Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет.
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеровИстория Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19-ого века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской росписи (18-ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. — «Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.1920—1930-е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками-профессионалами без учёта специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства.В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров
Жостовская роспись.pptx
Разработка урока технологии 6класс
Жостовская роспись
Разработка урока технологии 6класс
Разработка урока технологии 6класс
Жостовская роспись
Ж стовская р спись
— русский народный
оо
оо
художественный
промысел росписи кованых металлических
(жестяных) подносов, существующий с 1825
года в деревне Жостово Мытищинского
района Московской области.
Основной мотив жостовской
росписи — цветочный букет.
Разработка урока технологии 6класс
Разработка урока технологии 6класс
Появление росписи
История Жостово и жостовского промысла восходит к началу 19ого века, когда в ряде подмосковных сел и
деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташкове,
Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье
маше. Традиции этой росписи появились в Жостово и окрестных селениях на основе более ранней тагильской
росписи (18ый век). Основной мотив жостовской росписи, как и тагильской, — это цветочный букет.
В 1922 г. в деревне Новосельцево возникла «Новосельцевская трудовая артель» по выпуску железных лакированных
подносов; в 1924 г. в деревне организовались «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь»; в 1925 г. —
«Лакировщик» и одновременно в селе Троицкое — артель «Свой труд» по росписи подносов. Все они были
объединены в 1928 г. в специализированную артель «Металлоподнос» в деревне.
1920—1930е годы были нелёгкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного
утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации
пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы
орнаментальных и тематических композиций, созданные художникамипрофессионалами без учёта специфики
местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники понимали чужеродность
подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на
углубление традиционного мастерства.
В 1960е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и сейчас. Художественная роспись подносов
обретала всё больший авторитет и популярность благодаря не только массовыми изделиям, но и уникальными
произведениям ведущих мастеров, все чаще привлекавшим внимание на многочисленных выставках в стране и за
рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными
декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида
русского народного искусства. Сегодня декоративная роспись находится на подъёме. Это не означает, что в жизни
промысла нет сложностей и проблем. Они существуют во всех сферах нашей культуры, которой приходится
противостоять современной коммерциализации. Жостово подражают, пытаются подделываться под стиль и даже
авторские манеры художников. Однако коллектив, постоянно работающий в промысле, обладает высочайшим
профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием
мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. К этому надо добавить
изучение истории искусства, классического натюрморта и разных видов русского прикладного и народного
искусства, пополняющих «творческую копилку» мастеров
Разработка урока технологии 6класс
Разработка урока технологии 6класс
Жостовская роспись
В искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы
цветов и плодов сочетается с декоративной обобщённостью, родственной
русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках
и т. п. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в
котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Роспись
производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному,
серебряному), причём мастер работает сразу над несколькими подносами.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под
самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные,
прямоугольные, овальные и другие.
Ведущие художники жостовского промысла — В.И Летков, М.В Лебедев,
Н.Фролова, О.Кошкина, Т.Агеева, Е.Мешкова, О.Борисова, Т.Куракина
21 декабря 2013 ООО "Жостовская фабрика декоративной росписи" открыла
салон "Жостово" в ГУМе ( Главный Универмаг Москвы) на 3 этаже,3 линии.
Адрес: Красная площадь д.3.
Разработка урока технологии 6класс
Разработка урока технологии 6класс
Разработка урока технологии 6класс
Спасибо за внимание!!!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.