Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"
Оценка 5

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
12.02.2017
Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"
В данной разработке подробно изложен ход занятия по теме "Правописание сложных имен прилагательных". Это урок, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию. В конспекте есть задания для индивидуальной и групповой работы. Ядром урока стали качества, характеризующие внешность и поступки человека.
Сложные прилагательные.docx
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» Тема: «Правописание сложных имён прилагательных» Разработка урока Автор: Иштуганова А.О., преподаватель  русского языка и литературы г. Николаевск­на­Амуре,  2017 г. Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.   Тема: Правописание сложных имён прилагательных.  Цель:  Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён  прилагательных;  Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.   Задачи:  Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных,  опираясь на социальный опыт;    Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам  проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;  Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии  дифференцированного обучения;мпм  Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки». Форма организации познавательной деятельности: работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество Оснащение урока:  Мультимедиапроектор  Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных» Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать  слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).  Карточки­задания Ход урока: 1 Организация демонстрации обучающимся владения старым способом. 1 Актуализация знаний: ­ Послушайте текст: Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно  представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма  смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно  познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир. Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все  предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя  на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне  неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических  очертаний; мелкие детали для него пропадают. Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не  замечаются. «В лицее, ­ вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, ­ мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!» ­ О каких людях шла речь в тексте? ­ Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ. (Плохо видящий на далёкое расстояние//перен. Непроницательный, недальновидный) ­ Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий) ­ Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ? Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький, т.е.  «близковидящий». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух  одинаково звучащих слогов (зо­зо) один выпал, и получилось близорький. Ошибочно связав новое слово со словом рука, люди стали говорить близорукий. 2 Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом: ­ В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют  внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:  Короткий нос –    (курносый)  Голубые глаза –    (голубоглазый)  Широкие плечи –   (широкоплечий)  Красные щеки –    (краснощекий)  Радуется жизни –    (жизнерадостный)  Любит себя –    (самолюбивый)  ­ Что объединяет все эти слова? (способ образования) 2 Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения ­ Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных:  случаи слитного и дефисного написания. ­ Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить  сложные имена прилагательные в жизни.  3 Организация изучения учебного материала ­ Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение: Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободны. Д. Дидро ­ Согласны с высказыванием? Аргументируйте. Аргументированные высказывания обучающихся. ­ Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и  покажите знания. ­ Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока?  Как оно образовалось? ­ Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте  его. Индивидуально­авторский стиль ­ это изюминка журналиста. Истоки авторского  стиля ­ в умении убеждать сложившимися социально­психологическими  стереотипами. Комментарии обучающихся. ­ Можно ли сказать, что индивидуально­авторский стиль присущ любому профессионалу? ­ Найдите в предложениях сложные прилагательные.  (Индивидуально­авторский, социально­психологическими) Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания  прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу. Интерактивное обсуждение, работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь. Знаю  Слитно  Узнал  Слитно  Дефис  Дефис  Проверяем (ответы групп) (Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное  прилагательное) Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут. 4 Работа в группах по изучению материала урока 1 группа 1 Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного  и раздельного написания сложных прилагательных. 2 Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках: Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят  корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по  сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный),  план (средний за год), скатерть (белая, снежная). 2 группа Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами из упражнения 206. 1          от сложных сущ.: Примеры  о н т и л С н ь л е д з а Р о пешеходный  паровозный 2 из сочетаний слов: 1 качество с дополн. оттенком: кисло­сладкий  горько­соленый 2 оттенки цвета: 3 группа 1 Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи  слитного и дефисного написания сложных прилагательных Сложные прилагательные ***  пишутся слитно:  белокаменный от белый камень; Сложные прилагательные  ***  пишутся через дефис:  бархатисто­мохнатый от  Сложные  прилагательные,  обозначающие *** вагоноремонтный от ремонт  вагонов; бархатный и мохнатый. пишутся через дефис. головокружительный громкоголосый дальневосточный добродушный железнодорожный кареглазый кофеварочный лесозащитный низкосортный перочинный правоохранительный  пятиконечный светлоликий свободолюбивый семилетний снегоуборочный среднеазиатский темнокожий теплолюбивый трёхметровый узколицый черноволосый черноглазый безнадёжно­печальный берёзово­осиновый беспечно­весёлый бумажно­картонный варёно­копчёный вертолётно­десантный весенне­летний взлётно­посадочный воздушно­десантный глинисто­песчаный горько­сладкий дворцово­парковый  документально­ исторический жеманно­капризный журнально­газетный кисло­сладкий лечебно­физкультурный осенне­зимний песенно­танцевальный пышно­зелёный робко­доверчивый солоновато­горький блёкло­лиловый голубовато­серый дымчато­синий золотисто­жёлтый золотисто­коричневый изумрудно­зелёный иссиня­белый кораллово­красный кроваво­красный матово­белый небесно­голубой нежно­зелёный оливково­жёлтый оранжево­жёлтый  светло­бежевый серебристо­белый серо­буро­малиновый серо­коричневый сине­зелёный тёмно­лиловый фиолетово­чёрный ярко­жёлтый 2 Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент,  интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы. ­ Проверим, что у вас получилось в ходе работы. 1 группа ­ связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с  примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно,  демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.  5 Организация самооценивания, обобщение изученного Практическое применение учебного материала    ­ На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в  них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с  заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете  в команде (игра «Знатоки»). Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды  (можно воспользоваться словарём).      высоко­: высоковитаминный;      глубоко­: глубокоуважаемый; мелко­: мелкозернистый;      узко­: узкоспециальный;      много­: многоотраслевой;      толсто­: толстоногий;      тонко­: тонкоголосый;      густо­: густонаселённый;      крупно­: крупнопанельный;      круто­: крутоизогнутый;      остро­: остродефицитный;      чисто­: чистошерстяной;      выше­: вышеуказанный;      ниже­: нижеподписавшийся. Задание № 2 группе. Тест.  1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: A) (Высоко)образованный специалист  B) (Кругло)суточная работа  C) (Древне)русский памятник  D) (Бело)снежная скатерть  E) (Научно)фантастический роман  2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:  A) (Северо)восточный округ  B) (Тёмно)зелёные листья  C) (Общественно)политический журнал  D) (Вечно)зелёный кустарник  E) (Глубоко)уважаемый учениками  3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) (Ясно)глазый  В) (Древне)греческий  С) (Лето)писный  D) (Военно)служащий  Е) (Северо)восточный округ  4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) (Легко)крылый  В) (Морозо)стойкий  С) (Прямо)линейный  D) (Тёмно)синий  Е) (Лето)писный  5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) Лето(писный)  В) (Ясно)глазый  С) (Светло)зелёный  D) (Красно)речивый  Е) (Древне)русский 6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) (Легко)крылый  В) (Юго)западный  С) (Кругло)суточный  D) (Прямо)линейный  Е) (Ясно)глазый  7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:  А) (Прямо)линейный разговор  В) (Тёмно)бордовый цвет  С) (Казахско)русский словарь  D) (Военно)воздушный десант  Е) (Северо)восточный округ  8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:  А) (Приторно)сладкий вкус  В) (Красно)речивый юноша  С) (Северо)восточный район  D) (Общественно)политический форум  Е) (Светло)голубое небо  9. Определите вариант со сложным прилагательным:  А) Путешествие на пароходе  В) Пятимиллионный житель  С) Отважный мореплаватель  D) Круглосуточное дежурство  Е) Четырёхтысячный выпуск газеты  10. Определите вариант со сложным прилагательным:  А) Пятитысячный выпуск журнала  В) Перелёт на самолёте  С) Вечнозелёное растение  D) Труд землекопа  Е) Семимиллионный житель  Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте .   Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда,  когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не  пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.  Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков,  золотистосерых, с нежными белыми краями.  Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков;  нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое­где протянутся сверху вниз голубоватые  полосы: то сеется едва заметный дождь.  В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи  вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба... Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто­серых,  лёгких, бледно­лиловый, земледелец.    Подведение итога работы.  Тем временем обучающиеся дополняют таблицу условиями написания сложных  прилагательных, о которых узнали на уроке. Объявление результатов. 6 Домашнее задание Выучить материал сегодняшнего урока.  По выбору: Составить словарный диктант (20 слов).  Подготовить презентацию к теме урока. Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные  имена прилагательные.

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017