Разработка урока "Путешествие в мир кислот"
Оценка 4.9

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
химия
8 кл
02.04.2017
Разработка урока "Путешествие в мир кислот"
В данной разработке используется игровой метод изучения нового материала, что делает процесс обучения интересным и запоминающимся. Не требует длительной подготовки. На каждой станции предусмотрено выполнение заданий, позволяющих закрепить изучаемый материал. Домашнее задание помимо параграфа позволяет узнать интересную информацию о кислотах.
МОУ кислоты.doc
Урок по химии в 8 классе «Путешествие в мир кислот» 2015 год Тема: «Путешествие в мир кислот» Цели урока:  Образовательная: сформировать понятия «кислота»,  «кислородсодержащие и бескислородные кислоты», «основность  кислоты»; Развивающая: развить умения наблюдать, анализировать опыты, делать  выводы, умение находить выход из противоречивых положений.  Воспитательная: воспитание уверенности в своих силах и возможностях в  преодолении возникающих трудностей совместно с коллективом.  В результате учащиеся должны знать:  понятие   «кислота»,   формулы   кислот,   классификацию   кислот, признаки действия кислот на индикаторы; уметь:  выбирать   формулы   кислот   среди   предложенных   формул   веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять   кислоту   с   помощью   индикаторов,   соблюдая   правила   техники безопасности. Оборудование и реактивы: растворы серной и лимонной  кислот, пробирки,  индикаторы, мультимедиапроектор, компьютер. Тип урока: комбинированный. Урок проводится как вводное путешествие по  миру кислот. Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: практический, метод тестирования, словесный, наглядный.                                                 Ход урока      1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Вступительное слово учителя: Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Вот и вас  я приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Давайте представим, что  мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник, кроме того на некоторых  станциях у меня будут помощники ­ дежурные по станции. Путешествие мы  будем совершать по следующему маршруту: ∙     Станция Историческая ∙     Станция Дегустационная ∙     Станция Информационная ∙     Станция « Стоп! Красный свет!» ∙     Станция Индикаторная. А ваши тетради сегодня пусть превратятся в путевой дневник. Начнём с   путевых дневников.            Записываем  в путевом дневнике дату и тему урока. (Объявляется цель путешествия). Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли  готовы к путешествию. Для этого проведем небольшой тест. Вопросы теста вы видите на экране и папке с материалами к уроку. Необходимо выбрать один вариант ответа. На  тест вам отводится 5 минут.  1 вариант 1. Оксидом неметалла является: а) FeO4         б) H2S       в) SO3  2. Правильное название соединения Fe(OH)2 : а) гидроксид железа (III)            б) гидрид железа (II) в)  гидроксид железа (II) 3. Степень окисления металла в соединенииAl(OH)3 :     а) +1         б) +3         в) ­ 3   4. В щелочной среде малиновую окраску имеет индикатор: а) фенолфталеин    б) лакмус       в) метиловый оранжевый 5.   Правильно расставленные индексы в химической формуле оксида:    а) Na2O      б) CaSO4      в) CaO3 2 вариант 1.  Оксидом металла  является:   а) FeSO4   б) SO3    в) Fe2O3  2. Правильное название соединения  Cu(OH)2  а) гидроксид железа (II)       б) гидрид меди (II)    в) гидроксид меди (II)  3. Степень окисления  металла в соединении Ni(OH)2 :     а) ­ 2         б) +2         в) +1      4.  В щелочной среде синюю  окраску имеет индикатор: а) лакмус       б) фенолфталеин           в) метиловй оранжевый  5. Правильно расставленны индексы в химической формуле оксида:   а) Al2O3       б) K2SO4     в) NH3  Передайте свои листочки соседу для взаимопроверки. Помните, что  исправления считаются ошибкой. Поднимите руки, кто справился с тестом на  «5», на «4», на «3», на «2». Молодцы! Начинаем наше путешествие.           Учитель: «Мы прибываем на станцию «Историческая». На этой станции вы   получите   информацию   об   истории   открытия   важнейших   кислот.   Слово предоставляем   дежурному   по   станции,   а   вы     приготовьтесь   внимательно слушать и записывать. Первая кислота, с которой познакомился человек около 3 тыс. лет  назад, была уксусная. С древних времен люди разводили виноград и запасали впрок виноградный сок. При хранении в сосудах сок бродил, получалось вино. Иногда   вино   скисало   и   превращалось   в   уксус.   Уксус   использовали   как лекарство,   приправу   к   пище,   как   растворитель   красок.   В   России   водный раствор   уксусной   кислоты   называли   «кислая   влажность»   или   «древесная кислота». С серной кислотой люди познакомились значительно позднее, примерно в Х веке. Честь ее открытия приписывают персидскому химии Абубекеру аль Рези.   Серную   кислоту   выделили   из   купоросов,   например   из   железного купороса, и соответственно называли купоросным маслом. Именно под этим названием серная кислота и была известна в России. Соляная и азотная кислоты  были выделены и определены химиками примерно в XV веке. Соляную кислоту называли соляным спиртом, а азотную кислоту   –  селитряной   водкой.    Получали   эти   кислоты   с   помощью   серной кислоты, которую потом поэтично стали   называть «матерью всех кислот». Угольную кислоту  впервые получил в конце  XV  III  века английский химик   Джозеф   Пристли.   Для   этого   он   растворял   в   воде   углекислый   газ. Раствор   углекислого   газа   в   воде   назвали   содовой   водой,   а   так   как   она получила   широкое   применение   как   напиток,   за   это   открытие   Пристли наградили золотой медалью. К концу XVIII века химики уже знали более десятка кислот. Записываем в тетрадь:        Уксусная кислота ­ I век до н. э.;  «древесная кислота».         Серная кислота – X  век ; купоросное масло.         Соляная кислота – XV век; соляный спирт.        Азотная кислота ­  XV век; селитряная водка.        Угольная кислота – XVIII век; содовая вода Мы продолжаем наше путешествие и делаем остановку на станции   «Дегустационная».   Ещё   раз   подчёркиваю,   что   в   химическом   кабинете ничего   нельзя   пробовать   на   вкус.   Это   –   грубейшее   нарушение   техники безопасности.   Но   сегодня     я   разрешаю   вам   определить   вкус   таблетки аскорбиновой   кислоты   и   кристалликов   лимонной   кислоты,   которые   лежат перед каждым на кусочке бумаги. Вопрос:   какой   же   вкус   у   таблеток   аскорбиновой   кислоты   и   кристалликов лимонной кислоты? – Кислый.  Кроме   того,   вспомните   вкус   щавеля,   лимона,   клюквы.   Но   встречаются   и другие   на   вкус   кислоты:   горькие   –   никотиновая,   сладкие   –   салициловая, безвкусные – стеариновая.  Записываем в путевые дневники: станция «Дегустационная».                «Большинство кислот кислые на вкус (салициловая – сладкая  (салициловая – сладкая  никотиновая – горькая) никотиновая – горькая) ».          Мы с вами приближаемся к станции «Информационная».            Я прошу вас открыть учебник на с. 102 и посмотреть на формулы  кислот. Что общего в формулах кислот? В них обязательно входит водород.  Вся остальная часть молекулы называется кислотным остатком.  Следовательно, мы можем дать определение классу кислот.           Вопрос учителя к классу: «Кто сможет дать определение кислотам?» Учащиеся: «Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и   кислотного   остатка».   Это   определение   записывается   в   тетрадь.   Потом учитель   на   доске,   а   учащиеся   в   тетради   записывают   формулы   и   названия основных кислот в тетрадь. H2SO4 – серная кислота H2SO3 – сернистая кислота HNO3 – азотная кислота HNO2 – азотистая кислота HCl – соляная кислота Н2СО3 – угольная кислота Н3РО4 – фосфорная кислота H2SiO3 – кремниевая кислота H2S – сероводородная кислота                Учитель: Формулы и названия кислот к следующему уроку вы должны знать наизусть.   А   сейчас   выполните   следующее   задание   –   из   списка   формул,   выпишите формулы кислот.  H2OSONa2CО3MgBaH2CO3SO4KOHH3PO4P2O5CaH2SKPHNO2CS2NH3O3CHClB aSHKSHH2Na2OH2SiO3NaClH2SO4            А сейчас рассмотрим классификацию кислот. Кислоты по содержанию атомов   кислорода   в   кислотном   остатке   делятся   на   бескислородные   и кислородсодержащие.   Как   вы   понимаете   словосочетание   бескислородные кислоты? А кислородсодержащие? Записываем схему в путевой дневник.                                                                                           Классификация 1. По содержанию атомов кислорода в кислотном остатке.         Кислородсодержащиее                              Бескислородные                HNO3, H3PO4                                                 HCl , H2S Ох,   поезд   резко   остановился   и   карточки   с   формулами   кислот перемешались. Я прошу 1 ученика выйти к доске и разделить формулы кислот   на     группы   по   содержанию   атомов   кислорода   в   кислотном остатке. 2. По количеству атомов водорода (основности) Одноосновные             Двухосновные         Трёхосновные                   HCl                              H2SO4                         Н3РО4                    Уважаемые   пассажиры,   в   ваших   файлах   находятся   карточки   с формулами   кислот.   Разложите,   пожалуйста,   карточки   перед   собой   и приготовьтесь отвечать на мои вопросы. (Учащиеся должны показать карточки, на которой приведены формулы:  а) одноосновных, б) двухосновных, в) трехосновной кислот.)             Учитель: Мы продолжаем своё путешествие. У нас на пути красный свет – проезда нет. Станция «Стоп. Красный свет!». При   работе   с   кислотами   необходимо   соблюдать   правила   техники безопасности. Дежурный по станции ознакомит нас с этими правилами. 1. 2. 3. 4. 5. Инструкция «Правила техники безопасности при работе с кислотами» Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое  указано в инструкции. Заполнять пробирку можно только на 1\3 объема. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой,  при этом не закрывать ее отверстие пальцем. При разбавлении концентрированной серной кислоты  выделяется большое количество теплоты. Поэтому разбавлять  серную кислоту нужно, добавляя ее в воду, а не наоборот. Если  вливать воду в серную кислоту, то вода, имеющая меньшую  плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги  вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза.                                   Запомни! Сначала – вода,                       Потом – кислота                           Иначе случится беда! Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому  попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас  стряхнуть, смыть большим количеством воды, затем раствором  питьевой соды и вновь смыть водой.            Записать:   Кислоты   разрушают   кожу,   ткани,   древесину.   Нейтрализовать раствором соды, смыть водой! Кислоту надо приливать к воде!                   Учитель:   Мы   прибываем   с   вами   на   конечную  станцию   «Индикаторную».            Вопрос: «Какие вещества называются индикаторами?»  ИНДИКАТОРЫ  изменяют цвет в зависимости от кислотности.  (от лат.   indicator —   указатель) —   вещества,   которые                    Учитель: А теперь попробуем выяснить с помощью эксперимента, отличается ли серная кислота от кислот, входящих в продукты питания. У вас на   столах   стоят   пробирки   с   растворами   серной   и     лимонной   кислот     и индикаторы. Прилейте в первую пробирку каждого ряда  – синий лакмус, во вторую   –   метиловый   оранжевый,   в   третью   –   фенолфталеин.   Результаты запишите в таблице, находящейся в файлах. Записать в тетрадях: Окраска индикаторов в кислотной среде: Лакмус – красная Метиловый оранжевый –розовая Фенолфталеин – бесцветная Учащиеся   отмечают   изменение   окраски,  что   даёт   возможность   им   сделать вывод   о   том,   что   все   кислоты   проявляют   общие   свойства,   обусловленные общностью их состава и строения.  Учащиеся записывают в тетрадь:           Все кислоты проявляют общие свойства, обусловленные  общностью их состава и строения.           Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу и нам надо возвращаться.     3. Закрепление. 1. Какие вещества называются кислотами? 2. На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода? 3. На какие группы делятся кислоты по наличию кислорода в кислотном остатке? 4. Что вы узнали на Дегустационной станции? 5. О чём вы узнали на станции «Стоп! Красный свет!» 6. Как изменяют свою окраску индикаторы в кислотной среде? Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Спасибо Вам за то, что вы помогли мне осуществить его. Затем учащиеся записывают домашнее задание и дополнительные вопросы.  $ 20, упр. 1,5, а для тех кому понравилось наше путешествие, я предлагаю   написать в тетради ответы на вопросы, которые также находятся в файлах. Вопросы для сообщений: 1) Бывают ли кислоты жирные? 1) Бывают ли кислоты жирные? 2) Как появилось название «лимонная кислота»? 2) Как появилось название «лимонная кислота»? 3) Есть ли кислоты в янтаре и молоке? 3) Есть ли кислоты в янтаре и молоке? 4) Есть ли в яблоках яблочная кислота, а в вине – винная? 4) Есть ли в яблоках яблочная кислота, а в вине – винная? 5) Отчего укусы муравьев так болезненны? 5) Отчего укусы муравьев так болезненны?

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"

Разработка урока "Путешествие в мир кислот"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017