Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»
Оценка 4.6

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
МХК
8 кл
07.08.2018
Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»
Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора. Мы любим Есенина за простоту и искренность языка, за музыку стихов, пронизанную чувством любви к тем местам, где он родился и рос, к России. Музыканты и композиторы часто обращались к его творчеству, так как не могли остаться равнодушными к его поэзии. Наиболее яркое отражение она нашла в произведениях Георгия Свиридова. Но ведь не только Свиридов писал музыку на стихи Есенина, почему же именно его произведения наиболее известны? В этом мы попробуем разобраться сегодня на примере песни « О, Родина, в счастливый…» из цикла « Отчалившая Русь».Документ Microsoft Office Word 97 - 2003 (.doc)
Синтез поэзии и музыки в романсе Г.Свиридова.doc
1                 «Синтез поэзии и музыки в романсе Г.Свиридова» 1.№ ОУ ­ Гимназия № 12 2.Ф.И.О. педагога ­ Водопьянова Т.М. 3.Предмет ­ Музыкальное искусство 4.Класс ­ 7класс 5.Программно – методическое обеспечение:   Учебная программа по  музыке для  7­го  класса на основе  примерной  программы  начального общего образования и программы «Музыка 1­7 классы», авторов:    Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.  Использован учебно­методический комплект: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.7 класс»: Учебник  для учащихся 7  класса,М., Просвещение, 2007. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 7кл.: Пособие для учителя  /Составитель Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.­ М., Просвещение, 2004; Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка.7 класс» ­ (CD  mp3,М.,Просвещение, 2009) Методика работы с учебниками «Музыка».1­7 классы. Пособие для учителя. ­ М.,  Просвещение, 2004. 6. Тема: «Музыка поэзии С. Есенина. Поэзия музыки Г. Свиридова».    7.Цели  урока: Расширение общего кругозора детей через использование межпредметных связей.  Формирование национального самосознания учащихся на примере русской поэзии и  музыки. ­Расширение культорологических представлений в межпредметном пространстве. Задачи: ­Научить методу сравнительного комплексного анализа художественного произведения. ­Сформировать у учащихся интереса к творчеству русских классиков­ С.Есенина и Г.  Свиридова. 8.Оборудование:  презентация к уроку, содержащая тексты стихотворения, портреты Есенина и Свиридова,  репродукции  картин  Б.Кустодиева и К.Малевича, видеозапись фрагмента концерта Д.  Хворостовского. Музыкальное сопровождение (фортепиано вокал, музыкальный центр). 2 Конспект урока:                             Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. «Я слышу, что это – музыка», ­  говорила Айседора Дункан, слушая Есенина.  Действительно, стихи поэта звучат как «лирическая, грустно­щемящая» мелодия.  Возможно, именно поэтому творчество Сергея Есенина близко многим композиторам,  среди которых особое место занимает Георгий Свиридов. В ноябре 1955 года композитор,  увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними  последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели  родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31  мая 1956 года в Москве. Есенин ­ самый близкий и, по всем параметрам, ­ главный поэт  Свиридова (около 50 сольных и хоровых сочинений). Как ни странно, композитор  познакомился с его поэзией лишь в 1956 г. Строка Я ­ последний поэт деревни потрясла и  сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла Поэма памяти Сергея Есенина­  произведение этапное для Свиридова, для советской музыки и вообще для осознания  нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. Есенин, как и другие главные  соавторы Свиридова, обладал пророческим даром ­ еще в середине 20­х гг. он прорицал  страшную судьбу русской деревни. Железный гость , грядущий на тропу голубого поля , ­  это не машина, которой будто бы боялся Есенин (так когда­то считали), это образ  апокалипсический, грозный. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл в музыке композитор.  Среди его есенинских сочинений ­ волшебные по своей поэтической насыщенности хоры  ( Душа грустит о небесах, Вечером синим, Табун ), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно­вокальной поэмы Отчалившая Русь (1977). Разные авторы обращались к  стихотворениям Сергея Есенина, но более глубоко это выразилось в хоровых сочинениях.  На вершине пирамиды композиторов стоит Свиридов, ибо по мироощущению, пониманию 3 России, её образов эти художники весьма схожи.  Георгий Свиридов подарил известность  некоторым стихотворения Есенина, создав выдающуюся музыку. Прежде всего, это  отразилось в поэме «Памяти Сергея Есенина», в которой образ поэта был прочтён  биографически точно и проникновенно. Есенинские строки, с их красотою и волшебной  певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по­ разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару.  Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему  стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и  чуток к неповторимым особенностям того или иного автора. Мы любим  Есенина за  простоту и искренность языка, за музыку стихов, пронизанную чувством любви к тем  местам, где он родился и рос, к России. Музыканты и композиторы часто обращались к его  творчеству, так как не могли остаться равнодушными к его поэзии. Наиболее яркое  отражение она нашла в произведениях Георгия Свиридова.  Но ведь не только Свиридов писал музыку на стихи Есенина, почему же именно его  произведения наиболее известны? В этом мы попробуем разобраться сегодня на примере  песни « О, Родина, в счастливый…» из цикла « Отчалившая Русь».   .  Чтение стихотворения: О родина, счастливый И неисходный час! Нет лучше, нет красивей Твоих коровьих глаз. Тебе, твоим туманам И овцам на полях, Несу, как сноп овсяный, Я солнце на руках. Святись преполовеньем И рождеством святись, Чтоб жаждующие бдения Извечьем напились. Плечьми трясем мы небо, Руками зыбим мрак И в тощий колос хлеба Вдыхаем звездный злак. Каково первичное впечатление от стихотворения? (Стихотворение, безусловно,  оригинально. Глубина философской мысли, выраженная в слове, необыкновенна.  Стихотворение очень камерное, тонкое и необыкновенно колоритное по своему звучанию.  Август 1917. О Русь, о степь и ветры, И ты, мой отчий дом! На золотой повети Гнездится вешний гром. Овсом мы кормим бурю, Молитвой поим дол, И пашню голубую Нам пашет разум­вол. И не единый камень, Через пращу и лук, Не подобьет над нами Подъятье божьих рук. 4 Слово учителя: Каждый поэт выражает себя, поднимает слово из глубины своей души. Оно им тонко  прочувствовано, прожито и пережито. Поэт жаждет общения. И стихотворение – это,  безусловно, общение, которое осуществляется сквозь пространство и время. Первая строка стихотворения начинается с восклицания, поэтому, на мой взгляд, будет вполне логично  поставлен следующий вопрос:  Представьте себе, что наборщик, форматируя тексты С.А. Есенина, совершил, к  сожалению, ошибку. Вместо слова «коровьих», он набрал «лучистых». Скажите, насколько  существенна эта ошибка. Может быть, она не слишком грубая и текст следует напечатать и так. О родина, счастливый  И неисходный час! Нет лучше, нет красивей Твоих коровьих глаз. О родина, счастливый  И неисходный час! Нет лучше, нет красивей Твоих лучистых глаз. В чем разница? В чем специфика используемой автором неординарной образности?  (Словосочетание коровьих глаз на порядок экспрессивнее, выразительнее. Определение  коровьих содержит большой эмоциональный потенциал. В этом отношении нейтральное  лучистых менее образно и символично.). По признанию поэта: «Исследователи древнерусской письменности и строительного  орнамента забыли главным образом то, что народ наш живет больше устами, чем рукою и  глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях, и если  берется выражать себя через средство, то образ этого средства всегда конкретен».  Безусловно, образ коровьих глаз сочен, неординарен и в то же время интуитивно близок  каждому русскому человеку.  Корова – это символ, открывающий мир национального мироощущения. В психологической символике она «со своим простым теплом, со своей терпеливой стельностью – скромный  символ самой матери Земли, пребывает в величественном ритме своей смиренной натуры… у нее своя особая примитивная святость» [Славянская мифология, с. 335]. Корова для  славян наиболее почитаемое из домашних животных. В сознании крестьян она тесно  связана с силами природы, с силами неба и земли, причем с силами добрыми, она мать, она  кормилица. Для чего в стихотворении используются бытовые реалии? Каково значение каждой детали? (Каждая бытовая деталь важна, так как она выражает авторское мироощущение. Тесное  единство быта и бытия определяет специфику стихотворения. Мир идей и мир вещей един  в священном слове. Являясь символами, детали, вещи, слова несут важные сакральные  смыслы.). Окружающий нас мир, по мысли автора, наполнен жизнью, и каждая деталь в мире  русского человека непостижимым образом одухотворена. С.А. Есенин уверен, что «мы  заставили жить и молиться вокруг себя почти все предметы». Внутреннее зрение, тонкое  понимание бытия помогает поэту гармонизировать бытовое и бытийное существование  человека, стяжать их. Именно это казалось и кажется цивилизованному человеку,  оторванному от естественной жизни, несоединимым. Такое сопряжение и есть дух поэта,  его философия, его жизнь. 5 Обратите внимание на слово святись. В древнерусском языке слова свет и свят были  однокоренными. Таким образом, все, что светилось, было свято, и все, что было свято,  светилось изнутри. В русском языке сохранилось уникальное определение родины – белый  свет. Само это словосочетание, возникшее в произведениях народного творчества,  изначально обозначало только Русь. Параллельно существовали словосочетание Божий мир с тем же значением и слово свhторусье, то есть «русский мир, земля; белый вольный свет  на Руси» [Даль, т. IV, с. 159], которое дано в словаре В.И. Даля. О чем говорят многочисленные метафоры? (О величии человека, об пространственном  единстве неба, земного простора, космоса. В то же время автор подчеркивает  многогранность мира, его сложность. И даже в тяжком крестьянском труде он видит  подвиг былинного богатыря.). С.А. Есенин ратует за возрождение древнего мироощущение, которое на порядок  превосходит современное поколение в плане понимания законов мира и жизни. Бытовая  рутина для поэта подобна смерти. В этой связи, авторитет предков был непререкаем, ибо  их «сильно беспокоила тайна мироздания.  Итак, воссоздайте хронологическую последовательность происходящего. (Во­первых,  лирический герой говорит о том, что наступает новая эпоха; во­вторых, он обращается к  родине, как к близкому человеку, питающего его не только пищей материальной, но и  духовной; в­третьих, он, уподобляясь Данко, несет свет истины. Далее происходит  преобразование пространства, каждого уголка светорусья. И, наконец, мир меняет всех,  кто жаждет приобщиться к вечным ценностям нематериального мира. Новый человек,  соединяясь с миром, становится подобен былинному герою, который способен трясти небо, волновать мрак, вдыхать жизнь в мертвое.).  Лирический герой обращается к основополагающим элементам в жизни русского человека, священным и неизменным. Кроме того, заявленные сущности являются стихиями. Так,  «ветер представляет собой воздух в его активном, подвижном аспекте и считается  первичной стихией в силу своей связи с творящим дыханием или дуновением».  Пространство дома всегда мыслилось одухотворенным. Переплетаясь, внутренние законы,  этические нормы, древние табу отождествляли дом с семьей, хозяйством, трудом. Дом как  синтезатор культуры, соединял повседневную жизнь и бытие, сопрягал законы  пространства и нравственно­духовные категории. Отсюда отождествление дома с храмом,  собором. Для каждого человека Дом Божий – святыня, посвященное божеству место.  Степь в сознании русского человека представляется как единство физических и священных смыслов, пространственно­временных и морально­нравственных, этических. В этой связи,  как нам представляется, степь есть сложный символ и понимание его не сводимо только к  раскрытию отрицательных семантических потенций этой пространственной категории.  Слово степь в стихотворении содержит значения «родство», «надежда», «исцеление»,  «очищение» и «возвращение». Все это и есть Русь. Слово учителя: Хочется внести лишь некоторое уточнение, касающееся мировидения самого  С.А. Есенина: он полагал, что «изба простолюдина – это символ понятий и отношений к  миру, выработанных еще до него его отцами и предками, которые неосязаемый и далекий  мир подчинили себе уподоблениями вещам их кротких очагов. Вот потому­то в наших 6 песнях и сказках мир слова так похож на какой­то вечно светящийся Фавор, где всякое,  движение живет, преображаясь».  Какие мотивы мы явно ощущаем в стихотворении? Какое чувство испытывает лирический  герой? Почему? В стихотворении довольно сильны языческие мотивы. Об этом  свидетельствует и голубая пашня и разум­вол. Орнаментальная образность стихотворения  рисует яркую картину «бытийного быта». Если ранее вещь символизировала идею  вечности, то теперь сама вечность, неисходность овеществляется в предмете. Вместе с тем  идея о принятии жизни как таковой во всех ее проявлениях и здесь доминантна, ибо  необходимость пищи земной и пищи духовной бесспорна. Естественный человек, живущий  на земле, по мысли автора, – владыка мира. И труд наполняет его восторгом, силой,  творческой энергией. Мы с вами проанализировали стихотворение. И у нас остается открытым только один  вопрос: Какая это лирика: гражданская, любовная, философская? В этом стихотворении довольно  трудно разобраться. Разные идеи переплетаются в нем. Проанализированное произведение  нельзя отнести к гражданской лирике, так как в нем нет абсолютно чувства  гражданственности, хотя и любовь к родной земле, родному дому, родному очагу  чувствуется в каждом слове. Если стихотворение отнести к любовной лирике, то и такое  суждение будет не совсем верным в силу того, что лирический герой объясняется в любви  туманам, полям, небу, степи, ветру, дому, то есть всему тому, что его окружает. По этой  же причине нельзя отождествить изученное стихотворение с философской лирикой. В нем  быт философичен, а бытие архаично. Таким образом, оно сочетает все разные идеи,  которые важны в плане постижения человека и бога, земли и неба, света и тьмы. Каким же  видится круг образов стихотворения одному из лучших русских композиторов конца XX  века – Георгию Васильевичу Свиридову? Слово учителя:  Для того, чтобы ответить на вопрос, заявленный темой урока, давайте еще раз выясним, –  какие образы, символы, смысловые открытия запомнились вам в связи с этим  стихотворением? (ответы учащихся). Через 60 лет после создания Есениным стихотворения, к этому произведению обратился  последний из классиков отечественной музыки ушедшего века, Г.В. Свиридов. Мы  услышим фрагмент вокального цикла «Отчалившая Русь» в исполнении Д. Хворостовского и в исполнении Е. Образцовой. ( слушание произведения – видеоролики)  Какое впечатление оставила музыка  Свиридова? Какое ощущение запечатлелось после  прослушивания – радость, печаль, покой, тревога? Можно ли его выразить однозначно? Скорее всего, я услышу от вас разные варианты ответов: одни услышат ликующее  предчувствие нового, вселяющее надежду. Другим это произведение покажется  трагическим, как и судьба русской деревни вначале XX века. Каждый имеет право на свою  точку зрения. 7 Слово учителя: Вспомните, в какую историческую эпоху написал эти стихи С.А. Есенин. Поэтому,  наверное, услышал композитор тот взрыв эмоций, то смятение чувств, которые испытывал  и сам  поэт, и его современники.  Какими музыкальными средствами достигает композитор этого впечатления? (Быстрый  темп, усиленная динамика, постепенное расширение диапазона, активный характер  интонаций и т.д.). Вы помните из уроков музыки, что смысл произведения  раскрывает, прежде всего,  принадлежность его к тому или другому музыкальному жанру. Это песня, танец, марш во  всем их многообразии, они связаны с конкретными подробностями бытования этой музыки  во времени, национальной и социальной среде. А теперь попробуйте дать определение жанра для музыки Свиридова?  Вы правы, в песне на стихи Есенина произошло сплетение жанров, которое делает  произведение многоплановым, сложным. С чего  начинается музыка? (В гуле аккордов фортепианного вступления слышится  неистовый колокольный перезвон, точнее тревожный набат. Он ширится, растет, заполняя  собой весь горизонт звукового диапазона. Так с первых тактов музыки произведение как бы переносится в плоскость вселенских образов и проблем. Ассоциации с музыкой  православной церкви, ее жанровой природой, обусловлено внутренней логикой есенинского стиха, в котором глубинная жизнь героя неразрывно связана с Богом, соборностью.  Колокольная звукопись в русской классической музыке ведет традицию от произведений  А.Бородина, М.Мусоргского, С. Рахманинова.). Мелодия – это душа произведения. О чем нам может рассказать мелодия Г.Свиридова?  Попробуйте мысленно представить контур мелодической линии. Как она выглядит?  Интонационное зерно произведения – активные восходящие ходы в диапазоне кварты  (интервал между двумя звуками в четыре ступени звукоряда). Они звучат из­за такта  в  размере типичном для русской крестьянской поэзии (амфибрахий). Попевки в квартовом диапазоне восходят к древнейшему пласту музыки, их можно  обнаружить в архаических обрядовых песнях, закличках. Языческое  по сути  интонирование вырастает в этой музыке из образов одушевленной природы, с  пантеистическим восприятием которой русский крестьянине расставался ни в какие  времена не взирая на веру в Бога. Для Свиридова, который с детства был воспитан на  музыкальных традициях курской губернии, более других сохранивших  этническую музыку праславян, подобный интонационный строй стал характерным (вокальный цикл «У меня  отец крестьянин», кантата «Поет зима, аукает» на стихи С. Есенина, «Курские песни».  (Исполняется фрагмент кантаты «Поет зима, аукает»). Мы можем услышать, что на слова: А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным –  приходится такой же активный квартовый ход, выразительные свойства которого  заключаются в создании ощущения необыкновенного всплеска чувств.  В мелодической линии кульминация в различных куплетах приходится на слова: твоих,  солнце, бессмертьем, подъятье. Образуется сиволическая образная цепочка, которая  является важнейшим конструктивным элементом произведения. 8 Ритм играет огромную роль в жизни Вселенной и каждого человека. Неизменный ритм  восходов и закатов, рождений и смертей, вдохов и выдохов пронизывает все в нашем мире.  На фоне вечных проявлений ритма каждое отклонение, ритмическая неровность несут с  собой рассказ об индивидуальных проявлениях – событиях, образах. Ритмическая формула произведения  Свиридова вносит в эту музыку элементы еще одного жанра.  Можете  определить какого? Совершенно верно, это танец. А если быть точными до конца, это русская пляска, которая  появилась также как языческие попевки во время выполнения обрядовых земледельческих  ритуалов. В частности, вспомним обряд весеннего выплясывания земли. Подобные ритмо­ формулы используют композиторы, современники С.Есенина,  как будто само время  пахоты и сева для «отчалившей России» уже настало (И. Стравинский «Весна священная»,  С. Рахманинов «Прелюдия соль минор»).  В музыке Свиридова этот ритм связан сдвижением вперед, рождением нового, надеждой на будущее. Совпадает ли форма музыкального произведения и архитектоника стихотворения С.А.  Есенина? (В музыке Свиридова один из катренов превращается в припев. Такая форма  характерна для крестьянской песни рубежа XIX – XX вв. Этот прием как бы приближает  музыкальное произведение к стилистике народного творчества.). О родина, счастливый И неисходный час! Нет лучше, нет красивей Твоих коровьих глаз. Тебе, твоим туманам И овцам на полях, Несу, как сноп овсяный, Я солнце на руках. (2 раза) Святись преполовеньем И рождеством святись, Чтоб жаждующие бдения Извечьем напились. Тебе, твоим туманам И овцам на полях, Несу, как сноп овсяный, Я солнце на руках. (2 раза) И не единый камень, Через пращу и лук, Не подобьет над нами Подъятье божьих рук. Тебе, твоим туманам 9 И овцам на полях, Несу, как сноп овсяный, Я солнце на руках. (2 раза) В связи с чем в произведении Свиридова купируется три катрена? (Слишком яркая,  космическая образность не укладывается в образный строй народной песни.). В тексте третьего катрена произошла замена слов. Вместо слова извечье у Свиридова  используется слово бессмертье. Почему произошла такая замена? (Возможно, что с  вокальной точки зрения так удобнее исполнить произведение. Вместе с тем, в оставшихся  четверостишиях не встречается диалектная лексика. Таким образом, текст звучит более  современно.). Последней фразой у Есенина является Подъятье божьих рук, а у Свиридова: Несу, как  сноп овсяный, / Я солнце на руках. Меняются ли при этом смысловые доминанты текста?  (В первом варианте финал произведения связан с исконно православной составляющей. Во  втором варианте финала языческие мотивы выходят на первый план. Ощущения  космической картины мира становится первоосновой бытия.). Подведем итог: является ли музыка Свиридова отражением внутреннего смысла  стихотворения С. Есенина или композитор создает свое произведение, лишь формально  оттолкнувшись от текста?  Какую роль играют средства музыкальной выразительности в  создании цельного восприятия различных смысловых пластов стихотворения? ­  В чем, по  Вашему мнению, точки соприкосновения двух художников – Есенина и  Свиридова? ­ И Есенин, и Свиридов – подлинно русские художники, это первое, что их объединяет. И  тот, и другой интересуются вопросами общественно­  гражданскими. Россия их интересует  не просто как явление национальное, но и как социальное. Прошлое страны, пути по  которым она идет – все это их глубоко волнует. Их объединяет и то, что оба жили в  непростые для России годы. Общим для их творчества является еще и обращение к  религиозным мотивам. Кроме того, их роднит любовь к русской природе. Эта тема широко претворяется и в  есенинских стихах, и в свиридовской музыке. Обратимся к темам нашего общего урока и попытаемся ответить на вопросы: насколько  поэзия С.А. Есенина музыкальна? насколько музыка Свиридова поэтична? (Образы  стихотворения вызывают музыкальные ассоциации – обрядовые, церковные, крестьянской  песни, плача, причета. В стихотворении есть настроение, ритм, темп, характер речевого  интонирования, которые слышит читатель. В свою очередь музыка Свиридова поэтизирует,  углубляет смысловую основу текста. Написанная в другую историческую эпоху, она  высвечивает проблему русского крестьянства начала XX века с точки зрения  свершившегося, то есть более драматично и остро.). Насколько возможно, по­вашему, передать с помощью музыки общее настроение  поэтического произведения и  его идейную концепцию, мировоззренческую позицию. В произведениях, возникающих во взаимодействии различных видов искусства, происходит либо углубление первоначального замысла, либо этот замысел может быть переосмыслен и 10 в этом случае возникает совершенно иная идея, иная жизненная позиция соавтора. Музыка,  написанная на стихи поэта, несет в себе эмоциональный отклик композитора, его  личностное прочтение текста Какие ассоциации с произведениями изобразительного искусства начала ХХ века вы  можете вспомнить?                                                             Какая из предложенных картин: « Крестьянин» К. Малевича, « Вихрь» Ф. Малявина,  «Шагающий со знаменем» Б. Кустодиева более других передает внутреннее содержание  стихотворения С. Есенина, музыки Г.Свиридова? ( ответы учащихся) Учитель:  На сегодняшнем уроке мы познакомились еще с одним стихотворением С. Есенина. Я  думаю, что не случайно этот текст обратил на себя внимание великого композитора конца  ХХ века Г. Свиридова. Предлагаю вам домашние задание по выбору: свое впечатление   выразить в рисунках, размышлениях, стихах. Приложение. 11 Формы организации деятельности учащихся: Коллективные Групповые Содержание урока: Учащиеся  знакомятся со стихотворением С. Есенина « О, Родина в счастливый…» и  романсом русского композитора Г.Свиридова, написанного на этот текст. В процессе урока методом сравнительного анализа выявляют общие для двух произведений черты, а также те различия, которые определяются спецификой вида искусства и стилистическими  особенностями авторов. Предполагаемые результаты урока: Учащиеся делают вывод о том, что в произведениях, возникающих во взаимодействии  различных видов искусства, происходит либо углубление первоначального замысла, либо  этот замысел может быть переосмыслен и в этом случае возникает совершенно иная идея,  иная жизненная позиция соавтора. Музыка, написанная на стихи поэта, несет в себе  эмоциональный отклик композитора, его личностное прочтение текста. Источники, используемые учителем при подготовке к уроку: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М., 1995. Звездова Г.В. Русская именная темпоральность в историческом и функциональном  аспектах. – Воронеж: Изд­во Воронежского ун­та, 1996. – 144  с. Звездова Г.В. Изучение ментальности и концептуальный анализ текста // Отражение  русской ментальности в языке и речи. − Липецк, 2004. – С. 98 – 120. Колесов В.В. «Судьба и счастье» в русской ментальности // Размышления о философии на  перекрестке второго и третьего тысячелетий. Сборник к 75­летию профессора М.Я.  Корнеева. Серия «Мыслители», выпуск 11. СПб.: Санкт­Петербургское философское  общество, 2002б. – 306 с. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. В 2 т. Т. 1. − М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.  − 699 с. Флоренский П.А. Имена: Сочинение. – М.: Эксмо, 2006. – 896 с. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследование в области мифопоэтического:  Избранное. − М.: Изд. группа «Прогресс» − «Культура», − 1995. − 624 с. Приложение 2 (словарь) Неисходный – неисходимый, непроходимый, непроходный по величине, объему; |  безвыходный, нескончаемый, вечный. Неисходные леса, болота, тундры. Неисходное горе,  печаль.  Преполовение (препловленье, половение) – по церковному православному календарю  Преполовение Пятидесятницы – подвижный праздник, день в середине четвертой недели  после Пасхи, половина периода в 50 дней, отделяющих Пасху от Троицы – дня Сошествия  Св. Духа. Церковь вспоминает в этот день наставления Иисуса Христа о значении спасения 12 принесенного им людям, которое называется «источником бессмертия». В праздничном  песнопении от имени Христа поется: «приидите и почерпните воду бессмертия». Бдение – в православной церкви: праздничное богослужение в канун воскресенья и  больших христианских праздников, длящееся всю ночь. Извечье – бессмертье. Зыбить – колебать. Поветь – крыша, хлев, сарай, навес. Подъятье – помощь, исцеление; поддержка, помощь.

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»

Разработка урока  «Синтез поэзии и музыки в романсе Г. Свиридова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.08.2018