Разработка урока по теме "Лишайники", 6 класс
Оценка 4.6

Разработка урока по теме "Лишайники", 6 класс

Оценка 4.6
Рабочие листы +1
docx
биология +2
6 кл
27.11.2018
Разработка урока по теме "Лишайники", 6 класс
Приводится разработка урока по теме "Лишайники" (6 класс) в соответствиями с требованиям ФГОС и с учетом активной оценки работы обучающихся на занятии. Урок разработан в соответствии с программой "Живая природа" (Сухова Т.С. Биология: 5-11 классы : программы /Т.С. Сухова, С.Н. Исакова. – М.: Вентана-Граф, 2015), но может быть легко адаптирован к программам других авторов. Занятие разработано для класса с малой наполняемостью, для учащихся, показывающих средний уровень овладения УУД. На занятии осуществляется работа с текстом, схемами, таблицами, рисунками, гербариями, видео. Предполагается индивидуальная и фронтальная работа учащихся.
лишайники 6 класс.docx

Технологическая карта урока по теме «Лишайники, 6 класс

Учитель биологии МБОУ «Б.Терсенская СОШ» Жуков Ф.А.

1.                 Тема урока и класс:

 

6 класс, биология, «Лишайники»

2.                 Условиях проведения урока (ученики, учебно-методическое обеспечение, программные требования, помещение, место в расписании и т.д.):

 

6 учащихся (2 девочки, 4 мальчика». Уровень владения общеучебными умениями и навыками средний у 3 человек, ниже среднего у трех человек. Учебно-методическое обеспечение: программа - Сухова Т.С. Биология: 5-11 классы : программы /Т.С. Сухова, С.Н. Исакова. – М.: Вентана-Граф, 2015. Программа курса биологии 5-9 класс. Т.С. Сухова, учебник - Сухова Т.С. Биология: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева. – М.: Вентана-Граф, 2016. Помещение - кабинет химии и биологии. Место в расписании – 2 урок (1 смена). Программные требования к уроку: знать/понимать строение лишайников, особенности их жизнедеятельности как симбиотических организмов, роль а природе и для человека.

3.                 Тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков:

 

Тип урока – изучение нового материала. Это последний урок из 4 в теме «Грибы»

4.                 Создание среду, благоприятной для обучающихся

 

Психологическая атмосфера – позитивный настрой учителя и учеников. Посадка учеников в парах за партами, таким образом, чтобы было удобно работать с гербарными образцами (свет слева) и смотреть видео (экран проектора впереди, ребята с плохим зрением занимают первый ряд).

5.                 Опорные знания и умениями, необходимые для изучения новой темы

 

Опорные знания: особенности клеток растений, питание растений (известны с 5 класса), особенности строения тела грибов, клеток грибов, питания грибов (известны с предыдущих уроков. Знают термины: автотроф, гетеротроф, жизненная форма (для растений), таллом (для водорослей). Ребята умеют составлять и заполнять таблицы, работать с опорными карточками, умеют составлять кластеры, обладают необходимым уровнем регулятивных УУД, чтобы поставить свою цель на уроке, оценить уровень ее воплощения при рефлексии.

1.                 Обучающая цель

 

Планируется, что ребята будут знать, что такое таллом (слоевище) применительно к лишайникам, жизненная форма у лишайников, симбиоз, автотроф, биоиндикатор, будут знать особенности строения лишайников как симбиотических организмов, знать роль лишайников в природе и для человека. Учащиеся будут уметь работать с гербарными образцами с использованием опорной карточки, работать с таблицами, сопоставлять текст и рисунок, составлять схему на основе полученной информации, уметь ставить цель на занятии и оценивать уровень ее реализации

6.                 Критерии достижения цели обучающимися

 

Узнать, как выглядят лишайники (успешно заполнена таблица «Жизненные формы лишайников» в ходе самопроверки осуществлена необходимая коррекция.

Узнать, как устроены лишайники (успешно выполнено задание по сопоставлению текста и рисунка, после самопроверки внесены необходимые коррективы)

Узнать, как питаются лишайники (успешно усвоено понятие автогетеротроф при работе с учебником, правильно выполнено задание на соотнесение)

Узнать роль лишайников в природе и для человека (успешно выполнено задание по составлению схемы на основе информации, полученной при просмотре видео, при самопроверке схемы с образцом на доске внесены необходимые коррективы)

7.                 Остановка цели обучающимися

 

Ребята ставят цель урока самостоятельно, заполняя таблицу целей. Затем формулируют коллективную цель урока при фронтальной беседе, учитель оглашает цель урока. Это 4 минута урока после постановки проблемного вопроса «Существуют ли живые организмы, сочетающие признаки и растений, и грибов?»

8.                 Выходной контроль

 

Промежуточный контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой при работе с терминами, сопоставление текста и рисунка с последующей самопроверкой, работа с гербариями, заполнение таблицы, с последующей самопроверкой по образцу, составление схемы, подготовка выступления по схеме, самопроверка и самооценка схемы по образцу. Заключительное задание – составление общего текста «Лишайники  пионеры новых мест обитания», в котором каждый ученик составляет одно предложение из общего текста.

9.                 Задачи занятия

 

Содействовать формированию регулятивных УУД при работе с таблицей целей, с оценкой достижения целей в конце занятия.

Создать условия для использования и закрепления навыков рефлексии при оценке своего самочувствия и успешности на уроке.

Способствовать формированию коммуникативных УУД при выступлении по схеме «Роль лишайников в природе и для человека», а так же при составлении общего текста «Лишайники  пионеры новых мест обитания»

10.            Ключевой вопрос занятия

 

Ключевой вопрос: Существуют ли живые организмы, сочетающие признаки и растений, и грибов?

11.            Этапы урока

 

Сравнительная таблица растений и грибов (фронтальная работа с карточками)

Формулирование проблемного вопроса и темы урока

Постановка задач индивидуально, фронтально, учителем при работе с таблицей

Работа с терминами (сперва на уровне предположений, затем при работе с учебником, затем самооценка успешности при сравнении с образцом на доске)

Соотнесение теста и рисунка, затем самостоятельное сопоставление с образцом.

Изучение карточки с информацией о жизненных формах грибов, работа с гербарными образцами, заполнение таблицы. Затем, сравнение с образцом таблицы с доски

Просмотр видео и составление схемы «Роль лишайников в природе и для человека». Подготовка 1 минутного выступления по схеме. Выступление (по желанию). Сравнение схемы с образцом на доске.

Работа с текстом, составление общего текста «Лишайники  пионеры новых мест обитания».

Оценка своего самочувствия на уроке (связь с темой урока  лишайники – биоиндикаторы)

Работа с таблицей целей, подведение итогов успешности занятия

12.            Оценка успешности достижения цели обучающимися

 

 

Успешность достижения целей оценивается учениками при работе с таблицей целей, делаются самостоятельные выводы. Цели, которые по мнению учащихся и педагога (индивидуально для каждого ученика) будут дорабатываться на следующем занятии при работе с индивидуальными карточками с заданиями.

13.            Домашнее задание

 

домашнее задание отсутствует, так как это последнее занятие в 1 четверти. Ребятам предложено составить книжку-малышку «Интересные факты о лишайниках» по материалам урока, параграфа учебника (п.6) и дополнительных материалов, но по желанию. Критерии оценивания: полнота информации, отсутствие фактических ошибок, аккуратность и наглядность оформления

14.            Хронометраж урока

 

 

организационный момент - 1 мин.

актуализация знаний – 3 мин.

постановка темы урока через проблемный вопрос – 2 мин.

постановка целей – 2 мин.

работа с терминами – 5 мин.

работа с рисунком – 3 мин.

работа с гербариями – 5 мин.

просмотр видео – 4 мин.

составление схемы – 3 мин.

выступление учащихся – 3 мин.

работа с общим текстом – 4 мин.

рефлексия – 3 мин.

домашнее задание (предложено, но не обязательно к выполнению) – 2 мин.

Всего – 40 минут

 

 

 

Рабочие листы к уроку:

Свойства растений и грибов

 

https://st2.depositphotos.com/1763191/9242/v/950/depositphotos_92421894-stock-illustration-sunflower-plant-with-roots-and.jpgРастения

 

 

 

 

 

 

 

Грибы

 

 

 

 

https://banner2.kisspng.com/20180331/uew/kisspng-russula-emetica-mushroom-fungus-clip-art-fungi-5ac04570d19153.6044896415225501288584.jpg

 

 

 

 

Тема занятия ____________________________________

 

Цели

Что я хочу узнать на уроке

Что я узнал(а) на уроке

1

Как выглядят лишайники

 

 

2

Как устроены лишайники

 

 

3

Как питаются лишайники

 

 

4

Как размножаются лишайники

 

 

5

Как человек использует лишайники

 

 

6

Какова роль лишайников в природе

 

 

Выводы по уроку

 

 

 

 

Словарик терминов к уроку

 

жизненная форма

 

взаимовыгодное сотрудничество

таллом (слоевище)

показатель состояния окружающей среды

биоиндикатор

тело лишайника (тело без органов)

симбиоз

организм со смешанным типом питания

автогетеротроф

внешний облик организма

 

 

 

 

Прочитайте текст, обозначьте части лишайника

http://900igr.net/up/datai/64014/0011-012-.jpg

1 - ____________________________________________________________

2 - ____________________________________________________________

 

Настоящая дружба в природе — это когда два организма взаимодействуют так выгодно друг для друга, что становятся практически одним целым. По строению лишайники — это симбиоз грибов и водорослей (как зеленых, так и сине-зеленых). Водоросль, естественно, питается автотрофно, то есть производит органические (питательные) вещества из неорганических, а гриб как раз потребляет эти органические вещества, перерабатывая их опять в неорганические.

 

 

Рассмотрите картинки и прочитайте подписи к ним.

Изучите гербарии, подпишите жизненную форму лишайника

https://fs00.infourok.ru/images/doc/266/271002/img14.jpg

Лишайник

Жизненная форма

1

Вислянка

 

2

Олений мох

 

3

Исландский

 

4

Пармелия

 

 

Посмотрите видео.

https://www.youtube.com/watch?v=8lg1CyyQS-g

Заполните схему «Роль лишайников в природе и для человека»

http://www.wild-nature.ru/sites/default/files/veb_shah_06_27_2015-109.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Составьте краткое выступление по схеме (не более чем на 1 минуту)

 

Закрепление материала:

Почему лишайники называют пионерами новых мест обитания?

 

Прочитайте небольшой текст. Запишите развернутый ответ на вопрос.

Укажите номер текста _________

Ответ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Как Вы себя чувствовали на уроке?

·         Если самочувствие и активность были отличными, нарисуйте в квадратике кустистые лишайники.

·         Если был небольшой дискомфорт, стеснение, не всегда удалось проявить себя, нарисуйте листоватые лишайники.

·         Если было скучно, трудно, многое не удалось понять и сделать, нарисуйте накипные лишайники.

 

 

Вернитесь к таблице целей в начале урока, отметьте то, что удалось достигнуть, сделайте выводы

 

Самоанализ урока по ФГОС.

Биология, 6 класс. Тема «Лишайники».

Учащиеся актуализировали знания по ботанике и микологии, составляя сравнительную таблицу растений и грибов.

Из проблемного вопроса о существовании живых организмов, сочетающих признаки растений и животных, ученики самостоятельно вывели тему урока – «Лишайники»

Ученики самостоятельно поставили цель урока, обсудили ее фронтально и вывели общую цель урока для всего класса.

Работа с терминами была выполнена в форме задания на соотнесение. При этом ребята делали предположения, а затем проверяли себя по ученику.

Строение лишайников изучалось в форме задания по соотнесению текста и рисунка.

Изучение жизненных форм лишайников, то есть работа с гербарными образцами предполагала работу с опорным конспектом в виде схемы «Классификация лишайников по строению слоевища», а так же заполнение таблицы.

Роль лишайников в природе и для человека изучалась в виде просмотра видеофрагмента, составления схемы и выступления нескольких учащихся с коротким выступлением по схеме.

Закрепление осуществлялось в виде творческой работы, предполагающей составление совместного текста «Лишайники – пионеры новых мест обитания».

Рефлексия самочувствия на занятии была непосредственно связана с темой урока, индикаторами самочувствия учеников выступили рисунки лишайников различных жизненных форм.

В конце занятия ребята вернулись к таблице целей, сделали вывод об успешности и эффективности деятельности на уроке.


 

Технологическая карта урока по теме «Лишайники, 6 класс

Технологическая карта урока по теме «Лишайники, 6 класс

Знают термины: автотроф, гетеротроф, жизненная форма (для растений), таллом (для водорослей)

Знают термины: автотроф, гетеротроф, жизненная форма (для растений), таллом (для водорослей)

Узнать роль лишайников в природе и для человека (успешно выполнено задание по составлению схемы на основе информации, полученной при просмотре видео, при самопроверке схемы с…

Узнать роль лишайников в природе и для человека (успешно выполнено задание по составлению схемы на основе информации, полученной при просмотре видео, при самопроверке схемы с…

Роль лишайников в природе и для человека», а так же при составлении общего текста «Лишайники пионеры новых мест обитания» 1

Роль лишайников в природе и для человека», а так же при составлении общего текста «Лишайники пионеры новых мест обитания» 1

Оценка успешности достижения цели обучающимися

Оценка успешности достижения цели обучающимися

Рабочие листы к уроку: Свойства растений и грибов

Рабочие листы к уроку: Свойства растений и грибов

Прочитайте текст, обозначьте части лишайника 1 - ____________________________________________________________ 2 - ____________________________________________________________

Прочитайте текст, обозначьте части лишайника 1 - ____________________________________________________________ 2 - ____________________________________________________________

Олений мох 3

Олений мох 3

Если самочувствие и активность были отличными, нарисуйте в квадратике кустистые лишайники

Если самочувствие и активность были отличными, нарисуйте в квадратике кустистые лишайники
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2018