Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
математика
11 кл
18.04.2018
Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)
В работе представлена методическая разработка урока математики по разделу «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» для учащихся 11 класса по теме «Размещения». Урок №1-лекция. Тема: «Размещения» Основная цель: Ознакомить учащихся с понятием размещения и соответствующими формулами для подсчета их числа( знать основные правила и методы решения комбинаторных задач, уметь решать простейшие комбинаторные задачи)
размещения урок 1.doc
УРОК №1 ТЕМА УРОКА: «РАЗМЕЩЕНИЯ» ТИП УРОКА: изучение нового материала. ЦЕЛЬ: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной  информации. ЗАДАЧИ:   Способствовать запоминанию основной терминологии, умению   вычислять перестановки и размещения;   Способствовать развитию интереса к математике; умений  применять новый материал на практике и в жизни   Способствовать воспитанию аккуратности. НОВЫЕ ПОНЯТИЯ: размещения, размещения с повторениями ОБОРУДОВАНИЕ: доска, презентация ХОД УРОКА: I. Изучение нового материала: Вспомним знаменитую басню Крылова «Квартет»: «Проказница Мартышка,  Осел,  Козел да косолапый Мишка» устроили любопытный эксперимент: они исследовали  влияние взаимного расположения на качество исполнения. И если бы не вмешался  Соловей, участники квартета, наверное, перепробовали бы всевозможные варианты.  Зададим вопрос: сколько существует способов, чтобы рассадить, например, в один ряд, четырех музыкантов?    Вы уже знаете, что для ответа на этот вопрос нужно найти число перестановок из 4  элементов: Р4= 4!=24 способа.     Еще одна ситуация: нас приглашают на «Конкурс красоты» с восьмью участницами.  Одновременно проводится викторина: нужно угадать, кто займет в конкурсе 1, 2, 3  место. Сколько всего существует вариантов?       Общее у этих двух задач то, что их решением занимается отдельная область  математики, называемая комбинаторикой. Особая примета комбинаторных задач –  вопрос, который всегда можно сформулировать так, чтобы он начинался со слов  «Сколькими способами?». Отличие состоит в том, что во второй задаче нам нужно отобрать из имеющихся  объектов n=8, произвольное к=3 штук и расположить их в некотором порядке. Каждую упорядоченную тройку, которую можно составить из восьми  элементов,  называют размещением из восьми  элементов по три. Определение. Размещением из n элементов  по k (k≤n) называется любое  множество, состоящее из любых k элементов, взятых в определенном  порядке из данных n элементов. Число размещений из элементов n по k обозначают Ak n (читают: A из n по k). Решим вторую задачу:  сначала возьмем любую перестановку всех n (8) объектов и  рассмотрим первые к (3) из них. Они образуют размещение к (3) объектов из n (8)  имеющихся, последние n–к (8­3=5)объектов могут быть переставлены Р5 способами.  Значит каждому способу можно «пришить» Р5, что порождает столько же  перестановок всех объектов Pn = An        An k . Pn­k , отсюда получаем  k=  . P n P  n k )! ( ! n  n k P 3= 8 P  8 3 Получается A8  8!  (8 3)!  8! 5! g g 6 7 8 336    (способов). Эту же задачу можно решить и другим способом: первое место может занять одна из 8  участниц, второе место может занять любая из оставшихся 7 участниц, третье – любая  из оставшихся 6 участниц. Тогда общее число способов равно: 8 . 7 . 6 =336 (способов). n =n(n – 1)(n – 2)…..(n – k +1)  ТЕОРЕМА.                   Ak                            Доказательство: Выбрать  один элемент из n элементов можно n способами. Если этот  выбор сделан, то второй элемент выбирается из (n ­1) элементов, т.к. повторения  запрещены, то  третий элемент выбирают из  (n– 2) элементов,    к­ый элемент  (последний) из n – (к – 1).                По правилу произведения получим: Ak n =n(n – 1)(n – 2)…..(n – k +1).  Рассмотрим  еще одну задачу: У нас есть 9 разных книг из серии «Занимательная  математика». Сколькими способами можно: а) расставить из на полке; б) подарить три из них победителям школьной олимпиады, занявшим первые три места?      Решение: а) Р9=9!= 362 880,  б) А9 gg 7 8 9 504 3=    9!  (9 3)! 9! 6!       II. Закрепление  материала. Решение задач: 1. Сколькими способами можно составить трехцветный полосатый флаг из  горизонтальных полос, если имеется материал пяти различных цветов. Решение:  А3 5 = 5. 4 . 3=60 (способов) 2. Из 9 членов комитета надо выбрать председателя, его заместителя и  секретаря. Сколькими способами это можно сделать? Решение: А9 3=9 . 8 . 7=504 (способа) 3. На соревнованиях по легкой атлетике приехала команда из 12  спортсменок. Сколькими способами тренер может определить, кто из них  побежит в эстафете 4 х 100 м на первом, втором, третьем и четвертом  этапах? Решение: А12 4= 12. 11 . 10 . 9 = 11 880 (способов) Примеры: 1) Вычислить:  6 A а)  10 5 A 10   5 A 10 4 A 10 Решение:   6 A 10 5 A 10   5 A 10 4 A 10 =  5 А 10 5 А 10  5  6 5 А 10 4 А 10  4 5  5 А 10  4 А 10  4   4 6 А 10  4 5 А 10  24 5 б)  4 А 8 3 А 7   3 А 8 2 А 7 Решение:  4 А 8 3 А 7   3 А 8 2 А 7 =  5 5  3 А 8   2 А 7 3 А 8 2 А 7  4 4  3 А 8  2 А 7   678  67  8 2) Решите уравнение: а) 5 А n  18 4 A  n 2 Решение: ! n  5)!  n 18   ( n. (n­1) (n­2) (n­3) (n­4) = 18. (n­2) (n­3) (n­4) (n­5) ( ( n n   2)! 6)! n. (n­1) = 18. (n­5) n2 – n – 18n + 90 = n2 – 19n + 90 = 0 Д = 1 n = 10 или  n = 9 Ответ : 9, 10 б)  2 nА 210 Решение: n  ! 2)!  n 210   ( n. (n­1) = 210 n2 – n – 210 = 0 n = 15 n = ­ N14 Ответ: 15 III. Изучение нового материала: Число размещений из n элементов по  m с повторениями. Выбор m элементов подмножества из n– элементов множества при условии,  что элементы подмножества возвращаются в исходное множество –  называется размещением с повторением Число размещений из n элементов по m с повторениями обозначается   m nA . m m nA n Теорема :  Доказательство: Выбрать один элемент из n элементов можно n способами.  После того, как этот выбор сделан, второй элемент опять выбирается из n  элементов, т.к. повторения разрешены, третий…m­ый элемент также из n  элементов. По правилу произведения      ..... n                                                                              m­раз Пример:  Сколько различных трехзначных  чисел можно составить из цифр  1,2.3,4,5,6,7,8,9?                   Решение:         729 nnn m nA   3 9 .  m n A  3 9 IV. Задание на дом: 1. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр  1,2,3,4,5,6. Решение:   Ответ: 216 чисел. A  3 6 6 3 216 2. Сколькими способами могут занять первое, второе и третье место 8 участниц финального забега на дистанции 100 м? Решение:  A     3 8 8 7 6 336 Ответ: 336 способов. 3. На плоскости отметили 5 точек. Их надо обозначить латинскими  буквами.  Сколькими способами это можно сделать? (в латинском алфавите 26 букв).  Решение:  26 25 24 23 22 7893600 A  5 26      4. Сколькими способами четыре пассажира Алексеев, Смирнов,  Федоров и  Харитонов могут разместиться в девяти вагонах поезда, если: а) все они хотят ехать в разных вагонах; б) Алексеев и Смирнов хотят ехать в одном вагоне, а Федоров и  Харитонов – в других вагонах, и причем в различных?  Решение: Вагоны поезда пронумерованы; осуществляется выбор 4 из 9 вагонов для размещения пассажиров; порядок выбора имеет  значение (каждому пассажиру сообщаем номер вагона). а) все четверо хотят ехать в разных вагонах:  (способа) б)двое едут в одном вагоне, а двое – в других, причем различных: A     3 9 A      4 9 9 8 7 6 3024 (способа). 9 8 7 504

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)

Разработка урока по теме "Размещения" (Математика, 11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018