Разработка урока русского языка "Неопределенная форма глагола"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по русскому языку разработан учителем начальных классов Сидоровой Альбиной Спиридоновной. Тема урока "Неопределенная форма глагола" .Цели урока. 1. Познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формой глагола. 2.Совершенствовать знания об особенностях глагола в неопределенной форме. 3. Формировать умение соотносить начальную и личную форму глагола
Иконка файла материала инфинитив.doc
Тема урока. Неопределенная форма глагола ­   начальная форма глагола ( инфинитив ). Цели. 1. Познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формой                 глагола.            2.Совершенствовать знания об особенностях глагола в неопределенной                 форме.             3. Формировать умение соотносить начальную и личную форму глагола             4. Развивать умение определять глаголы в начальной форме в тексте.             5. Познакомить с особенностями написания глаголов в начальной                 форме, оканчивающихся на  ТЬСЯ, ЧЬ             6. Закрепить знания об изученных орфограммах.             7. Совершенствовать каллиграфические и санитарно­ гигиенические навыки. Оборудование. Учебник русского языка для 4 класса,карточки с кроссвордом,  презентация «  Неопределенная форма глагола­ начальная форма глагола», проектор, ноутбук.                Х О Д     У Р О К А 1.ОРГАНИЗАЦИЯ  КЛАССА. 2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.     Два ученика на доске выполняют морфологический разбор слов:  космический, корабль ­ Прочитайте текст. О чем он? ­ В тексте есть слова, написание которых нужно объяснить. На какое правило?  ( Безударная гласная в корне слова) ­ Объясните написание данных слов.( на доске­ уд . лось, к . смический ) ­ Какими словами проверяли безударную гласную? (однокоренными) ­ Назовите однокоренные слова в тексте. ­ Какое из них будет проверочное? Почему? ­ Что интересного в слове самолет? (2 корня) ­ К какой части речи относится это слово? ­ Проверяем морфологический разбор:       1 вар. –проверяет существительное       2 вар. –прилагательное   Дополнительные вопросы. ­ Что такое имя существительное? ­ Что такое имя прилагательное? (оценки) ­ Какую часть речи сейчас изучаем? Что такое глагол? ­ С какими глаголами мы познакомились на прошлом уроке? (с глаголами в  неопределенной форме ) ­ На какие вопросы они отвечают? ­ Назовите из домашнего упражнения глаголы в неопределенной форме. Итог. – С домашнем заданием справились, а  каллиграфию и оформление проверю при проверке  тетрадей. 3. КАЛЛИГРАФИЯ. ­ Работу в тетради начнем с каллиграфии. Какие правила мы должны соблюдать при письме букв? ­ Сегодня на контроле строчная буква ж и написание слогов с верхним соединением. ­ Посмотрите на букву. При письме особое внимание уделяем ширине буквы. Проверим посадку.  Напишем букву 3 раза. ­ Посмотрите на доску. ( на доске написано: жи, жа, жу, же, жл )­ Какие слоги мы можем записать? ­ Почему не напишем жл? (нижнее соединение, не слог ) ­ Запишите слоги на этой же строке. ­ Продолжим работу над каллиграфией. Послушайте задание. Надо подобрать глаголы  в неопределенной форме, которые начинаются с этих слогов. (жить, жалеть, жужжать, журчать) ­ С какими орфограммами встретились? ­ Я подобрала слово со слогом же, но какое это слово вы узнаете, когда разгадаете ребус.       ( Ответ  желать – на карточке) ­ Это новое словарное слово с непроверяемой безударной гласной е  в корне.  Запишите это слово ,  Запомните как оно пишется . В нашей дальнейшей работе мы еще встретим это слово. ­ На какой вопрос отвечают эти слова? ­ На что оканчиваются? Подчеркните. ­ На что это указывает? ( Глагол в неопределенной форме.) ­ Иначе такие глаголы называются ИНФИНИТИВ. Он только показывает действие. ­ На стр. 182 найдите правило, самостоятельно прочитайте и ответьте мне на следующий вопрос :  чем же еще являются глаголы в неопределенной форме? ( начальной формой глагола ) ­ Мы познакомились с написанием глагола желать, в какой он форме? ­ В словаре все глаголы даны в неопределенной форме. В нашем словаре тоже есть  глаголы. Искать мы их не будем, но узнать, что это за глаголы вам помогут ребусы.                                                                                      4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ­ Выполним следующее задание. Я продиктую глаголы , вам надо поставить их в  начальную форму.     Бегу, желаю, молчу, смотрю, хожу, несу, стою, тащу, шагаю, сверкаю. ­ Проверяем. Все ли глаголы в начальной форме? ­ Докажите. ( Отвечают на вопрос что делать?  оканчиваются на ть, ти) ­ У меня на доске записан отрывок из стихотворения Давида Самойлова. Прочитайте про себя. ­ Прочитайте вслух. Голосом передайте действие воды.       В . да устала петь, устала течь,      Сиять, струиться и переливаться.      Ей хочется утратить речь, залечь     И там, где зал . гла, там ост . ваться.­ Прочитайте первое предложение. Дайте ему характеристику. ­ Спишите стихотворной строкой, вставляя пропущенные буквы. Найдите глаголы в  неопределенной форме. ­ Проверяем орфограммы. ­ Назовите инфинитивы, которые нашли, на что они оканчиваются?  ­ Какой вывод можем сделать? ( Глаголы в неопределенной форме могут оканчиваться на –ть, ­ти,  ­ться, ­чь.)     Вывешивается карточка­ памятка на стенд. Глагол в неопределённой форме является глаголом в начальной форме (инфинитив) Могут оканчиваться на : ­ть, ­ти, ­ться, ­чь ­ Что повторили на уроке? ­ Что нового узнали? ­ Для чего нам это нужно? ­ А что нужно делать, чтобы быть здоровым? Об этом мы узнаем из упр. 420. ­ Прочитайте задание.( Дополни каждое предложение  подходящим по смыслу глаголом в  неопределенной ­ Чем же нужно дополнить каждый совет? ( Глаголом в неопределенной форме) ­ Какие глаголы будем использовать? (из слов для справок ) ­ Работаем. ­ Проверяем, какие глаголы вставили?   форме )                                                         Полезные советы.    Что надо делать, чтобы быть здоровым? Соблюдать режим дня. Заниматься спортом. Утром  обливаться до пояса холодной водой. Зимой кататься на коньках, бегать на лыжах. Летом  купаться в реке. Всегда вовремя ложиться спать. ­ На что заканчиваются глаголы в неопределенной форме? ­ Что пишем перед ся у глаголов в неопределенной форме? ВЫВОД. Запомните, перед  СЯ в глаголах неопределенной формы пишется  Ь. 5. ИТОГ УРОКА. ­ О каких глаголах мы сегодня говорили на уроке? ­ Как иначе их можно назвать? ­ На какие вопросы отвечают? ­ На что оканчиваются? Что пишется перед  СЯ у глаголов неопределенной формы? ­ Молодцы! Работали хорошо, активно.  ­ У нас осталось время. Мы разгадаем кроссворд , в который надо вписать глаголы , ставя их в  неопределенную форму и узнаем тему следующего урока.1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу 1 2 3 4 6 7 8 5 ­ Какая будет тема нашего следующего урока? (Спряжение) ­ Мы узнаем, что такое спряжение глагола. На этом наш урок закончен.

Посмотрите также