Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
02.05.2018
Урок русского языка в 6-м классе по теме
"Морфологический разбор имени существительного"
Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.
Задачи:
Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.
Развивающая: развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Наглядно-дидактические материалы: словарь Ожегова, презентация “Морфологический разбор имени существительного”, карточки-задания дифференцированного характера, листы самоконтроля.Урок русского языка в 6-м классе по теме
"Морфологический разбор имени существительного"
Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.
Задачи:
Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.
Развивающая: развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Наглядно-дидактические материалы: словарь Ожегова, презентация “Морфологический разбор имени существительного”, карточки-задания дифференцированного характера, листы самоконтроля.
РЯ 6 кл Морфол разбор сущ.docx
Урок русского языка в 6м классе по теме
"Морфологический разбор имени существительного"
Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.
Задачи:
Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном
(морфологические признаки и синтаксическая роль), обучение умению делать
морфологический разбор имени существительного.
Развивающая: развитие навыков составления монологического высказывания на
лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного
отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: мультимедийный проектор.
материалы:
Нагляднодидактические
“Морфологический разбор имени
дифференцированного характера, листы самоконтроля.
презентация
карточкизадания
существительного”,
словарь
Ожегова,
1. Организационный момент.
Ход урока
2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
а) создание положительноэмоционального настроя.
Здравствуйте, ребята!
Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь.
Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь.
А теперь с хорошим настроением начнём наш урок.
У всех хорошее настроение?
Нет? А вот я вам его подниму. Вам пришло письмо. От кого, вы узнаете, когда отгадаете
загадку (Слайд):
Весь он в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник
Ущипнет за самый нос.
Скоро к нам придет на праздник... Кто же это?
Отгадка: Дед Мороз (Слайд ).
б) введение в тему урока. (Слайд ).
Совершенно верно. Письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?
Дорогие ребята!
Вот и наступила зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора.
Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки,
катание на санках и коньках, прогулки по зимнему лесу и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими
оценками.
Ну что, ребята, порадовало вас письмо?
А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?
(Ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и
т.д.)
А какой частью речи являются все эти слова?
(Ответы учеников: имена существительные)
А почему вы решили, что это имена существительные?
(Ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение,
что такое имя существительное)
Молодцы, ребята! Совершенно верно.
3. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд ).
Но мы сегодня с вами не только обобщим и повторим все, что знаем об имени
существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи.
(Запись в тетрадь числа и темы урока)
Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики.
3.1. Веселый праздник Новый Год любят все народы. Готовятся к нему поразному.
Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от
поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для
своих потомков.
Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут рисунки под подушку. Они верят, что
сказочный кораблик поможет осуществить мечту.
В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже
кровати.
Но у всех народов есть одна общая традиция.
Ребята, как вы думаете какая?
(Ответ: приносить в дом елку, наряжать елку). (Слайд).
Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I, т.к. именно Указом Петра I с 1
января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок.
С тех пор елка символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в
новогоднюю ночь.
3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении. (Слайд).
Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:
Ёлка символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю
ночь4.
(Синтаксический разбор выполняет ученик на интерактивной доске, класс в тетрадях,
делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении)
3.3. Повторение орфограмм, связанных с морфологическими признаками им.
существительного (род, склонение, падеж). (Слайд).
А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении:
Вырастала елка В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот
как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине “На севере диком”.
Работа с текстом (класс), в это же время 1 ученик (эксперт) работает со словарем
Ожегова в поисках лексического значения и грамматических признаков слова “ёлка”.
а) Игра “Соколиный глаз”. ( Кто больше найдет слов с известными орфограммами и
пунктограммами):
(Орфограммы: вырастала (рос/раст); безуд. гласная в корне слова: в лесу (лес), на горе
(горы), ледышки (лёд); проверяем. согл. в корне слова ледышки (ледышечка); на шишках
(жи, ши); пальтишко (слов.слово. Ь для смягчения) и т.д;
пунктограммы: знаки завершения в конце простого предложения, знаки препинания в
сложном предложении (чертим схемы).
б) Лексическая разминка.
I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (Игла)
II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении,
докажите свою точку зрения (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах).
в) А как вы считаете слово “ёлка” является однозначным или многозначным? Послушаем
эксперта (ученик, работавший со словарем Ожегова, делает своё сообщение о результатах
своих исследований)
4. Обобщение и систематизация понятий по теме “Имя существительное”.
Ребята, все мы узнали о слове “ёлка”, а какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка.
(Слайд ).
Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для
нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые
украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени
существительного и познакомимся с порядком морфологического разбора. Работа по
изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы.
а) Повторение и систематизация ЗУН.
Слайд . Работа в группах:
Каждая группа (5 групп) выбирает категорию, самостоятельно выполняет задания, на
повторение морфологических признаков имен существительных.
(Используются карточкизадания дифференцированного характера)
1 Группа: Распредели слова на 2 группы
каникулы
Новый год
игрушки
Снегурочка
Дед Мороз
подарки Ответ: “Собственное или нарицательное”
2 Группа Ребусы. Распредели ответы на 2 группы
По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова?
Ответ:
одушевленные: рыбка, волк, скворец;
неодушевленные: рукав, тыква, смородина.
Ответ: Определение морфологического признака “Одушевленное или неодушевленное
имя существительное”
3 группа
Знаешь ли ты приметы зимы?
Соберите пословицы, определите род им. существительных в них.
1. Зима снежная
1. К непогоде.
2. Птица хохлится
2. Летом холодно.
3. Снегирь под окном чирикает
3. Лето дождливое.
4. Если зимою тепло
4. Быть метели.
5. Зимой собаки валяются
Ответ: 13; 21; 3 5; 42; 5 4 имен существительных какого рода мы не встретили?
Приведите примеры.
(Ответ: общего рода)
Определение морфологического признака “Род имени существительного”.
5. К оттепели.
4 группа
Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”
Слайд 15. Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька) 1 скл.
Вот ещё одна загадка
девочкам и мальчикам:
Кто рождается в кармане
С маленьким карманчиком? (Кенгуру) несклон. имя сущ. Какая игрушка
Стреляет, как пушка? (Хлопушка) 1 скл.
Колёсик простой
Стал лентой витой. (Серпантин) 2 скл.
Сами крошки, боятся кошки,
Под полом живут, туда все несут. (Мыши) 3 скл.
В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный. (Конфетти) несклон. им. сущ.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время) разносклоняемое имя сущ.
Составьте таблицу “Склонение имен существительных”, заполнив ее примерами.
(Обращаю внимание на правописание слов)
1 скл.
Разносклоняемые
2 скл.
3 скл.
Несклоняемые
Сосулька
хлопушка
серпантин
мышь
кенгуру
время
5 группа
Кроссворд. (Определение числа им. существительного)
Слайд 16. Кроссворд. Изменение им. существительных по числам.
По горизонтали:
1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?
2. С горы коняшка, в гору деревяшка. Что это?
3. Что зимой короче: день или ночь?
4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?
Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку:
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
(Ответы: лекарство (ед.ч.), санки (только во мн. числе), день (ед.ч.), снегирь (ед.ч.), СНЕГ
(ед.ч.).
б) Физкультминутка.
в) Обобщение ЗУН:
1) Работа с учебником.
А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника §42.
2) Решение проблемного вопроса. предлагаю выполнить
Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы
можно было выполнить морфологический разбор?
(Ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных)
3) Закрепление изученного материала.
а) Выполнение морфологического разбора имени существительного
Вспомнив все признаки имени существительного,
морфологический разбор слова “зиму3” (Слайд)
(Слайд заполняется постепенно по мере того, как ученики вспоминают морфологические
признаки имени существительного)
б) Одновременно заполняется лист самоконтроля:
“+” умею определять
“ ” не умею определять
“ + ” есть затруднения
Лист самоконтроля
Опред.
имени
сущ.
как
части
речи
Непостоянные
морфологически
е признаки
Постоянные морфологические признаки
род
склонение Падеж
Число
Синт.
роль в
предл.
Нач.я
форма
им.сущ.
собств.или
нариц
одушевл.
или
неодуш
Проверочная работа с последующей взаимопроверкой. (Слайд).
а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (по вариантам и дифференцированно):
морфологический разбор имен существительных
I вариант “прилетел с неба3”,
II вариант “убежал в землю3”
В чем заключается дифференциация:
на “3” с помощью памятки “Порядок морфологического разбора им. существительного”;
на “4” самостоятельно (по памяти);
на “5” карточка – ответ (выполнен разбор, но с ошибками, надо найти ошибки).
б) Взаимопроверка.
Опрос: кто выполнил без ошибок (молодцы),
у кого 12 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)
у кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или одноклассника,
справившегося с заданием).
5. Подведение итогов урока.
а) Завершение работы.
Елка, елка, елочка
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными
Зелеными и красными!
Пришла на праздник елочка, Нарядная стоит,
А на макушке звездочка
Сверкает и блестит.
Любит елочку народ
Наряжать под Новый год.
В каждом доме елка есть,
Но такая только здесь!
А какая у нас елочка? (Слайд)
(Ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени
существительного.)
А какое у вас настроение?
(Ответ: радостное, праздничное)
б) Рефлексия (Слайд)
Я узнал…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Оказалось неожиданным…
Вызвало затруднение…
Было сложно…
в) Выставление оценок.
г) Домашнее задание. (Слайд)
§42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить
памятку.
“3” Записать четверостишье о зиме, выполнить морфологический разбор 2х имен
существительных;
“4” Записать 2 загадки о зиме, выполнить морфологический разбор 2х имен
существительных.
“5” Составить 2 ребуса или кроссворд на тему “Зима”. Со словом – отгадкой выполнить
морфологический разбор.
6. Завершение урока. (Слайд 22)
Ребята, мне кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали вы его
сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок! 1 группа
Распредели слова на 2 группы: возле слов первой группы поставь точку, а возле
слов другой группы звездочку
каникулы
Новый год
игрушки
Снегурочка
Дед Мороз
подарки
По какому морфологическому признаку существительных ты распределил слова?
2 группа. Угадай ребусы.
Распредели ответы на 2 группы:
По какому морфологическому признаку существительных ты распределил слова?
3 группа
Соберите пословицы, определите род им. существительных в них.
1. Зима снежная
1. К непогоде.
2. Птица хохлится
2. Летом холодно.
3. Снегирь под окном чирикает
3. Лето дождливое.
4. Если зимою тепло
4. Быть метели. 5. Зимой собаки валяются
5. К оттепели.
4 группа
Отгадай загадки, ответы впиши в таблицу
1. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
2. Вот ещё одна загадка
девочкам и мальчикам:
Кто рождается в кармане
С маленьким карманчиком?
3. Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
4. Колёсик простой
Стал лентой витой
5. Сами крошки, боятся кошки,
Под полом живут, туда все несут
6. В январе, на праздник важный,
Дождь идёт цветной, бумажный.
7. Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Несклоняемые
Разносклоняемые
5 группа
Кроссворд. Определи число существительных
По горизонтали:
1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?
2. С горы коняшка, в гору деревяшка. Что это?
3. Что зимой короче: день или ночь?
4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?
Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку:
Бел, как мел, С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.
Индивидуальное задание:
Найди в словаре Ожегова лексическое значение слова ЁЛКА, подготовь
сообщение для класса
Лист самоконтроля
Начальна
Определени
я форма
е
имени
сущго как
имени
сущго
части речи
Постоянные морфологические признаки
собственное
или
нарицательно
е
одушевленное
или
неодушевленно
е
ро
д
скло
нени
е
Непостоянные
морфологическ
ие признаки
падеж
число
Синтаксическ
ая роль в
предложении
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Разработка урока русского языка 6 класс "Морфологический разбор существительного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.