Тема: Урок игра «Русское лото».
урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для
Цель
выполнения тестовых заданий ЕГЭ .
Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических,
морфологических и синтаксических норм.
Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения;
Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению
русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.
Оборудование: мультимедийный тренажёр, карточки.
Организационный момент:
Здравствуйте дорогие ребята и гости! Я рада видеть вас на нашем
уроке. Сегодня у нас на уроке присутствуют долгожданные гости, которые
будут в роли экспертов.
Экспертами 1 группы будут гости с зелёными жетонами, экспертами 2
группы будут гости с розовыми жетонами. В конце урока каждая экспертная
группа оценивает работу учащихся.
И прежде всего как начать урок, давайте поприветствуем друг друга
аплодисментами.
Игра «Аплодисменты». Я приветствую Тамару...
Мотивация. Обратите внимание на эпиграф нашего урока «Тот, кто хочет,
делает больше, чем тот, кто может».
Как понимаете эти слова? Прокомментируйте, выскажите свою точку
зрения.
Ответы учащихся.
Я абсолютно с вами согласна. Уверена, что сегодня у нас все получится.
Сегодня у нас необычный урок, и я предлагаю Вам провести урок –
практикум по подготовке к ЕГЭ, проведём его в форме игры «Русское лото».
Я приготовила презентациютренажёр, которая представляет собой
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ для повторения при подготовке к ЕГЭ.
У нас сегодня две команды. Игра будет проходить на Синем и Зелёном поле.
Игроки выбирают себе бочонок по принципу «Морского боя». (Например, 2В
бочонок №14 . На синем поле открываем задание №14, щёлкая на верхнюю
часть клетки. После того, как ответили на вопрос и проверили правильность
выполнения, кликнем на значок «русское лото», после этого на нижнюю часть
клетки с задание №14 и закрываем её фишкой. Далее кликнем на значок
«русское лото» и предоставляем возможность другой команде выбратьзадание. Если открывается бочонок красного цвета, команда пропускает ход.
Игра заканчивается, когда закроется одно из полей.)
Итак, начинаем игру. Первым начинает команда №1.
Задание 1 Поставьте ударение в следующих словах:
Корыы сть
Соболеызнование
Квартаыл
Среыдства
Красиы вее
Стаытуя
Обеспеычение
Крениы ть
Балоыванный
Коклюы ш
Кровоточиыть
Задание 2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово
правильно.
ПОЛУТОРАСТА книгам
опытные ИНЖЕНЕРА
ТРЕХ восьмых
наименее УДОБНЫЙ
НАИСЛОЖНЕЙШИЙ
Ответ: инженеры
Задание 3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в
образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово
правильно.
ящик МАНДАРИН
выступали ПРОФЕССОРА
ИХ предложения
более КРАСИВЫЙ
ИСПЕКИ пирог
Ответ: Мандаринов
Задание 4. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется
СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие
качества перед лицом смерти.
Ключи от сундука деда до сих пор (не) найдены.
Я терпеть Ваши шутки (не) намерен.
У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.
Ответ: Неправильные
Задание 5.В одном из приведённых ниже
предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
Услуги связи оказываются на высоком уровне: мы почти не получаем жалоб
от АБОНЕМЕНТОВ.
Со смотровой площадки перед нами открылись НЕОГЛЯДНЫЕ просторы.
Сделайте глубокий ВДОХ и задержите дыхание.
ГЛИНИСТЫЕ почвы трудно обрабатывать, но они хорошо задерживают влагу.
Пятый абзац допускает ДВОЙСТВЕННОЕ толкование.
Ответ: абонентов<или>абонент
Задание 6. Укажите предложения с грамматической ошибкой
«Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом»
1)Вся дорога должна быть в поле зрения водителя, находясь за рулем
автомобиля.
2) Храня сведения о прошлом, летописи были ценнейшим материалом для
историков.
3) Используя языковые средства
выразительности, речь наполняется яркими красками.
4) Готовясь к экзамену по русскому языку, толковые словари помогут вам.
Ответ:1,3,4.
Задание 7. Укажите предложения с грамматической ошибкой
«Нарушение в построении предложения с несогласованным
приложением»
1)В районной газете «Светлом пути» была опубликована статья о нашей
школе.
2) Начало русской драматургии было положено пьесами «Недоросль» Д.И.
Фонвизина и «Горе от ума» А.С. Грибоедова.
3)В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на это произведение.
4) Путешествие по Волге мы совершили на теплоходе «Пётр Великий».Ответ:
Ответ 1,3
Задание 8.
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная
корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
эксп...диция
водор...сли
к...лендарь
к...шачий
пост...лить
Ответ : Кошачий
Задание 9.Установите соответствие между предложениями и
допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A)Важным ключом к раскрытию
смысла романа является и
авторская ирония, раскрывающей
не только характеры, героев, но и
идейную нагрузку романа.
Б) Все, кто читал роман, заметил
факты, не соответствующие
действительности.
B)Человеку, перейдя в царство
истины, не потребуется никакая
власть.
Г) Благодаря полёта ласточки, в
голове прокуратора сложилась
формула.
Д) Значительная часть читателей
в романе «Мастере и Маргариты»
долгое время черпали сведения об
евангельских событиях как не едва
ли из единственного источника.
1)неправильное употребление
падежной формы
существительного с предлогом
2) нарушение связи между
подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении
предложения с несогласованным
приложением
4) ошибка в построении
предложения с однородными
членами
5) неправильное построение
предложения с деепричастным
оборотом
6) нарушение в построении
предложения с причастным
оборотом
7) неправильное построение
предложения с косвенной речью.
Ответ:62513
Задание10.
Сложные наречия пишутся обычно через дефис, например: елееле,
крепконакрепко, давнымдавно. А какое наречие пишется с двумя
дефисами?
Ответ: Точь – в точь
Физминутка: Давайте проведём физминутку. «Раз мобильник…»
Задание.11
1) Никиту повели (в) глубь коридора.
2) Рыба ушла (в) глубь.3) Лесник всё вёл и вёл (в) глубь леса.
4) Иду (в) глубь двора.
Задание 12
Грузинка, /державшая кувшин над головой/, узкой тропой сходила к берегу.
Писатель, /увлёкшийся работой/, не заметил приближения ночи.
Ответ:
держа кувшин над головой/
/увлёкшись работой/
Задание 13. Преобразуйте предложения с причастным оборотом в
предложения с деепричастным оборотом
Наточил нож острее.
Слово стрелы острее.
Ответ:
Наточил как? остро (наречие)
Слово каково? остро (острое – прилагательное)
Задание 14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН
Стра( )о, но, трижды ране( )ый, контужен( )ый, конь неизме( )о спасал жизнь
своему седоку.
Ответ:1,2,3,4
Задание15.
Определите частеречную принадлежность выделенных слов.
А) Чиновник продвигался к двери, кланяясь и благодаря
начальника.
Благодаря тренировкам его результаты улучшились.
( деепричастие – производный предлог)Задание 16.Определите, какой частью речи являются выделенные слова
1. По весеннему небу, светит повесеннему.
2. Подойти вплотную, в плотную бумагу
3. Насчет работы, положить деньги на счет.
Ответ:
1. Существительное с предлогом; наречие.
2. Наречие; существительное с предлогом.
3.Производный предлог; существительное с предлогом.
Задание 17.Какой частью речи являются выделенные слова?
Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься.
(А. Толстой)
Когда почувствовал беспомощность, стало страшнее.
Друг каков? страшнее (страшный – прилагательное)
Стало как? Страшно (наречие)
Задание18. Найдите «четвертое лишнее».
1. Любить, бить, давить, рубить.
2. Синеть, чернеть, петь, звенеть.
Ответ: «Лишними» являются глаголы бить (относится к I спряжению) и
звенеть (относится ко II спряжению).
Задание19. Определите, к каким частям речи относятся слова:
два
двойка
двое
Два – колич.числит.
Двойка – сущ.
Двое – собират.числит
Второй – порядковое числит.Второстепенный – прилаг.
Вовторых – наречие
Вторичный – прилаг.
Двояк – сущ.
Двойня – сущ.
Вдвоём – наречие
Удвоить глагол
второй
второстепенный
вовторых
вторичный
двояк
двойня
вдвоём
удвоить
Задание20. Найдите в тексте и определите средства языковой
выразительности.
1. Ты, брат, это батальон. Полк.Дивизия. А хочешьФронт. Россия!...
(А.Твардовский)
2. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский)
3. Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков. (А.С. Пушкин)
4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег. (С. Есенин)
5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
(А. Чехов)
а) Гипербола;
б) Метафора;
в) Инверсия;
г) Градация;
д) Ирония.
Ответы: 1Г,2А,3Д,4Ь,5И.
Закончить наш урок хочу словами. Дорогу осилит идущий.Как вы понимаете это высказывание?
Молодцы. Мы сегодня все хорошо потрудились.
Оценивание: А теперь слово предоставляется экспертам групп. (оценивают
учащихся эксперты гости ).
Д/з
1. Выполнить на рабочем тетради «Я сдам ЕГЭ», задание1,2,3.стр56.
2. Написать сочинение, ответив на следующий вопрос. Согласны ли Вы с
утверждением Ф.М.Достоевского «Если хочешь победить весь мир, победи
самого себя»?