Урок по русскому языку разработан учителем начальных классов Сидоровой Альбиной Спиридоновной. Тема урока "Неопределенная форма глагола" .Цели урока. 1. Познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формой глагола.
2.Совершенствовать знания об особенностях глагола в неопределенной форме.
3. Формировать умение соотносить начальную и личную форму глагола
Тема урока. Неопределенная форма глагола начальная форма глагола ( инфинитив ).
Цели. 1. Познакомить с неопределенной формой глагола как начальной формой
глагола.
2.Совершенствовать знания об особенностях глагола в неопределенной
форме.
3. Формировать умение соотносить начальную и личную форму глагола
4. Развивать умение определять глаголы в начальной форме в тексте.
5. Познакомить с особенностями написания глаголов в начальной
форме, оканчивающихся на ТЬСЯ, ЧЬ
6. Закрепить знания об изученных орфограммах.
7. Совершенствовать каллиграфические и санитарно гигиенические навыки.
Оборудование. Учебник русского языка для 4 класса,карточки с кроссвордом, презентация «
Неопределенная форма глагола начальная форма глагола», проектор, ноутбук.
Х О Д У Р О К А
1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Два ученика на доске выполняют морфологический разбор слов:
космический, корабль
Прочитайте текст. О чем он?
В тексте есть слова, написание которых нужно объяснить. На какое правило?
( Безударная гласная в корне слова)
Объясните написание данных слов.( на доске уд . лось, к . смический )
Какими словами проверяли безударную гласную? (однокоренными)
Назовите однокоренные слова в тексте.
Какое из них будет проверочное? Почему?
Что интересного в слове самолет? (2 корня)
К какой части речи относится это слово?
Проверяем морфологический разбор:
1 вар. –проверяет существительное
2 вар. –прилагательное
Дополнительные вопросы.
Что такое имя существительное?
Что такое имя прилагательное? (оценки)
Какую часть речи сейчас изучаем? Что такое глагол?
С какими глаголами мы познакомились на прошлом уроке? (с глаголами в
неопределенной форме )
На какие вопросы они отвечают?
Назовите из домашнего упражнения глаголы в неопределенной форме.
Итог. – С домашнем заданием справились, а каллиграфию и оформление проверю при проверке
тетрадей.
3. КАЛЛИГРАФИЯ.
Работу в тетради начнем с каллиграфии. Какие правила мы должны соблюдать при письме букв?
Сегодня на контроле строчная буква ж и написание слогов с верхним соединением.
Посмотрите на букву. При письме особое внимание уделяем ширине буквы. Проверим посадку.
Напишем букву 3 раза.
Посмотрите на доску. ( на доске написано: жи, жа, жу, же, жл ) Какие слоги мы можем записать?
Почему не напишем жл? (нижнее соединение, не слог )
Запишите слоги на этой же строке.
Продолжим работу над каллиграфией. Послушайте задание. Надо подобрать глаголы
в неопределенной форме, которые начинаются с этих слогов. (жить, жалеть, жужжать,
журчать)
С какими орфограммами встретились?
Я подобрала слово со слогом же, но какое это слово вы узнаете, когда разгадаете ребус.
( Ответ желать – на карточке)
Это новое словарное слово с непроверяемой безударной гласной е в корне. Запишите это слово ,
Запомните как оно пишется . В нашей дальнейшей работе мы еще встретим это слово.
На какой вопрос отвечают эти слова?
На что оканчиваются? Подчеркните.
На что это указывает? ( Глагол в неопределенной форме.)
Иначе такие глаголы называются ИНФИНИТИВ. Он только показывает действие.
На стр. 182 найдите правило, самостоятельно прочитайте и ответьте мне на следующий вопрос :
чем же еще являются глаголы в неопределенной форме? ( начальной формой глагола )
Мы познакомились с написанием глагола желать, в какой он форме?
В словаре все глаголы даны в неопределенной форме. В нашем словаре тоже есть
глаголы. Искать мы их не будем, но узнать, что это за глаголы вам помогут ребусы.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Выполним следующее задание. Я продиктую глаголы , вам надо поставить их в
начальную форму.
Бегу, желаю, молчу, смотрю, хожу, несу, стою, тащу, шагаю, сверкаю.
Проверяем. Все ли глаголы в начальной форме?
Докажите. ( Отвечают на вопрос что делать? оканчиваются на ть, ти)
У меня на доске записан отрывок из стихотворения Давида Самойлова. Прочитайте про себя.
Прочитайте вслух. Голосом передайте действие воды.
В . да устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
Ей хочется утратить речь, залечь
И там, где зал . гла, там ост . ваться. Прочитайте первое предложение. Дайте ему характеристику.
Спишите стихотворной строкой, вставляя пропущенные буквы. Найдите глаголы в
неопределенной форме.
Проверяем орфограммы.
Назовите инфинитивы, которые нашли, на что они оканчиваются?
Какой вывод можем сделать? ( Глаголы в неопределенной форме могут оканчиваться на –ть, ти,
ться, чь.)
Вывешивается карточка памятка на стенд.
Глагол в неопределённой форме является глаголом в начальной форме (инфинитив)
Могут оканчиваться на : ть, ти, ться, чь
Что повторили на уроке?
Что нового узнали?
Для чего нам это нужно?
А что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Об этом мы узнаем из упр. 420.
Прочитайте задание.( Дополни каждое предложение подходящим по смыслу глаголом в
неопределенной
Чем же нужно дополнить каждый совет? ( Глаголом в неопределенной форме)
Какие глаголы будем использовать? (из слов для справок )
Работаем.
Проверяем, какие глаголы вставили?
форме )
Полезные советы.
Что надо делать, чтобы быть здоровым? Соблюдать режим дня. Заниматься спортом. Утром
обливаться до пояса холодной водой. Зимой кататься на коньках, бегать на лыжах. Летом
купаться в реке. Всегда вовремя ложиться спать.
На что заканчиваются глаголы в неопределенной форме?
Что пишем перед ся у глаголов в неопределенной форме?
ВЫВОД. Запомните, перед СЯ в глаголах неопределенной формы пишется Ь.
5. ИТОГ УРОКА.
О каких глаголах мы сегодня говорили на уроке?
Как иначе их можно назвать?
На какие вопросы отвечают?
На что оканчиваются? Что пишется перед СЯ у глаголов неопределенной формы?
Молодцы! Работали хорошо, активно.
У нас осталось время. Мы разгадаем кроссворд , в который надо вписать глаголы , ставя их в
неопределенную форму и узнаем тему следующего урока.1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу
1
2
3
4
6
7
8
5
Какая будет тема нашего следующего урока? (Спряжение)
Мы узнаем, что такое спряжение глагола. На этом наш урок закончен.