Разработка урока "Правописание сложных имен прилагательных"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной разработке подробно изложен ход занятия по теме "Правописание сложных имен прилагательных". Это урок, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию. В конспекте есть задания для индивидуальной и групповой работы. Ядром урока стали качества, характеризующие внешность и поступки человека.
Иконка файла материала Сложные прилагательные.docx
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Николаевский­на­Амуре промышленно­гуманитарный техникум» Тема: «Правописание сложных имён прилагательных» Разработка урока Автор: Иштуганова А.О., преподаватель  русского языка и литературы г. Николаевск­на­Амуре,  2017 г.Пример урока, в котором я интегрирую дифференцированное обучение и игровую технологию.   Тема: Правописание сложных имён прилагательных.  Цель:  Обучающиеся научатся правильно писать, объясняя правописание, сложных имён  прилагательных;  Обучающиеся получат возможность систематизировать знания по теме и определить сферу применения сложных прилагательных.   Задачи:  Организовать у обучающихся мотивацию на изучение сложных прилагательных,  опираясь на социальный опыт;    Создать условия для выявления уровня знаний обучающихся по теме по средствам  проблемного вопроса и интерактивного обсуждения;  Организовать обучающихся на изучение материала по средствам технологии  дифференцированного обучения;мпм  Создать условия для самоанализа и самооценки по средствам игры «Знатоки». Форма организации познавательной деятельности: работа в группах, включение каждого обучающегося в сотрудничество Оснащение урока:  Мультимедиапроектор  Презентация слайдов «Правописание сложных прилагательных» Для наглядности и экономии времени некоторые этапы урока можно проиллюстрировать  слайдами с текстами (на усмотрение преподавателя).  Карточки­задания Ход урока: 1 Организация демонстрации обучающимся владения старым способом. 1 Актуализация знаний: ­ Послушайте текст: Близорукий без очков видит плохо; но что, собственно, он видит, и какими именно  представляются ему предметы – об этом люди с нормальным зрением имеют весьма  смутное представление. Между тем близоруких людей довольно много, и полезно  познакомиться с тем, как рисуется им окружающий мир. Прежде всего, близорукий (разумеется, без очков) никогда не видит резких контуров: все  предметы для него имеют расплывчатые очертания. Человек с нормальным зрением, глядя  на дерево, различает отдельные листья и веточки, отчетливо вырисовывающиеся на фоне  неба. Близорукий же видит лишь бесформенную зелёную массу неясных, фантастических  очертаний; мелкие детали для него пропадают. Для близоруких людей человеческие лица кажутся в общем моложе и привлекательнее, чем для человека с нормальным зрением; морщины и другие мелкие изъяны лица ими не  замечаются.«В лицее, ­ вспоминает поэт Дельвиг, современник и друг Пушкина, ­ мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны; как я разочаровался после выпуска!» ­ О каких людях шла речь в тексте? ­ Дайте лексическое значение слова БЛИЗОРУКИЙ. (Плохо видящий на далёкое расстояние//перен. Непроницательный, недальновидный) ­ Назовите антоним к слову БЛИЗОРУКИЙ (дальнозоркий) ­ Предположите, как образовалось слово БЛИЗОРУКИЙ? Современное слово близорукий произошло от древнерусского близозорький, т.е.  «близковидящий». Затем в слове произошло интересное фонетическое явление: из двух  одинаково звучащих слогов (зо­зо) один выпал, и получилось близорький. Ошибочно связав новое слово со словом рука, люди стали говорить близорукий. 2 Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом: ­ В русском языке существует множество слов, которые с разных сторон характеризуют  внешность, поступки, характер человека. Образуйте и назовите их:  Короткий нос –    (курносый)  Голубые глаза –    (голубоглазый)  Широкие плечи –   (широкоплечий)  Красные щеки –    (краснощекий)  Радуется жизни –    (жизнерадостный)  Любит себя –    (самолюбивый)  ­ Что объединяет все эти слова? (способ образования) 2 Сообщение обучающимся пределов познания, ориентация на цель учения ­ Как минимум на сегодняшнем уроке повторим правописание сложных прилагательных:  случаи слитного и дефисного написания. ­ Как максимум у вас будет возможность определиться: где, когда и как применить  сложные имена прилагательные в жизни.  3 Организация изучения учебного материала ­ Прочитайте высказывания и выскажите своё мнение: Трудолюбивыми люди могут быть тогда, когда они свободны. Д. Дидро ­ Согласны с высказыванием? Аргументируйте. Аргументированные высказывания обучающихся. ­ Я предоставлю вам свободу выбора домашнего задания, а вы проявите своё трудолюбие и  покажите знания. ­ Скажите, какое слово в данном высказывании иллюстрирует сегодняшнюю тему урока?  Как оно образовалось? ­ Есть у меня для наблюдения ещё одно высказывание. Прочитайте и прокомментируйте  его. Индивидуально­авторский стиль ­ это изюминка журналиста. Истоки авторского  стиля ­ в умении убеждать сложившимися социально­психологическими  стереотипами.Комментарии обучающихся. ­ Можно ли сказать, что индивидуально­авторский стиль присущ любому профессионалу? ­ Найдите в предложениях сложные прилагательные.  (Индивидуально­авторский, социально­психологическими) Проблемный вопрос: от чего зависит выбор слитного или дефисного написания  прилагательных? Вспомните, что вам известно по теме. Запишите в таблицу. Интерактивное обсуждение, работая в группах. Каждый делает запись в тетрадь. Знаю  Слитно  Узнал  Слитно  Дефис  Дефис  Проверяем (ответы групп) (Слитное или дефисное написание зависит от того, как образовалось сложное  прилагательное) Пополним знания. У вас задание, на выполнение которого я даю 15 минут. 4 Работа в группах по изучению материала урока 1 группа 1 Пользуясь материалом учебника, отметьте в тетрадях и назовите условия слитного  и раздельного написания сложных прилагательных. 2 Образуйте сложные прилагательные от слов, записанных в скобках: Машина (которая очищает хлопок), бумага (чувствительная к свету), завод (где строят  корабли), культура (Древней Руси), словарь (русский и французский), литература (по  сельскому хозяйству), завод (где ремонтируют вагоны), парк (вагонный и паровозный),  план (средний за год), скатерть (белая, снежная). 2 группа Запишите в тетрадь таблицу, заполните её примерами из упражнения 206. 1          от сложных сущ.: Примеры  о н т и л С н ь л е д з а Р о пешеходный  паровозный 2 из сочетаний слов: 1 качество с дополн. оттенком: кисло­сладкий  горько­соленый 2 оттенки цвета: 3 группа 1 Проанализируйте материал в таблице. Сформулируйте и запишите случаи  слитного и дефисного написания сложных прилагательных Сложные прилагательные ***  пишутся слитно:  белокаменный от белый камень; Сложные прилагательные  ***  пишутся через дефис:  бархатисто­мохнатый от  Сложные  прилагательные,  обозначающие ***вагоноремонтный от ремонт  вагонов; бархатный и мохнатый. пишутся через дефис. головокружительный громкоголосый дальневосточный добродушный железнодорожный кареглазый кофеварочный лесозащитный низкосортный перочинный правоохранительный  пятиконечный светлоликий свободолюбивый семилетний снегоуборочный среднеазиатский темнокожий теплолюбивый трёхметровый узколицый черноволосый черноглазый безнадёжно­печальный берёзово­осиновый беспечно­весёлый бумажно­картонный варёно­копчёный вертолётно­десантный весенне­летний взлётно­посадочный воздушно­десантный глинисто­песчаный горько­сладкий дворцово­парковый  документально­ исторический жеманно­капризный журнально­газетный кисло­сладкий лечебно­физкультурный осенне­зимний песенно­танцевальный пышно­зелёный робко­доверчивый солоновато­горький блёкло­лиловый голубовато­серый дымчато­синий золотисто­жёлтый золотисто­коричневый изумрудно­зелёный иссиня­белый кораллово­красный кроваво­красный матово­белый небесно­голубой нежно­зелёный оливково­жёлтый оранжево­жёлтый  светло­бежевый серебристо­белый серо­буро­малиновый серо­коричневый сине­зелёный тёмно­лиловый фиолетово­чёрный ярко­жёлтый 2 Составьте собственную характеристику (опишите свой характер, темперамент,  интересы и т.д.) максимально используя сложные прилагательные из таблицы. ­ Проверим, что у вас получилось в ходе работы. 1 группа ­ связный ответ с примерами. 2 группа – образец рассуждения с  примерами. 3 группа – объясняет примеры, отработанные самостоятельно,  демонстрируя сферу применения сложных прилагательных.  5 Организация самооценивания, обобщение изученного Практическое применение учебного материала    ­ На выполнение следующих заданий вам даётся по три минуты. На столах конверты, а в  них одинаковые задания. Вы подходите к столу, вынимаете из конверта один лист с  заданием и выполняете его. По сигналу переходите к следующему столу и также работаете  в команде (игра «Знатоки»). Задание № 1 группе. У многих сложных прилагательных первая часть образуется словами: высоко, глубоко, узко, мелко и т.д. Образуйте сложные прилагательные, продолжив ряды  (можно воспользоваться словарём).      высоко­: высоковитаминный;      глубоко­: глубокоуважаемый;мелко­: мелкозернистый;      узко­: узкоспециальный;      много­: многоотраслевой;      толсто­: толстоногий;      тонко­: тонкоголосый;      густо­: густонаселённый;      крупно­: крупнопанельный;      круто­: крутоизогнутый;      остро­: остродефицитный;      чисто­: чистошерстяной;      выше­: вышеуказанный;      ниже­: нижеподписавшийся. Задание № 2 группе. Тест.  1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис: A) (Высоко)образованный специалист  B) (Кругло)суточная работа  C) (Древне)русский памятник  D) (Бело)снежная скатерть  E) (Научно)фантастический роман  2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:  A) (Северо)восточный округ  B) (Тёмно)зелёные листья  C) (Общественно)политический журнал  D) (Вечно)зелёный кустарник  E) (Глубоко)уважаемый учениками  3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) (Ясно)глазый  В) (Древне)греческий  С) (Лето)писный  D) (Военно)служащий  Е) (Северо)восточный округ  4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) (Легко)крылый  В) (Морозо)стойкий  С) (Прямо)линейный  D) (Тёмно)синий  Е) (Лето)писный  5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) Лето(писный)  В) (Ясно)глазый  С) (Светло)зелёный  D) (Красно)речивый  Е) (Древне)русский6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:  А) (Легко)крылый  В) (Юго)западный  С) (Кругло)суточный  D) (Прямо)линейный  Е) (Ясно)глазый  7. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:  А) (Прямо)линейный разговор  В) (Тёмно)бордовый цвет  С) (Казахско)русский словарь  D) (Военно)воздушный десант  Е) (Северо)восточный округ  8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:  А) (Приторно)сладкий вкус  В) (Красно)речивый юноша  С) (Северо)восточный район  D) (Общественно)политический форум  Е) (Светло)голубое небо  9. Определите вариант со сложным прилагательным:  А) Путешествие на пароходе  В) Пятимиллионный житель  С) Отважный мореплаватель  D) Круглосуточное дежурство  Е) Четырёхтысячный выпуск газеты  10. Определите вариант со сложным прилагательным:  А) Пятитысячный выпуск журнала  В) Перелёт на самолёте  С) Вечнозелёное растение  D) Труд землекопа  Е) Семимиллионный житель  Задание № 3 группе. Игра «Корректор». Исправьте ошибки, допущенные в тексте .   Был прикрастный июлский день, один из тех дней, которые случаются только тогда,  когда погода установилась надолго. С самого ранего утра небо ясно; утреняя заря не  пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.  Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков,  золотистосерых, с нежными белыми краями.  Цвет небосклона, лёхкий, бледнолиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков;  нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое­где протянутся сверху вниз голубоватые  полосы: то сеется едва заметный дождь.  В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи  вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает землиделец для уборки хлеба...Ребята должны исправить: прекрасный июльский, раннего, утренняя, золотисто­серых,  лёгких, бледно­лиловый, земледелец.    Подведение итога работы.  Тем временем обучающиеся дополняют таблицу условиями написания сложных  прилагательных, о которых узнали на уроке. Объявление результатов. 6 Домашнее задание Выучить материал сегодняшнего урока.  По выбору: Составить словарный диктант (20 слов).  Подготовить презентацию к теме урока. Написать характеристику (на себя или любого литературного героя), используя сложные  имена прилагательные.

Посмотрите также