В материале дается об определении роли в системе самостоятельной части речи, о правописаниях глаголов совершенного и несовершенного вида, работа над повторением морфологических признаков глагола,ведется работа над закреплением навыков правописания в различных формах глагола. Эта разработка урока , надеюсь поможет учителям.Презентаия урока "Правописание глаголов"
«Колледж транспорта и
«Колледж транспорта и
коммуникации»
коммуникации»
Открытый урок
«Правописание глаголов»
Преподаватель по дисциплине «Русский язык
и литература»
Альжапарова Жанат Жумабековна
Цели урока:
Цели урока:
• Определить роль глагола в системе
самостоятельных частей речи.
• Повторить морфологические признаки
глагола.
• Закрепить навыки правописания в
различных формах глагола.
Задание 1. Выпишите отдельно безличные глаголы, обозначающие:
а) состояние человека; б) явление природы.
Наступил апрель, и сразу потеплело. Мне с утра нездоровится.
Уже смеркается. Скоро рассветает. Хочется спать, но нужно
решить еще две задачи. Его знобит. Повеяло весенней прохладой.
Запахло сиренью. Больного тошнит. У ребенка першит в горле.
Уже холодает. Брату не терпится уехать в город.
Состояние человека
Явление природы
Определить, как пишутся глаголы с частицей –НЕ. Распределить
глаголы по столбикам.
Расскажите, как определить спряжение глаголов с безударным личным
окончанием (используя опорную карточку).
Задание 3
Глаголы неопределённой формы на – ИТЬ
Ко второму спряжению нужно, друзья, относить.
Не забудьте в это спряжение включить исключения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть;
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
В этих глаголах мы пишем лишь И,
Вот как мы пишем, сюда посмотри:
Я вижу Мы видим
Ты видишь Вы видите
Он видит Они видят
Используйте правило употребления буквы ь
Используйте правило употребления буквы ь
в глаголах.
в глаголах.
Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняеш… стаи туч,
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого
Кроме бога одного”.
речевой этикет
Что такое речевой этикет
Что такое
Упражнение №203. Спишите предложения.
Упражнение №203. Спишите предложения.
Обозначьте в выделенных словах корни.
Обозначьте в выделенных словах корни.
Сформулируйте правило их правописания.
Сформулируйте правило их правописания.
Прошлым летом мы с ребятами каждый день
загорали. У меня отличный загар. При приветствии
японцы несколько раз кланяются. Сделать несколько
поклонов – значит проявить глубокое уважение к
человеку. Я полагаю, что вы не правы. Ничего не могу
предложить. В нашем саду растет яблоня. У нас тоже
росла яблоня. На небе заблистали звезды. Снег
блестит на солнце. Отдельные виды животных
вымерли. Некоторые животные вымирают на глазах
одного поколения людей. Мне очень интересно
собирать марки. Скоро я соберу целую коллекцию.
Тестовые задания
Тестовые задания
1. Какое слово называет действие предметов?
А. Светло, холодно, темно. Б. Светлеет, похолодало, темнеет.
2. В какой пословице употреблён инфинитив?
А. Никогда не поздно делать добро. Б. Про радость много не говорят.
3. Какие признаки глагола имеет инфинитив?
А. Время. Б. Вид. В. Называет действие.
4. Какое грамматическое свойство отсутствует в инфинитиве?
А. Вид. Б. Лицо. В. Возвратность/невозвратность.
5. В какой пословице употреблен возвратный глагол?
А. Берегись бед, пока их нет. Б. Беседа дорогу коротает, а песня работу.
6. Какой форме глагола соответствует написание –ться?
А. Инфинитиву. Б. Форме 3го лица.
7. В каком словосочетании в глагольной форме пишется –ться?
А. Расстат…ся трудно с другом. Б. Со слезами расстаёт…ся с другом.
Домашнее задание:
Домашнее задание:
Выучить правила правописания глаголов.
Выполнить упражнение № 204.
Составить предложения с глаголами
гнать, держать, смотреть, видеть, дышать,
слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть,
обидеть, терпеть.