Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"
Оценка 4.7

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
05.10.2018
Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"
Данная разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Именительный и Винительный падежи имен существительных" подходит к использованию в любом УМК. урок строится с позиций системно-деятельностного подхода к обучению. Открытие новых знаний осуществляется через исследовательскую деятельность учащихся под руководством учителя.
рус яз 4 кл кузовкова.docx
Именительный и Винительный падежи имен существительных Светлана КУЗОВКОВА, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 39» г.Казани Урока   разработан   по   курсу   русского   языка   Р.Н   Бунеева,   Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной для 4 класса   в технологии системно­деятельностного метода обучения, соответствует требованиям ФГОС и  подходит для использования в любом УМК при изучении     темы «Изменение имени существительного по падежам».  Имеется приложение – презентация. Цель: формирование исследовательских навыков посредством  грамматических знаний Задачи: 1)организовать исследовательскую деятельность обучающихся по теме урока; 2)научить   различать   именительный   и   винительный   падежи   имен существительных путем их сравнительного анализа; 3)тренировать орфографические умения и навыки; 4)способствовать формированию функционально грамотной личности,  обеспечению языкового и речевого развития обучающихся.  Ход урока: I Проверка  Грамматическая загадка «В немецком языке их 4, в  домашнего задания венгерском 22, в английском 2, а в русском 6.» ­О чем речь?(о падежах) ­Как их различать?(по вопросам) ­Что можете сказать про сущ. в форме множественного  числа?(они тоже изменяются по падежам) ­Как определяли падеж сущ. ЗВЕЗДА, ЗВЕЗДЫ? (по  вопросам) ­Зачитайте тексты, которые у вас получились.  Заслушивание 2­3 рассказов детей. Пример текста:       Мама повесила на стену карту звездного неба. На  ней изображены звезды(И.П.) Северного и Южного  полушариев неба. С давних времен человек стремился к звездам(Д.П.) . О звездах(П.П.) сочиняли песни и II Актуализация стихи. Утренней звездой(Т.п.) называл А.С.Пушкин  Венеру. По звездам(Д.п.) моряки находили путь  домой в морях и океанах. ­Прекрасного и удивительного вокруг много, важно  уметь это увидеть, как автор стихотворного  четверостишья поэт XIX века Ф.П.Савинов… Вижу ч_дное привол_е, Вижу нивы и п_ля. Это ру__кая природа, Это Родина м_я. ­Прочитайте четверостишье. Сколько предложений?(2) ­Назовите слова с безударными гласными, объясните  свой выбор ­Какие еще орфограммы узнали?  ­Объясните знаки препинания. Выразительное чтение, запоминание, проговаривание в  парах, письмо по памяти. Проверка с доски. III Индивидуальное  пробное учебное  действие и  проблемная  ситуация.  Формулирование  темы и цели урока ­Найдите сущ., задайте к ним вопросы и определите  падеж. Затруднение – проблемная ситуация: вопросы  одинаковые, а одинаковые ли падежи…  Вижу (что?) нивы, поля, приволье  Это (что?) Родина, природа         И.п. или В.п. ­Какие падежи легко спутать? Почему?(И.п. и В.п., у  них есть одинаковые вопросы что? ) –Что мы должны  хорошо уметь, чтобы не путать эти падежи? ­Сформулируйте тему нашего урока.(будем учиться  различать И.п. и В.п.) IVРабота по теме.  Организация  исследовательской  деятельности уч­ся 1)­Что вы знаете об именительном падеже? Почему он  так называется? (предполагаемые ответы уч­ся) ­Прочитаем об этом текст в учебнике №120\№130  (номер упр. зависит от выпуска учебного пособия Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева, О.А.Пронина «Русский язык»  УМК Школа 2100)         Почему же именительный падеж так  называется? История его восходит к древним  временам Греции и Рима.          Первыми название для него придумали греки ­   ONOMASTIKE PTOSIS  (ономастика птозис). Римские ученые перевели эти слова на латынь: (казус  номинативус). И греческое ОНОМА и римское  НОМЕН одинаково значили «ИМЯ».          Интересно, что в грамматиках «новых  европейских языков» сохранилось название  НОМИНАТИВ для падежа, который считается  «основной формой существительного» (в английском,  немецком, французском языках). Мы перевели это  слово на русский язык как ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ (тот,  который именует, называет)  ­Что нового узнали? Что значит «именительный»? ­В чем преимущество этого падежа? (он именует,  называет предметы) 2)сравнительный анализ именительного и винительного  падежей а)№122\№131 по учебнику ­Прочитайте предложение, назовите основу. По 1 абзацу: ­ Чем  различаются эти предложения? (1 – простое с однородными членами, 2 – сложное) ­Составьте схему 1 вариант – 1 предложения, 2 вариант  – 2 предложения. ____  ____   и   ____   .         _____  _____  ,  и    ____     _____  . ­Запишите 2 предложение, выделите синтаксическую  основу и определите падеж подлежащего.     На дне озера лежали истлевшие листья (И.п.), и в  воде плавали коряги (И.п.).  По 2 абзацу: выберите предложение к следующей  характеристике  Простое, повествовательное, невосклицательное,  осложнено однородными сказуемыми. (Рыба  нырнула и прошла под резиновой лодкой.) ­Запишите предложение, определите падеж у  подлежащего.  Простое, повествовательное, невосклицательное,  нераспространенное. (Лодка закачалась.)  ­Что замечаем? Сделайте вывод. ИМЯ СУЩ. в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ  ЯВЛЯЕТСЯ ПОДЛЕЖАЩИМ. б)­Назовите вопросы В.п. (кого? что?) ­Почему он получил такое название? (Ученые связывают название падежа со словом ВИНА)  На доске схема­опора (заполняется по ходу урока) ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ВИНИТЕЛЬНЫЙ КТО? ЧТО? КОГО? ЧТО? подлежащее второстепенный член №123\№132 – Что общего у существительных ОСТРОВ, ГОРОД, РАССКАЗ? (сущ. неод., мужской род,  ед.число, 2 скл., нулевое окончание) ­Измените по падежам: И.п. (что?) ОСТРОВ     ГОРОД       РАССКАЗ В.п. (что?)  ОСТРОВ     ГОРОД       РАССКАЗ ­Что заметили? (форма слов одинаковая) ­Какая проблема может возникнуть? (у сущ. мужского  рода с нулевым окончанием легко спутать И.п. и В.п.) ­Какую цель поставим перед собой на следующем этапе  урока? (научиться различать эти падежи) №124\№133 ­Прочитайте 1 и 2 предложения. ­Что нам советуют? (найти главные члены предложения) –Для чего, как это может нам помочь? (подлежащее  всегда употребляется в И.п.) В океане затерялся необитаемый остров.  ОСТРОВ  ­ подлежащее, И.п.. Мореплаватели открыли необитаемый остров.    ОСТРОВ – второстепенный член предложения,  значит, В.п. 1 абзац с комментированием ВЫВОД: СУЩ. НЕОДУШЕВЛЕННОЕ МУЖСКОГО  РОДА ЕД.ЧИСЛА С НУЛЕВЫМ ОКОНЧАНИЕМ  СТОИТ В И.П., КОГДА ЯВ­СЯ ПОДЛЕЖАЩИМ, И В  В.П., КОГДА является ВТОРОСТЕПЕННЫМ  ЧЛЕНОМ  ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  ­Проверьте себя по учебнику (с.76 правило) ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ВИНИТЕЛЬНЫЙ КТО? ЧТО? КОГО? ЧТО? В предложении является  Второстепенный член  подлежащим предложения Не употребляется с  предлогами Употребляется с  предлогами ­Пользуясь схемой­опорой, выполните по вариантам  1вариант – предл.3,4,  2 вариант – предл.5,6 Проверка фронтальная ­Что помогало вам в определении падежа? (по схеме)  в) №125\№134 (№ упр зависит от года выпуска  учебного пособия «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева  Е.В., Пронина)четверостишье 2) ­ Определите падеж выделенных существительных,  мотивируйте свой выбор: Князь пошел, забывши горе, Сел на башню и на море Стал глядеть он; море вдруг Всколыхалося вокруг… ­Сравните: В.п. на море и Им.п. море ­Есть ли у существительных в Им.п. предлоги?  ­Сделайте ВЫВОД (СЛАЙД). ­ЧТЕНИЕ ПРАВИЛА стр.105, второй абзац ­Что узнали нового? Выпишите предлоги В.п. г)Упр. №127\ №136  ­Выберите и запишите словосочетания с  существительными в В.п. смотрит в окно(В.п.) стучится в стекло(В.п.) Придумайте свой пример с сущ. в В.п. (используйте V Итог урока Рефлексия  деятельности предлоги из таблицы) – гляжу на небо, смотрю на  дерево, залез на столб и т.д. ­Какие падежи изучали? (Именительный и винительный) ­Почему их можно спутать? (одинаковые вопросы и  формы сущ.) ­Как их можно различать? (по сравнительной таблице) ­Вернемся к стихотворным строкам Ф.П.Савинова Вижу (что?) нивы, поля, приволье Это (что?) Родина, природа         И.п. или В.п. ­Проверьте свою работу,мотивруйте свой выбор.  (учащиеся приводят в качестве доказательств  грамматические признаки изучаемых падежей: член  предложения, вопросы и т.д.) ­Кто выполнил работу без ошибок? В чем допустили  ошибки? Помогло ли вам умение различать Им. и В.  падежи при исправлении ошибок? VI Домашнее   Для закрепления знаний потренируемся дома:  задание сравнительная таблица Им. и В. падежей  стр.105 №3 стр.118 Д/м №70 устно

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык 4 класс "Именительный и Винительный падежи имен существительных"

Разработка урока Русский язык  4 класс  "Именительный и Винительный падежи имен существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2018