Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)
Оценка 4.8

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
04.03.2018
Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)
План и конспект урока разработан с применением современных технологий, направленных на развитие понятийного мышления, пострадавшего у современного поколения школьников с перестройкой мышления на "клиповый" тип. Сменяя разные виды деятельности поставлена цель стимулировать умения рассуждать,аргументировать, систематизировать, анализировать, обобщать информацию, искать причинно-следственные связи.
Паспорт открытого урока Воздух.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЧЕТИНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА Открытый урок  в 8 классе Тема:  «Воздух и его состав. Топливо и способы его сжигания». Выполнила:   учитель химии Князева И.В. 2017 Паспорт открытого урока 1.Класс: 8 «В» класс 2. Продолжительность: 40 минут 3. Место проведения: 321 кабинет 4. Учебный предмет: химия 5. Тема: «Воздух и его состав. Топливо и способы его сжигания.» 6.   Тип урока:  комбинированный, урок изучения нового материала и первичного закрепления   знаний. 7.    Цели:   7.1  Цель обучающая:      познакомить с историей открытия,   изучить качественный и  количественный состав воздуха, выяснить, как влияет состав воздуха на организм человека. 7.2   Цель развивающая:      отработка навыков составления уравнений  реакций  горения. 7.3   Цель воспитательная:           сделать вывод о важности охраны атмосферного воздуха Стратегии: «Мозговой штурм», «Думай, общайся, делись», «Я, ты, мы» 8.   Задачи: 8.1  Задачи  обучающие: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих  выявить чёткое представление об единстве окружающего мира, – пополнить практический опыт  учащихся; организовать деятельность учащихся к восприятию и  применению полученных знаний;  обратить внимание на значимость охраны воздуха  для здоровья человека . 8.2 Задачи развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей  по работе в малых группах; формирование навыка осмысления данных и систематизации знаний и  способствовать развитию умения анализировать и обобщать ранее изученные факты.  Развить  умения и навыки работы с фактическим материалом, делать логические выводы при  сопоставлении фактов. Создать условия для развития инициативной исследовательской  деятельности. 8. 3  Задачи воспитательные: формирование умений  сотрудничать при выполнении задания,  планировать свои действия, желание слушать других, добывать знания, содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету. 9.   Оформление   доски: число,   тема   урока,   эпиграф   «Не   в   количестве   знаний   заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». Дистервег Адольф Фридрих (1790 — 1886), немецкий педагог 10.Форма проведения урока: изучение нового материала, беседа, групповая и  самостоятельная работа. 11.Методы:  частично­поисковые; наглядные;  исследовательский, проблемный, критического мышления. 12.Оборудование и материалы к уроку:. ­ презентация по теме урока,  мультимедийный проектор, компьютер, экран. 13.Структура урока: урок запланирован и проведён в соответствии с календарно­тематическим планом, его сроками, является   комбинированным,   проблемным   с   использованием   презентации,   соответствует вышеуказанным дидактическим целям САМОАНАЛИЗ 1. ЦЕЛЕЙ УРОКА: Цель урока соответствует б) необходимому уровню знаний и умений  в) месту уроков в системе уроков – урок закрепления изученного и изучения нового материала; г) возможностям учителя; д) планируемым результатам: ­ знания о  качественном и количественном составе воздуха, о влияении состава воздуха на  организм человека и планету, отработка навыков составления уравнений реакций горения.; ­   умения   проектировать   предстоящую   работу   и   защищать   и   аргументировать   результаты выполненного исследования. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ 1. Формы обучения. На уроке оптимально сочетались групповая и индивидуальная формы обучения и воспитания. На подготовительном этапе было организовано изучение необходимого материала по изучаемой  теме в форме «мозгового штурма». Выявление проблемы и объяснение правил составления уравнений реакций горения , способов  выполнения  было  организовано фронтально с целью вовлечения всех учащихся в обсуждение  проблемы и с целью ознакомления с последовательностью выполнения этапов написания  уравнений реакций. Мотивация на практическую значимость изучаемого. Организована работа по решению познавательных заданий, выступления с результатами своей  познавательной деятельности, заполнение таблиц, составление кластера, общее обсуждение  проблемных заданий В соответствии с технологией критического мышления, предложена тема для исследования в  режиме ограниченного времени, позволяющей оценить навыки и умения 21 века, эти задания  выполнялись в группах. 2. Методы и приёмы обучения. Метод учебного исследования выбран, потому что позволяет обучающимся понять явление,  открыть закономерность, увидеть причинно­следственную связь. Для этого ученик ищет факты,  которые опровергнут или подтвердят гипотезу исследования.  Исследовательский метод выбран потому, что он помогает развить способности и навыки 21 века . Метод  «мозговой штурм»  ­ это дидактический инструмент, который создаёт уникальные  предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности учащегося в постижении  нового, стимулируя его любознательность. Метод проблемного изложения выбран потому, что он передаёт опыт творческой деятельности  и применён для развития творчества, инициативы и самостоятельности учащихся.. Частично­поисковый метод выбран, поскольку он приближает ученика к самостоятельному  поиску, способствует активизации процессов принятия новых решений. Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность учащихся на  уроке. Каждый метод характеризуется своим особым составом приёмов, связанных между собой  дидактическим, технологическим и психологическим единством. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА   1 Соответствие структуры урока его цели и типу структуры урока. Урок включал в себя следующие этапы: 1. Подготовительный этап (обсуждение темы и цели проекта, краткая формулировка задач,  исследование проблемы). 2. Технологический этап ( изучение основного объема информации по изучаемой теме:  планирование и выполнение). 3. Заключительный этап Все этапы урока взаимосвязаны, соответствовали целям и виду урока комбинированного типа.  Комбинированный урок был взят потому, что из различной постановки этапов, входящих в состав  комбинированного урока, конструируются все остальные типы уроков. Большое значение, в ходе урока, имели отношения учителя и учащихся на уроке, основанные на  деловой доброжелательной атмосфере, уважении личности, на внимании не только к результатам  его деятельности, но к его внутреннему миру, переживаниям, трудностям, которые он  испытывает.     (исследование и аргументация результатов) 2. Организация начала и конца урока. Урок начался с организации проблемной ситуации, что создало мотивацию к предстоящей  деятельности. В конце урока была проведена рефлексия  ( в виде проблемы для исследования)  собственной деятельности учащихся и их отношения к деятельности на уроке, результаты  которой подтверждались или опровергались в зависимости от реальной оценки деятельности  детей в соответствии с критериями оценивания  качеств и умений 21 века. 3. Оптимальный темп ведения урока. Темп работы соответствовал возможностям учащихся и позволил в полном объёме выполнить  план урока с небольшой задержкой по времени, занятого от перемены. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА. Класс физико­математический. В классе 21 учащихся, из них 11 девочек и 10 мальчиков По химии учащиеся 8 «В» класса также показывают стабильно хорошие результаты. Постоянно дают 100% обученность и высокие проценты качества.        7 ­учащихся обучаются на отлично;       7­ учащихся  занимаются на хорошо и отлично;       4 ­ На хорошо:  3 ­ Учащихся занимаются на удовлетворительно. ПЛАН  УРОКА 1.Организация начала урока             1.1 Приветствие  учащихся и гостей     1.2  Подготовка учащихся к работе 2. Мотивация учебной деятельности     2.1 Вступительная беседа     2.2 Постановка целей урока     2.3 Сообщение темы урока 3.Задание классу     3.1 Заполнение мыслительного листа «Что знал/ Что хочу узнать/ Что узнал».     3.2 Составление кластера на основе прослушанного материала.     3.3 Обсуждение 4. Объяснение нового материала     4.1 Воздух – природная смесь газов.     4.2 Атмосфера Земли, этапы формирования и состав.     4.3  Изучение количественного состава воздуха     4.4 Влияние компонентов воздуха на  здоровье человека и планеты. 5. Закрепление      Исследование  6.Подведение итогов урока    6.1 Оценивание работы на уроке    6.2 Рефлексия 7. Домашнее задание      7.1 Пояснение домашнего задания      Ход урока. 1.Организационный момент.      Взаимное приветствие.  2.Формулировка темы урока и план работы. 1. Введение Урок начинается вступительным словом учителя. (Слайд на экране планета Земля, вид из космоса.) Вы узнали наш дом? Почему наша планета  голубая? Да, вы правы, это атмосфера, воздушное покрывало Земли, благодаря которому наша  планета уникальна.  При слове «воздух» большинству из нас приходит на ум сопоставление: воздух – это то, чем  дышат. На каких уроках вы уже обсуждали воздух и атмосферу?  Правильно, и на биологии, и на  физике, и изучая окружающий мир.  Биологи характеризуют воздух как среду для поддержания жизни за счет кислорода.  Для физиков воздух – прежде всего земная атмосфера и газовая оболочка, окружающая землю. А что же представляет из себя  воздух с точки зрения химии? (учащиеся дают ответ).  (Учитель называет тему, цель, задачи, план и форму проведения урока).     Для дальнейшего изучения материала мы будем составлять кластер (опорную схему) на основе  прослушанного материала. Кластер (гроздь) – это логико­понятийная схема картографирования  мыслей. Для составления карты мыслей в середине листа записывается основная тема или идея.  От нее в разные стороны разрастается мысль, образуя разветвленную и определенным  образом организационную структуру, состоящую из ключевых слов и понятий (можно выделять  цветом). 4.1  Воздух – природная смесь газов (Эта часть урока проходит в форме конференции, сопровождается презентацией). Учащиеся  внимательно слушают ответы на вопросы и  участвуют в обсуждении, заполняют кластер,  На основе этих данных  в конце урока и будет сформулирован общий вывод и проведено  исследование по данной теме). Предлагаю работать по следующему плану: вы, слушая своих товарищей, участвуя в обсуждении,  продолжите составлять кластер и постараетесь заполнить таблицу: Что я знаю Что я хочу узнать   Что я узнал 4. 2  Атмосфера Земли, этапы формирования и состав.       Когда вы выходите на свежий воздух, вы погружаетесь в океан газа. Как в любом газе,  молекулы находятся в безостановочном движении. Молекулы мчатся в пространстве со  скоростью звука, сталкиваясь друг с другом и разлетаясь в разных направлениях.      Около 4 миллиардов лет назад атмосфера Земли состояла в основном из углекислого газа.  Постепенно он растворялся в воде, реагировал с горными породами, образуя карбонаты и  гидрокарбонаты кальция и магния. С появлением зеленых растений этот процесс стал протекать  гораздо быстрее. К моменту появления человека углекислый газ, так необходимый растениям уже стал дефицитом. Его концентрация в воздухе до начала промышленной революции составляла  всего 0,029%. В течение 1,5 млрд. лет содержание кислорода постепенно увеличивалось.     Множество процессов привело к образованию полезных ископаемых, в том числе и тех, что мы  используем в виде топлива в повседневной жизни. (Слайд на экране с видами топлива). Чтобы эти вещества нам отдавали свою энергию, какие процессы мы используем? (вопрос к классу). (Слайд на экране  со  схемами уравнений реакций горения) .  К доске вызывается три ученика, все остальные получают задание закончить все 6 уравнений в тетради на скорость, на оценку. 4.3 Изучение количественного состава воздуха Итак, воздух, это смесь газов. ( На экране слайд – диаграмма количественного состава воздуха). Основным из составляющих воздуха для нас является кислород, его в воздухе 21% по объему. Разбавлен   кислород   большим   количеством   азота   –   78%   от   объема   воздуха   и   сравнительно маленьким объёмом благородных инертных газов – их около 1%. Входят в состав воздуха также переменные составляющие – оксид углерода (IV) или углекислый газ и водяной пар, количество которых зависит от различных причин. Например, углекислого газа много в воздухе городов, лишенных зелени, водяного пара – над поверхностью океанов и морей. В воздухе содержится небольшое количество оксида серы (IV) или сернистого газа, аммиака, метана, оксида азота (I) или закиси азота, водорода.  ( Слайд голубого неба с дымящимися трубами).  Особенно насыщен ими воздух вблизи  промышленных предприятий, газо­нефтяных месторождений или вулканов. В верхних слоях  атмосферы существует еще один газ – озон. Летает в воздухе и разнообразная пыль, которую мы  можем легко заметить, глядя сбоку на тонкий луч света, попадающий из­за шторы в затемненную  комнату.   Основная масса кислорода в атмосфере возникла только после появления первых  фотосинтезирующих клеток, известных под названием сине­зеленых водорослей. И когда­то  кислород был загрязняющим веществом в атмосфере, благоприятной для развития иных форм  жизни. Кислород очень реакционноспособен. Если молекулу кислорода разорвать, то  получающиеся атомы легко взаимодействуют с другими элементами с образованием прочных  связей . Отвлекитесь от своих записей. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Продолжение обсуждения. 1) Что общего между процессом горения и дыхания? Тип вопроса – открытый со свободно­конструируемым ответом Компетенция – объяснение явлений с научной точки зрения Содержание – системы живых организмов. Область применения – человек и его здоровье. Контекст ­ личностный 2) Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе? Тип вопроса – открытый со свободно­конструируемым ответом Компетенция – интерпретация данных и доказательств с научной точки зрения Содержание – физические системы Область применения – естествознание и технология. Контекст – личностный Азот – самый распространенный в атмосфере газ. На его долю приходится 78% атмосферы  Земли. Количество азота во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе одинаково, кроме того молекулы азота  не могут соединяться с другими веществами и обладают низкой химической активностью.  В результате в атмосфере в течение очень длительного времени сохраняется высокое содержание  азота. Низкая реакционная способность азота позволяет ему выполнять полезную функцию  разбавителя опасного (в больших количествах) кислорода. Если бы в земной атмосфере не было  азота, то от одной единственной искры на Земле уже давным­давно сгорела бы вся  растительность. В состав атмосферы также входит углекислый газ  Количество углекислого газа в атмосфере колеблется от 0,03 до 0,04%. В воздухе городов  концентрация углекислого газа увеличивается за счет промышленных выбросов — до 0,045%, в  жилых и общественных зданиях (при плохой вентиляции) — до 0,6—0,8%. Взрослый человек в  покое выделяет в среднем 22 л углекислоты в час, а при физической работе — в 2—3 раза  больше. Инертные газы, благородные газы — редкие газы, химические элементы, образующие главную подгруппу 8­й группы периодической системы Менделеева: гелий Не (атомный номер 2), неон Ne (10), аргон Ar (18), криптон  Kr (36), ксенон Xe (54) и радон Rn (86). Вывод. 1. Воздух – природная смесь газообразных веществ, в которой каждое вещество имеет и  сохраняет свои физические и химические свойства, поэтому воздух можно разделить. 2. Воздух – это бесцветный газообразный  раствор, плотность – 1,293г/л, при температуре ­1900С  он переходит в жидкое состояние. Жидкий воздух представляет голубоватую жидкость. 3. Живые организмы тесно связаны с веществами воздуха, которые оказывают определенное  воздействие на них. И в то же время живые организмы влияют на него,  так как выполняют  определенные функции: окислительно­восстановительную – окисляют, например углеводы до  углекислого газа и восстанавливают его до углеводов; газовую – поглощают и выделяют газы. 4. Изменение состава атмосферы в результате деятельности человека приводит к серьезным  экологическим последствиям. Таким образом, живые организмы создали в прошлом и поддерживают миллионы лет атмосферу  нашей планеты. Она   не только обеспечивает нормальный ход процессов жизнедеятельности  многих организмов (на каждого человека приходится 1,5∙106т воздуха), но и понижает  интенсивность  солнечного излучения. Прохождение солнечных лучей через слой воздушной  оболочки зависит не только от оптических свойств ее газовых составляющих и от количества  взвешенных в воздухе частиц пыли, но и от размеров самих молекул газов. Свет, оказывается,  может рассеиваться, отражаясь от таких малых частиц, как молекулы! Сильнее всего в воздухе  рассеиваются видимые лучи с самой короткой длиной волны – голубые и синие. Так цвет неба  получил, наконец, строго научное объяснение! 5.Закрепление изученного материала. Не в количестве знаний заключается  образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Задание классу:  Чтобы закрепить наши знания по данной теме,  предлагаю провести исследование. Объединитесь в группы   по   4   человека.   Условие   на   экране.   Вы   должны   обсудить,   что   хотите   учесть   в   своих расчетах, какие условия принимаете, что берете за точки отсчета. А я постараюсь понаблюдать, кто какую роль играет , какие версии и предположения звучат. 6.Подведение итогов урока Обменяйтесь с соседом по парте вашими тетрадями. Пусть он оценит заполнение таблицы. Для сравнения  мой образец на слайде: Что я знаю Воздух – смесь Однородная смесь В воздухе есть кислород,азот и углекислый газ Что хочу узнать Какие ещё газы есть в Что я узнал Состав воздуха(качественный воздухе. Как эти газы влияют на моё здоровье. Количественный состав воздуха. и количественный) Недостаток О2 вреден Избыток СО2 вреден О3 поглощает у/ф лучи N2, инерт.газы не влияют на здоровье Пыль и яд.примеси ухудшают здоровье      7.Домашнее задание        §21.22  Заполнить таблицу  «Проблемы загрязнения воздуха.», в чем суть данных экологических  проблем: Кислотный дождь Парниковый эффект Смог (Учитель подводит итоги урока, благодарит  учащихся за совместную работу, выставляет  оценки). Литература: 1.Рудзитис. Химия 8 класс (базовый уровень) 2.  сайт school­collection.edu.ru 3. Шульпин Г.Б. Молекула и формула. «Химия и жизнь», 1979, № 9, с. 23–27. 4. Электронное издание "Химия. 8­11 класс. Виртуальная лаборатория" 5. http://ru.wikipedia.org/wiki/VX ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Физкультминутка Вращательные движения кистями рук, предплечья, вращение и потягивание головы с  целью восстановления мозгового кровообращения.  Два –три упражнения на снятие спазма глазных мышц. Проводится на 15 минуте урока.

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух" (8 класс, химия)

Разработка урока по теме: "Воздух"  (8 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018