Тема урока: Имя прилагательное как часть речи. Склонение имен прилагательных.
Цель: - обобщить знания учащихся об имени прилагательном и научить применять их на практике, развивать умение использовать имена прилагательные в речи.
Задачи урока:
Обучающая: отрабатывать навыки правописания падежных окончаний прилагательных и правописания кратких прилагательных ,пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову, к богатству родного языка, к культуре казахского народа.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Формы работы: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока:
I. Деление на группы.
Возьмите карточки и объединитесь в группы по сходству тематики . Одна группа получила карточки с изображением музыкальных инструментов, другая группа с изображением театра, третья группа с изображением картин. Соответственно 1 группа – певцы, 2 группа - актеры, 3 группа – художники .
II. Психологический настрой
В начале урока я предлагаю вам расслабиться и для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.
Какие ассоциации возникают у вас , когда вы видите ОРЕХ (похож на человеческий мозг) . А мозг требует тренировки.
Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью.
Кем бы вы, ребята, не стали в будущем: врачами, инженерами, учеными ... – вы должны уметь выражать свои мысли. На уроках русского языка вы развиваете этот дар слова!
Представление спикеров и консультантов команд.
Сегодня у нас с вами урок пройдет в форме творческой мастерской, в которой каждый участник – творец. В каждой команде есть – мой помощник – консультант.
В ходе урока мои консультанты будут наблюдать и оценивать вашу работу в группе Консультантами будут работать Ерланкызы Дильназ, Мадиева Еркежан, Хаснутдинова Карина.
Кроме консультантов мне в каждой группе есть спикеры. Спикеры – это капитаны команд , которые будут направлять работу команды. Баяшева Амина – спикер команды « Художники», Мухамедова Камилла – спикер команды « Актеры» , Тусупова Жанэля- спикер команды «Певцы».
Кроме того вы сами будете оценивать уровень своего участия в ходе сегодняшнего урока. У вас есть оценочные листы, в которых вы сами оцениваете свое участие в работе группы. В конце урока мы подведем итоги и каждый из вас получит оценку.
Творите ,дерзайте, всем удачи!
III. Определение темы урока. Работа с эпиграфом
Итак, психологически мы зарядились, а теперь обратим внимание на эпиграф к уроку. (ПРОЧИТАТЬ)
Я имя ищу необычное, звучное
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое.
Оно уменьшительное или ласкательное
Его называют ещё……( Прилагательное)
Как вы думаете , ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока?
Верно. Мы будем говорить о имени прилагательном, о его значении в нашей речи, будем учиться склонять имя прилагательное.
IV. Повторение ранее пройденного материала
Прежде чем мы перейдем к теме нашего урока, мы повторим пройденный материал. Для этого вам необходимо разгадать кроссворд. Откройте на рабочем столе компьютера документ , который называется « Кроссворд» и решите кроссворд.
Кроссворд
1. Их всего 6?
2. Часть речи, отвечает на вопросы кто? и что?
3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов?
4. Их мы слышим и произносим?
5. Единственное и множественное…
6. На конце этого рода в ед.ч. после щипящих стоит Ь.
7. Падеж, отвечает на вопросы кем? чем?
8. Речь бывает книжная и …
9. Она стоит в конце предложения.
п |
а |
д |
е |
ж |
и |
||||||||||
с |
у |
щ |
е |
с |
т |
в |
и |
т |
е |
л |
ь |
н |
о |
е |
|
с |
у |
ф |
ф |
и |
к |
с |
|||||||||
з |
в |
у |
к |
и |
|||||||||||
ч |
и |
с |
л |
о |
|||||||||||
ж |
е |
н |
с |
к |
и |
й |
|||||||||
т |
в |
о |
р |
и |
т |
е |
л |
ь |
н |
ы |
й |
||||
р |
а |
з |
г |
о |
в |
о |
р |
н |
а |
я |
|||||
т |
о |
ч |
к |
а |
- Итак, ребята, что у нас получилось?
Получилось слово ИСКУССТВО.
В плане воспитательного значения мы сегодня на уроке будем говорить с вами об искусстве. Одним из видов искусства является театр.
А знаете ли вы, что означает слово «прилагательное» в переводе с греческого языка? Эпитет Слово «эпитет» происходит от греческого слова со значением «приложение, приложенное»
V. Театральная минутка
Учитель: Перед вами герои из комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина. Ребята, вы знаете, кто такой недоросль?
1. Сообщение ученика
Недоросль - в 18 веке в России – это молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. В современное время слово «недоросль стало нарицательным. Недорослем называют необразованных, неграмотных людей.
2. Инсценировка
1. Правдин. Митрофанушка, что же ты знаешь по грамматике?
2. Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
3. Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
4. Митрофан. Дверь, котора дверь?
5. Правдин. Котора дверь? Вот эта.
6. Митрофан. Эта? Прилагательна.
7. Правдин. Почему же?
8. Митрофан. Потому, что она приложена к своему месту. Вон в чулане шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
9. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку.
10. Митрофан. И ведомо.
Учитель: Что же получается из рассуждений Митрофанушки? Если дверь не навешена на петли – она имя существительное, а если навешена, то имя прилагательное?
Ребята, неужели так и останется Митрофанушка Простаков невеждой? Я предлагаю помочь ему разобраться с тем, что же такое имя прилагательное, к чему оно приложено
VI. Работа по теме урока
1. Составить кластер Фестиваль идей
Каждой группе подготовить рассказ о том, что вы знаете о имени прилагательном.
На листе ватмана и защитить На доске вывешивают кластер . Консультанты подводят итоги .
2. Прием Соколиный глаз
РАБОТА С ТЕКСТОМ На столах конверты с текстами
-Прочитайте внимательно эти тексты и выпишите имена прилагательные вместе с существительным, к которым они относятся. Определите род, падеж имен прилагательных Тексты выводятся на экран
Для команды «Певцы»:
Роза Багланова — известная казахская певица, любимица народа, национальный символ целой эпохи. Первые её выступления были на военном фронте перед бойцами во время Великой Отечественной войны. В годы становления независимости Республики Казахстан её гастрольные концерты в самых отдалённых районах сельской местности вселяли в людей чувство глубокого патриотизма и оптимизм в будущее.
Для
команды «Актёры»:
Великому актеру, режиссеру, педагогу и просто Человеку с большой буквы. Шакену Айманову в 2014 году исполнилось бы 100 лет. Национальной киностудии по праву присвоено имя Айманова: все его фильмы – «Безбородый обманщик», «Наш милый доктор», «Ангел в тюбетейке», «Земля отцов», «Конец атамана» – вошли в золотой фонд казахского киноискусства.
Для команды «Художники»:
В истории изобразительного искусства Советского Казахстана имя Абылхана Кастеева занимает особо важное и почетное место. Он был первым национальным, подлинно народным художником.
Художник пишет картины «На пастбище», «Доение кобылиц», «Колхозная молочная ферма», «На джайлау», «Колхозный той», посвященные современному быту чабанов, их труду и отдыху. Мотивы и сюжеты взяты непосредственно из повседневной народной жизни.
3. ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»
-Просклонять имена прилагательные вместе с существительными склоняют на листе и вывешивают на доску. Консультанты оценивают работу команды.
.
Падеж |
«Актёры» |
«Певцы» |
«Художники» |
Именительный |
|
|
|
Родительный |
|
|
|
Дательный |
|
|
|
Винительный |
|
|
|
Творительный |
|
|
|
Предложный |
|
|
|
4 . Прием «Редактор»
На мою электронную почту пришло странное письмо
Уважаемые пятиклассники!
Пишет вам художник. По описаниям я должен нарисовать картины, но из текстов пропали слова. Помогите восстановить их. Особые приметы:
Отзываются на вопросы какой? чей? Легко приспосабливаются к любому предмету.
Текст для команды 1
…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша. Как прекрасна ……… роща!
Слова для справок : поздний, искрящийся, ослепительный белоснежный, разноцветный, холодный, густой , зимний.
Текст для команды 2
«Весна идёт! Весна идёт! Мы _______________весны гонцы». Зимние дни миновали, ночи ____________ стали. __________ небесная лазурь. Солнышко с неба луч _____________ разливает. Сугробы не так уж ___________ , как зимой. Воздух __________ и _________. __________ теплом подувает ветер с полей.
Утро ещё __________. А всё-таки на душе _________ и __________, потому что «весна _____ повеяла крылом».
Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.
Текст для команды 3
Тихо зимой в лесу. Деревья покрыты.........
кружевами, они как будто спят. ......вершины елей украшены гирляндами
шишек.
А вот на …… поляне красуются............ ёлочки. Их совсем занесло.
Вьюга посеребрила.................ветви ............ сосен.
На................. полянах видны следы животных: лисицы, зайца-беляка.
Слова для справок: снежный , высокий, крохотный, пышный, стройный,
лесной, заснеженный , развесистый, вечнозеленый
Сделайте вывод: зачем нужны прилагательные :
Имена прилагательные придают речи яркость, настроение (как в нашем тесте) точность, меткость, выразительность, образность если уместно употреблять их в речи.
Они используются при создании портретных характеристик, при описании чувств, душевных переживаний, прилагательные делают речь более точной, помогают описать предмет, позволяют передать красоту и разнообразие окружающего мира.
Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)
5. Доп задание «По щучьему велению……»
-Для выражения краткой речи мы используем имя прилагательное в краткой форме.
«По щучьему велению, по моему хотенью..» (превратитесь полные прилагательные в краткие).
Трескучий мороз -
Пахучий ландыш -
Жгучий ветер -
Могучий дуб -
Горячий чай –
6. Дом задание.
«Чтобы упрочить ваши знания - даю домашнее задание»- подготовиться небольшие сообщения о деятелях искусства Казахстана с использованием имён прилагательных. Подобрать тексты о деятелях искусства. Записать в тетрадь 5-8 предложений. Выделить прилагательные
7.. Итог урока
Вот и подходит к концу наш урок
На последующих уроках мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным. А сейчас пришло время подвести итоги урока .
На доске помещены два нотных стана. На каждом из них записана пословица « Дело мастера боится»( вы все знаете по данной теме, уверены в своих знаниях) и « Добрый разум не наживают разом» ( есть пробелы, надо еще поработать над данной темой) Прикрепите свои нотки на нотный стан, соответствующий оценке ваших знаний.
Итоги подводит учитель
Сегодня вы работали в мини-группах, и насколько вы понимали друг друга, были дружны, четко действовали, и смогли применить свои знания, настолько успешны ваши результаты. А на будущее я хотела бы дать вам совет, который поможет вам легко находить общий язык с любым человеком
ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок Вашей жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.