Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
история
9 кл
07.07.2017
I. Массовая культура – как одно из проявлений глобализации общества.
1. Истоки массовой культуры.
2. Противоречия массовой культуры.
3. Массовая культура в повседневной жизни.
II. Молодежная субкультура – одно из направлений массовой культуры.
1. Особенности субкультуры и контркультуры.
2. Молодежные контркультуры: их сходство и отличия.
III. Элитарная культура.
1. Характеристика элитарной культуры.
2. Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
3. Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?
Статья DOC..doc
Тема: Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры.
Всеобщая история. 9 класс.
Цели урока:
а) образовательные:
обеспечить усвоение обучаемыми понятий «массовая культура», «субкультура»,
«контркультура», «элитарная культура»;
отработать навыки ведения работы с текстом таблицы
развивать умение сравнивать, приводить доказательства, вести полемику;
учить приводить примеры из собственной жизни
б) развивающие:
в) воспитательные:
воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в
культурном развитии и самосовершенствовании.
Методы обучения: проблемного изложения.
Форма организации урока: фронтальная.
Тип урока: семинарское занятие.
План
I. Массовая культура – как одно из проявлений глобализации общества.
1. Истоки массовой культуры.
2. Противоречия массовой культуры.
3. Массовая культура в повседневной жизни.
II. Молодежная субкультура – одно из направлений массовой культуры.
1. Особенности субкультуры и контркультуры.
2. Молодежные контркультуры: их сходство и отличия.
III. Элитарная культура.
1. Характеристика элитарной культуры.
2. Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
3. Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?
Технокарта урока:
Этап урока
Оргмомент
Мотивация,
целеполагание
Изучение
нового
Цель
Создание
психологичес
кого настроя
Организовать
учащихся на
участие в
активных
формах
работы:
выступления,
дискуссия…
Организовать
работу
учащихся по
Действия учителя
Приветствие учителя Приветствия учеников
Действия ученика
Ученики настраиваются
на работу
Учитель говорит о
феномене массовой
культуры
Предлагает выяснить
причины данного
явления.
Результат
Готовность
к уроку
Создание
мотива к
деятельнос
ти
I Сущность и
противоречия
Выступления учеников
Характеристика
Формирова
ние умений
учащихся: давать
развернуты
й ответ,
вести
дискуссию,
отстаивать
свою точку
зрения
материала
обсуждению
проблем
массовой
культуры.
массовой культуры.
Проблемный
вопрос:
массовой культуры
Почему продукция
массовой культуры
является столь
популярной у так
называемого
«среднего человека»?
Что вы знаете о
массовой культуре?
Истоки массовой
культуры
Влияние массовой
культуры на развитие
современного
общества является
чрезвычайно
противоречивым.
Существуют как ее
защитники,
так и
критики.
Прослушаем
сообщения
заполним таблицу:
2.
Противоречия
массовой культуры.
и
3.
Массовая
в
культура
повседневной
жизни.
С какими
произведениями
массовой культуры
вы знакомы?
Покажите
проявление в них
признаков массовой
культуры.
II.
Молодежная
субкультура
Сообщения школьников
Заполнение таблицы:
«+» « » массовой
культуры
Обсуждение таблицы
Выступления учеников
Определяют значение
терминов субкультура»
и «контркультура» из
направлений
массовой культуры
является
молодежная
субкультура.
Представители
молодого
поколения,
проявляя нигилизм
и бросая вызов
культуре «общества
потребления»,
создали
молодежные
контркультуры.
и
Одним
Чем вызвано их
появление?
Какие признаки их
объединяют?
III Элитарная
культура
Обобщение и
систематизаци
я
Подведение
итогов
Закрепить
знания
учащихся по
рассмотренно
му материалу
Подводим
итоги:
справились ли
с заданиями,
закрепили ли
знания…
Задает вопросы по
сущности проблемы
Итак, в чем же
значение массовой
культуры?
Выслушивает ответы,
делает заключение.
Отвечают на вопросы
учителя
Обсуждают таблицу
«Молодежные
субкультуры»
Смотрят презентацию
«Молодежные
субкультуры» и
определяют их.
Делают сообщение об
элитарной культуре.
Смотрят презентацию
«Новые направления в
развитии
изобразительного
искусства»
Обсуждают ее.
Ученики обсуждают
вопросы
Массовая культура –
закономерный этап в
развитии человеческой
культуры. Она не плоха
и не хороша, в ней есть
свои вершины и свои
падения. Нельзя бояться
массовой культуры, но
сидеть только на ее
«скудном пайке»
значит лишить себя
возможности
творческого развития,
способности постигать
мир во всем его сложном
многообразии. Нельзя
пренебрегать и
Формы
культуры:
массовая
элитарная
народная
Систематиз
ация знаний
о массовой
культуре и
элитарной
культуре. возможностями
элитарной культуры,
которая не только
духовно обогащает
человека, но и проникает
в массовую культуру,
оказывает влияние на ее
развитие и глубину
Ответы учеников
Формирова
ние
чувства
удовлетвор
енности от
проделанно
й работы
Рефлексия
Что нового вы узнали
на сегодняшнем
уроке?
Что понравилось?
Что бы хотели узнать
в дальнейшем?
XX и наступивший XXI век характеризуются развитием и углублением интеграционных
процессов. Одним из проявлений интеграции, а также и глобализации, является утверждение
массовой культуры в масштабах всего человечества.
Эта тема весьма актуальна в связи с тем, что и мы с вами являемся одновременно, как
объектами, так и субъектами М.К.
На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем кроется феномен массовой культуры, какое
влияние оказывает она на развитие общества и общественных отношений.
I Сущность и противоречия массовой культуры.
Проблемный вопрос:
Почему продукция массовой культуры является столь популярной у так называемого «среднего
человека»?
Учитель: Что вы знаете о массовой культуре?
Ученик: Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и
уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века,
когда и сформировалось это общество. Появилось понятие «индустрия культуры», которое
указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого
продукта – книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали
доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и
социальных групп.
1. Истоки массовой культуры.
Сообщение ученика: Термин «массовая культура» был впервые применен американским ученым
Д. Макдональдом в 1944 году. Им подчеркивается распространенность и общедоступность
духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и
восприятия. В основе современной трактовки «массовой культуры» лежит, как правило,
положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых
«технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).
Предпосылками развития массовой культуры являются развитие всеобщего образования,
распространение радио, киноискусства, телевидения, рост доходов населения. Первоначально, всеобщее распространение получила, так называемая, бульварная литература,
дешевые развлекательные издания и комиксы. Затем, быстрыми темпами стал развиваться
кинематограф, который был доступен практически всем. Ведущие позиции в нем заняли и до сих
пор занимают США, которые распространяют свою кинопродукцию на весь мир, навязывая тем
самым свои стандарты духовной культуры. С развитием техники звукозаписи сложилась
гигантская индустрия производства популярной (эстрадной, танцевальной) музыки. Переход к
массовой культуре завершился внедрением в повседневный обиход радио и телевидения.
Дополнение ученика: Массовая культура способствовала созданию целой индустрии досуга:
производству аудио и видеопродукции. Большое значение, в связи с этим, приобретает реклама.
Кроме информации о продукции массовой культуры, реклама дает возможность
популяризировать различные товары, используя образы кумиров кино, телевидения и музыки.
Учитель: Влияние массовой культуры на развитие современного общества является
чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики.
Прослушаем сообщения и заполним таблицу:
«Плюсы» массовой культуры
«Минусы» массовой культуры
2. Противоречия массовой культуры.
Сообщение школьника: Массовая культура – явление положительное, потому что для ее
произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные
образы героев. Потребители массовой культуры – это люди низкого и среднего достатка, у
которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана. Такой
«средний человек» хочет быть удачливым, видеть зло наказанным, иногда готов применить
насилие, для ликвидации сложностей, но сдерживается изза страха быть наказанным или
благодаря воспитанию. Такой человек снимает психическое напряжение, ассоциируя себя с
героями массовой видеопродукции.
Сообщение следующего ученика: Массовая культура имеет массу недостатков, множество
отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Молодые люди,
насмотревшись боевиков, могут совершить преступление по аналогии. Многие вредные
привычки распространились посредством произведений массовой культуры. Кроме этого,
массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное
видение мира. Большинство произведений массовой культуры имеют невысокую
художественную ценность.
Ученик: Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью,
инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их
взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические
средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на
реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. Создатели
художественных произведений массовой культуры часто обращаются к таким жанрам, как
детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются
упрощенные версии жизни.
Обсуждение таблицы.
Учитель: Массовая культура – это не чтото абстрактное, далекое от нас, она перед нами
каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъекты.
3. Массовая культура в повседневной жизни.
Беседа:
Учитель: С какими произведениями массовой культуры вы знакомы? Покажите проявление в
них признаков массовой культуры. Ученики: Фильм «Глухарь». Главные герои похожи на настоящих милиционеров. Они
обаятельны, привлекательны, хотя и имеют вредные привычки. Почти всегда они находят
преступников и справедливость торжествует. Хочется на них походить. Кроме этого, в фильме
присутствует определенная доля юмора, что помогает расслабиться и отдохнуть.
Приводятся другие примеры.
Учитель: Таким образом, вернемся к проблемному вопросу. Почему произведения массовой
культуры столь популярны у «среднего человека»?
Ученик: Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и
социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.
Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из вышесказанного?
Ученик: Влияние массовой культуры на становление личности и в целом жизнь человека, весьма
противоречиво. Массовая культура имеет как свои «+», так и свои «». Несмотря на различие в
точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на
повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты
поведения и деятельности.
II. Молодежная субкультура
Учитель: Одним из направлений массовой культуры является молодежная субкультура.
Представители молодого поколения, проявляя нигилизм и бросая вызов культуре «общества
потребления», создали и молодежные контркультуры.
Чем вызвано их появление?
Какие признаки их объединяют?
Ученик: Субкультура – это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия отдельной
социальной группы. Культура молодежи по отношению к национальной культуре будет
являться субкультурой.
Контркультура – это совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации,
выработанная членами какого то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям.
Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей
культуре. Некоторые культурологи считают контркультуру своеобразной разновидностью
субкультуры. Контркультура – понятие, имеющее два значения. Вопервых, им определяются
социальнокультурные установки, противостоящие основным ценностям господствующей
культуры. Вовторых, это понятие отождествляется с молодежным культурным движением 60
х годов XX века. Молодые люди протестовали против стержневых принципов западной
культуры, «отторгая культуру отцов».
Для молодежи очень часто характерен дух отрицания, несогласия с правилами, установленными
в обществе. Молодежь стремится выделиться, создать чтото свое, непохожее, а зачастую и
противоречащее устоявшимся нормам. Это очень наглядно проявляется в развитии культуры.
В наши дни существует большое количество разнообразных молодежных субкультур.
Давайте проанализируем данные таблицы, находящейся перед вами.
Название
Внешний вид
Символы
Время
появления
Основы
мировоззрения
«Тедди
бойз»
(стиляги)
начало
1950х
копировали
стиль поведения
и
одежду
высшего света
с
пиджак
свободного
покроя
бархатным
воротником,
брюкидудочки,
галстукшнурок
Отношение к
другим
контркультура
м
конфликтовали
с
другими
молодежными
группами
моторолл
ер, группа
«Биттлз»
и
«Роллинг
стоунз» Битники
1960е
выглядели как
бродяги
романтика
наслаждении
природой,
свобода
обязательств
в
равнодуш
ное
от
Хиппи
1960е
пренебрежение к
нормальной
одежде
аполитичность,
отказ от семьи и
собственности,
самопознание и
саморазвитие
не проявляли
агрессии
Рокеры
середина
1960х
Скинхеды
конец
1960х
Панки
конец
1970х
Яппи
1980е
кожаная куртка
со
значками,
поношенные
джинсы, грубые
башмаки
бритоголовые, в
одежде
преобладают
черные цвета
странные
прически,
окраска волос,
экзотическая
одежда
деловой стиль и
модная одежда
Рейверы
середина
1990х
свободная
одежда
грубость
обращения,
жаргонные
словечки,
клички,
подчеркивание
мужества
приверженность
идеям расизма
успех,
хотят выглядеть
мужественно, в
ходу жаргон,
пренебрежение к
нормам морали
ориентированы
на
карьеру,
обретение
знаний
«пробуждение
сознания»
достигается во
время
динамичного,
самозабвенного
танца
враждебное к
тем
субкультурам,
где мужчины
ведут себя не
«мужски»
нетерпимое
отношение к
представителя
м
иных
субкультур
отвергают
пуританизм
рокеров
скинхедов
и
равнодушны
к
культурам
другим
равнодушны
к
культурам
другим
особое
направлен
ие
авангарди
стской
музыки,
бит
авангарди
стская
музыка,
бит,
отрицание
академич
еской
музыки
мотоцикл
ы,
мастерств
о
вождения,
тяжелая
музыка в
стиле рок
характерн
ая только
для них
музыка с
патриотич
ескими
текстами
ирокез,
музыка в
стиле
«панк
рок»
культура
молодежн
ых
дискотек,
диск
клубов
Ученик: Представителей молодежных субкультур объединяет их стремление выделиться в
обществе чемто отличающимся от мира взрослых, даже вступив в конфликт с современными устоями. Различия же часто объясняются временем появления субкультуры, социальным
происхождением ее представителей, отличиями во взглядах на окружающий мир.
: Посмотрев презентацию «Молодежные субкультуры», определите, какие
Учитель: Что вы встречали в СМИ о молодежных субкультурах?
Ученик: В областной газете был материал о том, как скинхеды расправились с семьей
кавказской национальности.
Учитель: Ваше отношение к молодежным субкультурам?
Ученик: Мне нравятся яппи. Их образ мне импонирует.
Ученик: Мне нравятся рокеры, потому что это настоящие мужчины.
Задание
молодежные субкультуры здесь представлены. Приложение № 1.
Учитель: Таким образом, мы видим, что развитие молодежной субкультуры не является
какимто далеким абстрактным явлением, это то, что непосредственным образом затрагивает
современную молодежь, а также и взрослое поколение.
III. Элитарная культура.
1. Учитель: В эпоху массовой культуры сохраняет свое важное значение и элитарная
культура.
Ученик: Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства,
выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками.
Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.
В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и
изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший,
привилегированный слой общества – элита. Элита есть в каждом общественном классе,
социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности
часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно
элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.
Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого
искусства» или «искусства для искусства».
В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители
авангардной культуры создают «трудные» произведения. Смысл их деятельности – не
получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения
в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с
миром.
Посмотрим развитие авангардного искусства на примере изобразительного искусства.
Презентация № 2 «Новые направления в развитии изобразительного искусства»
Беседа:
1. Как вы лично относитесь к произведениям абстракционистов?
2. Какие произведения абстракционистов вам понравились и почему? Не понравились и
почему?
3. Стоит ли изучать произведения абстракционистов в рамках школьной программы?
Обсуждение:
2. Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
3. Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?
Учитель: Таким образом, мы рассмотрели развитие в современном обществе массовой и
элитарной культуры. Кроме этого попрежнему важные позиции сохраняет и народная
культура – культура, созданная непрофессиональными авторами, включающая в себя сказки,
былины, песни, мифы, предания.
Массовая культура – закономерный этап в развитии человеческой культуры. Она не плоха и
не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. Нельзя бояться массовой культуры, но
сидеть только на ее «скудном пайке» значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. Нельзя
пренебрегать и возможностями элитарной культуры, которая не только духовно обогащает
человека, но и проникает в массовую культуру, оказывает влияние на ее развитие и глубину.
Литература:
1. Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век, М., Мнемозина.2000.
2. Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс, М., Эксмо, 2008.
3. Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век, М., Русское слово, 2006.
4. Классные часы 1011 классы, Волгоград, Учитель, 2008.
5. Обществознание 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова,
Волгоград, Учитель, 2008.
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Разработка урока "Проблемы и противоречия эпохи массовой культуры"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.