Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"
Оценка 4.9

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
6 кл
09.06.2017
Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"
Разработка урока по теме "Культура Древней Руси" построена с учетом с применением технологии развития критического мышления, АМО ( активных методов обучения), ИКТ. На уроке используются отрывки из былины "Алеша Попович и Тугарин Змей" и из одноименного мультфильма.Для физкультминутки используется фрагмент из мультфильма "Кострома".
Разработка урока .Назаренко Н.К..doc
МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"  Назаренко Наталья Константиновна учитель истории и обществознания Тема урока. Культура Древней Руси.( 6 класс) Цель: создать условия для знакомства с русской культурой IX­XII веков Задачи: 1. Познакомить   учащихся   с   особенностями   развития   культуры   в   Древнерусском государстве, основными культурными памятниками рассматриваемого периода. 2. Способствовать   развитию   основ   исторического   мышления,   развивать   умения рассматривать   произведения   культуры   как   исторический   источник,   определять особенности культуры, объяснять смысл исторических понятий, терминов, делать выводы;умение организовывать учебное сотрудничество в парах. 3. Воспитывать   уважение   к   культурному   наследию   страны;   способствовать формированию  бесконфликтного обмена мнениями. Оборудование:  учебники   «История   России   с   древнейших   времен   до   конца  XVI века.6 класс» под ред. А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной "Просвещение", 2010 год,ПК, м/м проектор, экран, авторская презентация, рабочие тетради на печатной основе, документы ( отрывок из первоисточника «Повесть временных лет»  ),набор карточек с заданиями : 1. «Список необычных покупок»,   2.Неполная схема «Особенности русской культуры»,   3. Тесты.   4.  «Словесная мозаика»,5. Отрывки из мультфильмов "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Кострома",  русской народной песни "Заплетись за плетень" Тип урока: изучение нового материала Форма урока: урок  с применением технологии развития критического мышления, АМО ( активных методов обучения), ИКТ. Ход  урока  I.Оргмомент. II.Изучение  нового материала. Эмоциональный     настрой.  Чтение     эпиграфа(   на   фоне   песни   «Заплетись   за плетень») "О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты.. .Всем ты преисполнена , земля Русская..."( слайд 1)  Как   вы думаете , о каких красотах говорит автор? Устное народное творчество, литературные произведения,   архитектура, иконопись, поразительной красоты ювелирных изделиях, которые создавались в русских землях. До сих пор  мы восхищаемся ими! Это истоки, нашей, русской  культуры. И, сегодня,  мы будем говорить об этих истоках. Мотивационно ­ информационная фаза.   ( Слайд 2 «Культура Древней Руси»)  Какое слово является основным   в теме? Правильно, культура, а какие  ассоциации  у вас вызывает  это слово? (прием "Кластер", модель «Планета и ее спутники» ) ,(слайд 3). Можно ли из всех этих слов составить МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"  Назаренко Наталья Константиновна учитель истории и обществознания определение понятию «культура»? Нет. Создать определение понятия «культура» поможет вам   игра  «Словесная   мозаика»  (приложение   1)  (карточки   со   словами:   духовных,   и, совокупность,   благ,   материальных,   обществом,   созданных,   дети   складывают   следующее определение:   «   Культура­совокупность   материальных   и   духовных   благ,   созданных обществом»(слайд №3)  Прежде   чем   мы   начнем   знакомство   с   культурой   Древней   Руси,   вы   составите «Список  необычных покупок» ( приложение 2), т.е. список того  о чем вы хотите узнать и чему научиться на уроке. (  индивидуальная работа, прием АМО «Список покупок»). Список покупок откладываем  и познакомимся с планом урока. ( слайд 5). Фаза осмысления 1.Особенности культуры Древней Руси  ( самостоятельная работа в парах с. 55, заполнение схемы , приложение 3, слайд 6) 2.Письменность и грамотность ( рассказ учителя, презентация, слайды 7,8,9,10) 3.Устное народное творчество  ( беседа : что такое устное народное творчество? Что вам больше всего нравится из устного народного творчества? Презентация, (слайд 11), чтение   отрывка   из   былины   "Илья   Муромец   и   Соловей   Разбойник".   Ваши   любимые былинные герои? Откуда вы о них узнали? Можно ли утверждать, что в мультфильмах и фильмах герои  и их поступки изображены  точно  как в былинах?             (предлагается просмотр отрывка из мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей", поединок. Затем проводится работа с отрывком из былины "Алеша Попович  и Тугарин Змеевич"   тоже рассматривается   поединок   (   прием   "совещание   специалистов",   работа   выполняется   в парах). Делается вывод о том, что в мультфильме поединок рассматривается совсем не так как в самой былине, поэтому знакомство с былинными героями нужно осуществлять не только путем просмотра мультфильмов и фильмов, но и путем чтения былин. Дальше   проводится   сравнение   русских   былин   и   западноевропейских   рыцарских хроник,   делается   вывод.Как   вы   думаете   в   чем   отличие   русских   былин   от западноевропейских рыцарских хроник?( если затрудняются ответить зачитать текст  с.56, абзац 2) ФИЗМИНУТКА ­   Русское народное творчество популярно и в наши дни скоро будет один из самых ярких праздников­ масленица. Сейчас вы просмотрите отрывок из мультфильма и вместе с героями подготовитесь к этому празднику.  (Просмотр отрывка из мультфильма "Кострома", танцуем вместе с героями: руки на пояс, топаем ногами, голову направо­налево, ручки вверх, кистями вертим вправо­влево и поворачиваемся вокруг себя, присели, встали, поклонились и сели на свои места) .  4. Литература (рассказ учителя: В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Установлено, что в XI ­ начале XIII веков в русских землях имелось в обращении, по меньшей мере, около 140 тыс. книг нескольких сот наименований. Если при этом учесть, что население Руси в то время не превышало 7 млн. человек, то этот показатель   указывает   на   весьма   высокий   уровень   грамотности   среди   русских   людей   в МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"  Назаренко Наталья Константиновна учитель истории и обществознания домонгольскую эпоху.­ Как вы думаете, о чем любили читать русские люди в XI ­ начале XIII веков? презентация ,по ходу рассказа учителя выполняется задание 2 в рабочих тетрадях ( с.19), работа в парах с историческим источником   (прием "Совещание специалистов"), учащиеся   должны   доказать   ,   что   произведения     древнерусской   литературы   являются историческими источниками , слайды 12,13,14,15 приложение 4) 5.Зодчество   и   изобразительное   искусство.   Художественное   ремесло.  (рассказ учителя,  презентация  , прием  "мозговая атака" модель  "ключевые термины",   работа в парах,   задание:   объясните   термины   "миниатюра"   с.57,   "фреска"   с.60,   "мозаика"   с.61, "зернь", "скань"," эмаль" с. 62, выполните задание 3 в рабочих тетрадях с.19),( слайды 16­ 26) ВЫВОД: комментированное чтение с.62. III.Закрепление: тестовый контроль( приложение 5) , взаимопроверка ( критерии на слайде ) IV.Домашнее задание:  параграф 7, в.1­7, новые слова, выполнить задания 1,4,5 в рабочих тетрадях. V.Подведение итогов. VI.Рефлексия.  Возьмите в руки "Список покупок", Удалось ли вам   приобрести задуманные покупки? Появились ли в списке полезные,но не запланированные покупки? Лишние ? Почему? МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"  Назаренко Наталья Константиновна учитель истории и обществознания    духовных, и, совокупность, благ, материальных, обществом, созданных, это, культура Приложение 1.   Приложение 2.  УМЕНИЯ ЗНАНИЯ СПИСОК  МОИХ ПОКУПОК 1. Выявлять особенности культуры 1. Особенности культуры 2. Работать со схемами 3. Сравнивать 4. Работать с историческими документами 5. Высказывать свое мнение 2. О письменности и грамотности населения 3. О     наиболее   популярных   литературных жанрах  4. Имена   авторов   произведений   и   названия произведений 6. Предлагать свои варианты решения проблем 5. Любили ли наши предки читать 7. Составлять понятия 6. Какой материал для письма использовали 8. Составлять рассказ, используя понятия 7. Сохранилось ли устное народное творчество 9. Работать с тестовыми заданиями 10. Осуществлять взаимопроверку 8. Что и из какого материала строили 9. Умели ли создавать произведения живописи 11. Творчески подходить к выполнению заданий 10. О художественном ремесле  12. Строить   бесконфликтные   отношения,   с уважением относиться к чужому мнению 13. ______________________________________ 11. О влиянии христианства на культуру 12. ____________________________________ 13. ______________________________________   ОСНОВА                                                                                                      ГЛАВНЫЙ МОТИВ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ                                                   ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ___________________________                                                 __________________________________                                                            ДРУГИЕ  ОСОБЕННОСТИ      Приложение 3. МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"  Назаренко Наталья Константиновна учитель истории и обществознания            1) Древнерусская культура впитывала в себя  культурные  достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.                2)__________________________________________________                3)__________________________________________________ Отрывок из былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" Увидел Тугарин Змеевич Алешу Поповича, Приложение 4.  Заревел зычным голосом: ­Гой,еси,Алеша Попович млад! Хошь ли,я тебя огнем спалю, Хошь,ли Алеша, конем стопчу, Али тебя,Алеша, копьем заколю? Говорил ему Алеша Попович млад: ­Гой ты еси, Тугарин Змеевич млад. Бился ты со мной о велик заклад Биться­драться един на един, А за тобою ноне силы­сметы нет.­ Оглянется Тугарин назад себя­ В те поры Алеша подскочил, ему голову срубил. И пала голова на сыру землю, как пивной котел. Приложение 5.   "Повесть временных лет" ( "О княгине Ольге") В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: „Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив,   ответила  царю:  „Я  язычница;   если  хочешь  крестить  меня,  то крести  меня  сам  –  иначе  не крещусь». И крестил ее царь с патриархом.  И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. Приложение 6. МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"  Назаренко Наталья Константиновна учитель истории и обществознания  Тест по теме "Культура Древней Руси" Вариант­1 Выберите правильный ответ 1. Главным мотивом русских былин было: а) поклонение прекрасной Даме      б) крещение иноверцев в) освобождение своей земли и защита от врагов    г) верность своему  покровителю 2. В древнерусском государстве писали письма на: а) глиняных табличках   б)бумаге          в)бересте         г)пергаменте 3. Создателем «Повести временных лет» был:   а) Даниил   б) Нестор   в) Иларион      г) Анатолий 4. При Ярославе Мудром был построен знаменитый собор святой  Софии в: а) Полоцке   б) Юрьеве      в)Смоленске          г)Киеве 5. Особый жанр древнерусской литературы,к которому относятся  поучения, похвалы,  письма:  а) летописи   б) хроника            в) слово        г) житие Тест по теме "Культура Древней Руси" Вариант­2 Выберите правильный ответ. 1. Славянскую азбуку создали: а) Святополк, Ярослав г) Василий Великий, Иоанн Златоуст  б) Борис, Глеб    в) Кирилл,  Мефодий 2. Произведение, созданное митрополитом Илларионом  называется: а) Русская Правда б) «Слово о Законе и Благодати» в) «Повесть временных лет» г) «Александрия» 3. Первыми литературными произведениями на Руси были: а) хроники   б) изборники   в) жития   г) летописи 4. Большое влияние на древнерусскую литературу оказала: МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"  Назаренко Наталья Константиновна учитель истории и обществознания а) Италия б) Византия в) Скандинавия     г) Болгария 5. «Повесть временных лет» была создана в :  а)начале XI в.          б)конце XI в.   в)начале XII в.     г)конце XII в.

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"

Разработка урока по теме "Культура Древней Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017