Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Оценка 4.8

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
23.01.2018
Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» • иметь представление о жизни и творчестве писателя, знать содержание романа «Мастер и Маргарита» • желающим подготовить сообщения, фрагменты критических статей, высказывания о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (на 2-3 минуты); • знать толкование понятий: философ, хитон, колоннада, истина, милосердие, всепрощение, сатира, фантастика., буффонада, сутана, лицемеры, деятельная любовь (данные понятия прорабатываются учителем на предыдущих уроках). Тема урока. Бизнес-урок по творчеству М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель урока: стимулировать работу учащихся необычной формой урока; систематизировать материал по теме: М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; совершенствовать самостоятельность суждений и умение их аргументировать, используя литературный материал; воспитывать философский подход в оценке изучаемых произведений, толерантность по отношению к оппонентам. Оборудование: портреты М.А. Булгакова и 5 (любых) писателей без подписи; иллюстрации к роману; игровые монеты достоинством 1, 2. 3 балла. План урока I. Бизнес-урок 1) Стартовый капитал. 2) Спрос и предложение, или Продажа знаний. 3) Аукцион. 4) Дополнительная прибыль. 5) Дефолт, или Обвал баллов. 6) Выплаты из государственного резерва. 7) Итоговый тур. II. Булгаков и современность. Диспут «Вечные темы романа : 1. Что такое истина? 2. Человек и власть. 3. Внутренняя свобода и несвобода человека. 4. Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба. 5. Верность и предательство. 6. Милосердие и всепрощение. ХОД УРОКА 1 часть. Бизнес-урок Учитель. «Так далек от нас М.А. Булгакова и его роман «Мастер и Маргарита»,— думают многие. А мы попробуем опровергнуть мнение и сблизить данные понятия и нашу современность. Поможет в этом нам сегодняшний урок. Мы приступаем к первой части — бизнес- уроку. Вы не только повторите материал, но и сможете почувствовать себя предпринимателями. Бытует мнение, что знания сейчас, к сожалению,— сомнительный капитал. Но в умелых руках он приносит прибыль. Какую прибыль принесет этот капитал вам? Правила игры • Наличие денег у банкира-учителя достоинством 1 балл, 2 балла, 3 балла. • Наличие вопросов у банкира-учителя к каждому туру. • Цель учеников-предпринимателей — набрать 15 баллов для регистрации их в банковском счете, выдержав обвал денег. Запись в тетради: «Итоговый бизнес-урок по творчеству М .А. Булгакова и его роману «Мастер и Маргарита»». 1 тур. Стартовый капитал Правила: отвечают те, кто поднял руку, 1 правильный ответ — 1 балл. Учитель. 1. На доске размещены портреты писателей, найдите портрет Булгакова. (Обращает внимание на доску). 2. Где родился Булгаков (Киев – город, где он родился в 1891 году) 3. Какое образование получил Булгаков? (В 1916 году Булгаков закончил медицинский факультет Киевского университета.) 4. Как звали жену Булгакова, какую роль она сыграла? (Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддержала его талант.) 5. Какова судьба романа? (Писатель сделал 8 редакций. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.) 6. Когда роман впервые был напечатан? (В 1967–1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита») 7. О каком романе Эдуард Безносов сказал: «Роман ошеломлял и заставлял искать не только житейские соответствия своих образов, а осмыслять сами эти образы, ища их художественный смысл. 8. Назовите другие произведения М. Булгакова. 9. В чем особенность композиции романа? 10. Какова проблематика романа? 11. В чем новизна романа? 2 тур. Спрос и предложение или продажа знаний (творческая инициатива) Правила: учитель-банкир выбирает из предложенных учениками подготовленные заранее сообщения, фрагменты критических статей, высказываний о романе Булгакова «Мастер и Маргарита», отобранные работы заслушиваются, оцениваются на усмотрение учителя 3-2-1 баллами. 3 тур. Аукцион Правила: учитель выбирает из желающих пару. В паре по очереди учащиеся-предприниматели называют заданные понятия. Кто окажется последним — получает 3 балла, выбывший ранее — 2 балла. Задание для пары: Назвать героев романа « Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита, Азазелло, Берлиоз, Понтий Пилат, Каифа, Коровьев, Иешуа, Варенуха, Бездомный, Афраний, Воланд, Лиходеев, Семплеяров и другие) 4 тур. Дополнительная прибыль (Правильный ответ — 2 балла) 1. Работа со словом Учитель. Слово — это кладезь информации. Мы с вами уже знакомились со словарем к теме «Творчество М. А Булгакова». Как вы увеличили свой словарный запас и усвоили написание, сейчас проверим. Задание: написать слова к теме (по памяти), дать толкование любого понятия. Вызывается желающий. Правильный ответ — 2 балла. (философ, хитон, колоннада, истина, милосердие, всепрощение, сатира, фантастика., буффонада, сутана, лицемеры, деятельная любовь .) 2. Чей портрет? Учитель. Булгаков, как вы уже знаете,— мастер портретной характеристики. Он предоставляет вам возможность получить дополнительную прибыль. Задание: узнать, чей портрет сейчас будет озвучен (за правильный ответ — 1 балл). • «..Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью..». (Иешуа – бродячий философ); • «..В белом плаще с кровавым подбоем.». (прокуратор Иудеи Понтий Пилат); • «...Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки ...» (Коровьев.); • «Одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны..» (Воланд); • «. Правый (глаз) с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней.» (Воланд); • «..Даже в наступавших грозовых сумерках видно было, как исчезало её временное … косоглазие и жестокость и буйность черт. Лицо покойной посветлело и, наконец, смягчилось, и оскал её стал не хищным, а просто женственным страдальческим оскалом..» (Гелла); • «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном её весеннем пальто» (Маргарита). • «С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». (Мастер) 5 тур. Дефолт (или Обвал баллов). Учитель. Как и в жизни, у нас тоже возможен неожиданный обвал имеющихся накоплений — баллов. Выбор жертвы случаен. (На столе лежат листы с вопросами). Правила: учитель выбирает любого ученика, который подходит и открывает любой вопрос. За правильный ответ + 2 балла, за неправильный — 2 балла. Кто после обвала имеет счет с минусом, тот объявляется банкротом. Возможные вопросы: • Иешуа «при всей своей внешней человеческой обыкновенности… необыкновенен внутренне». В. Г. Боборыкин. Михаил Булгаков. 1991. Если вы согласны с высказанной литературоведом оценкой образа философа, покажите в развернутом ответе его необыкновенность, силу, его секрет. • В чем смысл евангельской истории, воспроизведенной автором в романе? • Попробуйте определить соотношение вечного и злободневного в романе «Мастер и Маргарита». ● Продолжите фразу «...Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает (...благо»). «Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос: « Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и (плут)». «.В пустынном… переулке поэт оглянулся, ища беглеца, но того нигде не было. Тогда Иван твердо сказал самому себе: Ну конечно, он на Москве-реке! Вперед (безотрадном). « Занявшись… котом, Иван едва не потерял самого главного из трех – профессора (паскудным). Она несла в руках отвратительные… желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве (тревожные)..» • Обозначьте основные сюжетные линии, используя слова-подсказки и имена героев; имена могут повторяться: любовь, добро и зло, человек и власть, верность и предательство; • Выберите из списка подходящую жанровую характеристику «Мастер и Маргарита»: психологический роман, автобиографический роман, городской роман, социально-психологический роман, философский роман, роман-эпопея, любовный роман, монографический роман, фантастический роман, исторический роман. (Философский, фантастический, любовный роман) 6 тур. Выплаты из государственного резерва Учитель. Запишем афоризмы романа в две колонки без указания, кому принадлежат слова (оставить справа вторую колонку для записи автора слов). …никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут! [Воланд] Факт — самая упрямая в мире вещь. Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла? [Воланд] Нет документа, нет и человека. [Коровьев] Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно Никогда и ничего не просите Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут! Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. [Воланд] Он не заслужил света, он заслужил покой [Левий] Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. [Мастер] Правду говорить легко и приятно. [Иешуа Га-Ноцри] Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова. [Воланд] История рассудит нас. [кот Бегемот] Каждому воздастся по его вере. [Воланд] Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. [Воланд] Рукописи не горят. [Воланд] Самый страшный гнев — гнев бессилия Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! [Воланд] Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». [Мастер] В числе прочего я говорил… что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. [Иешуа Га-Ноцри] Люди как боги. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны... ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их… [Воланд] Кому принадлежат данные фразы? (Правильный ответ — 1 балл) 7. 7. Итоговый тур Учитель. Кто готов начать свое дело и имеет к данному моменту капитал в 15 баллов или больше, поднимите руки... Ваш капитал регистрируется в банковском счете журнала. II часть. Булгаков и современность. «Вечные» темы романа». Диспут. Учитель. Мы с вами доказали, что знания — тоже капитал. Но он не должен лежать без дела, его надо вкладывать дальше, чтобы он приносил опять прибыль. Попробуем полученные знания применить к себе. Беседа • Актуален ли роман «Мастер и Маргарита» сегодня? Как воспринимаем его мы, читатели XXI века, сейчас? • Устарела ли его проблематика? Какие проблемы романа не кажутся вам устаревшими? (Человек и власть, любовь, что такое истина, верность и предательство, милосердие и всепрощение, добро и зло) Ученики делают соответствующую запись в тетради. Учитель. Остановимся на одной из проблеме из названных, той вечной теме, которая не дает затеряться роману в веках. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что одной из главных тем романа является тема «любви и милосердия», «любви между мужчиной и женщиной», «истинной любви». Ни у кого не вызывает сомнений, что Мастер и Маргарита действительно любят друг друга и что для автора это и есть «настоящая любовь». Но даже неискушенный читатель заметит, что линия Мастера и Маргариты – лишь одна из любовных коллизий романа. – Что же стоит за авторскими определениями «настоящая, верная, вечная» любовь? • Какой вывод мы можем сделать для себя? Запись вывода. Анализ романа убеждает, что Булгаков делает главным критерием выявления добра и зла в человеке его способность (неспособность) любить. В романе выстроена четкая иерархия этой способности: ступень, на которую смог подняться человек, определяет его судьбу после смерти Учитель. Сегодня мы закончили работу над романом «Мастер и Маргарита». Самое главное, что мы прикоснулись к вечным темам, которые на протяжении веков остаются актуальными. Надеюсь, что вы не остались равнодушными к замечательному автору и его серьезному произведению. Домашнее задание. Написать сочинение.«Роль школьного пресс – центра в социализации и формировании нравственного облика современного школьника». В своей работе я расскажу об идее создания школьного пресс-центра в нашей школе, его организационном оформлении, структуре, положении пресс-центра и его деятельности. Назову цели и задачи пресс-центра, расскажу об истории его образования и развития в школе, расскажу об основных направлениях работы, представлю результаты исследования, касающиеся роли пресс-центра в социализации учащихся, и некоторые номера газет и видеороликов за разные периоды работы. Слайд 1 Культура личности школьника предполагает как уважение к традициям, общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое решение, дело всей своей жизни. Задача школы - найти механизмы и структуры для всестороннего развития личности школьника. Одной их важнейших школьных структур в деле формирования базовой культуры личности, на мой взгляд, является детская организация школьный пресс-центр. Слайд 2 И от того, насколько высок уровень работы школьных юных корреспондентов, настолько высок уровень культуры личности школьников. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. Общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, если у школьников нет увлечений, а свободного времени масса. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Как сформировать базу для дальнейшего развития личности? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета. 2.2. Чем занимается школьный пресс-центр и как он формирует нравственный облик современного школьника? Работа в пресс-центре учит нормам культурного поведения, соблюдения элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства, правдивости, скромности, дисциплинированности, трудолюбию. Работа в пресс-центре воспитывает гуманные чувства и отношения; начало патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться; коллективизм. Работа в пресс-центре даёт детям возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. ( слайд 5) Итак, как же организовать работу школьного пресс-центра? Этим вопросом задалась и я, когда много лет назад мне поручили это нелегкое дело. Я с энтузиазмом взялась за дело, собрала активистов, продумала размеры своей типографии, стала мечтать о тиражах газеты, которой заинтересуется вся школьная общественность. Хотелось, чтобы в школе заработало радио, энергичные говорливые ди-джеи, появилась музыка и новостные блоки... (слайд 6) Затем мы, я и группа энтузиастов, выбрали пресс-центру звучной название «Серпантин - Папирус», и первый шаг к успеху уже сделан. Далее – реклама. Были придуманы афиши, которые заполнили все школьные информационные стенды, привлекающие внимание, и призывающие всех неравнодушных к школьной жизни и мечтающих стать журналистами. Изобразили на рекламе звезд теле- и радиожурналистики, написали рекламные призывы: «А ты хочешь стать их коллегой?», и вот в нашу дверь стучатся юные мечтатели. А далее задания могут быть самыми разнообразными: придумать лучший слоган для столовой, например, «Мой руки перед едой», представить смешные школьные фотографии, взять интервью у учителя, написать статью к Дню учителя. По итогам дня и месячника мы верстаем газету. Можно провести и интерактивную игру. Часто в рамках декады мы проводим игру между классами по актуальной теме. Например, «Мы будущие участники олимпиады». [Приложение 2] Представители пресс-центра должны быть на каждом значимом школьном мероприятии. Как минимум в паре: фотограф и корреспондент. Не стоит в начале работы объединять эти функции в одном, ребятам ведь надо освоиться в своей должности. Когда в школе проводился семинар, наш школьный пресс-центр был активным участником дня. На входе в школу гостей встречали юные корреспонденты. После каждого мероприятия они брали интервью (вопросы обсуждались заранее) у участника семинара и у гостей. В конце семинара мы представляли итоги дня – статью или несколько с впечатлениями и пожеланиями гостей. (Слайд 7) Номер газеты - это событие общешкольной важности! Экземпляров газеты было много. Свежие номера появлялись на школьном и классном стенде. Редакция делает электронный вариант, с классного руководителя распечатка и размещение. (Слайд 8) У нас получилось, потому что мы «горели» делом. Широкая реклама, дружная команда, интересный лидер и яркий образ желаемого результата и...и всё получится! (Слайд 9) Далее следует перейти к распределению обязанностей. 2.4. Создание редакции и ее состав. Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. (Слайд 10) Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты начальников отделов. Сколько должно быть отделов? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д. (Слайд 11) •Начальники отделов – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия. Поэтому необходимо собрать группу заинтересованных журналистов внутри отдела: тех, кто любит писать о спорте, об экологических проблемах, гоняется за впечатлениями для путевых заметок, одним словом, назначаются руководители отделов по интересам. (Слайд 12) •Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы. (Слайд 13) •Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается оформлением издания и его выпуском. (Слайд 14) 2.5. Актуальность и новизна программы «Пресс-центр школы №1» . Мною была составлена программа объединения «Пресс-центр школы №1», которая формирует нравственный облик современного школьника и готовит к выбору профессии. Программа применялась на практике, прошла апробацию, и была одобрена администрацией школы и детским коллективом. Программа обучения рассчитана на 2 года. Предполагает как изучение теоретических вопросов, так и интересные практические занятия. Актуальность программы заключается в том, что она нацелена на воспитание нравственных норм юного журналиста, формирование нравственного облика современного школьника. В нашей школе ПРЕСС-центр работает 6 лет. Мы определились с целями (Слайд 15) задачами (Слайд 16) и направлениями деятельности. (Слайд 17) (Слайд 18) ▪Объединение «Школьный пресс-центр» - важная структура в самоуправлении школы: организует работу совета редакторов классных газет в проведении конкурсов газет, плакатов, рисунков. Участвуя в творческом процессе по созданию газеты, учащиеся на практике развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. (Слайд 19) 2.7. Из опыта работы газеты «Серпантин – Папирус» За этот период объединением накоплен опыт участия в школьных семинарах. «Развитие компетентности ученика в условиях адаптивной школы» Заседание Пресс-центра «Презентация праздничного выпуска» «Инфраструктура информационной образовательной среды школы» «Самоуправление – форма организации ученического самоуправления». (Слайд 20) ●Участие в олимпиадах: Открытой заочной гуманитарной олимпиады Медведева Елена 2 место-диплом, Цай Дарья –сертификат ●Участие в профессиональных дистационных конкурсах: Дистационная эвристическая олимпиада по сочинительству – Батин А, Новолодский М сертификат Лучшая школьная газета к Году Учителя «Держим равнение на учителя»- как победитель регионального конкурса отправлена в Якутск. Конкурс «Слово - великая сила». Лучшая публикация о родном городе. Республиканский конкурс «Юный журналист» участвуем каждый год, более 10 сертификатов, 2 место Дюкарева Полина 10 класс. 2012 год. (Слайд 22) ● Участие в профессиональных конкурсах: Фестиваль «Юнкоры – рыцари пера». 1 место в номинации «Лучший юный корреспондент». Районная Интеллектуально-творческая игра «Журналина» участвуем каждый год. Занимаем всегда призовые места (Слайд 23) Литературная викторина 1 место, грамота ●Участие в конкурсах сочинений. Российский Литературно–художественный конкурс «Я помню! Я горжусь!». Республиканский конкурс творческих работ « День создания вооруженных сил Российской Федерации» Республиканский конкурс «Юный писатель» 2 диплома, печатные работы в сборнике. (Слайд 24) ● Печатные издания в городских СМИ «Юбилейный День рождения» «Индустрия Севера» «Самое интересное мероприятие» «Индустрия Севера» «Жить в школе интересно» «Вечерний Нерюнгри» «Мой учитель» » «Индустрия Севера» «Моя любимая школа» » «Вечерний Нерюнгри» «Интересный педсовет» «Индустрия Севера» (Слайд 25) 2.8. Роль пресс-центра в процессе социализации и формирования нравственного облика современного школьника. » (Слайд 26) Какую роль играет школьная пресса в жизни учащихся и каково ее влияние на формирование жизненных ценностей школьника? Чтобы провести оценку деятельности кружковой работы я спросила у ребят: «Какую роль играет пресс-центр и школьная пресса в вашей жизни?» Исследовательская работа. » (Слайд 27) Редакционная группа (15 человек) Кол-во чел. 1. Помогает подготовиться к поступлению в институт 11 2. Помогает освоить социальный опыт 7 3. Помогает познакомиться с интересными людьми 9 4. Вызывает интерес к профессии журналиста 11 5. Формирует культуру 8 6. Знакомит с жанрами журналистики, учит писать 11 7. Навыки работы в сфере журналистики 15 (Слайд 28) Представители классных пресс-центров (25 человек) Кол-во чел. 1.Знакомит с различными технологиями 13 2. Дает возможность научиться грамотно говорить 19 3. Помогает раскрыть и развить творческие способности 21 4. Учит говорить честно 11 5. Заставляет подтянуться в учебе 22 6. Дает возможность найти друзей 14 7. Расширяет круг интересов 11 (Слайд 29) На основе проведенной исследовательской работы, я сделала вывод, что эффективное формирование нравственного облика современного школьника зависит от следующих условий: выбор основ содержания нравственного воспитания; организация деятельности школьников, направленной на формирование нравственных качеств и активное участие педагога в самовоспитании школьника.(Слайд 30) Дети – наше будущее. Став членами социальной системы общества, подрастающее поколение должно уметь быть организованными, уметь согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям. (Слайд 30) Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которое будет определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью, нравственностью.
доклад Чулпановой.doc
Районные педагогические чтения «Педагогические основы формирования базовой культуры личности школьников» «Роль школьного  пресс – центра в социализации и формировании                нравственного облика современного школьника».                                                             Автор: Чулпанова Наталья Геннадьевна,                                                             учитель русского языка и литературы. Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени М.П. Кочнева» г.Нерюнгри 1. Введение. 1.1. Идея создания В своей работе я  расскажу  об идее создания школьного пресс­центра в нашей  школе, его организационном оформлении, структуре, положении пресс­центра и  его деятельности. Назову  цели и задачи пресс­центра, расскажу об истории его  образования и развития в школе, расскажу об  основных направлениях работы,  представлю результаты исследования, касающиеся роли пресс­центра в  социализации учащихся, и некоторые номера газет  и видеороликов за разные  периоды работы. Культура личности школьника  предполагает как уважение к традициям,  общепринятым образцам поведения, так и умение найти своё, творческое  решение, дело всей своей жизни. Задача школы ­  найти механизмы  и структуры  для всестороннего развития личности школьника. Одной их важнейших  школьных структур в деле формирования базовой культуры личности, на мой  взгляд, является детская организация школьный пресс­центр.  И от того,  насколько высок уровень работы школьных юных корреспондентов, настолько  высок уровень  культуры личности школьников, культуры общества в целом,   его развитие и прогресс.             Изменения культуры и информационного пространства  современного  общества требует совершенно нового подхода и новых форм работы с детьми. Причина очевидна ­ за последнее десятилетие новое развитие получили такие  средства информации, как глобальные компьютерные сети, мобильные  телефонные сети,  а  радио и телевидение вышли на новый уровень цифрового  вещания. Главными потребителями новинок  информационных технологий и  носителями новой  культуры общения  стала современная молодежь и  школьники.                                      2 В  последние годы  начала набирать обороты мода на виртуальное общение через интернет в социальных сетях. Поход в библиотеку и написание сочинений и  рефератов превратился в обыденное  «скачивание» с интернета готовых  материалов.   Пересмотр традиционных форм работы с детьми предполагает собой новый  подход, который заключается в изменении взгляда детей на культуру поведения, ведения общения в социальных сетях,  информационные технологии, и   использование  различных технологий как инструмента для познания мира и  осознания себя в нём.   Одновременно необходимо учить школьников анализировать и понимать устное  и печатное слово, содействовать тому, чтобы дети сами могли рассказать о  происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом  окружении.   Эти аспекты теснейшим образом связаны между собой и дополняют друг друга  в программе кружковой работы «школьный пресс­центр». [Приложение 1]  Данная работа  нацелена на совершенствование основных видов речевой  деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и  практическую подготовку. Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе  настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования  общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных,  любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком  смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и  печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись. 2.Основная часть. 2.1. Актуальность.                                                         3  Общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис.  Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности.  Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько­ нибудь высокой, если социальная система неэффективная, если у школьников  нет увлечений, а свободного времени масса. Многие ребята отдают его увлечению кино­, фотосъемкой, общению, пробуют  свои силы в написании статей для школьной газеты. Как соединить интересы  ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти  единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Как  сформировать базу для  дальнейшего развития личности?  Один из вариантов решения этих вопросов ­ создание школьного пресс­центра,  где будет выпускаться печатная школьная газета. 2.2. Чем занимается школьный пресс­центр и как он формирует  нравственный облик современного школьника? Школьный пресс­центр проводит социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов,  объединяет воедино и освещает  всю  школьную работу,  организует  занятия в школе (по истории и теории  журналистики); творческие отчеты и конкурсы юных литераторов и юных  чтецов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет и библиотеки, смотры стен – и электронных газет. Пресс­центр планирует и готовит выездные редакции и пресс­десанты, пресс­ рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма. Пресс­центр проводит  юнкоровские летучки, пресс­конференции и встречи с  интересными людьми за “круглым столом”,  встречи с журналистами и  писателями, устраивает  экскурсии,  юнкоровские игры и праздники,  консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий.  Данные мероприятия являются педагогическими  условиями  формирования                                                                4 нравственной культуры школьников.  Воспитывается дарование, наличность изящного вкуса, искренняя, неподдельная серьезная любовь к делу, представления о доброте, честности, скромности,  трудолюбии, товариществе, смелости, ответственности. Дети учатся  сопереживать  радость,  горе, учатся  чувству доброжелательности, дружеским взаимоотношениям, чувству долга, ответственности, любви к труду. Работа в пресс­центре учит нормам  культурного поведения, соблюдения  элементарных норм общежития, уважения человеческого достоинства,  правдивости, скромности, дисциплинированности, трудолюбию.  Работа в пресс­центре  воспитывает гуманные чувства и отношения; начала  патриотизма и интернационализма; трудолюбие, умение и желание трудиться;  коллективизм. Работа в пресс­центре  даёт детям  возможность определиться в сфере массовой  коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи  в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую  выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире  профессий. 2.3. Итак, как же организовать работу школьного пресс­центра? Этим вопросом задалась и я, когда много лет назад мне поручили это нелегкое  дело. Я с   энтузиазмом  взялась за дело, собрала  активистов, продумала  размеры  своей типографии, стала мечтать  о тиражах  газеты, которой заинтересуется вся школьная общественность. Хотелось, чтобы в школе заработало радио,  энергичные говорливые ди­джеи, появилась музыка и новостные блоки... Для  себя определила первоначальную цель: популяризировать школьный пресс­ центр. Мы живём в эпоху информации, а значит, для современных детей это  весьма и весьма актуально и важно.                                                         5  Затем мы, я и группа энтузиастов, выбрали  пресс­центру звучной название  «Серпантин ­  Папирус», и первый шаг к успеху уже сделан. Далее – реклама.  Были придуманы  афиши, которые заполнили все школьные информационные  стенды,  привлекающие внимание, и призывающие всех неравнодушных к  школьной жизни и мечтающих стать  журналистами. Изобразили на рекламе  звезд теле­ и радиожурналистики, написали  рекламные призывы: «А ты хочешь  стать их коллегой?», и вот в нашу дверь  стучатся юные мечтатели. Мы  прошлись по классам и лично прорекламировали  свой проект. И собрали  команду. Именно они, деловые и смекалистые, представители от пресс­центров классов  стали участниками  коллективных обсуждений важных для всех и каждого  вопросов. Они стали представителями интересов школьного сообщества и  связующим звеном с администрацией, с представителями дружественного школе социума (спортивных центров, музеев и т.д.).  Лучшая реклама  проекту – акция. Акция, посвященная памятному дню. Например, 9 маю. На основном стенде должна быть подробная программа дня,  идеально, если копии её заранее отданы командирам классов, и  информационные листовки будут лежать в библиотеке. В программе прописали   задания и события дня. К примеру: написать мини­статью о значимом классном  событии, посвященном памятному дню. Статью в приемлемом виде нужно передать в редакцию газеты (кабинет).  Мы с помощниками обрабатываем  присланные статьи и лучшие размещаем на стенде. Лучших авторов награждаем  на заключительных торжественных линейках  и приглашаем на собрание пресс­ центра в определенный день. А далее задания могут быть самыми  разнообразными: придумать лучший слоган для столовой, например,  «Мой руки перед едой», представить смешные школьные фотографии, взять интервью у  учителя, написать статью к Дню учителя. По итогам дня и   месячника мы  верстаем газету. Можно провести и интерактивную игру.                                                                                                  6 Часто в  рамках  декады мы проводим  игру между классами по актуальной  теме. Например, «Мы будущие участники олимпиады». [Приложение 2] Дайте ребятам поиграть. Они любят всякие звания и назначения, визуальные  обозначения. Пусть у всех будут бейджики с логотипом, значки. Здорово, если  на самые первые занятия вы пригласите для мастер­класса профессионального  журналиста. И вам помощь, и детям впечатления.  Представители пресс­центра должны быть на каждом значимом школьном  мероприятии. Как минимум в паре: фотограф и корреспондент. Не стоит в  начале работы объединять эти функции в одном, ребятам ведь надо освоиться в  своей должности. Например, когда в школе проводился семинар, наш  школьный пресс­центр был активным участником дня. На входе в школу гостей встречали  юные корреспонденты. После каждого мероприятия они брали интервью  (вопросы обсуждались заранее) у участника семинара и у гостей. В конце  семинара мы представляли итоги дня – статью или несколько с впечатлениями и  пожеланиями гостей.  Номер газеты  ­ это  событие общешкольной важности! Экземпляров  газеты   было много. Свежие номера появлялись на школьном и классном стенде.  Редакция делает  электронный вариант, с классного руководителя распечатка и  размещение. У  нас получилось, потому что мы  «горели» делом. Широкая реклама, дружная  команда, интересный лидер и яркий образ желаемого результата и...и всё  получится! Далее следует перейти к распределению обязанностей. 2.4. Создание редакции  и ее состав.  Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную  редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты,  фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором.  Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит                                                                    7 объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть  юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в  настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни,  отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д.  •Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми  средствами  сделать так, чтобы газета выходила вовремя,  и ее интересно было  читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи  будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех  работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные  вопросы.  •Начальники отделов – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и  пристрастия. Поэтому необходимо собрать группу  заинтересованных  журналистов внутри отдела: тех, кто любит писать о спорте, об экологических  проблемах,  гоняется за впечатлениями для путевых заметок, одним словом,   назначаются руководители отделов по интересам.  •Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает  иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe  Rhotoshop, Corel Draw и т.д. •Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто  тоже может писать собственные материалы. •Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается оформлением   издания и его выпуском. Такой состав редакции  в нашем школьном пресс­центре. Структура  нашего Пресс – Центра  [Приложение 3]. Кадры решают всё.  Задача – создать сильную, слаженную команду, члены которой будут                                                             8 гордиться своим званием и всерьёз относиться к работе. Собираться нужно  для  начала по расписанию, рабочий процесс откорректирует все моменты. Наш  рабочий день ­ вторник. Обязательно нужно придумать какое­нибудь связующее  действие (громко выкрикнуть в конце девиз, дружно хлопнуть в ладоши, взяться за руки и т.д.). Школьникам всегда нравятся такие командные моменты. Наше  командное действие ­ рукопожатие. Распределяя обязанности, мы  ориентировались на желание и  способностями ребят,  личностными качествами. Лидером пресс­центра должен быть старшеклассник. Дети вырастают,  заканчивают школу, но всегда находится инициативный ребенок, способный  повести за собой. Роль руководителя пресс­центра не только контролировать  процесс, но и учить ребят основам журналистского ремесла. 2.5. Актуальность и новизна программы «Пресс­центр школы №1» . ⃰⃰ Мною была  составлена программа объединения  «Пресс­центр школы №1»,  которая формирует нравственный облик современного школьника и готовит к  выбору профессии. Программа применялась  на практике, прошла апробацию, и  была одобрена администрацией школы и детским коллективом.  Программа  обучения рассчитана на 2 года. Предполагает как изучение теоретических  вопросов, так и интересные практические занятия. Актуальность программы  заключается в том, что она нацелена на воспитание  нравственных норм юного журналиста. Сегодня много говорят о профессиональной этике журналиста. Сегодня можно часто можно  услышать «желтая журналистика»,  «продажная журналистика».  Грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов  профессиональной журналистской деятельности. Следовательно, прежде, чем  учить журналистскому мастерству, нужно сформировать у юного дарования    культуру личности. Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но                                                                9 принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного  мнения, профессионально­творческими моральные предписания – принципы,  нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит  представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении  профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе  представлениями о добре и зле. [1, С. 12­13] Журналистское сообщество  является носителем моральной установки на  общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта. В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных  коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества  являются предметом отражения журналистики. Журналисты пропагандируют в прессе нравственные идеалы общества,  популяризируют его моральные ценности и этические рекомендации, (если это  действительно так) помогая нравственному просвещению общества. Таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали. . [5, С. 15­16] Поэтому нацеленность созданной мною программы на формирование  нравственного облика современного школьника. Профессиональный долг, ответственность, честь и достоинство журналиста,  производственно­этические принципы, в которых отражены требования к его  поведению. Запреты или побуждения, регламентирующие поведения  журналиста, профессионально­этические нормы – основные принципы   программы «Юный журналист», разработанной и адаптированной в нашей  школе. Анализ работы пресс­центра по данной программе показывает положительную  динамику,  положительные результаты. 2.6. Положение о детском объединении «Пресс­центр школы №1».                                                             10  В нашей школе ПРЕСС­центр работает  6 лет. Мы определились с целями, задачами и направлениями деятельности. ● разносторонне развитой личности,   успешной социализацией  и реализации   объединение детей разного возраста с целью формирования  Цель: творческих интересов и способностей учащихся.  ●Задачами  кружковой деятельности является:  ♦ формирование  нравственного облика современного школьника  ♦знакомство учащихся со спецификой такого рода деятельности, как  журналистика;  ♦профориентационная работа.  ♦совершенствование навыков литературного творчества и журналисткой работы, повышения интереса к учёбе и общественной жизни, приобретения  теоретических и практических навыков в работе с компьютером. ♦содействие в воспитании информационной культуры школьников;  ♦повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию,  краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, города,  района, страны;  ♦развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;  ♦знакомство с жанрами газеты, практическое овладение основами  журналистской работы ● направлениям:                                                    11 Работа в рамках «ПРЕСС ­ ЦЕНТРА» проводится по нескольким  ●Теоретические занятия, посвящённые знакомству со спецификой работы СМИ  (вторник 14.45) ●Практические занятия  – выпуски школьной  газеты. ♦  Школьная компьютерная газета ­ современное средство формирования основ   культуры личности,  активной жизненной позиции, а также средство повышения  интереса к учёбе. Работа по созданию газеты повышению  коммуникативных  способностей, повышению статуса в школьном и классном коллективе.  Участвуя в творческом процессе по созданию газеты, учащиеся на практике  развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают  первый журналистский опыт.  ▪ Объединение  «Школьный пресс­центр» ­ важная структура в самоуправлении  школы: организует работу  совета редакторов классных газет в проведении  конкурсов газет, плакатов, рисунков. ▪ Структура газеты «Серпантин – Папирус». В объединение входят  ребята 13­17 лет. Созданы группы по направлениям:  отдел «Спорт»;  отдел «Молодежные проблемы»;  отдел «Наш край»;  отдел «Большая перемена»;  отдел «Досуг». И др. 2.7. Из опыта работы  газеты «Серпантин – Папирус» За этот период объединением накоплен опыт участия в школьных семинарах. ●Участие в школьных,  региональных  семинарах: 2010 год «Развитие компетентности ученика в условиях адаптивной школы»                                                              12 2009 участие в  семинаре по информатике: «Инфраструктура информационной  образовательной среды школы» 2008 участие в  семинаре по воспитательной работе: «Самоуправление – форма организации ученического самоуправления». Участие в олимпиадах  по журналистике с 2008 года  стало ежегодным. ●Участие в олимпиадах: Открытой заочной гуманитарной олимпиады  Медведева Елена 2 место­диплом,  Цай Дарья –сертификат 2008 ●Участие в профессиональных дистационных  конкурсах: 2008­ 2009 Дистационная эвристическая олимпиада по сочинительству – Батин  А, Новолодский М сертификат 2009­2010 «Юный журналист», «Лучшая школьная газета» 2010­2011 –  Лучшая школьная газета к Году Учителя «Держим равнение на  учителя»­ как победитель регионального конкурса отправлена в Якутск, декабрь 2011 года  Конкурс «Слово ­ великая сила». Лучшая публикация о  родном городе.  Республиканский конкурс «Юный журналист»,  участвуем каждый год, более 10 сертификатов, 2 место Дюкарева Полина 10 класс. 2012 год. ● Участие в профессиональных конкурсах: 2008 г. Фестиваль «Юнкоры – рыцари пера». 1 место в номинации «Лучший  юный корреспондент». Благодарственное письмо, ценный подарок, подписка на  журнал. 2009 г. районная Интеллектуально­творческая игра «Журналина» 1 место.  Грамота, диплом, ценный подарок, подписка на газету. 2010 г. Интеллектуально­творческая игра «Журналина» 2  место. Грамота,  ценный подарок. 2010 г. Литературная викторина 1 место, грамота 2011 ­  2012 год 2 место в  интеллектуально­творческой  игре «Журналина»                                                   13 ●Участие в конкурсах  сочинений.  2009 г. Российский  Литературно–художественный конкурс  «Я помню! Я  горжусь!». Сертификат  2010  Конкурс статей «Мой учитель» Новолодский М 2 место, грамота  «Дни воинской славы» Бутко Валерия г. Якутск, грамота 2013 Республиканский конкурс  «Юный писатель» 2 диплома, печатные работы в сборнике. ● Печатные издания в городских СМИ 2007 «Юбилейный День рождения» «Индустрия Севера» 2008 «Самое интересное мероприятие» «Индустрия Севера» 2009 «Жить в школе интересно» «Вечерний Нерюнгри» 2010 «Мой учитель» » «Индустрия Севера» 2011 «Моя любимая школа» » «Вечерний Нерюнгри» 2013 год «Интересный педсовет» «Индустрия Севера» 2.8. Роль  пресс­центра  в процессе социализации и формирования  нравственного облика современного  школьника.  Какую   роль   играет   школьная   пресса   в   жизни   учащихся   и   каково   ее влияние на формирование жизненных ценностей школьника? Чтобы провести оценку    деятельности  кружковой    работы  я  спросила   у  ребят: «Какую   роль играет пресс­центр и школьная пресса в вашей жизни?» Исследовательская работа. Редакционная группа  (15 человек) Кол­во чел. Представители классных пресс­ центров Кол­во чел. (25 человек) 1.   Помогает   подготовиться   к поступлению в институт 2.   Помогает   освоить   социальный опыт 11  7 3.   Помогает   познакомиться   с интересными людьми 4. Вызывает интерес к профессии журналиста 5. Формирует культуру 6. журналистики, учит писать 7.   Навыки   работы   в   сфере журналистики   Знакомит   с   жанрами      9 11 8 11 15 с   различными 1.Знакомит   технологиями 2.   Дает   возможность   научиться грамотно говорить 3.   Помогает   раскрыть     и   развить творческие способности 4. Учит говорить честно 5. Заставляет подтянуться в учебе 6. Дает возможность найти друзей 7. Расширяет круг интересов 13 19 21 11 22 14 11 На основе проведенной исследовательской работы, я сделала вывод, что  эффективное формирование нравственного облика современного школьника                                                       15 зависит от следующих условий: выбор основ содержания нравственного  воспитания; организация деятельности школьников, направленной на формирование нравственных качеств и активное участие педагога в  самовоспитании  школьника. Заключение. Дети – наше будущее. Став  членами социальной системы общества,  подрастающее поколение  должны уметь быть организованными,  уметь  согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться  определенным нормам, правилам и требованиям.  Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между  людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и  дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает  необходимость нравственной воспитанности каждого его члена. Вопросы о  решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. В данной работе я  попыталась поделиться опытом работы объединения «Школьный пресс­центр»,  которая позволяет сформировать  нравственный облик современного  школьника. Приложение 1. Программа кружка  «Юный журналист» Составитель программы и руководитель кружка: Чулпанова Наталья Геннадьевна, руководитель пресс­центра школы 2012 — 2013 учебный год Пояснительная записка В связи со стремительным изменением и развитием  общества требуется новый  подход к формам работы с детьми.    Создание школьного пресс­центра,   в                                                        16 котором создаются  условия для  максимально благоприятного образовательного пространства, способствующего творческому развитию  личности через самоопределение, самореализацию каждого его члена, где  каждый считает себя достойным гражданином своего отечества,  бережно  хранит традиции своего народа в контексте с его духовной культурой,  реализация приобретенных знаний, умений и навыков в жизни. Программа нацелена на  анализ и понимание устного и печатного слова,  содействует тому, чтобы  сами дети могли рассказать о происходящих  событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два  аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе  «Юный журналист».  Даная программа реализует совершенствование основных видов речевой  деятельности в их единстве и взаимосвязи; формирует базовую культуру  личности школьника; стимулирует самостоятельность и инициативу;   формирует осознанный выбор будущей профессии; Настоящая программа рассчитана на 2 года: 34 часа (1 час в неделю). Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка. Новизна данной программы состоит в том, что она  формирует базовую  культуру личности школьников, даёт возможность использовать навыки,  полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая  детей в систему средств массовой коммуникации общества Формы занятия,  предусмотренные программой:  тренинг поведения,   личностный тренинг,   дискуссии,   встречи с представителями разных профессий,  мозговые штурмы,                                                     17  беседы, конкурсы, викторины,  информационные часы,   просмотр и обсуждение фильмов, праздников, экскурсий. ●   практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе). Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок,  обогащая  свой внутренний мир, пополняет  свой словарный запас, постигает  лексическое многообразие и образность родного языка, приобретает навыки  самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; учится  писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью  предусматриваются индивидуальные занятия. Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек.  Программа направлена на воспитание базовой культуры ребенка, способствует   разностороннему личностному развитию. Цель программы: создание условий для формирования базовой культуры  личности; ∙  интеллектуальных и практических умений в области стилистики и  журналистики; ∙  интереса к изучению гуманитарных дисциплин (русский язык, литература,  история, обществознание, право); ∙  умения самостоятельно приобретать и применять знания; ∙  творческого мышления, познавательной активности; ∙  способности к словотворчеству, индивидуальных особенностей языкового  стиля; ∙  коммуникативных навыков. Занятия в кружке помогут обучающимся познакомиться с журналистикой как  профессией и областью литературного творчества, а также сформироваться как  личность. Задачи программы. 18 Развивающие: ­ развитие образного и логического мышления; ­ развитие творческих способностей подростков; ­ развитие умения устного и письменного выступления. Обучающие: ­ формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; ­ овладение основными навыками журналистского мастерства. Воспитывающие: ­ формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном  восприятии искусства; ­ формирование нравственных основ личности. Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики  как профессии являются желание овладеть навыками работы юного  корреспондента;   Формы контроля разнообразны: ­ самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; ­ семинары­практикумы по изученной теме; ­ творческие конкурсы; ­ публикации. Основные требования к уровню подготовки обучающихся. В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные знания: ­  из истории журналистики; ­  о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста; ­  о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой,  о выдающихся журналистах; ­  о законе о СМИ. и умения: 19 ­  создавать сочинения разных жанров; ­  соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические,  грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных  высказываниях; ­  работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии,  справочники), с использованием ИКТ; ­  участвовать в дискуссии, пресс­конференции. Виды деятельности обучающихся: ­  теоретические занятия; ­  творческий практикум (сочинения разных жанров); ­  работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала,  редактирование, исследование); ­  работа со справочной литературой (словарями, библиографическими  указателями и каталогами, энциклопедиями и т. п.); ­  анкетирование; ­  социологический опрос; ­  участие в школьных и городских мероприятиях, конкурсах прессы; ­  выпуск школьной газеты; ­  посещение обучающих семинаров. Конечные результаты: ­ умение построить устное и письменное сообщение; ­ умение работать в различных жанрах публицистического стиля; ­ умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; ­ самостоятельная подготовка и публикация материалов для школьной газеты. Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – формирование базовой культуры личности. Для достижения цели и  выполнения задач программой используются современные методики 20 воспитания  и обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом  возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного  подхода. Календарно – тематическое планирование 1. НАПРАВЛЕНИЕ. ЭТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Основные задачи: сформировать базовую культуру учащихся. Месяц 1­й год реализации программы Сентябрь Этика­наука о нравственности. 2­й год реализации программы Эстетика­наука познавать  Ноябрь Январь Нормы поведения в быту,  обществе, в моде. Категории. Основные нравственные  понятия и их связь с  журналистикой. Работа с текстом.  прекрасное. Эстетика. Категории. Основные  понятия. Культура  собственного образа в целом. Культура тела. Работа с текстом.  Апрель  Май Редактирование. Корректура. Эстетика. Амплуа и имидж.  Герои театра и кино и  Редактирование. Корректура. Этика. Добро и зло в судьбах  людей. Вредные привычки.  жизненные ценности молодежи. Идеал. Семья и я.  Самовоспитание. II.НАПРАВЛЕНИЕ. Гражданское направление Основные задачи:  научить понимать соотношение внутренней  и внешней  политики государства; воспитывать интерес к политике в сфере международных отношений; научить разбираться в политической жизни России, ее традициях и  современных реалиях. 21 Месяц Сентябрь Этика и мораль. Влияние на  1­й год реализации программы 2­й год реализации программы Не сотвори себе кумира.  судьбы людей. Слово и дело.  Поступок и мотив.  Октябрь Семинар. «Военные династии» Декабрь Аукцион мнений «Что значит  жить достойно» Февраль Устный журнал «Письмо к  Май неизвестному солдату». Возложение венков к памятнику Моральное здоровье. Этика  журналиста. Лекция «Политические партии в РФ» Викторина  «Знаешь ли ты  политические термины» Лекция «Молодежь в условиях  социального кризиса» Конкурсная программа «Песни  великого подвига» Встреча с ветеранами ВОВ или  Защитников Родины воинами­интернационалистами III.НАПРАВЛЕНИЕ. Нравственное воспитание  Основные задачи: формирование  активной жизненной позиции школьников, их сознательного отношения к общечеловеческому долгу, воспитание  самоуважения и уверенности в себе, чести, достоинства, личной морали,  инициативы, энергичности и настойчивости в выполнении любого дела 1­й год реализации программы Беседа  «Я в мире людей» Месяц Октябр ь Ноябрь Тестирование «Можете  ли вы  2­й год реализации программы « Дискуссия «Общение в моей  жизни» Вечер отдыха «Речь и этикет» влиять на других» Декабрь Занятие «Конфликт неизбежен  Март или…» Эстетика. Театр и кино.  Семинар. «Нравственность –это  разум сердца» Вечер отдыха «Азы народного  Телевидение. Сходства и  этикета» Май различия. Направления и школы. Игра «Школа самоуважения». Опросник «Личностный рост» IV.НАПРАВЛЕНИЕ. Жанры журналистики Основные задачи: формировать художественный и эстетический вкус  учащихся Месяц Сентябрь Изучение информационных  1­й год реализации программы 2­й год реализации программы Изучение аналитических и  жанров (информация, заметка,  корреспонденция, интервью,  художественных жанров (очерк,  статья, рецензия, рассказ,  Октябрь репортаж). Газетный язык. Специфика и  основные требования. стихи). Газетный язык. Работа над  словом. Авторский почерк.  Декабрь Информационные жанры.  Новость. Повод. Разработка  темы. Развитие темы. Февраль Информационные жанры.  Глагол. Прямая речь. Заголовки. Рубрики. Штампы. Аналитические и  художественные жанры. Очерк и зарисовка. Стихи и рассказы. Аналитические и  Развитие темы. Виды интервью.  Репортаж художественные жанры. Очерк  документальный и  художественный.  Конфликт и проблема. Поэзия­ вдохновение и труд. Апрель Газетный язык. Различие  предмета познания в жанрах.  Работа над словом. V. НАПРАВЛЕНИЕ.  Выбор профессии                                                   23 Основные задачи: формирование осознанного выбора будущей профессии учащихся, помочь осознать   роль тех или иных профессий в жизни общества. Месяц Сентябрь Практикум «В мире  1­й год реализации программы 2­й год реализации программы Игра «Человек – профессия» профессий». Октябрь Игровое упражнение «Остров»  Ноябрь Встреча с журналистами Декабрь Конкурс эрудитов «Шаг во  Встреча с работниками газеты Практическое занятие  «Профессия: выбираем вместе».  Технические средства  Вселенную». журналиста. Январь Конкурс сочинений в различных  Тест «Мой творческий  публицистических жанрах. потенциал» Февраль Практическое занятие «Я в этом Диспут «К чему стремятся  Март Апрель мире». Этика и мораль. Поступок и  мотив. Плагиат Диспут «Смысл жизни» люди?» Игра «Кто есть кто» Круглый стол «Твой выбор». VI. НАПРАВЛЕНИЕ. Школьная газета. Основные задачи: интенсивное обучение основам журналистики и основными  навыками журналистского мастерства. 1­й год реализации программы Месяц Сентябрь Планирование шаг за шагом. Миссия и название школьной  2­й год реализации программы Как и о чем писать для  школьной газеты? газеты. Октябрь Структура школьной редакции. Темы, рубрики, полосы. Ноябрь Подбор и использование  занимательного материала в  Взрослые правила для юных  журналистов. Январь газете. Дизайн школьной газеты. Требования к информации. Февраль Интернет­журналистика. Как придумывать заголовки и  писать лиды? Март Итоговое занятие. Деловая игра  «словами журналиста говорит  Как вести интервью? народ». VII. НАПРАВЛЕНИЕ . Язык журналистики Основные задачи: интеллектуальных и практических умений в области  стилистики и журналистики Месяц Ноябрь Сущность слова. Слово и  1­й год реализации программы 2­й год реализации программы Профессиональная лексика,  понятие. Многозначность слова. диалектизмы, современные  сленг. Январь  «Об этом слове хочется  рассказать». Доклад «Пословицы Анализ выразительных средств  языка публицистических  и поговорки. Их использование в журналистике». произведений (выделение в  тексте, определение их роли). Март Тропы: эпитет, сравнение,  олицетворение, метонимия,  Лингвистический эксперимент  (работа с заглавиями текстов,  гипербола, ирония. замена, обоснование). Май Стилистические фигуры речи:  анафора и эпифора, антитеза,  Заглавие – важный компонент  текста. Наблюдение над ролью  градация, эллипсис, прием  кольца, умолчание, риторическое заглавия в произведении;  знакомство с различными видами обращение, риторический  вопрос, многосоюзие и  бессоюзие. заголовков.   VIII. НАПРАВЛЕНИЕ. Технические средства журналиста Основные задачи: формирование умения собирать информацию, обрабатывать  и проверять ее, а также выделять аргументы и факты Месяц Сентябрь Знакомство с техническими  1­й год реализации программы 2­й год реализации программы Школьный Интернет – сайт Ноябрь средствами и приемами работы  с ними (фотоаппарат,  видеокамера, компьютер).  Работа на ПК Фотографирование. Роль  фотографий в газете.  «Портрет», «пейзаж»,  «композиция» Медиаобразование. Организация работы редколлегии.  Планирование. Техническое  обеспечение. Март Фотомонтаж, видеомонтаж.  Фотографирование живых  Создание газеты в печатном  виде (особенности  объектов. Просмотр и  обсуждение работ. Оформление  компьютерных программ MS  WORD, MS PUBLISHER). Фотоконкурс. Апрель фотовыставок, фоторепортажей Социальный ролик Приложение 2 Школьный тур игры «Журналина».  ТЕМА:  "История Олимпийских игр"  для учащихся 5­9 класса Цели: 1.Познакомить с историей Олимпийских игр.  2.Развивать у учащихся интерес к спорту, здоровому образу жизни.  3.Воспитывать чувство патриотизма, любви к малой родине.  ЗАДАНИЯ. Вставить пропущенные слова в текст “История Олимпийских игр” Первые Олимпийские игры состоялись в ….. году до н.э. Они посвящались богу  …..    Со всех концов Греции спешили люди на великолепное зрелище, которое  проводилось только раз в ….. года. Проводились Олимпийские игры в …..    Во  время игр запрещалось …..            Виновные в нарушении правил платили  большой штраф. Рабов, чужеземцев и …..               на игры не допускали.  Празднества продолжались …. дней. На стадионе состязались в пятиборье, на  ипподроме – в ….. ……                           В пятиборье входили  состязания………... В качестве награды они получали венок из ……                       ветвей и ….              ветвь.  Когда Греция находилась под властью Рима, Олимпийские игры были запрещены …………….  Феодосием I, который считал игры……………. Возобновленные I Олимпийские игры были проведены……….году.  Олимпийская символика появилась……..году. Это девиз­­……………………       и олимпийская эмблема­……………….               , которые  обозначают…………………                    Цвет……………… Столицей зимних Олимпийских игр выбран город…… , где игры пройдут  в…....году Кроссворд “История Олимпийских игр” По горизонтали: 1.    Место для проведения конных состязаний  2.    Главное состязание Олимпийских игр. 3.    Спортивный снаряд дискобола По вертикали: 1.    В качестве награды первые участники игр  получали…  2.    Сколько дней продолжались Олимпийские игры?  3.    Место проведения игр. 4.    Участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач 5.    Кому запрещалось присутствовать на играх? 6.     Столица Олимпийских игр 20014г   7.    Одна из первых греческих колоний на Таманском полуострове 8.    Основной элемент олимпийской эмблемы. 9.    Имя человека, который предложил возобновить  Олимпийское движение  после его запрета. 1. Где и когда впервые прошли первые Олимпийские игры? (В Греции, в 777 году до н. э.) Литература. 1.   Богданов,   Н.Г.   Справочник   журналиста   [Текст]/   Н.Г.   Богданов,   Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971. 2. Головин, Б.Н. Основы культуры речи. –  М.,1980 3. Голуб, И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. –  М., 1997 3.  Журбина, Е И. Теория и практика художественно­публицистических  жанров. –  М., 1969 4. Соколова, В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение,  1995. 5. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая  школа, 1989.  Интернет­источники: 1. www. proshkolu. ru 2. www. testoch. com 3. www. festival.1september. ru 4. www. nsportal. ru 5. www. uroki. net

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Итоговый  бизнес-урок по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018