Творческая лаборатория "Серебряный век" русской поэзии в 11 классе"
Оценка 4.8

Творческая лаборатория "Серебряный век" русской поэзии в 11 классе"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
06.11.2020
Творческая лаборатория "Серебряный век" русской поэзии в 11 классе"
Нетрадиционный урок литературы, цель которого - систематизировать сведения по разделу, формируя потребность личности в непрерывном совершенствовании творческих способностей и развивая самостоятельное творческое мышление в процессе постижения истины и создания творческого продукта.
№2.Урок в 11кл.Серебряный век русской поэзии..doc

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

п. Первомайский Тамбовская область

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

 

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Разработка урока литературы в 11 классе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы

                                        Честных

                                        Ольга Валерьевна

 

 

 

 

п. Первомайский

Тамбовская область

2006 год

Урок-творческая лаборатория по разделу литературы «Серебряный век» русской поэзии»

 

Цель: систематизировать сведения по разделу, формируя потребность личности в непрерывном совершенствовании творческих способностей и развивая самостоятельное творческое мышление в процессе постижения истины и создания творческого продукта.

 

Оборудование: галерея портретов поэтов «Серебряного века», эпиграф и таблица «Схема анализа стихотворения» (на доске); тестовые задания, мини-схема для анализа стихотворения В.Брюсова «Творчество» и сборники стихов, карточки с заданиями для групп (на столах); рабочие тетради по литературе и вспомогательные таблицы для работы с поэтическими текстами; эмблемы-указатели с названиями трёх групп обучающихся («Символисты», «Акмеисты», «Футуристы»), в каждой из которых избран капитан.

 

                                                           «Серебряный век» - мятежный,

богоищущий, бредивший красотой…

С.Маковский

 

I. Вступительное слово учителя.

 

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим урок в нашей творческой лаборатории. Материалом для работы послужат полученные вами ранее сведения по разделу литературы «Серебряный век» русской поэзии», а инструментом – ваши знания, умения и творческие находки.

Итак, понятие «серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии конца XIX – начала XX веков. В книге «На Парнасе Серебряного века» (1962) критик С.Маковский, на мой взгляд, очень точно и ярко характеризует это время: «Серебряный век» - мятежный, богоищущий, бредивший красотой…» Эти слова не случайно взяты в качестве эпиграфа к уроку: они отражают дух времени. Книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе; обилие и разнообразие поэтических талантов; огромный интерес к поэзии и модернистским течениям – всё говорит об активной литературной жизни в России.

 

 

II. Повторение изученного. Фронтальный опрос обучающихся (по группам).

 

- Вспомните, что вам известно о модернизме? (Для каждой группы звучат конкретные вопросы для разминки)

 

ВОПРОСЫ:

·        Что означает термин «модернизм»? Какова главная задача «модернизма»? (для I группы)

·        Какова отличительная черта «модернизма»? (для II группы)

·        Что и как изображали модернисты? Каким образом «модернизм» представлен в русской поэзии «Серебряного века»? (для III группы)

 

ОТВЕТЫ:

«Символисты»: - Термин «модернизм» в переводе с французского обозначает «новейший», «современный». Им обозначались новые явления в литературе и искусстве конца 19 – начала 20 веков. Задача модернизма – создание новой художественной культуры, способной привести человечество к духовному возрождению.

 

«Акмеисты»: - Модернизм предпринял попытки построения эстетической гармонии путём искусственного обеднения картин жизни, отразил кризисное сознание общества, то есть изоляцию человека от окружающего мира, замкнутость, отчуждённость, разрыв духовного опыта личности с жизнью общества и абсурдность человеческого существования.

 

«Футуристы»: - Модернисты изображали человека жертвой непознаваемых враждебных сил, формирующих его судьбу, искали новые формы выражения сокровенного мира личности, отражали многообразие субъективных интерпретаций бытия. Яркими представителями модернизма в России являются Фёдор Сологуб, Леонид Андреев и др. В русской поэзии Серебряного века модернизм представлен рядом художественных течений (символизм, акмеизм, футуризм), а также творчеством поэтов, не примкнувших к какой-либо из поэтических школ.

 

Учитель: - Молодцы, ребята! Отличные знания по теории литературы и серьёзная заявка на успех каждой группы!

 

III. Творческий отчёт. Реализация домашнего задания.

 

(Каждая из трёх групп представляет отчёт об одном из модернистских течений, понравившемся поэте этого литературного течения и его поэтическом произведении.)

 

 I группа – символизм; В.Я.Брюсов «Сонет о поэте»

II группа – акмеизм; Н.С.Гумилёв «Шестое чувство»

III группа – футуризм; И.Северянин «Блок»

 

 

Учитель: - Молодцы, ребята! Все вы показали хорошие знания по теме и помогли своим товарищам повторить изученный ранее материал. А теперь обобщим и закрепим эти знания, выполняя задания теста.

 

IV. Тест по разделу «Серебряный век» (предлагаются напечатанные 10 заданий для каждой группы).

 

От каждой группы выступает один представитель, который читает ответы, а затем все дети сверяют свои результаты с ответами на доске (заготовлены заранее учителем). Выявляется победитель.

 

V. Слово учителя.

 

- Сегодня на уроке прозвучали разные стихотворения, но их объединяет одна общая тема – тема поэта и поэзии. А что есть поэзия для поэта? Это его смысл жизни, это его творчество. Обратимся к тексту стихотворения В.Брюсова «Творчество». Прочитайте его выразительно.

 

VI. Анализ стихотворения В.Брюсова «Творчество». Реализация исследовательской деятельности обучающихся.

 

- Перед вами схема анализа стихотворения (таблица на доске). Попытайтесь исследовать этот текст согласно заданиям, указанным в карточках (по две карточки на каждую группу):

 

 

КАРТОЧКА №1     Историко-библиографический материал и место 

                                   стихотворения в творчестве поэта.

(3 группа)

 

КАРТОЧКА №2     Ведущая тема, лирический сюжет, проблемы и

                                   композиция стихотворения.

(1 группа)

 

КАРТОЧКА №3     Лирический герой; преобладающее настроение, его

                                   изменение; жанр, изобразительные средства 

                                   иносказания.

(2 группа) 

 

КАРТОЧКА №4     Строфа, размер, ритм и рифма, способы рифмовки.

(3 группа)

 

КАРТОЧКА №5     Основные образы, лексика и звукопись.

(1 группа)

 

КАРТОЧКА №6     Поэтический синтаксис, идея.

(2 группа)

 

VII. Слово учителя.

 

- Замечательное стихотворение! Сколько чувств, эмоций, необычных образов! Вы прекрасно справились с заданиями и смогли разгадать тайны автора, его мысли о том, что творчество поэта должно быть свободным. А теперь поделитесь впечатлениями от прочитанного вами стихотворения.

 

VIII. Творческая работа обучающихся.

 

- Напишите сочинение-миниатюру на тему «Моё восприятие стихотворения В.Брюсова «Творчество».

 

IX. Афиширование творческих работ обучающихся. Итоги урока.

 

X. Заключительное слово учителя.

 

- У поэзии Серебряного века немало заслуг. Она выражала настроения эпохи, находила новые пути в искусстве, открывала яркие индивидуальности поэтов, привлекала читателей к сотворчеству. Традиции поэтов Серебряного века продолжили своё развитие в современной поэзии. Изучая поэзию Серебряного века, вы приобрели знания и умения, проявили свои творческие способности и навыки. Это, возможно, пригодится вам в жизни, а главное – на экзамене по литературе. Успехов вам, ребята! Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.     Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2003.

2.     Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9 – 11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.

3.     Францова Н.В., Доронина Т.В., Генералова Н.С. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.

4.     Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: В 2ч. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

5.     Якушин Н.И. Русская поэзия XIX – начала XX в./ Редкол.: Беленький Г., Николаев П., Овчаренко А. и др. – М.: Худож. лит., 1987.


6.    

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» п

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» п

Урок-творческая лаборатория по разделу литературы «Серебряный век» русской поэзии»

Урок-творческая лаборатория по разделу литературы «Серебряный век» русской поэзии»

ВОПРОСЫ: · Что означает термин «модернизм»?

ВОПРОСЫ: · Что означает термин «модернизм»?

Учитель: - Молодцы, ребята! Все вы показали хорошие знания по теме и помогли своим товарищам повторить изученный ранее материал

Учитель: - Молодцы, ребята! Все вы показали хорошие знания по теме и помогли своим товарищам повторить изученный ранее материал

КАРТОЧКА №6 Поэтический синтаксис, идея

КАРТОЧКА №6 Поэтический синтаксис, идея

Список используемой литературы 1

Список используемой литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2020