МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
п. Первомайский Тамбовская область
ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Разработка урока литературы в 11 классе
Учитель русского языка и литературы
Честных
Ольга Валерьевна
п. Первомайский
Тамбовская область
2006 год
Урок-творческая лаборатория по разделу литературы «Серебряный век» русской поэзии»
Цель: систематизировать сведения по разделу, формируя потребность личности в непрерывном совершенствовании творческих способностей и развивая самостоятельное творческое мышление в процессе постижения истины и создания творческого продукта.
Оборудование: галерея портретов поэтов «Серебряного века», эпиграф и таблица «Схема анализа стихотворения» (на доске); тестовые задания, мини-схема для анализа стихотворения В.Брюсова «Творчество» и сборники стихов, карточки с заданиями для групп (на столах); рабочие тетради по литературе и вспомогательные таблицы для работы с поэтическими текстами; эмблемы-указатели с названиями трёх групп обучающихся («Символисты», «Акмеисты», «Футуристы»), в каждой из которых избран капитан.
«Серебряный век» - мятежный,
богоищущий, бредивший красотой…
С.Маковский
I. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок в нашей творческой лаборатории. Материалом для работы послужат полученные вами ранее сведения по разделу литературы «Серебряный век» русской поэзии», а инструментом – ваши знания, умения и творческие находки.
Итак, понятие «серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии конца XIX – начала XX веков. В книге «На Парнасе Серебряного века» (1962) критик С.Маковский, на мой взгляд, очень точно и ярко характеризует это время: «Серебряный век» - мятежный, богоищущий, бредивший красотой…» Эти слова не случайно взяты в качестве эпиграфа к уроку: они отражают дух времени. Книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии и модернистским течениям – всё говорит об активной литературной жизни в России.
II. Повторение изученного. Фронтальный опрос обучающихся (по группам).
- Вспомните, что вам известно о модернизме? (Для каждой группы звучат конкретные вопросы для разминки)
ВОПРОСЫ:
· Что означает термин «модернизм»? Какова главная задача «модернизма»? (для I группы)
· Какова отличительная черта «модернизма»? (для II группы)
· Что и как изображали модернисты? Каким образом «модернизм» представлен в русской поэзии «Серебряного века»? (для III группы)
ОТВЕТЫ:
«Символисты»: - Термин «модернизм» в переводе с французского обозначает «новейший», «современный». Им обозначались новые явления в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 веков. Задача модернизма – создание новой художественной культуры, способной привести человечество к духовному возрождению.
«Акмеисты»: - Модернизм предпринял попытки построения эстетической гармонии путём искусственного обеднения картин жизни, отразил кризисное сознание общества, то есть изоляцию человека от окружающего мира, замкнутость, отчуждённость, разрыв духовного опыта личности с жизнью общества и абсурдность человеческого существования.
«Футуристы»: - Модернисты изображали человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу, искали новые формы выражения сокровенного мира личности, отражали многообразие субъективных интерпретаций бытия. Яркими представителями модернизма в России являются Фёдор Сологуб, Леонид Андреев и др. В русской поэзии Серебряного века модернизм представлен рядом художественных течений (символизм, акмеизм, футуризм), а также творчеством поэтов, не примкнувших к какой-либо из поэтических школ.
Учитель: - Молодцы, ребята! Отличные знания по теории литературы и серьёзная заявка на успех каждой группы!
III. Творческий отчёт. Реализация домашнего задания.
(Каждая из трёх групп представляет отчёт об одном из модернистских течений, понравившемся поэте этого литературного течения и его поэтическом произведении.)
I группа – символизм; В.Я.Брюсов «Сонет о поэте»
II группа – акмеизм; Н.С.Гумилёв «Шестое чувство»
III группа – футуризм; И.Северянин «Блок»
Учитель: - Молодцы, ребята! Все вы показали хорошие знания по теме и помогли своим товарищам повторить изученный ранее материал. А теперь обобщим и закрепим эти знания, выполняя задания теста.
IV. Тест по разделу «Серебряный век» (предлагаются напечатанные 10 заданий для каждой группы).
От каждой группы выступает один представитель, который читает ответы, а затем все дети сверяют свои результаты с ответами на доске (заготовлены заранее учителем). Выявляется победитель.
V. Слово учителя.
- Сегодня на уроке прозвучали разные стихотворения, но их объединяет одна общая тема – тема поэта и поэзии. А что есть поэзия для поэта? Это его смысл жизни, это его творчество. Обратимся к тексту стихотворения В.Брюсова «Творчество». Прочитайте его выразительно.
VI. Анализ стихотворения В.Брюсова «Творчество». Реализация исследовательской деятельности обучающихся.
- Перед вами схема анализа стихотворения (таблица на доске). Попытайтесь исследовать этот текст согласно заданиям, указанным в карточках (по две карточки на каждую группу):
КАРТОЧКА №1 Историко-библиографический материал и место
стихотворения в творчестве поэта.
(3 группа)
КАРТОЧКА №2 Ведущая тема, лирический сюжет, проблемы и
композиция стихотворения.
(1 группа)
КАРТОЧКА №3 Лирический герой; преобладающее настроение, его
изменение; жанр, изобразительные средства
иносказания.
(2 группа)
КАРТОЧКА №4 Строфа, размер, ритм и рифма, способы рифмовки.
(3 группа)
КАРТОЧКА №5 Основные образы, лексика и звукопись.
(1 группа)
КАРТОЧКА №6 Поэтический синтаксис, идея.
(2 группа)
VII. Слово учителя.
- Замечательное стихотворение! Сколько чувств, эмоций, необычных образов! Вы прекрасно справились с заданиями и смогли разгадать тайны автора, его мысли о том, что творчество поэта должно быть свободным. А теперь поделитесь впечатлениями от прочитанного вами стихотворения.
VIII. Творческая работа обучающихся.
- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Моё восприятие стихотворения В.Брюсова «Творчество».
IX. Афиширование творческих работ обучающихся. Итоги урока.
X. Заключительное слово учителя.
- У поэзии Серебряного века немало заслуг. Она выражала настроения эпохи, находила новые пути в искусстве, открывала яркие индивидуальности поэтов, привлекала читателей к сотворчеству. Традиции поэтов Серебряного века продолжили своё развитие в современной поэзии. Изучая поэзию Серебряного века, вы приобрели знания и умения, проявили свои творческие способности и навыки. Это, возможно, пригодится вам в жизни, а главное – на экзамене по литературе. Успехов вам, ребята! Спасибо за сотрудничество!
Список используемой литературы
1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
2. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9 – 11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.
3. Францова Н.В., Доронина Т.В., Генералова Н.С. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
4. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: В 2ч. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
5. Якушин Н.И. Русская поэзия XIX – начала XX в./ Редкол.: Беленький Г., Николаев П., Овчаренко А. и др. – М.: Худож. лит., 1987.
6.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.