Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Оценка 4.7

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
02.05.2018
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Морфологический разбор имени существительного" Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи. Задачи: Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного. Развивающая: развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах; Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса. Оборудование: мультимедийный проектор. Наглядно-дидактические материалы: словарь Ожегова, презентация “Морфологический разбор имени существительного”, карточки-задания дифференцированного характера, листы самоконтроля.Урок русского языка в 6-м классе по теме "Морфологический разбор имени существительного" Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи. Задачи: Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного. Развивающая: развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах; Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса. Оборудование: мультимедийный проектор. Наглядно-дидактические материалы: словарь Ожегова, презентация “Морфологический разбор имени существительного”, карточки-задания дифференцированного характера, листы самоконтроля.
РЯ 6 кл Морфол разбор сущ.docx
Урок русского языка в 6­м классе по теме "Морфологический разбор имени существительного" Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи. Задачи: Обучающая:  систематизация   и   закрепление   знаний   об   имени   существительном (морфологические   признаки   и   синтаксическая   роль),   обучение   умению   делать морфологический разбор имени существительного. Развивающая:  развитие   навыков   составления   монологического   высказывания   на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах; Воспитательная:  воспитание   интереса   к   русскому   языку,   воспитание   уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.  Оборудование: мультимедийный проектор.   материалы:  Наглядно­дидактические “Морфологический   разбор   имени   дифференцированного характера, листы самоконтроля. презентация   карточки­задания существительного”, словарь   Ожегова,   1. Организационный момент.  Ход урока 2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.  а) создание положительно­эмоционального настроя.  ­ Здравствуйте, ребята! Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь. Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь. А теперь с хорошим настроением начнём наш урок.  У всех хорошее настроение? Нет? А вот я вам его подниму. Вам пришло письмо. От кого, вы узнаете, когда отгадаете загадку (Слайд): Весь он в золоте сверкает,  Весь искрится при луне,  Елку в бусы наряжает  И рисует на стекле.  Он такой большой проказник ­  Ущипнет за самый нос.  Скоро к нам придет на праздник... Кто же это?  Отгадка: Дед Мороз (Слайд ). б) введение в тему урока. (Слайд ). ­ Совершенно верно. Письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет? Дорогие ребята! Вот и наступила зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание   на   санках   и   коньках,   прогулки   по   зимнему   лесу   и,   конечно   же,   новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками. ­ Ну что, ребята, порадовало вас письмо? А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?  (Ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и т.д.) ­ А какой частью речи являются все эти слова? (Ответы учеников: имена существительные) ­ А почему вы решили, что это имена существительные? (Ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное) ­ Молодцы, ребята! Совершенно верно.  3. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд ).  Но   мы   сегодня   с   вами   не   только   обобщим   и   повторим   все,   что   знаем   об   имени существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи. (Запись в тетрадь числа и темы урока) Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики. 3.1.   Веселый   праздник   Новый   Год   любят   все   народы.   Готовятся   к   нему   по­разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков. Так, в  Японии  дети  рисуют  корабли  и  прячут  рисунки под  подушку.  Они  верят,  что сказочный кораблик поможет осуществить мечту. В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати. Но у всех народов есть одна общая традиция.  Ребята, как вы думаете какая? (Ответ: приносить в дом елку, наряжать елку). (Слайд). ­ Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I, т.к. именно Указом Петра I с 1 января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок. С  тех   пор   елка ­   символ   вечной   молодости,  силы,  желанный   гость   в  каждом   доме   в новогоднюю ночь. 3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении. (Слайд). Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:  Ёлка ­ символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь4. (Синтаксический разбор выполняет ученик на интерактивной доске, класс в тетрадях, делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении) 3.3.   Повторение   орфограмм,   связанных   с   морфологическими   признаками   им. существительного (род, склонение, падеж). (Слайд). ­ А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении: Вырастала елка В лесу на горе. У нее иголки Зимой в серебре.  У нее на шишках  Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах.  ­ Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине “На севере диком”. Работа   с   текстом   (класс),   в   это   же   время   1   ученик   (эксперт)   работает   со   словарем Ожегова в поисках лексического значения и грамматических признаков слова “ёлка”. а)  Игра  “Соколиный   глаз”. (  Кто  больше  найдет   слов  с  известными   орфограммами  и пунктограммами):  (Орфограммы: вырастала (рос/раст); безуд. гласная в корне слова: в лесу (лес), на горе (горы), ледышки (лёд); проверяем. согл. в корне слова ледышки (ледышечка); на шишках (жи, ши); пальтишко (слов.слово. Ь для смягчения) и т.д; пунктограммы:   знаки   завершения   в   конце   простого   предложения,   знаки   препинания   в сложном предложении (чертим схемы). б) Лексическая разминка. I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (Игла) II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении, докажите свою точку зрения (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах). в) ­ А как вы считаете слово “ёлка” является однозначным или многозначным? Послушаем эксперта (ученик, работавший со словарем Ожегова, делает своё сообщение о результатах своих исследований) 4. Обобщение и систематизация понятий по теме “Имя существительное”. ­ Ребята, все мы узнали о слове “ёлка”, а какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка. (Слайд ). ­ Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей   лесной   красавицы:   шары,   гирлянды,   фонарики.   Но   это   будут   не   простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени существительного   и   познакомимся   с   порядком   морфологического   разбора.   Работа   по изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы. а) Повторение и систематизация ЗУН. Слайд . Работа в группах:  Каждая  группа  (5  групп)   выбирает  категорию,  самостоятельно   выполняет   задания,  на повторение морфологических признаков имен существительных. (Используются карточки­задания дифференцированного характера) 1 Группа: Распредели слова на 2 группы  каникулы Новый год игрушки Снегурочка Дед Мороз подарки Ответ: “Собственное или нарицательное”  2 Группа          Ребусы. Распредели ответы на 2 группы  ­ По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова? Ответ:  одушевленные: рыбка, волк, скворец; неодушевленные: рукав, тыква, смородина. Ответ: Определение морфологического признака “Одушевленное или неодушевленное имя существительное”  3 группа  Знаешь ли ты приметы зимы?  Соберите пословицы, определите род им. существительных в них. 1. Зима снежная        1. К непогоде. 2. Птица хохлится 2. Летом холодно. 3. Снегирь под окном чирикает 3. Лето дождливое. 4. Если зимою тепло 4. Быть метели.  5. Зимой собаки валяются Ответ: 1­3; 2­1; 3 ­5; 4­2; 5­ 4 ­ имен существительных какого рода мы не встретили? Приведите примеры. (Ответ: общего рода) Определение морфологического признака “Род имени существительного”. 5. К оттепели. 4 группа  Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”  Слайд 15. Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою.  Но солнце ее припечет –  Заплачет она и умрет. (Сосулька) 1 скл. Вот ещё одна загадка девочкам и мальчикам: Кто рождается в кармане С маленьким карманчиком? (Кенгуру) несклон. имя сущ. Какая игрушка Стреляет, как пушка? (Хлопушка) 1 скл. Колёсик простой Стал лентой витой. (Серпантин) 2 скл. Сами крошки, боятся кошки, Под полом живут, туда все несут. (Мыши) 3 скл.  В январе, На праздник важный, Дождь идёт Цветной, бумажный. (Конфетти) несклон. им. сущ. Без ног и без крыльев оно,  Быстро летит, не догонишь его. (Время) разносклоняемое имя сущ. Составьте   таблицу   “Склонение   имен   существительных”,   заполнив   ее   примерами. (Обращаю внимание на правописание слов) 1 скл. Разносклоняемые 2 скл. 3 скл. Несклоняемые Сосулька хлопушка серпантин мышь кенгуру время 5 группа Кроссворд. (Определение числа им. существительного) Слайд 16. Кроссворд. Изменение им. существительных по числам. По горизонтали: 1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем? 2. С горы ­ коняшка, в гору ­ деревяшка. Что это? 3. Что зимой короче: день или ночь? 4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму? Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку: Бел, как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. (Ответы: лекарство (ед.ч.), санки (только во мн. числе), день (ед.ч.), снегирь (ед.ч.), СНЕГ (ед.ч.). б) Физкультминутка. в) Обобщение ЗУН: 1) Работа с учебником. ­ А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника §42. 2) Решение проблемного вопроса. предлагаю   выполнить ­ Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы можно было выполнить морфологический разбор? (Ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных) 3) Закрепление изученного материала.  а) Выполнение морфологического разбора имени существительного ­   Вспомнив   все   признаки   имени   существительного, морфологический разбор слова “зиму3” (Слайд) (Слайд заполняется постепенно по мере того, как ученики вспоминают морфологические признаки имени существительного) б) Одновременно заполняется лист самоконтроля: “+” ­ умею определять “­ ” ­ не умею определять “ + ­ ” ­есть затруднения Лист самоконтроля Опред. имени сущ. как части речи Непостоянные морфологически е признаки Постоянные морфологические признаки род склонение Падеж Число Синт. роль   в предл. Нач.я форма им.сущ. собств.или нариц одушевл. или неодуш Проверочная работа с последующей взаимопроверкой. (Слайд). а)   Предлагаю   ребятам   выполнить   письменно   (по   вариантам   и   дифференцированно): морфологический разбор имен существительных  I вариант “прилетел с неба3”,  II вариант “убежал в землю3”  В чем заключается дифференциация: на “3” с помощью памятки “Порядок морфологического разбора им. существительного”; на “4” самостоятельно (по памяти); на “5” карточка – ответ (выполнен разбор, но с ошибками, надо найти ошибки). б) Взаимопроверка.  Опрос: ­ кто выполнил без ошибок (молодцы), ­ у кого 1­2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)  ­   у   кого   больше   3   ошибок   (необходима   помощь   учителя   или   одноклассника, справившегося с заданием).  5. Подведение итогов урока. а) Завершение работы. Елка, елка, елочка ­ Зеленая иголочка! Зажгись огнями разными ­  Зелеными и красными! Пришла на праздник елочка, Нарядная стоит, А на макушке звездочка Сверкает и блестит. Любит елочку народ Наряжать под Новый год. В каждом доме елка есть, Но такая только здесь! ­ А какая у нас елочка? (Слайд) (Ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени существительного.) ­ А какое у вас настроение? (Ответ: радостное, праздничное)  б) Рефлексия (Слайд) ­ Я узнал… ­ Было интересно… ­ Особенно понравилось… ­ Оказалось неожиданным… ­ Вызвало затруднение… ­ Было сложно… в) Выставление оценок. г) Домашнее задание. (Слайд) §42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить памятку.  “3”   Записать   четверостишье   о   зиме,   выполнить   морфологический   разбор   2­х   имен существительных; “4”   Записать   2   загадки   о   зиме,   выполнить   морфологический   разбор   2­х   имен существительных. “5” Составить 2 ребуса или кроссворд на тему “Зима”. Со словом – отгадкой выполнить морфологический разбор.  6. Завершение урока. (Слайд 22)  ­   Ребята,   мне   кажется,   что   вы   оправдали   надежды   Деда   Мороза.   Порадовали   вы   его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок! 1 группа  Распредели слова на 2 группы: возле слов первой группы поставь точку, а возле слов другой группы звездочку  каникулы Новый год игрушки Снегурочка Дед Мороз подарки По какому морфологическому признаку существительных ты распределил слова? 2 группа. Угадай ребусы. Распредели ответы на 2 группы: По какому морфологическому признаку существительных ты распределил слова?             3 группа  Соберите пословицы, определите род им. существительных в них. 1. Зима снежная        1. К непогоде. 2. Птица хохлится 2. Летом холодно. 3. Снегирь под окном чирикает 3. Лето дождливое. 4. Если зимою тепло 4. Быть метели. 5. Зимой собаки валяются 5. К оттепели. 4 группа Отгадай загадки, ответы впиши в таблицу 1. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою.  Но солнце ее припечет –  Заплачет она и умрет.  2. Вот ещё одна загадка девочкам и мальчикам: Кто рождается в кармане С маленьким карманчиком?  3. Какая игрушка Стреляет, как пушка?  4. Колёсик простой Стал лентой витой 5. Сами крошки, боятся кошки, Под полом живут, туда все несут 6. В январе, на праздник важный, Дождь идёт цветной, бумажный.  7. Без ног и без крыльев оно,  Быстро летит, не догонишь его 1 склонение 2 склонение 3 склонение Несклоняемые Разносклоняемые 5 группа  Кроссворд. Определи число существительных По горизонтали: 1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем? 2. С горы ­ коняшка, в гору ­ деревяшка. Что это? 3. Что зимой короче: день или ночь? 4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму? Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку: Бел, как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. Индивидуальное задание: Найди   в   словаре   Ожегова   лексическое   значение   слова  ЁЛКА,   подготовь сообщение для класса Лист самоконтроля Начальна Определени я   форма е   имени сущ­го   как имени сущ­го части речи Постоянные морфологические признаки собственное или нарицательно е одушевленное  или  неодушевленно е ро д скло нени е Непостоянные морфологическ ие признаки падеж число Синтаксическ ая роль в  предложении

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"

Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2018