Разработка урока "Сюрреализм - это я " Сальвадор Дали. Презентация. (МХК, 11 класс)

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 05.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка позволит раскрыть такое направление в искусстве, как сюрреализм. Весь материал выстроен на примере творчества Сальвадора Дали. Материал выстроен в форме презентации, материала достаточно для полноценного урока. Текст на слайдах позволяет учащимся составлять опорный конспект, что облегчает усвоение материала.Презентация охватывает все стороны творчества С.Дали, содержит большой иллюстративный материал.Презентация. содержания и иллюстративного материала достаточно для полноценного урока о творчестве С.Дали.
Иконка файла материала Сальвадор Дали.pptx

«Сюрреализм – это я!» Сальвадор Дали

Творчество этого художника давно привлекает
человечество. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения…. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас…

Сюрреали́зм — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции.
Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон.
Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Весной 1917 года Гийом Аполлинер придумал и впервые употребил термин «сюрреализм». Нередко сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков или голода, ради того, чтобы достичь глубин своего подсознания.
Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном.
К декабрю 1924 года началось издание журнала «Сюрреалистическая революция». Во «Втором манифесте сюрреализма»( 1929 год) Бретон сомневался в методике автоматизма, призванием сюрреализма уже называл философию и политику. С 1930 г. Журнал стал называться «Сюрреализм на службе революции». Многие отвернулись от Бретона. В движении остались только преданные и новички, среди них был Сальвадор Дали.
Сюрреализм выстоял, приобрел всемирную известность, стал интернациональным.

Совмещение сна и реальности.
Слово сюрреализм (франц.«сверхреальность»)
уже давно превратилось в общеупотребительное понятие, которым обозначают всё странно сочетаемое, удивительное, фантастическое,
оторванное от реальности.

Фигерас, 11 часов 13 мая 1904 года Сальвадор Далии-Куси внёс в книгу регистрации актов гражданских состояний запись о рождении ребенка. Вот она: "Означенный ребенок родился по улице Монтуриол, 20, в 8 часов 45 минут 11 мая сего года. Наречен отныне Сальвадором Фелипе Хасинто.»

Сюрреализм Дали

Его отец дон Гало Дали Винас
был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое место в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридским республиканцем и к тому же атеистом.




 Когда родился Сальвадор, матери было 30 лет. Уроженка Барселоны, донья Фелипа выросла в творческой набожной семье и, став супругой нотариуса, все свои силы направила на создание уюта в доме и заботу о семье и детях.

Годы учебы

В 1921 году Дали заканчивает институт и поступает в мадридскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Именно в это время он начинает активно работать над собственным имиджем гения. Молодой человек носит бакенбарды, короткие брюки, длинный плащ, фетровую шляпу и без конца курит трубку. Он отличался провокационным поведением, которое было в чести и у его коллег — Федерико Гарсия Лорки и Луиса Бунюэля живших, как и он, в студенческом городке Академии.

В 1925 году , после исключения из Академии в Барселоне состоялась первая персональная выставка Дали, получившая восторженные отзывы критиков.
В июне 1926 года Дали пришлось оставить Академию во второй раз, так как он отказался сдавать экзамены. Убежденный в своей одаренности, художник заявил, что квалификации экзаменаторов недостаточно, чтобы оценивать его.

Портрет моего отца. 1925г.

Венера и матрос. 1925г.

Женская фигура у окна. 1925г.

Судьбы Лорки и Дали пересеклись в то время, когда оба только начинали чувствовать себя хозяевами мира. Следующие несколько лет Лорка становится главной моделью Дали. Двух молодых людей связывала любовная дружба. Однако и Лорку, и Дали беспокоила неудовлетворенность отношений. В конце концов поняв, что их взгляды на творчество и будущее слишком разнятся, Дали решился на разрыв. В 1926 году, после того как Лорка опубликовал свою «Оду к Сальвадору Дали» .

В поисках стиля ( 1918 – 1924)

Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро.

«Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел» – Сальвадор Дали

«Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.» С.Дали

Кубический автопортрет, 1923г. "Молодые женщины", 1923.
В картинах Дали того времени можно заметить влияние кубизма

1926г.Художник вернулся в Кадакес, чтобы поработать над выставкой своих картин, которую согласился устроить осенью парижский торговец произведениями искусства Камиль Гоэманс. Среди многочисленных гостей Дали в то лето посетил поэт Поль Элюар, который приехал со своей дочерью Сесиль и женой Галой. Она вскоре стала любовницей, а затем и женой Дали.

Молодая женщина, увиденная со спины (1924 – 1927)

Родилась Елена Дьяконова в Казани в 1894 году. Гала была старше Сальвадора Дали на 10 лет. Она стала праздником вдохновения, главной моделью для живописца.

В начале 1929 года состоялась премьера фильма “Андалузский пес” по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля.

"Гала пронзила меня, словно меч, направленный самим провидением, — писал Сальвадор Дали. — Это был луч Юпитера, как знак свыше, указавший, что мы никогда не должны расставаться".

В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: "Венера и матрос" Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.

На картине, "Фигура девушки на скале" (1926) он изобразил свою сестру лежащей на камнях. Внешне казалось, что полотно написано в стиле Пикассо, однако оно не походило по духу на его работы, и было просто реалистическим изучением перспективы.

Приспособление и рука (1927)

Эксперименты с геометрическими формами уже заставляют почувствовать ту мистическую пустыню, которая свойственная Дали в более позднем «сюрреалистическом» периоде творчества

Другое название — «Невидимка», картина демонстрирует один из основных приёмов живописи Дали — метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов

Незримый человек (1929)

Просвещённые удовольствия (1929)
.

Считается, что полотно вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора Дали

Пустыня в безмолвии вечного звона (1931-1937)

Появление Гала совпало с разрывом с группой сюрреалистов. Дали начал использовать прием двойственного изображения, при котором предметы могли рассматриваться как один или как два объекта. В 30-е годы в Париже, чтобы хоть что-то заработать, Дали не только писал картины и сочинял киносценарии, но и занимался чем придется. Он, между прочим, изобрел искусственные ногти для дам, прозрачные манекены для витрин, в которых, имитируя кровообращение, должны были плавать рыбки, комбинированный макияж, позволяющий стереть с лица все тени. В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго фильма – “Золотой век”.

Постоянство памяти (1931)

Самое известное и самое обсуждаемое в среде художников произведение автора. Здесь используются идеи из ряда прежних работ: автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.

Параноические превращения лица Гала (1932)

Гала — любимая жена художника, нередко присутствует на его картинах. Данное полотно отражает параноико-критический метод Дали.

Это не картина, а скульптура в стиле сюрреализма. Несмотря символы плодородия — хлеб и початки кукурузы, Дали как бы подчёркивает цену, которую за это приходится платить: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.

Ретроспективный бюст
женщины (1933)

Посмотрите также