Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
08.06.2017
Данная разработка урока направлена на повторение и обобщение знаний по русскому языку в 5 классе по теме "Употребление имен существительных в речи". Обучающиеся рассматривают роль имен существительных в речи, повторяют пройденный материал по данной теме, делают выводы об особенностях употребления существительных
употребление в речи сущ.docx
Урок русского языка в 5м классе "Употребление имен существительных в речи"
Цели:
обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени
существительном как части речи,
сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи,
способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти,
воспитывать интерес к русскому языку,
воспитывать бережное отношение к здоровью,
способствовать эстетическому воспитанию детей.
ХОД УРОКА
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
I. Работа с эпиграфом
– О чем пойдет речь на нашем уроке?
Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти
каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная
часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть
речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).
Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу,
называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По
наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это
вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то,
что его окружает.
Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления
действительности.
Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти
целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно.
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица... (А.Фет)
Один мальчик рассуждал так:
– Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не
было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у
ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать?
Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно
обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не
прав! Язык не повернется.
– А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте выразить свою речь,
не используя имена существительные. Получилось?
– Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке?
II. Разминка
1. Расставьте ударения в словах: партер, документ, шофер, средства, красивее,
километр, перчить.
– Все ли слова в этом ряду существительные? До свадьбы …
Елееле душа …
Здоровья не …
У больного не здоровья спрашивай.
Дороже ум всего здоровье да.
Здоровью курить вредить.
2. Определите, сколько раз встречаются звуки:
[ а ] Рассыпался горох на семьдесят дорог.
3. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Примеры.
4. Образуйте существительные ж.р. от существительных: кочегар, штукатур, поручень,
электрик, матрос.
5. Что объединяет группы существительных:
Токио, Осло, Дели
Уссури, По, Миссисипи
Пальто, какао, пенсне
6. Найдите «третье – лишнее» в каждой группе:
Буран, дождь, вьюга
Огонь, осень, пламя
– Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем
для человека. Что легче: сохранять здоровье или лечить человека?
7. Закончите пословицы:
8. Собери рассыпанные пословицы:
9.Индивидуальная работа (2 человека с места): подбери из книги пословицы под заглавные
буквы: ЗДОРОВЬЕ
– А как вы думаете, почему мы говорим о здоровье?
III. Словарный диктант
Два ученика работают у доски.
Полезная еда, ежегодная профилактика, являться на прием, ящик с пробирками, крепкое
здоровье, предъявить больничный лист, подъехать к больнице, современная медицина,
перевязать рану, измерить температуру, с опытным терапевтом.
– Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка).
У доски проверяют 2 консультанта, задают дополнительные вопросы.
IV. Обобщение изученного материала
– Что же вы узнали о существительном?
Работа в группах по 4 человека на месте:
1 группа – Что такое имя существительное? Примеры.
2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля
3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые
1 ряд – у существительных определить падеж
2 ряд – склонение
3 ряд – род
существительные?
4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые
употребляются только в ед.числе или только в мн.числе.
группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего рода.
группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.
Представитель группы защищает свое задание.
– Таким образом, наше имя существительное обросло грамматическими признаками.
V. Физкутминутка Работа над осанкой.
VI. Коллективный опрос по схеме разбора существительного
В здоровом теле – здоровый дух.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя существительное –
Н.Ф. –
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Род –
o
Число –
Склонение –
Падеж –
В предложении является –
Все работы сдаются на отметку.
VII. Роль имени существительного
1.– Какова же роль существительного в речи?
– Давайте рассмотрим предложения. У вас на столе текст «Берегите зрение».
Чтение вслух.
– Объясните заголовок.
– Согласны ли вы с автором? Почему необходимо бережно относиться к зрению? Как это
нужно сделать? Что особенно вредно для здоровья?
2. Заполним таблицу примерами:
№ Член предложения
Примеры
1
2
3
4
Подлежащее
Дополнение
Обстоятельство
Сказуемое
– Что же нужно делать, чтобы быть здоровым?
– Какими видами спорта можно заниматься?
VIII.Словарная работа
Баскетбол (англ. баскет – корзина, болл – мяч).
Гимнастика – самый древний и один из самых полезных видов спорта. Возникла она в
Элладе за несколько веков до нашей эры. (греч. гимнос – «обнаженный», потому что греки
в те далекие времена занимались гимнастикой обнаженными).
Теннис появился во 2 половине XIX века в России (англ. лаун – лужайка).
Футбол появился в начале XX века. (англ. фут – стопа, болл – мяч) Родина футбола –
Англия.
Хоккей. Родина травяного хоккея – Англия, на льду – Канада. (франц. хокет – палка). У
нас появился в 1946 году.
Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю,
находчивость, характер, усидчивость. А великий русский шахматист Александр Алехин
считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным. Шахматы появились в Индии Одушевленные – неодушевленные.
около 15 столетий назад.
– Выберите слово и составьте с ним предложение. Подчеркните его как член предложения.
IX. Аналитические упражнения
1. Распределите слова на два столбика – собственные и нарицательные.
Фигурист, Евгений Плющенко, Анна Курникова, теннисистка, гимнастка, Светлана
Хоркина.
Футболист, мяч, хоккеист, шайба, ворота, баскетболист, лед, конькобежец.
X. Это интересно
– Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где
впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет.
Пломбир – от названия французского города Пломбьер.
Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира.
Геркулес (силач) от имени героя.
Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых
забылись.
Петр (греч) – камень.
Софья (греч) – мудрость.
Марина (лат) – морская.
«Говорящие» имена. В книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» героев
звали: Незнайка, Знайка, Сахарин Сиропчик, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка,
Пончик.
– Почему? Эти имена собственные говорят нам о том, что представляет собой герой книги:
какой у него характер, какие привычки, внешность, чем он занимается. Такими
«говорящими» именами называют иногда авторы героев своих рассказов, повестей, сказок,
чтобы указать их отличительные, характерные черты.
– А Незнайка расходовал свои силы, энергию, здоровье? Почему?
XI. Творческая работа
– Составьте и запишите 5–6 предложений на тему «Как я сохраняю свое здоровье»,
используя существительные.
XII. Итоги
– Какова же роль имени существительного в нашей речи?
XIII. Рефлексия.
Ваши пожелания друг другу после нашего урока.
XIV. Домашнее задание: § 87, упражнение 655 или составить памятку «Как беречь
здоровье» 1 группа – Что такое имя существительное? Примеры.
2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля
3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые
существительные?
4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые
употребляются только в ед.числе или только в мн.числе. 5 группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего
рода.
6 группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные.
Примеры.
Приложение 2.
Морфологический разбор имени существительного.
1.
2.
3.
4.
5.
В здоровом теле здоровый дух.
Имя существительное –
Н.Ф. –
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Род –
Число –
Склонение – Падеж –
6.
В предложении является –
2.
3.
4.
5.
Морфологический разбор имени существительного.
В здоровом теле здоровый дух.
1. Имя существительное –
Н.Ф. –
Собственное или нарицательное
Одушевленное или неодушевленное
Род –
Число –
Склонение –
Падеж –
6. В предложении является
Берегите зрение
острое
зрение.
необычайно
неправильной посадке.
Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, глаза напрягаются, а когда
смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу у
травы, где обеспечен большой кругозор, — прекрасный отдых для глаз. У жителей степей,
например,
Особенно вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаза. А это может
быть при плохом освещении,
Ежедневная длительная,
увеличивающаяся с годами зрительная работа создает привычку рассматривать все вблизи. В
результате
Первое условие нормальной работы глаз — хорошее освещение. Освещенность у окна в шесть
— восемь раз выше, чем между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к
окну и так, чтобы свет падал слева. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же
условия следует создавать и дома. На рабочем столе ставится настольная лампа мощностью
пятьдесят — шестьдесят ватт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы не падал
прямо
Для сохранения хорошего зрения важна правильная посадка за партой, рабочим столом.
Вредно
близорукость.
Стромская.)
развивается
глаза,
книгу,
тетрадь.
а
освещал
лишь
читать
лежа.
(В.
в Берегите зрение
зрение.
результате
необычайно
например,
острое
Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, глаза напрягаются, а когда
смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на
лугу у травы, где обеспечен большой кругозор, — прекрасный отдых для глаз. У жителей
степей,
Особенно вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаза. А это
может быть при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная,
увеличивающаяся с годами зрительная работа создает привычку рассматривать все
вблизи.В
Первое условие нормальной работы глаз — хорошее освещение. Освещенность у окна в
шесть — восемь раз выше, чем между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить
ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те
же условия следует создавать и дома. На рабочем столе ставится настольная лампа
мощностью пятьдесят — шестьдесят ватт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы
не падал прямо в глаза,
Для сохранения хорошего зрения важна правильная посадка за партой, рабочим столом.
Вредно
а освещал лишь книгу,
близорукость.
Стромская.)
читать
развивается
лежа.
тетрадь.
(В.
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.