Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)
Оценка 4.7

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
правоведение
11 кл
23.01.2018
Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)
Использование данной разработки урока позволит расширить знания обучающихся о такой правовой категории как «право собственности», сформирует представление о видах собственности, способах приобретения и прекращения права собственности. Обучающиеся получат возможность продолжить формирование учебно-информационных умений, таких как аналитическое чтение, обеспечивающих нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. Работа на уроке по данной разработке поможет учителю развивать у обучающихся умения самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, структурировать знания, определять объект и аспект анализа и синтеза, осуществлять доказательство.
конспект урока.doc
Конспект урока права в 11 классе  учителя общественных дисциплин  МБОУ « Брянский городской лицей №1 им. А.С. Пушкина»  Петресовой Наталии Николаевны Тема «Право собственности» 6­й урок в теме «Гражданское право» Учебник  «Право. Основы правовой культуры». Автор Е.А. Певцова М.: «Русское слово»,  2013г. Цель: Формирование представлений о собственности как особом институте гражданского права, понятии права собственности в объективном и субъективном смысле Задачи:  Обеспечить усвоение учащимися понятия «право собственности»;  Способствовать   формированию   у   обучающихся   представлений   о   правомочиях собственника   (владение,   пользование,   распоряжение),   бремени   содержания собственности  Подвести   обучающихся   к   пониманию   оснований   возникновения   права собственности,   форм   собственности   через   изучение   материала   нормативно­ правовых актов, пособия для поступающих в высшие учебные заведения, учебника  Способствовать развитию логического мышления, грамотной устной речи, навыков исследовательской деятельности и навыков анализировать свою деятельность  Воспитывать культуру общения, правовую культуру Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепление знаний Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная Оборудование:   компьютер,   мультимедийный   проектор,   компьютерная   презентация, дидактический материал, памятка «Правила работы в группе», памятка «Правила ведения дискуссии», видеофрагменты Структура урока:   1. Мотивационная беседа 2. Изучение нового материала 3. Закрепление изученного материала 4. Рефлексия Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем работать по группам. Такая форма организации работы вам хорошо знакома. Тем не менее, позволю напомнить, чтобы работа на уроке была более эффективной следует соблюдать некоторые правила работы в группе и вести записи. Памятка «Как работать в группе» 1. Принимать участие в устной дискуссии. 2. Слушать других, не прерывая. 3. Уметь пересказать то, о чем говорят другие группы. 4. Выполнять задания, необходимые для работы группы. 5. Вовлекать других членов группы в общую работу. Правила проведения дискуссии 1. Каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают 2. Каждый имеет право высказывать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует. 3. Говорить аргументированно, ясно излагать свои мысли, не повторяя уже сказанное. 4. Уметь признавать неправильность своих суждений 5. Стараться   давать   оценку   высказываниям,   выступлениям,   утверждениям   других участников дискуссии. Сказки   любят   и   дети   и   взрослые.   Послушайте   внимательно   сказку   Рамакришны   и определите тему сегодняшнего урока. В Индии, в лесу жил йог. Питался плодами, кореньями, листьями и диким медом. Никаких вещей у него не было. Один прохожий устыдил его: «Что же ты голый ходишь. Хоть бы набедренную повязку надел». Йог обзавелся набедренной повязкой, но когда она сохла после стирки, ее съели крысы. Кто­то посоветовал ему завести кошку, чтобы та охраняла повязку   от   крыс.   Но   кошку   нужно   было   кормить   молоком,   и   йог   обзавелся   коровой. Корову нужно было пасти, доить и лечить – пришлось йогу жениться. И так далее… Через несколько лет человек, пристыдивший в свое время йога, проходя теми местами, увидел обширное хозяйство, владел которым бывший йог.  Какую тему мы сегодня будем изучать?  Что позволило вам сделать подобное заключение?   Какие вопросы в связи с этой темой вы считаете необходимым рассмотреть?  Является ли изучение данной темы, на ваш взгляд, актуальной? Запишите тему урока в тетрадь. ЗАДАНИЕ №1: Ознакомьтесь с условием, обсудите в группе, как разрешить дело. 1.   После   смерти   Романовой   ее   имущество   по   наследству   перешло   к   Соловьевой.   Среди наследственного имущества находилась картина неизвестного художника В.Л. (эти инициалы были   проставлены   на  картине).   Для   установления   автора   картины   и   ее   оценки   Соловьева пригласила   на   квартиру   покойной  специалиста­искусствоведа.   Поскольку   картина   была загрязнена,   искусствовед   не   смог   определить   се  автора.   Квартиру   умершей   нужно   было освободить от вещей. Наследница договорилась с начальником  жилконторы Федоровым, чтобы картину временно вывесили в помещении конторы. Впоследствии картина оттуда исчезла. Федоров из жилконторы был уволен и вскоре умер. Через несколько лет Соловьева случайно  обнаружила пропавшую картину на выставке новых поступлений Русского музея, причем экспонировалась она как одно из произведений Левитана. Справкой   Русского   музея,   выданной   Соловьевой,   подтверждалось,   что   музей   приобрел картину у  Федорова, после чего Соловьева предъявила иск к музею о возврате картины. Музей возражал против иска,  кроме того, указывал, что понес расходы на реставрацию картины, после чего ее стоимость резко возросла. Разрешите дело.  Достаточно ли у нас теоретических знаний, чтобы разрешить дело?  Какой выход из сложившейся ситуации вы могли бы предложить?  В   каких   нормативно­правовых   актах,   на   ваш   взгляд,   необходимо   осуществить поиск? Почему именно в этих документах? ЗАДАНИЕ №2: 1. Ознакомьтесь с извлечениями из документов и 2. Ответьте на  вопросы:                       ­Каковы правомочия собственника? Каковы виды собственности? ­Кто такой добросовестный приобретатель? ­ Кто такой недобросовестный приобретатель? 1 группа – работает с отрывком из Конституции РФ 2 группа – работает с отрывком из Гражданского Кодекса РФ. 3 группа ­ работает с отрывком из учебного пособия  юридического факультета МГУ  «Обществознание», автор А.М. Арбузкин Конституция РФ Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 1. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно с другими лицами. 2. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.  Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено  только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4.Право наследования гарантируется. 1. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная,  государственная, муниципальная и иные формы собственности. Статья 8 Статья    209. Содержание права собственности. Гражданский Кодекс РФ 1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. 2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему  имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие  права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе: отчуждать свое имущество в  собственность другим лицам; передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом; отдавать имущество в залог и обременять его другими способами,  распоряжаться им иным образом. 3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в  какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если  это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. 4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу  (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет  перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять  управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица. Статья 301. Истребование имущества из чужого незаконного владения Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Статья 302. Истребование имущества от добросовестного приобретателя 1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе  истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником  или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у  того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их волн. 2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать,  собственник вправе истребовать имущество во всех случаях. 3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от  добросовестного приобретателя. А.М. Арбузкин Обществознание, М., 2011г. Институт  права  собственности  представляет  собой  обособленную  совокупность   правовых  норм,  закрепляющих  и  регулирующих отношения по поводу присвоения и  принадлежности материальных благ, а также по поводу владения, пользования и  распоряжения ими. Вместе с тем право собственности является и субъективным правом,  представляющим   собой  признаваемую  законом  за  субъектом гражданского права возможность  осуществлять владение, пользование и распоряжение своим имуществом своей волей и в  своем интересе. В содержание субъективного права собственности входит ряд правомочий  — это правомочия владения, пользования и распоряжения вещью.     Правомочие владения состоит в предоставленной законом возможности обладать вещью, иметь ее в своем  ведении («всегда под рукой»). Правомочие  пользования  означает  основанную  на  законе  возможность использования вещи в своих интересах, извлечения полезных  свойств  вещи  (езда  в  автомобиле,  отдых   на  даче,  пользование компьютером и т. д.). Правомочие распоряжения означает установленную законом возможность определения  юридической судьбы вещи, т. е. возможность ее отчуждения (передачи) другому лицу,  обмена, уничтожения и т. п. Все эти правомочия вместе или порознь могут принадлежать и  несобственнику  вещи,  например,  арендатору.  Но  в  данном  случае  они  производны  от   воли  собственника,  т.  е.  могут  осуществляться другими лицами только с разрешения  (согласия) собственника вещи. Действия собственника при этом не должны противоречить  закону и иным правовым актам, а также нарушать права и охраняемые законом интересы  других лиц.  Владение  – фактическое обладание вещью, создающее возможность непосредствен­ного воздействия на вещь.  Достаточно ли у нас теоретических знаний, чтобы разрешить дело?  Что полезного из нашей работы можно взять на будущее?  Что представляют собой правомочия собственника? Пользование  – возможность собственника извлекать из принадлежащей ему вещи полезные свойства и доход ЗАДАНИЕ №3: Решите задачу, обсудив в группе.    Как,  на ваш взгляд,  может приносить доход: 1) пахотная земля   ­ 1 группа 2) лес  ­ 2 группа 3) репутация ­ 3 группа  Распоряжение – возможность определить будущую юридическую судьбу вещи ЗАДАНИЕ №4: Решите задачу, обсудив в группе. 1 группа ­ Придумайте ситуацию, когда человек владеет собственностью, но не  пользуется ею. 2 группа ­ Придумайте ситуацию, в которой человек пользуется чем­то, но не  распоряжается этим. 3 группа ­ Придумайте ситуацию, в которой человек распоряжается собственностью, но не владеет этим.  Какое правомочие осуществляет собственник яблони, решивший  спилить её на дрова?  Можно ли считать осуществлением правомочия распоряжения, например, сжигание дома?  Какие выводы можно сделать, сопоставив эти ситуации? (закон устанавливает границы  права собственности)  Что представляют собой эти границы? ­ Действия собственника не должны противоречить законам ­ Действия собственника не должны нарушать права и интересы других лиц ЗАДАНИЕ: Обсудив в группе, дайте определение понятию «право собственности» ЗАДАНИЕ:   Ознакомьтесь   с   тем   определением,   которое   дают   правоведы, прочитав  материал  учебника  на  стр.  58.  Сравните  определения  данные  вами  и учеными  Где была допущена ошибка?  В чем причина ошибки, как вы думаете?  Что бы вы посоветовали учесть на будущее?  Какие формы собственности существуют в РФ? Мы с вами выяснили, что обладание собственностью позволяет получать какие­либо блага, доход. А возможно ли, на ваш взгляд, такая ситуация, что собственник что­то приобретет, лишившись имущества? ЗАДАНИЕ №5: Выполните задачу, обсудив в группе.     Расскажите,   как   изменилась   бы   жизнь   Петрова, если бы он: 1) продал   корову ­ 1 группа 2) у него в счет долга взыскали  ковер ­ 2 группа 3) у него сгорел   курятник – 3 группа Какой вывод можно сделать, исходя из проделанной работы?  Вывод:  в   процессе   пользования,   хранения,   содержания   имущества   собственнику приходится переживать трудности, которые в юридической науке обозначаются как бремя содержания собственности Существует немало способов стать собственником вещей, а вам предстоит их выявить и классифицировать. Для этого необходимо прочитать материал на стр.60­62 и составить схему «Основания возникновения права собственности» ЗАДАНИЕ №6: Вашему вниманию будут предложены видеофрагменты. Обсудив в группе, определите основание возникновения права собственности, о котором идет речь в данном видеофрагменте. Оля подарила своей подруге книгу. Петров добирается на работу на своей машине. Иванов перекрасил фасад своей дачи. Марья Ивановна завещала внучке квартиру. Андрей зимой носит дубленку. ЗАДАНИЕ №7: Обсудив в группе, определите какое правомочие проявил собственник в каждом из случаев? 1. 2. 3. 4. 5. Самопроверка: Сверьте ваши варианты ответов с образцом, предложенным на слайде презентации 1. Распоряжение 2. Пользование 3. Владение 4. Распоряжение 5. Пользование  Рефлексия Используя глаголы, определите, чем мы занимались на уроке Какие из намеченных задач мы выполнили? Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке, кого можно было бы наградить в номинациях: «Самый активный» «Сделал открытие» «Сумел доказать» «Увлек других» «Победил в споре» Домашнее задание: параграф 6  Привести два аргумента в подтверждение и два аргумента в опровержение утверждения «Право   частной   собственности   свято.   Его   нельзя   ограничивать,   иначе   начинается произвол».  Опережающее  задание:  собственностью  может быть не только  вещь, но и  результат творческой   деятельности,   интеллектуальная   собственность.   Посмотрите мультфильм о Львенке и Черепахе, которые пели песню «Я на солнышке лежу». Вправе ли Черепаха требовать от Львенка исполнение песни в её авторском варианте или же Львенок по собственному усмотрению может заменять те или иные её слова?   т.е.

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)

Разработка урока по теме "Право собственности" (11 класс, правоведение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018