (см. приложение) и
работают в течение 57 мин.
Личностные: личностное
самоопределение
Регулятивные: планирование
Познавательные: общеучебные,
логические, действия
постановки проблемы
Коммуникативные: постановка
вопросов
Предметными результатами
изучения предмета являются
следующие умения:
формирование знаний об
алкенах как классе
непредельных углеводородов,
об особенностях их
электронного строения и
изомерии,
физикохимических свойствах,
способах получении и
безопасного применения
овладение основами методов
познания, характерных для
естественных наук:
Учащиеся отчитываются по
результатам работы.
1 группа представляет
Личностные:
смыслообразование
Регулятивные: прогнозирование, Демонстрация слайда
«Получение этилена и обесцвечивание раствора
перманганата калия»
Учащимся предлагается физкультминутка по
методу Базарного В.Ф. (см. приложение)
Демонстрация слайда 4,5
Демонстрация слайда 6,7,8
Демонстрация слайда 9
Демонстрация слайда 10, 11
Задание для всех учащихся по итогам обсуждения
(учитель выступает в роли консультанта по ходу
выполнения):
Учитель предлагает обмен тетрадями и оценку работы в
парах
6. Первичная
проверка
понимания
Учитель предлагает быстро ответить на вопросы:
1.Тип гибридизации, длина связи, угол, родовой суффикс,
класс предельные и непредельные, виды изомерии 1,2,3,4,
первый представитель, физические свойства, при горении
образует, обесцвечивает бромную воду
шаростержневые модели молекул
этилена, пропилена.
Формулирование вывода с записью
в тетради.
Учащиеся выполняют
физкультминутку.
2 группа объясняет
пространственное строение
алкенов.
Формулирование вывода с записью
в тетради.
3 группа характеризует изомерию
алкенов на примере бутенов.
Формулирование вывода с записью
в тетради.
4 группа характеризует способы
получения алкенов.
Формулирование вывода с записью
в тетради.
5 группа демонстрирует схему,
отражающую области применения
алкенов.
Учащиеся выполняют задание
учителя в тетради и приходят к
выводу, что принятая гипотеза
верна.
Ученики отвечают на вопросы,
остальные контролируют и
оценивают ответы
7.Рефлексия
Учащимся предлагается составить синквейн «Алкены»:
Составление синквейна.
контроль, коррекция
Познавательные: общеучебные,
логические, решение проблем
Коммуникативные: управление
поведением партнера, умение с
точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами
Умение задавать вопросы и
формулировать выводы
Личностные: действие
смыслообразования
Регулятивные: контроль
коррекция
Познавательные: логические
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества
Познавательные составлять 1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
4 слова в предложении
1 существительное (обобщение)
8.Итоговый
самоконтроль
и самооценка
Учащимся предлагается оценить свою работу и работу
товарища на уроке от 03 балов
И коротко прокомментировать
Учащиеся оценивают свою работу
и работу товарища в группе,
записывают оценки в лист с
заданием по группам. Коротко
выставляют комментарии
9.Д/З
Выполнить индивидуальные задания
В дневнике.ру
синквейны.
Регулятивные работая по плану,
сверять свои действия с целью
и, при необходимости,
исправлять ошибки
самостоятельно
Личностные: потребность и
готовность к самообразованию,
в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности
вне школы;
Регулятивные: оценка и
саморегуляция
Познавательные: логические
Коммуникативные: разрешение
конфликтов
(См. ПРИЛОЖЕНИЕ) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его
больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» Паскаль
Теоретическая часть
Относительная плотность паров органического соединения по азоту равна 2. При сжигании 9,8 г этого соединения образуется 15,68 л
углекислого газа (н. у) и 12,6 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения.
1.Задача
Решение задачи
1.Вычислим количество углекислого газа
n (СО2) =15,68 : 22,4=0,7 моль, тогда n(С) =0,7 моль
2.Вычислим количество воды
n (Н 2О) =12,6 : 18=0,7 моль, тогда n(Н ) =1,4 моль
3.Вычислим массы водорода и углерода
m (С) =0,7*12=8,4 (г); m (Н)=1,4 (г) общая масса 8,4+1,4=9,8(г)
кислорода нет, т.к. масса всего вещества тоже 9,8 (г)
4.Соотношение С:Н 1:2 простейшая СН2
5.Вычислим молярную массу вещества М=14*2=28г/моль Формула С2Н4 (ЭТИЛЕН)
2. Задание по группам
Задание 1 группы.
Работа с конструктором объемных и шаростержневых моделей: сконструируйте модели молекул этена, пропена, Сравните полученные
модели. Какие особенности строения алкенов можно выделить?
С помощью каких химических реакций можно доказать, что данное вещество органическое и непредельное (горение, обесцвечивание)
Задание 2 группы
Изучить строение алкенов: выяснить тип гибридизации, геометрию молекулы, угол связи, длину двойной связи, схему образования двойной
связи
Задание 3 группы.
Выяснить возможные виды изомерии алкенов. Изомеры для С4Н8
Задание 4 группы.
Рассмотреть способы получения алкенов: в лаборатории и промышленности.
Задания 5 группы.
Используя ссылки на ЦОР и текст учебника
http://fcior.edu.ru/card/226/poluchenieiprimeneniealkenov.html
Составьте схему «Применение этилена и его гомологов».
Теоретическая часть к заданиям по группам
Группа 1
Первые три представителя гомологического ряда алкенов (этилен, пропилен и бутилен) — газы, начиная с C5H10 (амилен, или пентен1) —
жидкости, а с С18Н36 — твердые вещества. С увеличением молекулярной массы повышаются температуры плавления и кипения. Алкены
нормального строения кипят при более высокой температуре, чем их изомеры, имеющие изостроение. Температуры кипения цисизомеров
выше, чем трансизомеров, а температуры плавления — наоборот.
Алкены плохо растворимы в воде (однако лучше, чем соответствующие алканы), но хорошо — в органических растворителях. Этилен и
пропилен горят коптящим пламенем.
Группа 2 Строение алкенов
II валентное состояние
SP2 гибридизация
Группа 3 Изомерия алкенов Структурная изомерия
1.изомерия углеродного скелета
2.изомерия положения двойной связи
3.межклассовая изомерия с циклоалканами
Пространственная изомерия алкенов
цистрансизомерия
Причинанеподвижность атома углерода при
двойной связи
Группа 4 Способы получения алкенов 1. Крекинг алканов: Основным промышленным источником получения первых четырех членов ряда алкенов (этилена,
пропилена, бутиленов и пентиленов) являются газы крекинга и пиролиза нефтепродуктов, а также газы коксования угля
(этилен, пропилен). Газы крекинга и пиролиза нефтепродуктов содержат от 15 до 30% олефинов. Так, крекинг бутана при
600°С приводит к смеси водорода, метана, этана и олефинов – этилена, пропилена, псевдобутилена (бутена2) с соотношением
олефинов
3,5 : 5 : 1,5 соответственно.
≈
1. Крекинг нефтепродуктов
C 16H 34 → C 8H 18 + C 8H 16
гексадекан октан октен
Обычно образуется смесь различных углеводородов: например, при крекинге бутана конечными продуктами будет – смесь бутенов,
пропилена, этилена и метана; при крекинге пропана – смесь пропилена, этилена и метана; при крекинге метилпропана – смесь
метилпропилена, пропилена и метана.
2. Дегидрирование предельных углеводородов
CH2 = CH – CH2 – CH3 бутен1
CH3 – CH2 – CH2 – CH3 →
бутан CH3 – CH = CH – CH3 бутен2
550650oc, Kt
2CH4 –––––––––––→ C2H4 + 2H2
3. Внутримолекулярная дегидратация спиртов
H2SO4, 140150oC
CH3 – CH2 – OH ––––––––––––––––→ CH2 = CH2 + H2O
этанол этилен
4. Дегидрогалогенирование галогенпроизводных алканов (по правилу Зайцева: при отщеплении галогенводорода от вторичных и
третичных галогеналканов атом водорода отщепляется о наименее гидрированного атома углерода) Br
| спирт, to
CH3 – CH – CH2 – CH3 + NaOH –––––––→ CH3 – CH = CH – CH3 + NaBr + H2O
2бромбутан бутен2
5. Дегалогенирование дигалогенпроизводных алканов
Br Br
| |
CH3 – CH – CH – CH3 + Zn → CH3 – CH = CH – CH3 + ZnBr2
2.3дибромбутан бутен2
Синквейн
1.Этилен
2.непредельные, ненасыщенные
3.горят, присоединяют, окисляют
4.сырьё для производства этилена
5. алкен
Домашнее задание
1.Теория
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
окисления органических веществ вы знаете?
2.Практика:
1) из списка веществ выбрать алкены, построить и назвать: C2H2, C3H6, C2H4, C6H6, C8H16, C5H12, C4H8 C2H6 , C4H10, C6H12, C3H4.
2) а) решить задачу: определить молекулярную и составить структурную формулы алкена, если известно, что массовая доля углерода в нём
составляет 85,7%, относительная плотность вещества по водороду равна 21.
б) .Задача Относительная плотность паров органического соединения по азоту равна 2. При сжигании 9,8 г этого соединения образуется
15,68 л углекислого газа (н. у) и 12,6 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения.
3) составить и назвать все возможные изомеры для вещества состава С5Н10
Что такое алкены?
Какова общая формула алкенов, чему равна min n в этой формуле?
Дать сравнительную характеристику строения молекул алканов и алкенов.
Каковы физические свойства алкенов?
Какие виды изомерии характерны для алкенов?
Как получают этилен в промышленности?
Что такое реакция: гидратации; галогенирования; полимеризации, гидрирования; гидрогалогенирования; окисления? Какие виды
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Разработка урока по теме АЛКЕНЫ 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.