Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"
Оценка 4.8

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
труд
5 кл
03.02.2017
Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"
В данной разработке дается понятие "волокно", приводится классификация волокон по волокнистому составу, а также способы получения натуральных волокон. В ходе урока учащимся предлагается выполнить ряд практических работ с целью знакомства и закрепления изучаемого материала. В приложении к уроку предлагается дополнительный материал по истории появления волокон.разработка урока по теме "Материаловедение"
маериаловедение 5 класс.doc
Дата__________________ 5 класс ТЕМА: Создание изделий из текстильных материалов. Виды текстильных волокон ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с понятием волокно, видами текстильных волокон. 2. Развивать понимание того, что знание волокнистого состава ткани необходимо для сферы ее применения, способа обработки и ухода за изделием. 3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности. Оборудование: коллекция «Хлопок», «Лен», «Шерсть», «Шелк», «Химические волокна», компьютер, проектор, интерактивная доска, кусочки тканей, иглы, таблица «Символы ухода за одеждой», ярлычки с одежды. ************************************ ХОД УРОКА 1. Организация урока – приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. 2. Сообщение темы урока. – Основным материалом для швейных работ является ткань. Из чего же ее получают? Почему существует огромное разнообразие тканей? 3. Изучение нового материала Сведения о волокне. В своей повседневной жизни мы постоянно имеем дело с большим количеством вещей из тканей. Ткани бывают разными по внешнему виду и на ощупь – гладкие и пушистые, теплые и холодные, плотные и прозрачные. Если рассмотреть ткань, то можно увидеть, что она состоит из переплетающихся нитей. Если отделить одну нить и распушить ее конец иглой, то станут заметны отдельные тонкие волоски – ВОЛОКНА. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1. 1. Рассмотреть образец (он состоит из переплетающихся нитей). 2. Отделить одну нить и распушить ее конец иглой (видны отдельные тонкие волоски – волокна). Виды волокон. Все волокна делятся на две группы: натуральные волокна и химические. Натуральные волокна – это волокна, которые существуют в природе. Химические волокна – производят на предприятиях химической промышленности. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2 По этикеткам и таблице «Символы ухода за одеждой» рассказать о способах ухода за изделием. Домашнее задание.   Выполнить задание, используя дополнительно сведения из энциклопедии: Что получают из: семян льна______ стеблей льна______ отходов льна_______ семян хлопка_______ веток и отходов хлопка_______ Приложение 1. «Золотой гребешок» С давних времен люди использовали для изготовления тканей шерсть. Использовали шерсть овец и коз, а в Южной Америке и лам. Существует свыше семи тысяч сортов шерсти. Советский географ - исследователь П.К. Козлов во время монголо-тибетской экспедиции 1923 - 1926 годов раскопал курганные погребения, в которых обнаружили древние шерстяные ткани. Даже пролежав несколько тысяч лет под землей, некоторые из них превосходили по крепости нитей современные. В 14 - 15 веках шерсть, предназначенную для прядения, чесали деревянным гребнем, имевшим несколько рядов стальных зубьев. В результате волокна в пучке располагались параллельно, что очень важно для их равномерного вытягивания и скручивания при прядении. «Гребешок» оказался поистине золотым. Из расчесанного волокна получали прочные, красивые нити, из которых вырабатывалась добротная ткань, долго не изнашивавшаяся. От нем. слов «камм» - «гребень» и «воле»- чесать образовалось слово «камволле» - чесаная шерсть. Попав в Россию, оно получило суффикс «н» и стало «камвольным». Так называют обработанную гребнем шерсть, предназначенную для производства гладких тканей, а также организации и предприятия, которые изготовляют такие ткани, торгуют ими. Отсюда же и слово «камвольщик». Шерстяная промышленность совершенствовалась медленнее хлопчатобумажной, т. к. механическая обработка хлопка требует менее трудного подготовительного процесса. Машинное прядение шерсти началось с конца 80-х годов 18 века. В 1789 году англичанин Эдмунт Картрайт изобрел гребнечесальную машину. Вслед за машиной Картрайта появилось немало других, более совершенных машин. Процесс усовершенствования продолжается и в наши дни. В наши дни в шерсть стали добавлять для улучшения свойств ткани синтетические волокна, например, лавсан. Т.к. ткани из шерсти с лавсаном, добротные и недорогие они завоевали у потребителей большую популярность. Первой была крапива, потом лен. Человечеству известны десятки растений, пригодных для выработки ткани. Но не все их выгодно разводить, потому-то и остались в общечеловеческом списке только избранные. Одним из самых первых растений, которое стало одевать людей, была крапива. Крапива «жмется» к человеческому жилью, потому-то люди на нее первую и обратили внимание как на сырье для изготовления грубой ткани, мешковины, прочных рыболовных снастей, веревок, канатов и т.д. и только потом были «взяты на вооружение» другие растения. Еще при первобытном строе, наряду с крапивой, человек стал использовать лен. Выращивать крапиву не приходилось - хватало в избытке дикорастущей. А вот лен сеять, предварительно подготовив под него почву. Зато и ткани получались изо льна добротнее. Поэтому крапива была постепенно оставлена, и лен захватил первенство. Плантации льна занимали большие площади в Малой Азии, Египте, приальпийских и придунайских областях Европы, на юге нынешней территории России. На весьма высоком уровне находилось льноводство в Древнем Египте. Судя по письменным свидетельствам, там разводили четыре сорта льна. Когда он поспевал, его выдергивали из почвы, связывали в снопы и очищали от семян, продергивая через доску с зубьями. Затем лен колотили, чесали, приготовляли ленту, которую слегка скручивали, превращая в ровницу. Из нее с помощью веретена с каменным диском, пряли нить. Чтобы пряжа была прочнее, порой скручивали несколько нитей в одну. Несмотря на примитивность техники, египетские льнопрядильщики добивались изумительных успехов, они вырабатывали пряжу такую же тонкую, какую выпускают современные льнопрядильные предприятия с помощью сложных машин. Один из историков текстильной техники утверждал, что льнопрядильное мастерство древних египтян вообще пока не превзойдено. Ткачество считалось в Древней Греции высшим из ремесленных искусств, им занимались даже знатные дамы. Те же знатные дамы не пренебрегали и прядением. На Руси лен сеяли не только ради волокна, но также из-за высококачественного масла. Многое сделал для развития льняного производства Петр 1. В частности, он стремился к тому, чтобы лен шел за границу не сырьем, а в виде изделий. В наших краях лен использовался первоначально лишь в домашних хозяйстве - из него ткали холст для верхней и нижней одежды. Но по мере развития торговых связей, роста городов льняная ткань чаще всего становилась товаром. Спрос на нее возрастал. Таким образом, льноводство в жизни крестьян играло большую роль. Это широко отразилось на фольклоре. Не счесть песен, сложенных народом про лен. А сколько возникло пословиц! Коротко о происхождении слова «лен». Оно находится в самом близком родстве с латинским словом «линия», что значит «нитка». В свою очередь «линия» произошла от «линум» - «лен». «Белое золото» Да, именно так называют хлопок с древнейших времен и до наших дней. Причем не только в нашей стране, но и повсеместно. Это образное выражение отражает ценность волокна, его замечательные качества, его важную роль в жизни человечества. О том, что хлопок - величайшее богатство человечества, свидетельствует и другое его название, которое сейчас употребляется не часто, но прежде было весьма распространенно: растительная шерсть. Трудно сказать, где именно прародина хлопчатника. Дикие его виды были найдены в различных странах Азии и Латинской Америки. На территории нашей страны хлопок издавна культивировался в Средней Азии. Но не легким оказался его путь до среднерусской полосы. Железных дорог еще не было. Тюки хлопка доставлялись верблюжьими караванами до Волги. Этот путь занимал не один месяц. Потом тюки грузили на суда. Бурлаки тянули их против течения тысячи верст до Плеса, Ярославля и по каналам в Петербург. Нетрудно представить себе, какова была цена волокна по прибытии его на место переработки. Естественно, на такое расстояние было выгоднее вести не хлопок, даже не пряжу, а суровье, которое оставалось окрасить или набить на нем рисунок. В настоящее время хлопок в нашей стране возделывается во всех республиках Средней Азии, в южных районах Казахстана, в Азербайджане и Армении. А за рубежом - в США, Египте, Бразилии, Индии, Китае, Турции, Болгарии и некоторых других странах. Теперь коротко о том, как возникли выражения «хлопчатобумажная промышленность», «хлопчатобумажная ткань». Мы слышим их то и дело и прекрасно понимаем, что они означают. Обратимся к истокам двух слов «хлопок и «бумага». Во многих славянских языках существует слово «хлоп», означающее «клок», довольно точно отображающее «клочковидность» сырья для ткани. Слово «бумага» пришло в Россию запутанной дорогой, которая прослеживается из Ирана. «Памбак» - так называли в этой стране белое, пушистое волокно. Где-то в начале нашего тысячелетия «памбак» - хлопок переправился в Италию, где стал уже «бомбаджо». В 14 веке итальянские купцы завезли ткани из хлопка на Русь. И «памбак» - «бомбаджо» претерпел новое изменение, стал «бумагой». В скорее наши предки, не раздумывая, перенесли «бумагу» с хлопка на писчую бумагу после того, как научились вырабатывать ее их льняного и хлопчатобумажного тряпья. ТАБЛИЦА СИМВОЛОВ УХОДА ЗА ТКАНЬЮ  Ручная или машинная стирка при температуре, не превышающей указанную.  Ручная или машинная стирка в щадящем режиме.  Разрешена ручная и машинная стирка.  Стирка запрещена.  Разрешено отжимать и сушить в стиральной машине.  Сушить при температуре не выше 40° С.   Сушить при температуре не выше 60° С.  Сушить без отжима.   Нельзя выкручивать.   Запрещено сушить и отжимать в стиральной машине.  Недопустимо попадание солнечных лучей при сушке.  Глажение запрещено.  Гладить при температуре до 100° С. Гладить при температуре до 150° С.  Гладить при температуре до 200° С.  Чистка только с углеводородными растворителями, перхлорэтиленом.  Разрешена только сухая чистка.  Разрешена сухая чистка с любыми растворителями.  Щадящая чистка только с углеводными растворителями.  Химическая чистка запрещена.  Допускается отбеливание домашними пятновыводящими средствами.  Не использовать отбеливающие и хлоросодержащие стиральные порошки.

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"

Разработка урока технологии для 5 класса по теме "Материаловедение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017