Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
27.01.2018
Вашему вниманию представлен урок по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон". В материале урока рассматривается вопрос о разрушительном влиянии Гражданской войны на судьбы людей. Чтобы ввести учащихся в исторический контекст, дается историческая справка о событии. Кроме того, рассматриваются особенности гражданского противостояния на Дону. Информация иллюстрируется выдержками из текста литературного произведения. Делается вывод о том, что в войне "нет правых и виноватых", и поэтому трагические события не должны повторяться.В файле представлена разработка урока по произведению М.А.Шолохова "Тихий Дон".
Шолохов.doc
Тема урока: «Не осудите, братья, брата…» трагедия Гражданской войны
в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма проведения: урок – исследование
Цели урока.
Образовательная: изображение Гражданской войны как величайшей
трагедии народа, когда вернувшиеся с Первой мировой
«казаки не чуяли, что у порогов куреней караулят их
горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось
переносить на пережитой войне»; страстный призыв
великого художника к прекращению
братоубийственной войны.
Развивающая: формировать умение самостоятельно работать с текстами
произведений; умение обобщать, сравнивать, сопоставлять,
делать выводы; развивать аналитическое мышление,
творческие способности, монологическую речь.
Воспитательная: воспитание честности, бескомпромиссности, уважения к
личности и истории отечества
Оборудование урока: выставка книг, компьютерная презентация
««Пробуждать любовь к человеку…»
Опережающие задания: сообщения учащихся:
«Историзм шолоховской донской эпопеи»
«Об особенностях Гражданской войны на Дону»
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
«В гражданской войне нет правых и виноватых, нет
справедливых и несправедливых, нет ангелов и нет бесов,
как нет победителей. В ней есть только побежденные —
мы все, весь народ, вся Россия… Трагическая катастрофа
рождает только потери…»
Борис Васильев
«Вернувшиеся с фронта казаки не чуяли, что у порогов
куреней караулят их горшие беды и тяготы,
чем те, которые приходилось переносить на пережитой
войне»
М.Шолохов. «Тихий Дон»
План урока.
1. Вступительное слово учителя: «В ревущем пламени и дыме…»
2. Сообщение учащегося: «Историзм шолоховской донской эпопеи»
3. Сообщение учащегося: «Об особенностях Гражданской войны на Дону»
4. «Круто завернула на повороте жизнь» изображение гражданской войны
как величайшей трагедии народа (4ч. гл. XVIII; 5 ч.гл IX—XII; XXVII; 6 ч. гл. LVI)
5. Заключение: «В Гражданской войне нет правых и виноватых…»
Проблемные вопросы:
Каковы особенности Гражданской войны на Дону, среди
казачества?
О каких более «горших бедах», чем Первая мировая война,
говорится в романе?
Какие сцены и эпизоды романа особенно подчеркивают
противоестественность Гражданской войны?
Каково отношение писателя к междоусобице?
Что противопоставляет М. Шолохов войнам?
Найдите наиболее часто повторяющиеся слова, объясняющие
нежелание казаков воевать.
1. Вступительное слово учителя: «В ревущем пламени и дыме…»
Давайте вспомним, в чьем творчестве мы уже встречались с
изображением Гражданской войны?
В чем сходство и различие позиции М.Шолохова?
«Где свой, где чужой?» вопрошала в своем стихотворении М.Цветаева.
В романе «Белая гвардия» Булгаков попытался занять объективную позицию,
встать «над схваткой». Максимилиан Волошин в стихотворении
«Гражданская война» утверждал:
В тех и в других война вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула…
… А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Позиция Шолохова близка к позиции перечисленных выше писателей. Он
был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о
величайшей трагедии, имевшей самые тяжелые последствия. Обратимся к
нашему эпиграфу: «В Гражданской войне нет правых и виноватых…»
Точка зрения современного писателя так созвучна мыслям Шолохова.
2. Сообщение учащегося: «Историзм шолоховской донской эпопеи»
Историческая справка.
Гражданская война в России (1917 1923) цепь вооружённых конфликтов
между различными социальными, политическими и этническими группами на
территории бывшей Российской империи.
Основная вооружённая борьба за власть в период Гражданской войны
велась между РККА большевиков и вооружёнными силами Белого движения,
что получило отражение в устойчивом именовании главных сторон конфликта
«красные» и «белые». Обе стороны на период до полной своей победы и умиротворения страны предполагали осуществлять политическую власть
путём диктатуры. Дальнейшие цели провозглашались следующие: со стороны
красных — построение бесклассового коммунистического общества как в
России, так и в Европе путём активной поддержки «мировой революции»; со
стороны белых — созыв нового Учредительного собрания, с передачей на его
усмотрение решения вопроса о политическом устройстве России.
Характерной особенностью Гражданской войны была готовность всех ее
участников широко использовать насилие для достижения своих
политических целей: «красный террор» и «белый террор».
Исследователь М. Н. Семанов в книге «Тихий Дон» — литература и
история» написал следующее: «Кропотливая работа автора «Тихого Дона»
над сбором исторического материала безусловна и очевидна, однако
объяснение беспримерного по глубине историзма шолоховской эпопеи
следует искать в биографии писателя. М. Шолохов сам был не только
очевидцем описываемых событий (подобно Льву Толстому в «Хаджи
Мурате»), но был также — и это следует подчеркнуть особо — земляком
своих героев, он жил их жизнью, он был плоть от их плоти и кость от их
кости. Тысячеустая молва разворошенного революцией мира доносила до него
такие «факты» и такие «сведения», с какими не могли соперничать архивы и
библиотеки целого света».
3. Сообщение учащегося: «Об особенностях Гражд. войны на Дону»
Об особенностях Гражданской войны на Дону, среди казачества, мы
говорили при изучении «Донских рассказов». Напомним, что с приходом
власти большевиков казаки поначалу соблюдали нейтралитет: их привлекала
перспектива обещанного окончания войны. Казачьи полки возвращались
домой, к семьям, и эта радость гасила всякие мысли о сопротивлении
красным комиссарам. В результате красные войска сравнительно легко
заняли Дон, 16 апреля провозгласили образование Донской Советской
Республики, одновременно насаждая свои порядки в станицах и
уничтожая физически всех, кто был с ними не согласен.
Очень скоро, однако, казаки опомнились; на севере Дона было
организовано мощное сопротивление. 6 мая 1918 года красные были выбиты
из Новочеркасска (столицы донского казачества), принят проект
Донской Конституции и провозглашена независимость Дона.
Однако раскол в казачьем движении произошел тогда, когда донское
казачество оказалось вовлечено в круг политических интересов русского
«белого движения».
4. «Круто завернула на повороте жизнь» изображение Гражданской
войны как величайшей трагедии народа
(4ч. гл. XVIII; 5 ч. гл IXXII; XXVIII; 6 ч. гл. LVI)
Сравните описание начала Гражданской войны (часть пятая гл.
XXVIII) и ее разгара (часть шестая гл. LVI)
5 ч. гл. XXVIII «Подтелков надеялся на какойто счастливый исход. Но как только пленных выгнали за хутор,
конвоировавшие их казаки начали теснить крайних лошадьми. Бунчука, шагавшего слева, старик казак, с
пламенно рыжей бородой и почерневшей от старости серьгой в ухе, без причины ударил плетью. Конец
ее располосовал Бунчуку щеку. Бунчук повернулся, сжав кулаки, однако вторичный, еще более сильный
удар заставил его шарахнуться в глубь толпы. Он невольно сделал это, подтолкнутый животным
инстинктом самосохранения, и, стиснутый телами густо шагавших товарищей, в первый раз после
смерти Анны сморщил губы нервной усмешкой, дивясь про себя тому, как живуче и цепко в
каждом желание жить.
Пленных начали избивать. Старики, озверевшие при виде безоружных врагов, гнали на них лошадей,
свешивались с седел, били плетями, тупяками шашек. Невольно каждый из подвергавшихся побоям
норовил протиснуться в середину; поднялись давка, крик.
… «Председательствовал коренастый желтобровый есаул, уроженец Боковской станицы, Василий
Попов. Он сидел за столом под завешенным рушниками зеркалом, широко разложив локти, сдвинув
фуражку на плоский затылок. Масленые добродушнострогие глаза его испытующе ползали по лицам
казаков членов суда. Обсуждалась мера наказания.
Что же мы с ними сделаем, господа старики? повторил Попов вопрос.
Наклоняясь, он чтото шепнул сидевшему рядом с ним подъесаулу Сенину. Тот утвердительно,
поспешно кивнул головой. У Попова зрачки сузились, терлись в углах глаз веселые лучики, и глаза,
иные, блестящие похолодевшим суровым блеском, чуть прикрылись негустыми ресницами.
Что мы сделаем с теми предателями родного края, которые шли грабить наши курени и
уничтожать казачество? Февралев, старик старообрядец Милютинской станицы, вскочил, как
подкинутый пружиной.
Расстрелять! Всех! Он пооглашенному затряс головой; оглядывая всех изуверским косящим
взглядом, давясь слюной, закричал:
Нету им, христопродавцам, милости! Жиды какие из них есть убить!.. Убить!..
Распять их!.. В огне их!..»
6 ч. гл. LVI
Дарья стояла против него. Задыхаясь от подступившей к горлу ненависти,от жалости и
томительного ожидания чегото страшного, что должно было совершиться вотвот, сейчас,
смотрела в лицо ему и никак не могла понять: видит ли он ее и узнает ли?
А Иван Алексеевич все так же тревожно, взволнованно шарил по толпеодним дико блестевшим
глазом (другой затянула опухоль) и вдруг, остановившись взглядом на лице Дарьи, бывшей от него в
нескольких шагах, неверно, как сильно пьяный, шагнул вперед. У него кружилась голова от большой
потери крови, его покидало сознание, но это переходное состояние, когда все окружающее кажется
нереальным, когда горькая одурь кружит голову и затемняет свет в глазах, беспокоило, и он с огромным
напряжением все еще держался на ногах.
Увидев и узнав Дарью, шагнул, качнулся. Какоето отдаленное подобие улыбки тронуло его некогда
твердые, теперь обезображенные губы. И вот этато похожая на улыбку гримаса заставила сердце
Дарьи гулко и часто забиться; казалось ей, что оно бьется гдето около самого горла. Она подошла к
Ивану Алексеевичу вплотную, часто и бурно дыша, с каждой секундой все больше и больше бледнея.
Ну, здорово, куманек!
Звенящий, страстный тембр ее голоса, необычайные интонации в нем заставили толпу
поутихнуть.
И в тишине глуховато, но твердо прозвучал ответ:
Здорово, кума Дарья.
Расскажика, родненький куманек, как ты кума своего... моего мужа...
Дарья задохнулась, схватилась руками за грудь. Ей не хватало голоса.
Стояла полная, туго натянутая тишина, и в этом недобром затишном молчании даже в самых
дальних рядах услышали, как Дарья чуть внятно докончила вопрос:
...как ты мужа моего, Петра Пантелеевича, убивалказнил?..
…Впоследствии Дарья говорила, что она не помнила, как и откуда в руках ее очутился кавалерийский
карабин, кто ей его подсунул...
… Она видела, как за спиной его шарахнулись в сторону казаки, обнаживсерую рубленую стену амбара;
слышала напуганные крики: "Тю! Сдурела! Своих побьешь! Погоди, не стреляй!" И подталкиваемая
зверинонастороженным ожиданием толпы, сосредоточенными на ней взглядами, желанием
отомстить за смерть мужа и отчасти тщеславием, внезапно появившимся оттого, что вот сейчас
она совсем не такая, как остальные бабы, что на нее с удивлением и даже со страхом смотрят и
ждут развязки казаки, что она должна поэтому сделать чтото необычное, особенное, могущее устрашить всех, движимая
одновременно всеми этими разнородными чувствами, с пугающей быстротой приближаясь к чемуто
предрешенному в глубине ее сознания, о чем она не хотела, да и не могла в этот момент думать, она
помедлила, осторожно нащупывая спуск, и вдруг, неожиданно для самой себя, с силой нажала его.
… После выстрела, послужившего как бы сигналом, казаки, допрашивавшие пленных, начали их
избивать. Те кинулись врассыпную. Винтовочные выстрелы, перемежаясь с криками, прощелкали сухо и
коротко...
… Через час в Татарский прискакал Григорий Мелехов. Он насмерть загнал коня, и тот пал по дороге
из УстьХоперской, на перегоне между двумя хуторами. Дотащив на себе седло до ближайшего
хутора, Григорий взял там плохонькую лошаденку. И опоздал... Пешая сотня татарцев ушла бугром
на
УстьХоперские хутора, на грань УстьХоперского юрта, где шли бои с частями красной
кавалерийской дивизии. В хуторе было тихо, безлюдно. Ночь темной ватолой крыла окрестные бугры,
Задонье, ропчушие тополя и ясени...
…Григорий въехал на баз, вошел в курень. Огня не было. В густой темноте звенели комары, тусклой
позолотой блестели иконы в переднем углу. Вдохнув с детства знакомый, волнующий запах родного
жилья, Григорий спросил:
Есть кто там дома? Маманя! Дуняшка!
Гриша! Ты, что ли? Дуняшкин голос из горенки.
Шлепающая поступь босых ног, в вырезе дверей белая фигура Дуняшки, торопливо затягивающей
поясок исподней юбки.
Чего это вы так рано улеглись? Мать где?
У нас тут...
Дуняшка замолчала. Григорий услышал, как она часто, взволнованно дышит.
Что тут у вас? Пленных давно прогнали?
Побили их.
Кааак?..
Казаки побили... Ох, Гриша! Наша Дашка, стерва проклятая... в голосе Дуняшки послышались
негодующие слезы, ...она сама убила Ивана Алексеевича... стрельнула в него...
Чего ты мелешь?! испуганно хватая сестру за ворот расшитой рубахи, вскричал Григорий.
Белки Дуняшкиных глаз сверкнули слезами, и по страху, застывшему в ее зрачках, Григорий понял,
что он не ослышался.
А Мишка Кошевой? А Штокман?
Их не было с пленными.
Дуняшка коротко, сбивчиво рассказала о расправе над пленными, о Дарье.
...Маманя забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям, аДашка откельто явилась
пьяная... Пьянее грязи пришла. Зараз спит...»
Отличается ли описание начала Гражданской войны (часть
пятая гл. XXVIII) и ее разгара (часть шестая гл. LVI)?
Каково отношение писателя к междоусобице?
Что противопоставляет М. Шолохов войнам?
Найдите наиболее часто повторяющиеся слова, объясняющие
нежелание казаков воевать.
О каких более «горших бедах», чем Первая мировая война,
говорится в романе?
Какие сцены и эпизоды романа особенно подчеркивают
противоестественность Гражданской войны?
Вывод: в конце первой главы пятой части романа мы читаем: «До января и
на хуторе Татарском жили тихо. Вернувшиеся с фронта казаки отдыхали
возле жен, отъедались, не чуяли, что у порогов куреней караулят их
горшие беды и тяготы, чем те, которые приходилось переносить на
пережитой войне». «Горшие беды» — это революция и гражданская война, которые ломали привычный уклад жизни.
«Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью… Мга нависла над
будущим». «Круто завернула на повороте жизнь». По хуторам поползли
«черные слухи» о чрезвычайных комиссиях и ревтрибуналах, суд которых был
«прост: обвинение, пара вопросов, приговор — и под пулеметную очередь».
Автор пишет о бесчинствах красноармейцев в хуторах (часть шестая, гл. 16).
Столь же крутые были и военнополевые суды Войска Донского. Мы видим
порубленных с особой жестокостью красных.
Происходит разрушение единства народа, и это самая страшная трагедия.
Вполне мирно общаются простые казаки — победители и пленные, не имея
друг к другу особых претензий. Тем более страшно завершается эта глава:
списком казненных. Столь же страшным и бессмысленным окажется список
расстрелянных заложников хутора Татарского в главе XXIV шестой части
романа.
Жестокость вызывает ответную жестокость. Все натуралистичнее
становятся сцены убийств. В них участвуют уже и мирные жители.
Особенно страшна сцена убийства Дарьей своего кума Ивана Алексеевича
Котлярова. Злоба и месть распространяются на семьи воюющих, на стариков и
детей. Отвратительны садистские наклонности палача Митьки Коршунова,
вырезавшего всю семью Кошевых. Но не менее гнусны и «подвиги» самого
Кошевого, убившего деда Гришаку и спалившего множество домов своих
врагов. «Они одной цены, что, скажем, свояк мой Митька Коршунов, что
Михаил Кошевой», — справедливо считает Григорий Мелехов. «Все мы
душегубы», — оправдывается Кошевой. И в его словах самая большая
трагедия Гражданской войны.
И еще одна казнь — Подтелкова и его отряда. Этот эпизод дается в таком
обрамлении: «На край хутора густо валили казаки и бабы. Население
Пономарева, оповещенное о назначенной на шесть часов казни, шло охотно,
как на редкое веселое зрелище. Казачки вырядились будто на праздник;
многие вели с собой детей… Казаки, сходясь, оживленно обсуждали
предстоящую казнь».
Расстрелять! Всех! этот призыв, «распаленных безумием войны» казаков
еще не раз прозвучит на донской земле.
«А в Пономареве все еще пыхали дымками выстрелы: вешенские,
каргинские, боковские, краснокутские, милютинские казаки расстреливали
казанских, мигулинских, раздорских, кумшатских, балкановских казаков».
Проклятьем войне вообще, Гражданской войне в частности, звучат
завершающие строки авторского лирического отступления: «Шла полусотня
дезертировавшей с фронта... пехоты. Шла по песчаным разливам бурунов,
по сиявшему малиновому красноталу... Заходило время пахать, боронить,
сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было
воевать, гибнуть на чужих хуторах...» «3емля звала» — эти слова повторяются в эпопее с завидным
постоянством, утверждая приоритет жизни над смертью, созидания над
разрушением.
5. Заключение: «В Гражданской войне нет правых и виноватых…»
Противоестественность гражданской войны… Именно об этом
лирический монолог автора: о гибнущих на Гражданской войне сыновьях
и их матерях. «Чем бы не жить дома, не кохаться? — говорит Шолохов об
уходящих на защиту Дона от коммунистов молодых казаках. — А вот
надо идти навстречу смерти... И идут». Когда тело убитого казака
привезут домой, «встретит его мать, всплеснув руками, и долго будет
голосить по мертвому, рвать из седой головы космы волос. А потом, когда
похоронят, ...станет, состарившаяся, пригнутая к земле материнским
неусыпным горем, ходить в церковь, поминать своего «убиенного» Ванюшу
или Семушку».
И еще раз обратимся к словам Бориса Васильева: «В гражданской войне
нет правых и виноватых, нет справедливых и несправедливых, нет ангелов
и нет бесов, как нет победителей. В ней есть только побежденные мы
все, весь народ, вся Россия… Трагическая катастрофа рождает только
потери…»
Такое не должно повториться, к такому выводу подводит нас Шолохов.
Не только персонажи, но и сам писатель не приемлет смерть, утверждает
неповторимость человеческой жизни и ее значимость безотносительно к тому,
в каком политическом стане оказался человек.
Итоги урока.
Д/З: Читать 4 6 части романа «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Разработка урока по теме: «Не осудите, братья, брата…» - трагедия Гражданской войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.