Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс русский язык)
Оценка 5

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс русский язык)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
24.01.2018
Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс  русский язык)
Объяснение нового материала по теме " Страдательные причастия настоящего времени" начинается с "Грязного диктанта". На доске пишутся слова с ошибками в выборе гласной в суффиксах причастий. Вызывается учащийся, который выполняет роль " веника",весь "мусор" выметается.Далее формулируется проблема, над которой работали. На обратной стороне доски работали два ученика, которые выполняли задание на выбор гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Так образом учащиеся формулируют тему урока, цели, проблему над которой необходимо поработать.Объяснение нового материала по теме" Страдательные причастия настоящего времени"
Страдательные причастия настоящего времени..doc
Тема урока:  Страдательные причастия настоящего времени.  Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. План. І. Оргмомент.                                                                               движимый ІІ. Проверка Д/З  Упр.99  §17                                                                 ІІІ.  Цель урока: ознакомить учеников со способами образования  страдательных  причастий настоящего времени; научить выбирать гласную в  суффиксах этих причастий; развивать пунктуационные навыки. ІY. Новый материал. ­ С чего начинаем? С « Грязного диктанта» На доске: 1.гонящий   (2)                                     2.  видивший (е) (2) дышущий (а) (2)                                      зависевший    (2) клеящий    (2)                                           страдающий  (1) засеевший (я)  (1)                                     стелящий (ю) (1) лаящий (ю)   (1)                                        любящий  (1) ненавидящий  (2)                                     колеблющий (1) вытерпевший   (2)                                    колышущий     (1) слышавший(2) ­ В тайный уголок ( за боковые створки доски) пойдёт  за первый уголок­ 1 ученик за второй уголок – 2 ученик На доске: (ІІ) – вид…мый ­  ( видимый )                       (І )– уважа…мый   ­( уважаемый )                    (ІІ)­ движ…мый  ­( движимый )                (І) – приготовля…мый ­ (приготовляемый) (ІІ) – гон…мый– (гонимый) (І)­ ободряя…мый  ­ (ободряемый)  (І)­  вед…мый  ­  ( ведомый) (І)­ приглаша…мый– ( приглашаемый) (ІІ) – привоз…мый – ( привозимый) ( Ученики выполняют задания) Остальные работают с « Грязным диктантом» ­ Можно уже за « веник» браться. ­ Кто на первый  столбик  пойдёт с «веником»? ­ Кто на второй столбик пойдёт с « веником»? Выходят к доске « веники» ­ работают со словами. ­ Посмотрите, у соседа « мусор» есть? ­ С какой частью речи работаем?  (причастие) ­ С каким правилом работаем? (выбор гласной в суффиксах причастий) ­ От чего зависит выбор гласной в суффиксе? ( от какого  спряжения глагола  образовано причастие) Проверяем работу двух «веников» (дети допустили ошибки) ­ Кто подметёт оставшийся «мусор?» ­ Какую проблему они решали? ( выбор суффиксов действительных причастий  настоящего времени и  прошедшего времени) ­ Проверяем работу  двух учеников ( за створками работали) ­ Какую проблему они решали? ( выбор суффиксов  страдательных  причастий  настоящего времени ) ­ Итак, вы сформулировали проблему сегодняшнего урока. Записываем  тему:  «Гласные в суффиксах  страдательных причастий настоящего времени». ­ Какую цель ставим? Выяснить, от чего зависит выбор орфограммы. ­ Выдвинем гипотезу. 1. Выбор гласной  в суффиксах  страдательных причастий настоящего  времени  зависит от глагола, от которого образовано данное причастие. ­ Что мы должны делать в первую очередь? Поставить глагол в  начальную форму и определить спряжение.  Определим спряжение  у глаголов, от которых образовано причастие. На доске: ІІ ­зависимый – зависеть ­ зависят                        І – колеблемый –  колебать­ колеблют                       ІІ­ ненавидимый – ненавидеть­  ненавидят                 І – лелеемый – лелеять ­ лелеют ІІ – слышимый – слышать­  слышат І­ снимаемый –  снимать ­ снимают     ІІ­ мучимый ­  мучить ­ мучат            І­ читаемый – читать ­  читают ІІ – немыслимый – не мыслить ­  не мыслят ­ Когда мы читали о причастии ( предыдущие уроки), то  на что  же мы  ориентировались? ( на 3 лицо мн. число) ­ Что мы уже знаем? Что: 1спр. 2 спр. ут ат ют ят ­ Какие были выводы? Глаголы 1 спр­ ут,ют Глаголы 2 спр.­ ат,ят. ­ Как эта схемка может нам помочь? ­ Какие гипотезы есть? Гипотеза1. Если глагол, от которого образуется страдательное причастие настоящего  времени имеет окончание:                         1 спр                                суффикс ем 2 спр.                               суффикс им                                                                 ­ Что же нужно знать, чтобы написать  правильно  суффикс настоящего  времени страдательного причастия. Запишем алгоритм выполнения: 1.Взять глагол. 2. Поставить в инфинитив. 3. Поставить глагол в 3­е лицо. мн. числа                                                    1 спр.­ ем (ом)   3 лицо мн.. числа<  2 спр.­ им 4.Вставить букву. ­ На доске написаны  глаголы. Давайте попробуем образовать от них  страдательные причастие настоящего времени. Дышать?  не образуется ( неперех) улыбаться — ?   (возвратн)         не можем образовать выстелить — ? ( сов в) выстилать — выстилаемый – 1 спр. зависеть — зависимый – 2 спр. победить  — ? ( сов.в)   нельзя образовать побеждать — побеждаемый­ 1 спр. хранить — хранимый – 2 спр. ­ Теперь надо обозначить ещё одну проблему. Какую? Почему  от одних глаголов  образуется страдат. прич. наст. времени,  а  от других нельзя. От каких же глаголов  образуются страдательные  причастия наст. времени. ­ От чего зависит образование страдательных причастий настоящего времени. Ваши гипотезы. Гипотеза 1. Если глагол возвратный, то образовать страдательное  причастие настоящего времени нельзя, потому что действие не может возвращаться само на себя. Убираем глагол улыбаться. дышать  — ?                 улыбаться — ?            не можем образовать выстелить — ? выстилать — выстилаемый – 1 спр. зависеть — зависимый – 2 спр. победить  — ?   нельзя образовать побеждать — побеждаемый­ 1 спр. хранить — хранимый – 2 спр. Гипотеза 2. От глаголов совершенного вида  нельзя образовать страдательное  причастие  настоящего времени, т.к. действие уже  совершено. Убираем глагол выстелить, победить. ­  Гипотеза 3.  Все  возвратные глаголы непереходные, т. к. действие возвращается  на  самого   себя. ( Действительные причастия связаны с субъектом, он активен, а  страдательные  причастия – это объект, на который направлено действие.  Объект пассивен.)  Вывод:  Глаголы, которые  являются непереходными, образовать форму  страдательного причастия настоящего времени нельзя, т.к. нам надо  чтобы на него действие   переходило. ­ Итак, сформулируем случаи, когда же  мы  можем образовать  страдательные причастия настоящего времени. 1.  Если глагол невозвратный 2.  Если глагол   несовершенного вида. 3.  Если   глагол  переходный. От других глаголов  причастия совершенного вида настоящего времени не  образуются. ­ Что же мы решили на уроке? От чего зависит выбор гласной в суффиксе страдательных причастий  настоящего времени. Итак, если глагол  1 спряжения, то суффикс – ем­(ом) 2 спряжения, то суффикс – им­ Дома. Упр.106§ 18

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс русский язык)

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс  русский язык)

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс русский язык)

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс  русский язык)

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс русский язык)

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс  русский язык)

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс русский язык)

Разработка урока по теме: "Страдательные причастия настоящего времени" (7 класс  русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018