Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
правоведение
10 кл
16.05.2019
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
- вид прав человека, включающий самые основные, естественные и неотчуждаемые права, обеспечивающие его достойное существование (физическое, психологическое, моральное, духовное), позволяющие ощущать себя свободным в самой обыденной жизни (право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидал, собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, осуществление принципа презумпции невиновности, право человека на признание его правосубьектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком, право на частную собственность, право на имущество, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на благоприятную окружающую среду, свободный труд, охрану здоровья, отдых, образование и некоторые другие права. В РФ Г.п. гарантируются ст. ст. 20-29,45,48,49 Конституции.
твой выбор право или бесправие 10 класс.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Щучье
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на методическом совете Зам. Директора по УВР Директор школы
«___» августа 2016 О.Р. Беляева А.Г.Байда
_________________ _________________
«_____» августа 2016 «____» августа 2016
Рабочая учебная программа элективного курса
«Твой выбор: право или бесправие»
10 класс
Составитель:
Клементьева Т.С.,
учитель истории
1 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально
гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных
дисциплин,
обеспечивающих возможности правовой социализации
подростков. Правовое образование направлено на создание условий для
развития гражданскоправовой активности, ответственности, правосознания
обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой
культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного
выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе
(гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника,
потребителя, работника). Право создает основу для становления социально
правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на
проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с
учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта
взрослеющей личности. К основным содержательным линиям образовательной
программы элективного курса «Твой выбор: право или бесправие» для 10
класса общеобразовательной школы относятся следующие:
роль права в регулировании общественных отношений;
законотворческий процесс в стране;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан
в управлении государством, избирательная система в России;
имущественные и неимущественные права личности и способы их
защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы
трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления
простых документов, понимания юридических текстов, получения и
использования необходимой информации, квалифицированной юридической
помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и
воспитания на базовом уровне является образовательная среда,
обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и
норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение данного курса в старшей школе на базовом уровне направлено
2 на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и
правовой культуры,
внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и
свободы;
социальноправовой активности,
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний
и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных
интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;
решения практических задач в социальноправовой сфере, а также учебных
задач в образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию
правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом.
В соответствии с учебным планом школы на изучение элективного курса
«Твой выбор: право или бесправие» в 10 классе отведено 17 часов (из расчета
0,5 час в неделю при 34 учебных неделях ежегодно):
Формы организации учебного процесса: классноурочная, семинары, учебные
экскурсии.
Самостоятельные и практические работы, выполняемые
учащимися.
Технологии обучения:
технология
совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные
технологии, проблемное и развивающее обучение.
Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование
объяснительноиллюстративная,
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для элективного курса «Твой выбор: право или бесправие» на этапе
среднего (полного) общего образования в области познавательной
деятельности являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою
познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки
результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно
3 исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки,
владение приемами исследовательской деятельности, элементарными
навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет,
если…».
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню
усвоения предмета», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного,
деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися
интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и
умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими
ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных
интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу,
который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных
видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать
и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать,
проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования,
выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение
разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие
результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития
личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не
подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов
личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях
общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта
ученика.
4 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения элективного курса «Твой выбор: право или
бесправие» ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника,
потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты
прав человека и гражданина в России, органы и способы международно
правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса
в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории
полномочия,
правовой статус,
компетенция,
(юридическое лицо,
судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России,
порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и
расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус
участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные
особенности прохождения
гражданства;
условия приобретения
альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационноправовые
формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере
отношений, урегулированных правом;
различных видов правоотношений,
приводить примеры:
правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью;
5 анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их
реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в
типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения
способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На изучение курса в 10 классе отводится 17 часов:
0,5 раз в неделю
Раздел, тема.
№
п\
п
1 Основные положения государства и
2
3
права
Система права в России
Основы гражданского права и гражданских
правоотношений. Право собственности
ВСЕГО
Количеств
о часов
В том числе
К.р.
Пр.р.
6
4
7
17
6 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные положения государства и права (6 часов)
Теория происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная,
историкоматериалистическая и другие). Понятие, признаки и функции государства.
Формы государства. Форма правления: монархия и республика их разновидности и
особенности. Форма государственного устройства унитарное, федеративное (союзное)
государство и их основные черты. Конфедерация: понятие, основные черты, отличия от
государства. Форма государственного (политического) режима: демократический и
недемократический (авторитарный) и их основные характеристики.
Понятие и теории происхождения права. Социальное назначение права. Взаимосвязь
права и государства. Понятие и виды социальных норм (мораль, обычаи, религиозные
нормы) Отличие норм права от норм морали, их взаимодействие.
Нормы права: понятие, структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция).
Виды правовых норм и способы их изложения в статьях нормативноправовых актов:
прямой, отсылочный, бланкетный.
Система права. Отрасли и институты права. Источники (формы выражения) права.
Нормативноправовой акт, его отличие от других источников права. Закон и подзаконные
акты. Понятие правового обычая и судебного прецедента. Международный договор как
источник права.
Понятие правовых отношений и их структура. Объекты, субъекты и содержание
правоотношений. Правоспособность и дееспособность физических лиц и организаций.
Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения
правоотношений.
Понятие и признаки правонарушения. Понятие состава правонарушения. Виды
правонарушений: проступок и преступление. Понятие юридической ответственности. Виды
юридической ответственности: дисциплинарная, административная, гражданскоправовая,
материальная, уголовная.
Значение законности и правопорядка в жизни современного общества.
7 Знать/уметь:
знать/понимать
особенности государства, его правовой системы ,основы государства и права.
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правоведение,
государство, право, мораль, правонарушение, юридическая ответственность);
характеризовать: основные черты правовой системы России, признаки
юридической ответственности, правового государства; порядок принятия и вступления в
силу законов.
Федеративное устройство России.
Система права в России (4 часов)
Система Российского права. Правовая система России. Отрасли права. Конституция
Российской Федерации.
Система органов
государственной власти России. Президент РФ. Органы законодательной власти.
Федеральные и региональные ораны законодательной власти. Органы исполнительной
власти РФ. Органы судебной власти в России. Избирательные права граждан Российской
Федерации. Источники избирательных прав в РФ. Права и свободы личности в Российской
Федерации. Понятие законности и правопорядка. Принципы законности. Виды гарантий
законности. Особенности правопорядка. Общественный порядок. Понятие и признаки
правового государства. Принципы правового государства.
Знать/уметь:
Знать
основные положения правовой системы России, конституционное устройство РФ,
права и свободы личности РФ
основные понятия раздела ( правопорядок, законность, правовое государство)
Уметь
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и
вступления в силу законов
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и
свобод, а также защиты нарушенных прав;
Основы
гражданского права и
правоотношений. Право собственности (7 часов)
гражданских
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и
особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора.
Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия
собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности.
8 Наследственное право. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права
собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность.
Признание гражданина
недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних.
Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Знать/уметь:
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга,
абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в
России, органы и способы международноправовой защиты прав человека, формы и
процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое
лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и
вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта,
трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности,
порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и
свобод, а также защиты нарушенных прав;
9 КОНТРОЛЬНОИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Основная и дополнительная литература
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя.—
М.,2002.
Алексеев С. С. Философия права.— М., 2002;
Исаев И. А. История государства и права России.— М., 2004.
Кашанина Т. В., Каманин А. В. Основы российского права.— М., 2007.
Каманина Т. В., Каманин А. В. Право и экономика: 10—11 кл.— М., 2000.
Коваленко А. Я. Правоведение: 10—11 кл.— М., 2003.
Кравченко А. И. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2004.
Морозова С. А. Обществознание: 10—11 кл.— СПб., 2003.
Митинский В. О. Обществознание: 10 кл.— М., 2002.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 10—11 кл.— М., 2004.
Никитин А. Ф. Обществознание: 10—11 кл.— М., 2003.
Никитин А. Ф. Основы обществознания: 8 кл.— М., 2002.
10 Никитин А. Ф. Основы обществознания: 9 кл.— М., 2002.
Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь.— М., 2003.
Основы российского права.— М., 2007.
Певцова Е. А. Основы правовых знаний: Практикум для старших классов.—
М.,2002.
11 Дополнительная литература для учащихся
Права человека. История, теория, практика.— М., 2005.
Сборник кодексов РФ.— М., 2008.
Человек и общество. Обществознание: 11 кл./Под ред.
Л.Н.Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой,— Ч. 2.— М., 2006.
Шилобод М. И., Петрухин А. С, Кривомеев В. Ф. Политика и право: 10 —11
кл.— М., 2005:
Юридическая энциклопедия.— М., 2004.
12
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Разработка урока права в 10 классе на тему "Политические права"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.