Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»
Оценка 4.9

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
17.11.2017
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»
Цели урока: а)развивать умение определять падеж имён существительных4 б) ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; в) учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
Разработка урока русского языка в.docx
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные» Учитель начальных классов МАОУ СОШ №2 г.Березники Шихова Наталия Степановна 2016­2017 уч. год Тема: Несклоняемые имена существительные Цели урока: а)развивать умение определять падеж имён существительных4  б) ознакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена  существительные»; уметь находить несклоняемые имена  существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; в) учить детей исследовать и анализировать морфологические  признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать  склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе  сложносокращённые); определять падеж несклоняемых  существительных; обобщать и систематизировать полученные знания,  делать выводы и заключения; Формируемые УУД :познавательные­ самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели; поиск и  выделение  необходимой информации; структурирование знаний; анализ,  сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; коммуникативные – умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; регулятивные – постановка учебной задачи;  сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;  оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные –  нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания,  обеспечивающие личностный моральный выбор на основе социальных и  личностных ценностей.   Оборудование: учебник,  проектор, аудиокассета «Уроки радионяни»,  карточки со словами, карточки­задания (тесты), карта мира, словарь  иностранных слов, мяч. Тип урока: урок­усвоение новых ЗУН через решение учебных проблем.  Форма урока: урок­ поиск. Ход урока. I. Актуализация опорных знаний.( Слайд 1) Слово учителя: ­Здравствуйте. Сядьте поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к  своему дыханию. Наш урок мне хотелось бы начать с чтения  стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и  ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках? Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. ­А когда уроки проходят быстро, интересно? Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и  запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике. Сегодня мы с вами на уроке продолжим изучение темы «Склонение  имён существительных». Давайте сыграем в «Горячую картошку» на тему «Склонение» (Ученики бросают друг другу мяч и задают вопросы)  Примерные вопросы для игры: ­Что называется склонением? ­Сколько склонений в русском языке? ­Как мы определяем склонение существительных? ­Сколько всего разносклоняемых существительных? ­Почему они так называются? ­Расскажи, как склоняются разносклоняемые существительные. ­Просклоняй существительное имя. (Слайд 2)  II. Усвоение новых понятий и формирование умений и навыков. ­ Сегодня мы, продолжая работу над темой «Склонение имён  существительных», познакомимся с очень интересными словами.  Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо  говорить»: (Слайды 3,4,5)  Как­то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! ­ Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино,  пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду) ­ Все значения слов вам понятны? (Слайды 6,7) кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка, какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове, кашне – шейный шарф, пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу, манто – широкое дамское платье. фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед  началом спектакля, фильма, концерта. ­ А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так  оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и  исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том,  как надо говорить.(учащиеся исправляют ошибки и зачитывают  текст) (Слайд 8) 1. Поисковая деятельность учащихся и решение первой учебной  проблемы: Учитель вешает на доску стенд с заголовком «Зоопарк», раскладывает  на столе карточки со словами: пони, кенгуру, какаду, колибри,  шимпанзе. Записывает на доске слово вольер. ­ Отгадайте загадки и узнаете, о каких животных мы поговорим. (Слайд 9) А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из  вас? Б) Вынашивает своего детеныша в сумке. В) Крупный попугай с пестрым хохолком. Г) Самая маленькая птица на земном шаре. Д) Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг? (Ученики отгадывают загадки, карточки­отгадки вывешивают на стенд  «Зоопарк»)(Слайд 10) ­Молодцы, угадали. Запомните правописание, этих существительных. А  теперь я предлагаю вам определить их склонение. Почему вы молчите?  Что вас смутило? (Их окончания не подходят ни к одному из склонений) Может быть, вам удастся определить их склонение по окончаниям  косвенных падежей. Составьте с ними предложения, употребив слова в  косвенных падежах в сочетании с предлогами, и запишите в тетрадях.  Укажите падежи у этих существительных. (Слайд 11) (Мы спросили у сторожа, как пройти к клетке с кенгуру. (Т п.) В клетке рядом с какаду (Т.п.) живут волнистые попугайчики. Мы с удовольствием прокатились на пони.(П.п.) Без шимпанзе (Р.п.) в зоопарке было бы скучно.) ­Что вы заметили, ребята? Да, они не склоняются, т.е. имеют для всех  падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются  несклоняемыми. Запись темы в тетрадях. ­Как вы думаете, откуда эти слова пришли в русский язык? Да, они  иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных  слов. В словарной статье в скобках указывается, из какого языка  заимствовано это слово, и дается его лексическое значение. Например, Авеню (фр.)­ широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями. Значения  этих слов можно объяснить, подобрав к ним исконно русские слова Большинство существительных изменяется по падежам и числам.  Допустим: стол (И.п., ед.ч.), столами (Р.п., мн.ч.), столу (Д.п., ед.ч.) и так  далее. Но не все существительные изменяются по падежам  (склоняются). Вот, например, слово пальто. Не скажешь же: «У меня нет пальта»! К несклоняемым существительным относятся такие слова, как  пианино, кашне, кофе, какао, метро, радио и прочие. Все эти слова иноязычные, в основном – французские, в которых  ударение – на последнем слоге. Депо – ударение на последнем слоге,  плато, кафе. Это первая группа несклоняемых существительных. Вторая группа ­ иноязычные фамилии, например, Войнич, Хантер, Гюго (сказать: «У меня много романов Гюга!» ­ язык не повернётся).  Примыкают к ним украинские фамилии типа Коваленко, Устименко. Слова Черных, Руденко, Живаго – относятся к третьей группе. Это  русские несклоняемые фамилии. А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ,  МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский  Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они  заканчиваются на гласные и тоже не склоняются. Русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а  может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в  принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто...  не получается склонять. Электронная физминутка (Слайд 12) для глаз под песню Кота  Леопольда Рефлексия. ( Рисование солнышка носом). ­Ребята, чтобы у всех было хорошее настроение на уроке, нарисуем  солнышко, только мы нарисуем его носом. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Нарисуем круг, а теперь ­ лучи, закрашиваем круг. А чтобы солнце  улыбалось, нарисуем глаза, носик и рот. Пусть оно улыбается всем нам.  Теперь под «рисунком» расписываемся. III. Закрепление новых умений и навыков. Игра «Как аукнется, так и откликнется» Склонение слов какаду и кашпо. Учащиеся 1 варианта задают  падежные вопросы, а учащиеся 2 варианта отвечают хором  слово какаду. И наоборот, склоняют слово кашпо. ­ Что вы заметили? (эти слова не меняют форму слова) ­ эти слова и есть несклоняемые имена существительные. Обычно эти  слова иноязычные. У вас может возникнуть вопрос, неужели в русском  языке не было слова пальто? В чём же ходили наши предки? Верхняя одежда называлась армяк, зипун, тулуп. Задание на карточках: Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в  нужном падеже, указать падеж. В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее _____________. У ______________ меховой воротник. К  _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в  __________________. Я доволен своим _______________. Вывод. Имена существительные, которые употребляются в разных  падежах, но при этом не меняют форму слова,  называют несклоняемые имена существительные. Вывод в учебнике. Чаще всего такие слова иностранного  происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям  иностранных слов. 2. Постановка и решение 2­ой учебной проблемы. ­Несклоняемых существительных в русском языке немало. Например,  жюри, интервью. Да вы и сами можете продолжить этот список.  Приведите примеры. (Слайд13) Колибри, кенгуру, шоссе, Фламинго, пони, шимпанзе, Какао, кофе, домино, Алоэ, радио, кино, Такси, метро, купе, пальто, Кашне, кафе, трюмо, манто, И какаду, драже, пари, И интервью, рагу, жюри, И пианино, и фойе, Пюре, бюро и ателье – Ты все слова запоминай, Но никогда их не склоняй! ­Ребята, а вам не кажется, что несклоняемые существительные ­это  просто здорово: не надо склонять, запоминать окончания. Значит, будет меньше ошибок в диктанте. Однако не все с этими словами так просто и  гладко, как нам кажется. 3. Решение 3­ей учебной проблемы. ­Мы осмотрели все вольеры с животными. А не отправиться ли нам в  путешествие вокруг света? В условиях класса это трудновато сделать,  но можно. Учитель вывешивает на доску карту мира, на ней прикреплены  слова: Гоби, Килиманджаро, Онтарио, Конго, Колорадо, Миссисипи,  Баку, Сочи. ­ Цель нашего путешествия ­ поиск слов. Какие это слова? (Географические названия, имена собственные, несклоняемые  существительные) ­ Значит, среди несклоняемых существительных есть и имена  собственные­ географические названия. Упражнение 72. IV. Проверка уровня полученных ЗУН по теме. 1.Найти третье « лишнее» а) какао, пальто, повидло б) бра, трава, халва в) интервью, ручью, тишью 2.Какую букву нужно вставить? а)по ради… б)без пальт… в)на пианин… г) о кин… 3.Укажите несклоняемое существительное: 1)сумма 2) метро 3)коридор 4) Сербия 4.Выпишите склоняемые имена существительные и ставьте их в  родительном, творительном и предложном падежах. Вуз, АТС, ВВС, МГУ, РФ, турпоход, подлодка, запчасти, завхоз. ­Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Каким  он был для вас сегодня? (Слайд 14) V Подведение итогов урока, выставление оценок. ­Всегда ли имена существительные при изменении по падежам  изменяют свою форму? ­Как называются такие имена существительные? ­Как определить падеж несклоняемых имён существительных? ­В каком словаре можно узнать значение слова? ­Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они  обозначают? (Слайд 15) VI.Объяснение домашнего задания: 1)выучить правило п.39. 2)выполнить упр.220. 3)решить кроссворд По горизонтали: 1.Род очков, держащихся при помощи пружинки за переносицу. 2.Музыкальный клавишный инструмент. 3.Род мороженого в шоколаде. 4.Дорога с жёстким покрытием. 5.Способ беспроволочной передачи и приёма звука. (пенсне, пианино, эскимо, шоссе, радио) По вертикали: 1.Наёмный автомобиль с оплатой по счётчику. 2.Здание для стоянки и ремонта локомотивов и вагонов. 3.Игра в пластинки, на которые нанесены очки. 4,Шейный шарф. 5.Подземная, наземная или надземная на эстакадах (такси, депо, домино, кашне, метро) 3 2 4 5 1 1 2 3 4 5 Звучит песня из «Радионяни» ­ Мы послушаем «Песенку – итог» Аркадия Хайта. Чтобы грамотными стать и писать отлично, Никогда нельзя менять в падежах различных Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро, Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе. Можно песню распевать и в гостях, и дома, Если только не менять окончанье слова Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто, Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру. ­ Всем спасибо, до свидания!

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»

Разработка урока русского языка в 3 классе по теме: «Несклоняемые имена существительные»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2017