Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Разряды прилагательных. Качественные прилагательные»
Цель:
Формирование знаний о разрядах имен прилагательных, знакомство с качественными прилагательными, первичное закрепление темы.
Задачи:
· обучить работе со справочной литературой
· закрепить знания по темам «Правописание безударных гласных», «правописание слов с непроизносимыми согласными»
· воспитывать любовь к природе
· формировать чувство прекрасного
· работать над воспитанием чувства коллективизма
· формировать речевые компетенции
· учить выдвигать предположения, проводить наблюдение, сравнивать, обобщать, извлекать необходимую информацию
· развивать ассоциативное мышление, воображение;
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийное оборудование, этимологические словари,
презентация, выполненная в программе Power Point
Ход урока
1. Орг. Момент.
Здравствуйте те, у кого хорошее настроение, здравствуйте те, у кого не очень. Но я надеюсь, что после нашего занятия, настроение у всех будет хорошее. Мне очень приятно, что это занятие я проведу именно в вашем классе. Меня зовут Светлана Владимировна. Итак, в добрый путь!
-Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что вы находитесь в волшебном саду. (Дети несколько секунд сидят с закрытыми глазами, а на слайде – сад).
- Ребята, как вы представили себе сад ? Каким вам он показался ? (дети высказывают свое мнение.)
- Ребята, а вы согласны со мной, чтобы вырастить красивый сад необходимо приложить много усилий? Чтобы иметь крепкие знания, тоже нужно много потрудиться. ( появляются нераспущенные цветы), Посмотрите, у вас уже заложены ростки знаний. Нужно приложить усилия. Чтобы они распустились. Я вам предлагаю вырастить сад познаний. Я вам предлагаю вступить в школу юных садовников. Сегодня мы проведем первое заседание нашей школы по теме «Разряды имен прилагательных. Качественные прилагательные»
Но чтобы вас приняли необходимо написать заявление. Возьмите бланк с заявлением. На нем размещен текст заявления. Спишите его в тетрадь, вставив пропущенные буквы. Вместо фамилии напишите свое имя и фамилию.
Директору «Школы юного с…довника»
Цв… точкину М.Н.
от Ромашкина Романа
заявление
Пр..шу принять меня в с…довники. Я считаю, что нужно заботит…ся о пр…роде. Я хочу с…здать цв…тущий са.. .
- Сверьте правильность написания вашего текста со слайдом. Отложите в строну ваши заявления, в конце занятия мы рассмотрим, кто сможет стать членом «школы садовников»
3. Новый материал.
На самом красивом участке в саду
Я розу прекрасного цвета найду,
Я буду ее поливать и беречь
От этих с жуками и бурями встреч…
Перечислите прилагательные, которые есть в этом стихотворении ( красивый, прекрасный)
Скажите, что обозначает прилагательное « прекрасный». Правильно, оно обозначает качество. Это прилагательное называется качественным. Есть еще две группы прилагательных: относительные и притяжательные. Это разряды имен прилагательных. Но сегодня мы поговорим с вами об одном из разрядов – качественных прилагательных.
На прошлом уроке вы говорили о степенях сравнения прилагательных. Попробуйте образовать от прилагательного «прекрасный» степени сравнения. (уч-ся образуют). Способность проявляться в предмете в большей или меньшей степени – это признак, который отличает качественные прилагательные от прилагательных других разрядов. Давайте с вами определим, что могут обозначать качественные имена прилагательные. К предложенным на слайдах словам нужно подобрать группу обозначения.
В таблице в первый столбик будем записывать, что обозначает прилагательное, а во второй столбик пример.
Крупный, черный, честный, зеленый, прекрасный, низкий, невесомый, злой, легкий, упрямый, бесчеловечный, миниатюрный, красивый
По величине |
Крупный, низкий, |
По цвету |
Черный, зеленый |
По весу |
Невесомый, легкий, |
По внешнему виду |
Прекрасный, красивый, |
По внутренним качествам |
Честный, злой, упрямый. |
А какие же свойства имеют качественные прилагательные.
Одно свойство мы с вами уже выяснили. Это способность проявляться в предмете в большей или меньшей степени.
Запишите «Признаки качественных прилагательных»
1. Имеют степени сравнения.
Возьмем прилагательное «красивый». В какой форме стоит это имя прилагательное (в полной). А на какой вопрос отвечают прилагательные, стоящие в краткой форме (каков?) Попробуйте, образовать краткую форму от прилагательного « красивый» (красив)
2. Имеют полную и краткую форму.
Если один цветок красивый, а другой еще красивее то, что мы можем сказать (очень красивый)
3.Сочетаются с наречиями (очень, слишком).
Есть ли у слова «красивый» слово с противоположным значением? (некрасивый)
4.Образуют прилагательные с приставкой не-
5. Качественные прилагательные могут образовывать сложные слова путем повтора: Красивый - красивый
4.Закрепление нового материала.
Давайте попробуем посадить на предоставленной нам местности садовые деревья. Скажите, какая орфограмма есть в слове « местность» (непроизносимая согласная в корне слова). Какова же этимология этого слова? У вас на столах лежат листы из этимологического словаря. Прочитайте, как произошло это слово.
(Происходит от существительного место, от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. мѣсто «место, поле, площадь, селение)
Теперь понятно, почему в этом слове нужно писать букву Т.?
Итак, принимаемся за работу. Из деревьев, которые лежат у вас на столах, выберите те, на которых написаны качественные прилагательные и разместите их на ваших листах.
(кто быстрей и правильней справится, та работа крепится на доску)
3. Первичный контроль знаний.
С работой вы справились прекрасно. Теперь же, для того, чтобы вступить в школу юного садовода, вам необходимо выполнить тест на профессиональную пригодность. На столах у вас лежат оценочные листы. Выполните, пожалуйста, предложенные в них задания.
Оценочный лист |
||
Задание |
Оценка ученика |
Оценка учителя |
1. Найдите лишнее и зачеркните а)Большой, глубокий, лисий б)Ласковый, волчья, темный, в)Красный, деревянный, добрый
|
|
|
2. Вставьте в предложения подходящие по смыслу качественные прилагательные. а) Это объявление нельзя писать … карандашом б) Недавно на улице построили … дом.
|
|
|
а) простой, цветной, |
||
3. Подчеркните в пословицах качественное имя прилагательное а) Золото, как ни черни, чёрным не станет. б)Деньги берут за лисий мех, а не за лисью нору. в) По птичьему следу не узнаешь, куда птица улетела. |
|
|
Давайте проверим. Как вы справились с работой. Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку.
Молодцы! Посмотрите, что происходит с нашими цветами. Они распускаются благодаря вашим стараниям. С этого момента вы являетесь членами школы юных садовников. Мне хочется вам вручить сертификаты юных садовников.
4. Рефлексия.
Обратите внимание на доску. Закончите предложения.
Хорошо…
Интересно…
Много…
С собой… (Ответы детей.)
5. Заключительный этап урока
Мне хочется поблагодарить вас за хорошую работу на уроке и подарить на память вам закладки. И пожелать вам удачи!
Список литературы
1.Тростенцова,Л.А., Баранов,М.Т., Ладыженская, Т.А. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /[Текст] Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др. - Издательство: Просвещение, 2011 г.-271с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.