ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
- вид прав человека, включающий самые основные, естественные и неотчуждаемые права, обеспечивающие его достойное существование (физическое, психологическое, моральное, духовное), позволяющие ощущать себя свободным в самой обыденной жизни (право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидал, собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, осуществление принципа презумпции невиновности, право человека на признание его правосубьектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком, право на частную собственность, право на имущество, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на благоприятную окружающую среду, свободный труд, охрану здоровья, отдых, образование и некоторые другие права. В РФ Г.п. гарантируются ст. ст. 20-29,45,48,49 Конституции.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Щучье
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на методическом совете Зам. Директора по УВР Директор школы
«___» августа 2016 О.Р. Беляева А.Г.Байда
_________________ _________________
«_____» августа 2016 «____» августа 2016
Рабочая учебная программа элективного курса
«Твой выбор: право или бесправие»
10 класс
Составитель:
Клементьева Т.С.,
учитель истории
12016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально
гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных
дисциплин,
обеспечивающих возможности правовой социализации
подростков. Правовое образование направлено на создание условий для
развития гражданскоправовой активности, ответственности, правосознания
обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой
культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного
выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе
(гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника,
потребителя, работника). Право создает основу для становления социально
правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на
проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с
учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта
взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной
программы элективного курса «Твой выбор: право или бесправие» для 10
класса общеобразовательной школы относятся следующие:
роль права в регулировании общественных отношений;
законотворческий процесс в стране;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан
в управлении государством, избирательная система в России;
имущественные и неимущественные права личности и способы их
защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы
трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления
простых документов, понимания юридических текстов, получения и
использования необходимой информации, квалифицированной юридической
помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и
воспитания на базовом уровне является образовательная среда,
обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и
норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение данного курса в старшей школе на базовом уровне направлено
2на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и
правовой культуры,
внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и
свободы;
социальноправовой активности,
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний
и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных
интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;
решения практических задач в социальноправовой сфере, а также учебных
задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию
правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом.
В соответствии с учебным планом школы на изучение элективного курса
«Твой выбор: право или бесправие» в 10 классе отведено 17 часов (из расчета
0,5 час в неделю при 34 учебных неделях ежегодно):
Формы организации учебного процесса: классноурочная, семинары, учебные
экскурсии.
Самостоятельные и практические работы, выполняемые
учащимися.
Технологии обучения:
технология
совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные
технологии, проблемное и развивающее обучение.
Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование
объяснительноиллюстративная,
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для элективного курса «Твой выбор: право или бесправие» на этапе
среднего (полного) общего образования в области познавательной
деятельности являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки
результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно
3исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки,
владение приемами исследовательской деятельности, элементарными
навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет,
если…».
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню
усвоения предмета», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного,
деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися
интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных
интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу,
который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать
и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать,
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение
разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие
результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития
личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не
подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов
личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях
общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта
ученика.
4ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения элективного курса «Твой выбор: право или
бесправие» ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника,
потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты
прав человека и гражданина в России, органы и способы международно
правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса
в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории
полномочия,
правовой статус,
компетенция,
(юридическое лицо,
судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России,
порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и
расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус
участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные
особенности прохождения
гражданства;
условия приобретения
альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационноправовые
формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере
отношений, урегулированных правом;
различных видов правоотношений,
приводить примеры:
правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью;
5 анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их
реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в
типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На изучение курса в 10 классе отводится 17 часов:
0,5 раз в неделю
Раздел, тема.
№
п\
п
1 Основные положения государства и
2
3
права
Система права в России
Основы гражданского права и гражданских
правоотношений. Право собственности
ВСЕГО
Количеств
о часов
В том числе
К.р.
Пр.р.
6
4
7
17
6СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные положения государства и права (6 часов)
Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная,
историкоматериалистическая и другие). Понятие, признаки и функции государства.
Формы государства. Форма правления: монархия и республика их разновидности и
особенности. Форма государственного устройства унитарное, федеративное (союзное)
государство и их основные черты. Конфедерация: понятие, основные черты, отличия от
государства. Форма государственного (политического) режима: демократический и
недемократический (авторитарный) и их основные характеристики.
Понятие и теории происхождения права. Социальное назначение права. Взаимосвязь
права и государства. Понятие и виды социальных норм (мораль, обычаи, религиозные
нормы) Отличие норм права от норм морали, их взаимодействие.
Нормы права: понятие, структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция).
Виды правовых норм и способы их изложения в статьях нормативноправовых актов:
прямой, отсылочный, бланкетный.
Система права. Отрасли и институты права. Источники (формы выражения) права.
Нормативноправовой акт, его отличие от других источников права. Закон и подзаконные
акты. Понятие правового обычая и судебного прецедента. Международный договор как
источник права.
Понятие правовых отношений и их структура. Объекты, субъекты и содержание
правоотношений. Правоспособность и дееспособность физических лиц и организаций.
Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения
правоотношений.
Понятие и признаки правонарушения. Понятие состава правонарушения. Виды
правонарушений: проступок и преступление. Понятие юридической ответственности. Виды
юридической ответственности: дисциплинарная, административная, гражданскоправовая,
материальная, уголовная.
Значение законности и правопорядка в жизни современного общества.
7Знать/уметь:
знать/понимать
особенности государства, его правовой системы ,основы государства и права.
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правоведение,
государство, право, мораль, правонарушение, юридическая ответственность);
характеризовать: основные черты правовой системы России, признаки
юридической ответственности, правового государства; порядок принятия и вступления в
силу законов.
Федеративное устройство России.
Система права в России (4 часов)
Система Российского права. Правовая система России. Отрасли права. Конституция
Российской Федерации.
Система органов
государственной власти России. Президент РФ. Органы законодательной власти.
Федеральные и региональные ораны законодательной власти. Органы исполнительной
власти РФ. Органы судебной власти в России. Избирательные права граждан Российской
Федерации. Источники избирательных прав в РФ. Права и свободы личности в Российской
Федерации. Понятие законности и правопорядка. Принципы законности. Виды гарантий
законности. Особенности правопорядка. Общественный порядок. Понятие и признаки
правового государства. Принципы правового государства.
Знать/уметь:
Знать
основные положения правовой системы России, конституционное устройство РФ,
права и свободы личности РФ
основные понятия раздела ( правопорядок, законность, правовое государство)
Уметь
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и
вступления в силу законов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и
свобод, а также защиты нарушенных прав;
Основы
гражданского права и
правоотношений. Право собственности (7 часов)
гражданских
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора.
Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности.
8Наследственное право. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права
собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность.
Признание гражданина
недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних.
Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Знать/уметь:
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга,
абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в
России, органы и способы международноправовой защиты прав человека, формы и
процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое
лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и
вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта,
трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности,
порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и
свобод, а также защиты нарушенных прав;
9КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная и дополнительная литература
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.—
М.,2002.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.
Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.
Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.
Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.
Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004.
Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.
Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2002.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.
Никитин А. Ф. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2003.
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.— М., 2002.
10Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
Основы российского права.— М., 2007.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.—
М.,2002.
11Дополнительная литература для учащихся
Права человека. История, теория, практика.— М., 2005.
Сборник кодексов РФ.— М., 2008.
Человек и общество. Обществознание: 11 кл./Под ред.
Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2006.
Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 —11
кл.— М., 2005:
Юридическая энциклопедия.— М., 2004.
12