Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Оценка 5

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
08.06.2017
Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Данная разработка урока направлена на повторение и обобщение знаний по русскому языку в 5 классе по теме "Употребление имен существительных в речи". Обучающиеся рассматривают роль имен существительных в речи, повторяют пройденный материал по данной теме, делают выводы об особенностях употребления существительных
употребление в речи сущ.docx
Урок русского языка в 5­м классе "Употребление имен существительных в речи" Цели:  обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени  существительном как части речи, сформировать умение правильно употреблять имя существительное в речи, способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти, воспитывать интерес к русскому языку, воспитывать бережное отношение к здоровью, способствовать эстетическому воспитанию детей.      ХОД УРОКА Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. I. Работа с эпиграфом – О чем пойдет речь на нашем уроке? Имя существительное — самая представительная, самая существенная часть речи. Почти  каждое второе слово в нашей речи — имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное — ведущая часть  речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение).  Имя существительное — важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По  наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то,  что его окружает.  Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления  действительности.  Существительное — самая существенная часть речи. Вот стихотворение, которое почти  целиком состоит из одних только существительных, а нам все понятно. Шепот, робкое дыханье,  Трели соловья,  Серебро и колыханье  Сонного ручья.  Свет ночной, ночные тени,  Тени без конца.  Ряд волшебных изменений  Милого лица...  (А.Фет) Один мальчик рассуждал так: – Кому нужны существительные? Ведь если бы их не было, то не придумали математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии, вот жизнь была бы у   ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать?  Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно  обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания и только скажи, что я не  прав! Язык не повернется. – А вы согласны? Нужны ли нам имена существительные? Попробуйте выразить свою речь,  не используя имена существительные. Получилось? – Так о чем же пойдет сегодня разговор на уроке? II. Разминка 1. Расставьте ударения в словах: партер, документ, шофер, средства, красивее,  километр, перчить. – Все ли слова в этом ряду существительные? До свадьбы … Еле­еле душа … Здоровья не … У больного не здоровья спрашивай. Дороже ум всего здоровье да. Здоровью курить вредить. 2. Определите, сколько раз встречаются звуки: [ а ]  Рассыпался горох на семьдесят дорог. 3. Можно ли слова сережка, орел, стрелка, белка писать с прописной буквы? Примеры. 4. Образуйте существительные ж.р. от существительных: кочегар, штукатур, поручень,  электрик, матрос. 5. Что объединяет группы существительных: Токио, Осло, Дели Уссури, По, Миссисипи Пальто, какао, пенсне 6. Найдите «третье – лишнее» в каждой группе: Буран, дождь, вьюга Огонь, осень, пламя – Сегодня мы с вами поговорим о здоровье, на мой взгляд, это одна из самых важных тем  для человека. Что легче: сохранять здоровье или лечить человека? 7. Закончите пословицы:    8. Собери рассыпанные пословицы:    9.Индивидуальная работа  (2 человека с места): подбери из книги пословицы под заглавные буквы: ЗДОРОВЬЕ – А как вы думаете, почему мы говорим о здоровье? III. Словарный диктант Два ученика работают у доски. Полезная еда, ежегодная профилактика, являться на прием, ящик с пробирками, крепкое  здоровье, предъявить больничный лист, подъехать к больнице, современная медицина,  перевязать рану, измерить температуру, с опытным терапевтом.    – Поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка). У доски проверяют 2 консультанта, задают дополнительные вопросы. IV. Обобщение изученного материала – Что же вы узнали о существительном? Работа в группах по 4 человека на месте:    1 группа – Что такое имя существительное? Примеры. 2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля 3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые  1 ряд – у существительных определить падеж 2 ряд – склонение 3 ряд – род существительные? 4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые   употребляются только в ед.числе или только в мн.числе. группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего рода. группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные. Примеры.   Представитель группы защищает свое задание. – Таким образом, наше имя существительное обросло грамматическими признаками. V. Физкутминутка Работа над осанкой. VI. Коллективный опрос по схеме разбора существительного В здоровом теле – здоровый дух.  Морфологический разбор имени существительного.      Имя существительное – Н.Ф. – Собственное или нарицательное Одушевленное или неодушевленное Род – o Число –  Склонение –  Падеж – В предложении является –  Все работы сдаются на отметку. VII. Роль имени существительного 1.– Какова же роль существительного в речи? – Давайте рассмотрим предложения. У вас на столе текст «Берегите зрение». Чтение вслух. – Объясните заголовок. – Согласны ли вы с автором? Почему необходимо бережно относиться к зрению? Как это  нужно сделать? Что особенно вредно для здоровья? 2. Заполним таблицу примерами: № Член предложения Примеры 1 2 3 4 Подлежащее Дополнение Обстоятельство Сказуемое         – Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? – Какими видами спорта можно заниматься? VIII.Словарная работа Баскетбол (англ. баскет – корзина, болл – мяч). Гимнастика – самый древний и один из самых полезных видов спорта. Возникла она в  Элладе за несколько веков до нашей эры. (греч. гимнос – «обнаженный», потому что греки  в те далекие времена занимались гимнастикой обнаженными). Теннис появился во 2 половине XIX века в России (англ. лаун  – лужайка). Футбол появился в начале XX века. (англ. фут – стопа, болл – мяч) Родина футбола –  Англия. Хоккей. Родина травяного хоккея – Англия, на льду  – Канада. (франц. хокет – палка). У  нас появился в 1946 году. Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю,  находчивость, характер, усидчивость. А великий русский шахматист Александр Алехин  считал, что шахматы прежде всего учат быть объективным. Шахматы появились в Индии Одушевленные – неодушевленные. около 15 столетий назад. – Выберите слово и составьте с ним предложение. Подчеркните его как член предложения. IX. Аналитические упражнения 1. Распределите слова на два столбика – собственные и нарицательные. Фигурист, Евгений Плющенко, Анна Курникова, теннисистка, гимнастка, Светлана  Хоркина.  Футболист, мяч, хоккеист, шайба, ворота, баскетболист, лед, конькобежец. X. Это интересно – Некоторые нарицательные имена произошли от названий городов, местностей, где  впервые был сделан или откуда вывозился тот или иной предмет. Пломбир – от названия французского города Пломбьер. Есть имена нарицательные, которые восходят к именам легендарных героев древнего мира. Геркулес (силач) от имени героя. Многие собственные имена – это в прошлом имена нарицательные, значения которых  забылись. Петр (греч) – камень. Софья (греч) – мудрость. Марина (лат) – морская. «Говорящие» имена. В книге Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» героев  звали: Незнайка, Знайка, Сахарин Сиропчик, Торопыжка, Ворчун, Молчун, Растеряйка,  Пончик. – Почему? Эти имена собственные говорят нам о том, что представляет собой герой книги: какой у него характер, какие привычки, внешность, чем он занимается. Такими  «говорящими» именами называют иногда авторы героев своих рассказов, повестей, сказок,  чтобы указать их отличительные, характерные черты. – А Незнайка расходовал свои силы, энергию, здоровье? Почему? XI. Творческая работа – Составьте и запишите 5–6 предложений на тему «Как я сохраняю свое здоровье»,  используя существительные. XII. Итоги – Какова же роль имени существительного в нашей речи? XIII. Рефлексия. Ваши пожелания друг другу после нашего урока. XIV. Домашнее задание: § 87, упражнение 655 или составить памятку «Как беречь  здоровье» 1 группа – Что такое имя существительное? Примеры. 2 группа – Расскажите о падежах. Просклоняйте слово земля 3 группа – Расскажите о склонении. Примеры. Что такое разносклоняемые  существительные? 4 группа – Расскажите о числе. Примеры. Назовите существительные, которые употребляются только в ед.числе или только в мн.числе. 5  группа – Расскажите о роде. Примеры. Назовите существительные общего  рода. 6 группа – Назовите имена существительные собственные и нарицательные.  Примеры. Приложение 2. Морфологический разбор имени существительного. 1. 2. 3. 4. 5. В здоровом теле ­  здоровый дух.   Имя существительное –  Н.Ф. –  Собственное или нарицательное Одушевленное или неодушевленное Род –  Число –  Склонение – Падеж –  6. В предложении является –  2. 3. 4. 5. Морфологический разбор имени существительного. В здоровом теле ­  здоровый дух.   1. Имя существительное –  Н.Ф. –  Собственное или нарицательное Одушевленное или неодушевленное Род –  Число –  Склонение –  Падеж –  6. В предложении является Берегите зрение     острое зрение. необычайно   неправильной   посадке. Когда   мы   рассматриваем   предметы   на   близком   расстоянии,   глаза   напрягаются,   а   когда смотрим вдаль, зрительное  восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу у травы, где обеспечен большой кругозор,  —  прекрасный отдых для глаз. У жителей степей, например,   Особенно вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаза. А это может быть   при   плохом   освещении,   Ежедневная   длительная, увеличивающаяся с годами зрительная работа создает привычку рассматривать все вблизи. В результате   Первое условие нормальной работы глаз — хорошее освещение. Освещенность у окна в шесть —  восемь раз выше, чем между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал   слева.  В  школе за этим наблюдает школьный врач. Те же условия следует создавать и дома. На рабочем столе ставится настольная лампа мощностью пятьдесят  —  шестьдесят ватт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы не падал прямо   Для   сохранения   хорошего   зрения   важна   правильная   посадка   за   партой,   рабочим   столом. Вредно   близорукость. Стромская.) развивается глаза,   книгу,   тетрадь. а   освещал   лишь читать   лежа.  (В.     в Берегите зрение зрение.  результате       необычайно   например,   острое   Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, глаза напрягаются, а когда смотрим вдаль, зрительное   восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лугу у травы, где обеспечен большой кругозор, — прекрасный отдых для глаз. У жителей степей,   Особенно вредно держать книги, тетради ближе тридцати сантиметров от глаза. А это может   быть   при   плохом   освещении,   неправильной   посадке.   Ежедневная   длительная, увеличивающаяся   с   годами   зрительная   работа   создает   привычку   рассматривать   все вблизи.В   Первое  условие нормальной работы глаз — хорошее освещение. Освещенность у окна в шесть  —  восемь раз выше, чем между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал  слева. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же   условия   следует   создавать   и   дома.   На   рабочем   столе   ставится   настольная   лампа мощностью пятьдесят — шестьдесят ватт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы не   падал   прямо   в   глаза,   Для сохранения хорошего зрения важна правильная посадка за партой, рабочим столом. Вредно     а   освещал   лишь   книгу, близорукость. Стромская.)   читать развивается   лежа.   тетрадь.  (В.

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)

Разработка урока "Употребление имен существительных в речи" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017