ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«СОСТАВ СЛОВА» 3 КЛАСС
Цель:
Обучающая:
Развивающая:
Воспитывающая :
Здоровьесберегающая:
Тип урока: интегрированный (русский язык, трудовое обучение, информатика).
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный, практический, информационный, игровой, коллективный способ обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютеры; таблица "СОСТАВ СЛОВА"; карточки-листы с заданиями, памятки «Фонетический разбор слова», «Разбор по составу», творческий набор «Собери ёлочку», презентация, тест - онлайн «Состав слова», магнитная доска, снеговички с однокоренными словами.
Методические приемы:
Педагогические технологии:
Учитель: – Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
1-Мы рады приветствовать вас в классе.
2-Возможно есть классы и лучше и краше.
3-Но пусть в нашем классе вам будет светло.
4-Пусть будет уютно и очень легко,
5-Поручено нам вас сегодня встречать,
6-Начнем же урок,
Не будем время ЗРЯ терять.
Учитель: Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
Восточная мудрость гласит:
7-Приобретать знания – храбрость.
8-Приумножать – мудрость.
9-А умело применять – искусство!
- Ребята, каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?
(интересный, познавательный, плодотворный, развивающий).
- Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики? (активные, думающие, работоспособные, внимательные, аккуратные, дисциплинированные, дружные).
- Я желаю вам быть на уроке внимательными, активными, думающими, работоспособными и дружными.
2.Введение в тему.
– Сегодня у нас не просто урок, а урок – ОБОБЩЕНИЕ.
- Ребята, запишите буквы, а затем из этих букв надо собрать слова. Они и будут темой нашего урока (СОСТАВ СЛОВА)
1.Парная глухая звуку З (С)
2. Предыдущая в алфавите букве П (о)
3.Буква в алфавите после Р (С)
4.Парная согласная букве Д (т
5.Старославянское название буквы Аз, современное …(А)
6.вторая буква в слове звезда (В)
7.Первая буква части речи, отвечающей на вопросы КТО? Или ЧТО? (С)
8.Синоним к слову БЕЗДЕЛЬНИК (Лодырь) гонять лодыря
9.Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения. (Омонимы)
10.Антоним к слову грустный (Весёлый)
11.Имя автора стихотворения:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница … (Зима.) (А.Пушкин) (СОСТАВ СЛОВА) – магнитная
доска
3.Сообщение темы урока. СОСТАВ СЛОВА (дети читают хором)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке?
(научиться находить части слова, образовывать и подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу).
- Для чего нужно знать состав слова? (Чтобы правильно писать слова.)
4.Минутка каллиграфии.
Интересная минутка: - Назовите число, в котором 2дес и 1ед. (21- двузначное нечётное составное число, ГАЗ-21 — советский легковой автомобиль, МиГ-21 - советский истребитель, самый распространённый военный самолёт в истории, «21» — ресторан в Нью-Йорке, 21 число – День зимнего солнцестояния).
- Прекрасный день, прекрасное время года. Отгадайте загадку и запишите в тетрадях первую букву отгадки:
Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лёд реки убираю.
– Что это? (зима)
– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)
5. Блиц-опрос: - Вспомните изученные правила. (Выбирают карточку-снежинку с вопросом).
- Что такое окончание? Основа? Корень? Приставка? Суффикс?
– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий).
Звуки зимы (звучит музыка).
6.Звуковой анализ слова. ЗИМА-4б.,4зв. (памятки «Звуковой разбор»)
– Начинаем с зимних месяцев.
Этот месяц год кончает, зиму
начинает.
Этот месяц году начало – зиме середина.
Этот месяц очень капризен: и сильные морозы, и капель.
(Д_кабрь, _ нварь, ф_враль.)
– Какой это мастер На стекла нанёс И листья, и травы, и запахи роз?
– Зима приносит детям много забав. Вы, наверно, любите кататься на коньках?
Раньше коньки вырезали из дерева. По форме они напоминали лошадку. Оттого и название – коньки.Зимний вид спорта с шайбой.
(М_роз, к_ньки, хо__ей) ,Новогодний ….(праз_ник), белый (сне_), радос_ный, з_мля.
М_р_зная звёз_ная ночь праз_нично украсила землю. (Подчеркнуть грамматическую основу).
- Назовите словосочетания в предложении: ночь морозная, ночь звёздная, ночь украсила, украсила землю, празднично украсила.
9.Физминутка «Снеговик» (презентация «Физминутка»)
10. Игра «Третий лишний». (У доски по 3 человека с карточками-словами)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты всё сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Носик, нос, носок
Пёс, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова?
Отвечайте мне тогда! (Дети убирают лишние слова на карточках)
11.Работа с текстом.
– Ребята, давайте отправимся в лес и послушаем зимние звуки. (Чтение текста).
Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Журчит и потрескивает ручей, покрытый льдом. Поскрипывают во сне молчаливые деревья.
– Что автор сказал о деревьях?
– Разберите по составу слова: зимнее, снежинки, потрескивает, покрытый, поскрипывают, молчаливые (разбирают по 1 слову 3 человека, выходят у доски с карточкой-словом).
12.Восстановление деформированных слов. (Звук «Шум ветра»)
- Ребята, в лесу начался ветер и слова «рассыпались» на части. Пожалуйста, восстановите нужный порядок следования частей в каждом слове, и запишите получившиеся слова.
Карточка с заданием
к, дар, и, по ____________________
к, гул, про, а ____________________
ок, гор, при ____________________
ов , берёз, ая ____________________
за, енн, снеж, ый ____________________
а, изб, ушк ____________________
- Погреемся сейчас после морозного ветра в ИЗБУШКЕ.
С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ - – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и всё, настало время
С ПО – зарядку повторять.
С ЗА – зарядку завершать.
14.Игра «Найди приставку или суффикс».
Задание «Найди приставку!» (на отдельный лист приклеить Приставки или Суффиксы) или Детям раздаются карточки с приставками и суффиксами. По сигнальной карточке ПРИСТАВКА/СУФФИКС – встают дети, у кого на карточке приставка/СУФФИКС.
( до по про- о- об- от- под- на- над- за- пред- пере- при- вы- в- у- с-),
(к н ик ек онок ёнок ат ят ист ушк ишк).
15.Задание Бабушки – Загадушки. (Выполняет группа детей из 6 человек)
- Избушка откроет двери после выполнения задания:
ЗАГАДКА: Перед корнем подставляем эту
часть. Как называем? (Приставка) - Открываем дверцу! (скрип дверей)
Бабушка – загадушка приготовила
задание:
Сделать замену –
заменить,
сделать подарок – подарить,
одержать победу – победить,
сделать запись – записать,
покрыть краской – покрасить,
положить соль – посолить,
оказать помощь – помочь,
быть гостем – погостить.
( Написание по образцу глаголов с приставками).
– Погостили, но чтобы
выйти из избушки, надо собрать Суффиксы:
16.Игра «Весёлые суффиксы». (Выполняет группа детей из 6 человек)
Ласковые суффиксы (ушк юшк ишк очк ечк оньк еньк)
Суффиксы-трудяги(ист щик ёр ник чик тель арь ир)
Суффиксы-малышки (онок ёнок ат ят)
– Отправляемся дальше по зимнему лесу. Прочитайте текст
ПО ЗИМНЕМУ ЛЕСУ
1– “Хруст, хруст” – прошли в поисках лакомых веток рябины лосиха с лосенком.
2- “ Тук, тук, тук” – трудится дятел, лесной санитар.
3- “Пи, пи , пи” – тоненько попискивают под снегом мышки, ищущие корм.
4- “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели вместе с другими птицами?” – спрашивает молодая синичка.
5-“Пинь-пинь-тр-р, нам и здесь хорошо. Полетим на кормушку.
6- Там ребята положили семечки и несоленое сало, – отвечает взрослая птица. И снова тихо в лесу.
- Какие животные искали корм в лесу?
- Какую помощь можем оказать зимой птицам? (Акция «Птицы - наши друзья»)
-Назовите суффиксы и приставки в выделенных словах. (по партам)
18. Задание СНЕГОВИЧКА (мастер-класс Ёлочка) / Тест «Состав слова» (работа за компьютером – http://onlinetestpad.com/ru/testview/5173-sostav-slova ) - 6 чел.
Составьте из слов
каждой строки предложения. Составьте из
слов-снежинок ЁЛОЧКУ. уборе,
В, стояли, праздничном, деревья. птицы, весело, чирикали, и, щебетали. |
- Что такое орфографический словарь?
-Когда мы к нему обращаемся?
- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова
- Какие ошибки допустила ученица?
Орфографический словарь
На прашлагодние ашипки
Сматреть мне трудно без улыпки.
Пишу я лучче многих в класе,
Мне падарил падарок Вася:
Я изучяла весь енварь
Арфаграфичиский славарь. (16 ошибок)
- Прочитайте текст.
Снегири
(Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на белоснежном фоне.
- Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить слова, чтобы получился понятный текст).
- Прочитайте полученный текст.
- Как вы думаете, какая часть слова была пропущена?
- Спишите текст и выделите окончания.
Ученик:
– Чародейкою зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
– Какие задания вам понравилось на уроке?
–Что запомнилось?
– Ребята, отгадайте шараду.
Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)
– Итак, ребята вы хорошо поработали, оцените себя. Выберите снежинку, которая больше вам подходит. (Рефлексия урока)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.