Технологическая карта урока по теме «Лишайники, 6 класс
Учитель биологии МБОУ «Б.Терсенская СОШ» Жуков Ф.А.
1. Тема урока и класс:
|
6 класс, биология, «Лишайники» |
2. Условиях проведения урока (ученики, учебно-методическое обеспечение, программные требования, помещение, место в расписании и т.д.):
|
6 учащихся (2 девочки, 4 мальчика». Уровень владения общеучебными умениями и навыками средний у 3 человек, ниже среднего у трех человек. Учебно-методическое обеспечение: программа - Сухова Т.С. Биология: 5-11 классы : программы /Т.С. Сухова, С.Н. Исакова. – М.: Вентана-Граф, 2015. Программа курса биологии 5-9 класс. Т.С. Сухова, учебник - Сухова Т.С. Биология: 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Т.С. Сухова, Т.А. Дмитриева. – М.: Вентана-Граф, 2016. Помещение - кабинет химии и биологии. Место в расписании – 2 урок (1 смена). Программные требования к уроку: знать/понимать строение лишайников, особенности их жизнедеятельности как симбиотических организмов, роль а природе и для человека. |
3. Тип и место урока в учебном модуле (блоке) уроков:
|
Тип урока – изучение нового материала. Это последний урок из 4 в теме «Грибы» |
4. Создание среду, благоприятной для обучающихся
|
Психологическая атмосфера – позитивный настрой учителя и учеников. Посадка учеников в парах за партами, таким образом, чтобы было удобно работать с гербарными образцами (свет слева) и смотреть видео (экран проектора впереди, ребята с плохим зрением занимают первый ряд). |
5. Опорные знания и умениями, необходимые для изучения новой темы
|
Опорные знания: особенности клеток растений, питание растений (известны с 5 класса), особенности строения тела грибов, клеток грибов, питания грибов (известны с предыдущих уроков. Знают термины: автотроф, гетеротроф, жизненная форма (для растений), таллом (для водорослей). Ребята умеют составлять и заполнять таблицы, работать с опорными карточками, умеют составлять кластеры, обладают необходимым уровнем регулятивных УУД, чтобы поставить свою цель на уроке, оценить уровень ее воплощения при рефлексии. |
1. Обучающая цель
|
Планируется, что ребята будут знать, что такое таллом (слоевище) применительно к лишайникам, жизненная форма у лишайников, симбиоз, автотроф, биоиндикатор, будут знать особенности строения лишайников как симбиотических организмов, знать роль лишайников в природе и для человека. Учащиеся будут уметь работать с гербарными образцами с использованием опорной карточки, работать с таблицами, сопоставлять текст и рисунок, составлять схему на основе полученной информации, уметь ставить цель на занятии и оценивать уровень ее реализации |
6. Критерии достижения цели обучающимися
|
Узнать, как выглядят лишайники (успешно заполнена таблица «Жизненные формы лишайников» в ходе самопроверки осуществлена необходимая коррекция. Узнать, как устроены лишайники (успешно выполнено задание по сопоставлению текста и рисунка, после самопроверки внесены необходимые коррективы) Узнать, как питаются лишайники (успешно усвоено понятие автогетеротроф при работе с учебником, правильно выполнено задание на соотнесение) Узнать роль лишайников в природе и для человека (успешно выполнено задание по составлению схемы на основе информации, полученной при просмотре видео, при самопроверке схемы с образцом на доске внесены необходимые коррективы) |
7. Остановка цели обучающимися
|
Ребята ставят цель урока самостоятельно, заполняя таблицу целей. Затем формулируют коллективную цель урока при фронтальной беседе, учитель оглашает цель урока. Это 4 минута урока после постановки проблемного вопроса «Существуют ли живые организмы, сочетающие признаки и растений, и грибов?» |
8. Выходной контроль
|
Промежуточный контроль: самостоятельная работа с последующей самопроверкой при работе с терминами, сопоставление текста и рисунка с последующей самопроверкой, работа с гербариями, заполнение таблицы, с последующей самопроверкой по образцу, составление схемы, подготовка выступления по схеме, самопроверка и самооценка схемы по образцу. Заключительное задание – составление общего текста «Лишайники пионеры новых мест обитания», в котором каждый ученик составляет одно предложение из общего текста. |
9. Задачи занятия
|
Содействовать формированию регулятивных УУД при работе с таблицей целей, с оценкой достижения целей в конце занятия. Создать условия для использования и закрепления навыков рефлексии при оценке своего самочувствия и успешности на уроке. Способствовать формированию коммуникативных УУД при выступлении по схеме «Роль лишайников в природе и для человека», а так же при составлении общего текста «Лишайники пионеры новых мест обитания» |
10. Ключевой вопрос занятия
|
Ключевой вопрос: Существуют ли живые организмы, сочетающие признаки и растений, и грибов? |
11. Этапы урока
|
Сравнительная таблица растений и грибов (фронтальная работа с карточками) Формулирование проблемного вопроса и темы урока Постановка задач индивидуально, фронтально, учителем при работе с таблицей Работа с терминами (сперва на уровне предположений, затем при работе с учебником, затем самооценка успешности при сравнении с образцом на доске) Соотнесение теста и рисунка, затем самостоятельное сопоставление с образцом. Изучение карточки с информацией о жизненных формах грибов, работа с гербарными образцами, заполнение таблицы. Затем, сравнение с образцом таблицы с доски Просмотр видео и составление схемы «Роль лишайников в природе и для человека». Подготовка 1 минутного выступления по схеме. Выступление (по желанию). Сравнение схемы с образцом на доске. Работа с текстом, составление общего текста «Лишайники пионеры новых мест обитания». Оценка своего самочувствия на уроке (связь с темой урока лишайники – биоиндикаторы) Работа с таблицей целей, подведение итогов успешности занятия |
12. Оценка успешности достижения цели обучающимися
|
Успешность достижения целей оценивается учениками при работе с таблицей целей, делаются самостоятельные выводы. Цели, которые по мнению учащихся и педагога (индивидуально для каждого ученика) будут дорабатываться на следующем занятии при работе с индивидуальными карточками с заданиями. |
13. Домашнее задание
|
домашнее задание отсутствует, так как это последнее занятие в 1 четверти. Ребятам предложено составить книжку-малышку «Интересные факты о лишайниках» по материалам урока, параграфа учебника (п.6) и дополнительных материалов, но по желанию. Критерии оценивания: полнота информации, отсутствие фактических ошибок, аккуратность и наглядность оформления |
14. Хронометраж урока
|
организационный момент - 1 мин. актуализация знаний – 3 мин. постановка темы урока через проблемный вопрос – 2 мин. постановка целей – 2 мин. работа с терминами – 5 мин. работа с рисунком – 3 мин. работа с гербариями – 5 мин. просмотр видео – 4 мин. составление схемы – 3 мин. выступление учащихся – 3 мин. работа с общим текстом – 4 мин. рефлексия – 3 мин. домашнее задание (предложено, но не обязательно к выполнению) – 2 мин. Всего – 40 минут |
Рабочие листы к уроку:
Свойства растений и грибов
Растения
|
Грибы
|
|
Тема занятия ____________________________________
№ |
Цели |
Что я хочу узнать на уроке |
Что я узнал(а) на уроке |
1 |
Как выглядят лишайники |
|
|
2 |
Как устроены лишайники |
|
|
3 |
Как питаются лишайники |
|
|
4 |
Как размножаются лишайники |
|
|
5 |
Как человек использует лишайники |
|
|
6 |
Какова роль лишайников в природе |
|
|
Выводы по уроку |
|
Словарик терминов к уроку
жизненная форма |
|
взаимовыгодное сотрудничество |
таллом (слоевище) |
показатель состояния окружающей среды |
|
биоиндикатор |
тело лишайника (тело без органов) |
|
симбиоз |
организм со смешанным типом питания |
|
автогетеротроф |
внешний облик организма
|
Прочитайте текст, обозначьте части лишайника
1 - ____________________________________________________________
2 - ____________________________________________________________
Настоящая дружба в природе — это когда два организма взаимодействуют так выгодно друг для друга, что становятся практически одним целым. По строению лишайники — это симбиоз грибов и водорослей (как зеленых, так и сине-зеленых). Водоросль, естественно, питается автотрофно, то есть производит органические (питательные) вещества из неорганических, а гриб как раз потребляет эти органические вещества, перерабатывая их опять в неорганические.
Рассмотрите картинки и прочитайте подписи к ним.
Изучите гербарии, подпишите жизненную форму лишайника
№ |
Лишайник |
Жизненная форма |
1 |
Вислянка |
|
2 |
Олений мох |
|
3 |
Исландский |
|
4 |
Пармелия |
|
Посмотрите видео.
https://www.youtube.com/watch?v=8lg1CyyQS-g
Заполните схему «Роль лишайников в природе и для человека»
Составьте краткое выступление по схеме (не более чем на 1 минуту)
Закрепление материала:
Почему лишайники называют пионерами новых мест обитания?
Прочитайте небольшой текст. Запишите развернутый ответ на вопрос.
Укажите номер текста _________
Ответ
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы себя чувствовали на уроке?
· Если самочувствие и активность были отличными, нарисуйте в квадратике кустистые лишайники.
· Если был небольшой дискомфорт, стеснение, не всегда удалось проявить себя, нарисуйте листоватые лишайники.
· Если было скучно, трудно, многое не удалось понять и сделать, нарисуйте накипные лишайники.
Вернитесь к таблице целей в начале урока, отметьте то, что удалось достигнуть, сделайте выводы
Самоанализ урока по ФГОС.
Биология, 6 класс. Тема «Лишайники».
Учащиеся актуализировали знания по ботанике и микологии, составляя сравнительную таблицу растений и грибов.
Из проблемного вопроса о существовании живых организмов, сочетающих признаки растений и животных, ученики самостоятельно вывели тему урока – «Лишайники»
Ученики самостоятельно поставили цель урока, обсудили ее фронтально и вывели общую цель урока для всего класса.
Работа с терминами была выполнена в форме задания на соотнесение. При этом ребята делали предположения, а затем проверяли себя по ученику.
Строение лишайников изучалось в форме задания по соотнесению текста и рисунка.
Изучение жизненных форм лишайников, то есть работа с гербарными образцами предполагала работу с опорным конспектом в виде схемы «Классификация лишайников по строению слоевища», а так же заполнение таблицы.
Роль лишайников в природе и для человека изучалась в виде просмотра видеофрагмента, составления схемы и выступления нескольких учащихся с коротким выступлением по схеме.
Закрепление осуществлялось в виде творческой работы, предполагающей составление совместного текста «Лишайники – пионеры новых мест обитания».
Рефлексия самочувствия на занятии была непосредственно связана с темой урока, индикаторами самочувствия учеников выступили рисунки лишайников различных жизненных форм.
В конце занятия ребята вернулись к таблице целей, сделали вывод об успешности и эффективности деятельности на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.