Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
Детсад—8 кл
07.04.2017
На уроке повторяются сведения о простом осложнённом предложении с обособленными однородными членами: с обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами, дополнениями; правила расстановки знаков препинания в простых осложнённых предложениях;
Практическая работа по группам за компьютерами - одна из основных видов работы на уроке.
Каждая группа получает соответствующую схему-алгоритм с конкретным заданием.
Работа с текстом решает воспитательные задачи на уроке.
Простое осложнённое предложение.docx
Тема: Простое осложнённое предложение
(повторение изученного в 8 классе).
Цель: после повторения темы учащиеся должны знать: простое
осложнённое предложение с обособленными однородными членами, с
обособленными определениями, с обособленными обстоятельствами,
дополнениями; правила расстановки знаков препинания в простых
осложнённых предложениях;
в конце темы учащиеся должны уметь: различать простое и
сложное предложение от простого осложнённого предложения;
соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого
предложения; правильно интонировать предложения с обособленными
членами предложения и передавать смысловые отношения между
частями предложения; пользоваться изученными конструкциями в
собственной речи.
Оборудование: Таблица «Простое осложнённое предложение», тестовый
материал из компьютерной программы «Готовимся к ЕГЭ – 2009, 2010.»
20052009гг. по теме для дифференцированно индивидуальной работы,
лист А и цветные карандаши для составления кластера по теме,
раздаточный материал: схемыалгоритмы для групповой работы за
компьютером, табло для самооценки.
Ход: 1.Реализация домашней работы: Прослушиваются сообщения
учащихся по вопросу: «Понятие о простом осложнённом предложении» (
литература для самостоятельной работы ученика: С.Г. Бархударов, С.Е.
Крючков. Русский язык. Учебник для 8 класса. – М. «Просвещение».
2008г . Л.Г. Саяхова, Н.Ш. Галлямова. Русский язык. Учебник для 11
класса. СанктПетербург «Просвещение» 2005г., Д.Е.Розенталь.
Русский язык для школьников старших классов и поступающих в
вузы. М. «Дрова». 1998г; интернетресурсы,
компьютерная программа «1С. Репетитор «Русский язык» 2009, 2010.
Примерное содержание сообщений учащихся или дополнительная
информация учителя:
В простом распространённом предложении его главные и
второстепенные члены образуют синтаксическую цепь. В этой
синтаксической цепи связанные между собой слова, за исключением которые не образуют
подлежащего и сказуемого, образуют словосочетания. Например:
Белеет парус одинокий в тумане моря голубом
( словосочетания: одинокий парус, белеет в тумане, в тумане моря,
в голубом тумане).
Однако, кроме них, в простые предложения могут быть включены
такие слова,
они несут
дополнительную информацию и свидетельствуют о том, что данное
предложение вобрало
другого
предложения. Такие предложения принято называть осложнёнными. Они
осложнены как по семантике, так и по структуре.
Осложняющими элементами простого предложения являются
1)однородные члены, 2)обособленные второстепенные члены, 3)вводные
и вставные элементы, 4)обращение.
в сжатом виде
словосочетания;
в себя
смысл
тексты из
занимается за одним компьютером;
2. Практическая работа по группам за компьютерами ( количество
учащихся разделить на 6 групп; 1 группа, в составе которого учащиеся
выбирают консультанта теоретика, лаборанта за клавиатурой, эксперта
( экспертом во всех группах может быть учитель или возможности
компьютера)
материалом для
практической работы являются
электронного урока
«Готовимся к ЕГЭ» , и каждая группа получает соответствующую схему
алгоритм с конкретным заданием;
Используемые по теме алгоритмы и задания к ним:
1) пунктуация при однородных членах предложения с обобщающим
словом: шаг 1 определить место обобщающего слова по отношению к
однородному ряду (1 группа);
2) пунктуация при однородных членах предложения: шаг 2 – определить
характер связи между однородными членами (2 группа);
3) обособление согласованных и несогласованных определений: шаг 3 –
найти определение и определяемое слово, какой частью речи выражено
определяемое слово (3 группа);
4) обособление приложений: шаг 4 – определить принадлежность
определяемого слова (4 группа);
5) обособление обстоятельств: шаг 5 – определить способ выражения
обстоятельства (5 группа);
6) обособление дополнений: шаг 6 – определить, какой это предлог и
где он находится место по отношению к глаголусказуемому). 2а. Индивидуальное задание получают группы, справившиеся с
заданием раньше остальных:1)синтаксический разбор простого
осложнённого предложения (по тексту упражнения №105 по учебнику
«Русский язык» 11 класс, авт. Л. Г. Саяховой, Н. Ш. Галлямовой).
2)составить кластер, синквейн (по выбору
ученика), раскрывающие тему данного текста, учитывая изученные на
уроке конструкции;
3) общение с интернетом: устная
характеристика современной публицистики на примере статьи (по выбору
ученика) журнала «Мы» (учитывается соотношение простых осложнённых
и сложных предложений,
синтаксических осложнённых
конструкций, роль простых осложнённых предложений при развёртывании
содержания текста)
объём
/карточки с заданиями для индивидуальной работы готовятся заранее/
3. Закрепление. Работа с текстом упражнения 105 («Русский язык» 11
класс) по заданию к данному тексту:
Чебызга, род дудки с ладами, инструмент чисто башкирский,
который, говорят, составляет странное явление в ряду духовных
инструментов. Чтоб играть на ней, башкирец упирает её верхним
концом в глазной зуб и, скривив рот, поддерживает её нижнею
губою. Другой инструмент, который мне тоже нигде не случалось
слышать, кроме Башкирии, горло. Башкирец, дикий питомец гор,
степей и лесов, не хитёр на изобретения. Там, где можно
вырезать дудку, он срежет её и сделает чебызгу; там, где нет
дудки, играет на горле. Для этого он полураскрывает рот и издает
какието странные, иногда необыкновенные сильно вибрирующие
звуки, совсем не похожие на пение, скорее на какойто дикий
инструмент. Это кажется очень просто, а между тем не всякий
сделает, и, услыхав в первый раз игру на горле, вы не узнаете
звуков – так необыкновенны они.
Но верх музыкального искусства, по понятиям башкирца, это –
соединение обоих инструментов: чебызги и горла. Чтобы быть в их
глазах истинным артистом, надобно играть на чебызге и
аккомпанировать себе горлом. Так сделал и мой виртуоз. (М.Авдеев)
1)выразительное чтение; 2) словарная работа: выяснить значение слов виртуоз (человек, в
совершенстве владеющий техникой своего искусства, своего дела);
чебызга (род дудки с ладами).
/информация из интернета/
3)осмысление содержания текста, беседа по вопросам учителя:
а) О каком искусстве башкирского народа вы узнали?
б) Как воспринималось оно русским человеком?
в) Какие другие национальные инструменты вам известны?
1)если в классе есть дети, умеющие играть на чебызге или на любом
другом инструменте, можно попросить на нём сыграть, 2)просмотр видео
сюжета игру на музыкальном инструменте/
(этот момент урока обдумывается учителем заранее).
г) Как на вас подействовала игра на данном музыкальном
инструменте? Ваши ощущения от прослушанной музыки?
д) слово учителя: Чуткость к музыке – это огромная сила,
облагораживающая духовный мир человека, и в этой чуткости один из
источников человеческой культуры. Законна гордость любого народа
своими памятниками, литературой, музыкой. А что значит музыка для
вас?
/устные ответырассуждения учащихся, учащиеся получают задание
наблюдать за употреблением в устной речи грамотно построенных
осложнённых конструкций/
4. Обобщение по уроку:
Слово учителя: для иллюстрации наших знаний, полученных сегодня,
обратимся к реальным примерам из текста и ответим на следующие
вопросы (вопросы проектируются на доске):
Назовите в тексте осложнённые предложения:
а) с однородными членами;
б) с обособленными определениями;
в) с обособленными обстоятельствами;
г) обособленными дополнениями;
д) укажите условие обособления разных членов предложения.
/устные ответы учащихся аргументируются примерами из текста,
закрепляются теоретическими обобщениями/ Домашнее задание: 1. Эссе «Музыка степи». 2. Составление тестовых
заданий по теме «Простое осложнённое предложение».
Приложение
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Разработка урока русского языка: "Простое осложнённое предложение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.