Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
07.05.2018
Цель данного урока по окружающему миру: знакомить учащихся с растительным миром;
формировать представления о разнообразии растительного мира;
учить различать деревья, и кусты, травянистые растения; раскрыть
их значение для людей в жизни;
воспитывать бережное отношение к растениям, желание
ухаживать за ними и охранять их.Разработка урока по окружающему миру ""В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Тема урока Разнообразие растительного мира.docx
Тема урока: В мире растений. Разнообразие растительного мира.
Цель урока: знакомить учащихся с растительным миром;
формировать представления о разнообразии растительного мира;
учить различать деревья, кусты, травянистые растения; раскрыть
их значение для людей;
воспитывать бережное отношение к растениям, желание
ухаживать за ними и охранять их.
Оборудование: картинатаблица «Какие бывают растения», таблица
«Органы растений», гербарий, коллекция «Плоды и семена»,
иллюстрации к загадкам, шкатулка с плодами, цветы.
Ход урока
І. Сообщение темы и цели урока
Тема нашего урока – «В мире растений».
Мы должны с вами расширить знания о растительном мире, научиться различать растения
по видам, раскрыть значение растений для людей.
ІІ. Актуализация знаний учащихся
Весь мир вокруг нас – это природа.
Вспомните, какую различают природу (Живую и неживую).
Чем живое отличается от неживого? (Всё живое растёт, дышит, питается, даёт потомство
и умирает).
Что относится к живой природе? (Человек, животные, растения, грибы).
Отгадайте загадку: Дышат, растут,
А ходить не могут (Растения).
ІІІ. Изучение нового материала
1.Информационнопознавательная часть (учитель) Большое дерево, самый маленький кустик, любая травка – это растения. Растения очень
разнообразны, Первые растения появились очень давно, около 250 млн. лет назад. Это
были:
мхи лишайники
хвощи папоротники
Без растений жизнь на земле невозможна, потому что только они способны предотвращать
излишек углекислого газа в атмосфере и поддерживать необходимый уровень кислорода.
Растения задерживают пыль, копоть, поглощают шум.
Жизнь человека также тесно связана с растениями, потому что человек употребляет их в
пищу. Основными хлебными растениями являются пшеница, рис, ячмень, овощными –
картофель, капуста, морковь, свекла, зернобобовыми – горох, фасоль, соя, масляничными
– подсолнечник, кукуруза, маслина (оливки).
Из древесины растений изготовляют почти 10 тыс. разновидностей изделий и продуктов:
бумага, мебель, краски, лак, стройматериалы, спирт. Среди растений есть много таких,
которые используются как лекарства.
Неоценимое значение растений в жизни человека как источника эстетических чувств.
2. Создание проблемной ситуации
На доске картинки с изображением растений: яблоня клён малина
лещина картофель одуванчик
Задание для учащихся:
На сколько групп и по каким признакам можно распределить эти растения? (2 группы: в
одной растения, которые выращивает человек на огородах, полях, в садах, в парках; в
другой – растения, которые никто не садил и никто за ними не ухаживает).
Учитель: Растения, которые выращивает человек, называют культурными. Это вишни,
розы, огурцы. Растения, что выросли сами и за ними никто не ухаживает, – дикорастущие.
Например: липа, акация, дуб, подорожник.
Эти растения можно разделить на 3 группы.
1я группа – яблоня, клён – это деревья.
2 я группа – малина, лещина – кусты.
З я группа – картофель, одуванчик – травы.
Как назвать эти группы растений?
Постановка проблемного вопроса: По каким признакам можно разделить все растения на деревья, кусты, травянистые
растения? (Деревья высокие, а кусты и травянистые растения низкие).
Зачастую это так. Но вспомните куст сирени. Он высокий.
3. Таблица, гербарий.
Мы можем отличить дерево от куста?
Какая между ними разница? (Дерево имеет один крепкий ствол. У куста от корня
растёт несколько стеблей. Они деревянистые, крепкие, но намного тоньше).
4. Схематические рисунки растений на доске
Помогите мне изобразить дерево, куст, травянистое растение. (Рисуем дерево).
Какой орган нужно изобразить сначала? (Корень).
Почему? (Потому что он первым появляется, когда прорастает семя).
Что дальше? (Стебель)
Сколько стеблей у дерева? (Один).
Какой стебель у дерева? (Твёрдый, крепкий, деревянистый).
Деревянистый стебель называется стволом (Рисую на доске).
Что надо нарисовать на дереве? (Листья, цветы, плоды).
(В такой же последовательности под «диктовку» изображаю, придерживаясь
пропорций, куст и травянистое растение)
5.Сравнение растений Внимательно рассмотрите схематические рисунки.
Сравните их между собой.
Чем же отличаются деревья, кусты и травянистые растения? (Все растения отличаются
стеблем: у дерева один деревянистый ствол; у куста стеблей много и они тоже
деревянистые; у травянистых растений стебель мягкий, сочный).
По какому признаку растения разделяются на 3 группы? (Растения делятся на деревья,
кусты, травянистые растения по особенностям стебля).
6.Физкультминутка (Песенка «По малинку в сад пойдём»)
По малинку в сад пойдём, в сад пойдём, в сад пойдём.
Там малинки наберём, наберём, наберём.
Солнышко во дворе, а в саду тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка малинка.
А к какой группе растений относится малина? Почему?
(Показываю детям куст малины, выкопанный с корнем для посадки)
Как раз в такую пору или ранней весной пересаживают малину. Я выкопала этот куст не
только для того, чтобы вам показать, вы и так его видели, но и для того, чтобы сегодня
этот куст посадить.
7.Рассказ учителя с элементами демонстрации плодов растений
У растений есть плоды. (Дети рассматривают коллекцию плодов, разложенных на
партах и столе)
шиповник орех жёлудь каштан шишка калина рябина яблоко
клён лопух череда одуванчик
Из чего же образуются плоды? (Плоды образуются из цветов).
В плодах есть семена. Плод защищает семена от повреждений.
Задание: рассмотрите плоды, назовите их, обратите внимание на внешний вид.
У клёна плоды – крылышки.
У лопуха и череды – колючкикрючочки.
В одуванчика – парашютики.
У рябины, калины – яркие сочные плоды.
Из чего же образуются плоды? (Из каждого весеннего цветка).
Какое значение имеют плоды? (В плодах находятся семена, из которых вырастают
новые растения).
8. Опыт. Одновременно опускаю на пол плоды клёна и небольшой, но тяжёлый предмет.
(Дети видят, что плоды клёна отлетают на некоторое расстояние).
Крылышки нужны для того, чтобы плоды отдалялись от дерева.
Вспомните свои наблюдения за животными, когда они возвращались с пастбища. (Дети
рассказывают, что видели, как на шерсти овец, коз, коров держатся плоды лопуха,
череды) Животные разносят эти плоды далеко от того места, где они выросли. Птицы клюют
ягоды рябины, калины, некоторые ягоды падают, а потом из них прорастают семена и т.д.
Вывод: ветер, вода, животные переносят семена на новые места, потом из них вырастают
новые растения.
9.Физкультминутка
Хорошо в лесу гулять –
Отдыхаем мы опять.
Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
Ёлочка к нам тянет ручки,
Солнце вышло изза тучки.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперёд –
Ветер их качает, гнёт.
Погуляли мы, ребята,
А теперь пора за парты.
IV. Закрепление изученного материала
1.Игра «Знаешь ли ты деревья, кустарники, травы?»
Загадки:
Клейкие почки,
Зелёные листочки, С белой корой
Стоит под горой.
берёза
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год?
ель
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я росту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
сосна
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают.
липа
Что за дерево стоит?
Ветра нет, а лист дрожит.
осина Я из крошкибочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
дуб
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы
рябина
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
черёмуха
Стоят в поле сестрички:
Жёлтый глазок, белые реснички
ромашки
Эх, звоночки, синий цвет, С языком, а звона нет
колокольчики
Рос шар жёлтый,
Стал он бел.
Ветер дунул –
И шар улетел
одуванчик
Белые горошки
На зелёной ножке
ландыши
Голова на ножке,
В голове – горошки
мак
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит
крапива
В золотой клубок
Спрятался дубок
жёлудь
2. Игра «Какое растение потеряло лист?» (Учитель показывает листья из гербария. Учащиеся называют, какого растения этот
лист и к какой группе оно относится)
3. Играупражнениесоревнование: каждый ряд учащихся записывает на доске название
растений
1 ряд В саду растут . . .
2 ряд В лесу растут . . .
3 ряд В огороде растут . . .
(Подсчитывается количество записанных растений, которые растут в указанном
месте, дети называют, к какой группе они относятся, следят, чтобы названия не
повторялись)
4. Работа по учебнику:
а) чтение и отгадывание загадок;
б) ответы на вопросы после текста.
5.Волшебная шкатулка
В шкатулке: жёлудь, лещинаорешек, шиповник, ноготки.
Что это такое?
К какой группе растений относятся?
Ноготки – это цветы. В медицине их называют календула. Это лекарственное растение.
Цветок – целитель. Его семена похожи на когти у кошки, острые, загнутые. В давние
времена ноготки считались королевским цветком.
Шиповник – высокий куст, высотой до 2 метров. Цветёт в маеиюне, плоды поспевают в
августесентябре. Это лекарственное растение.
Орешек – это плод лещины. Лещина – это кустарниковое растение. Его плоды орехи едят,
используют в приготовлении кондитерских изделий, вырабатывают из них масло. Из
древесины лещины делают различные поделки.
Жёлудь – это плод дуба. Дуб – это большое дерево с широко раскинутыми крепкими
ветками. Дуб всегда считался символом могущества. Он позже всех просыпается от
зимнего сна, очень красиво цветёт. Листья с округленными вырезами, плоды – светло
коричневые блестящие жёлуди.
Древесина дуба красивая и крепкая, из неё делают мебель, паркет, строят корабли. Корой
дуба лечат людей, животных, с желудей делают кофе. Дуб в народе называют царём леса. Он олицетворяет красоту, величество, стойкость и
долговечность.
6. Растения – предвестники погоды
Акация – перед дождём пчёлы облепляют дерево, в сухую погоду пчёл мало.
Ноготки, роза, шиповник перед дождём не раскрывают бутоны
Фиалка, василёк, крапива сильно пахнут на сухую погоду
Одуванчик – перед дождём, даже если на небе солнце, цветы одуванчиков закрыты.
V. Подведение итога урока. Рефлексия
Что интересного узнали на уроке?
О чём услышали впервые?
На какие группы делятся растения?
Какие ораны растений можете назвать?
Стихотворения о бережном отношении к природе
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты. И не будет
красоты, И не будет доброты,
Если только я и ты,
Если мы сорвем цветы…
Тим Собакин
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь! VI. Домашнее задание
Страницы учебника по теме, нарисовать растение, подготовить описание цветка, загадку.
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Разработка урока "В мире растений. Разнообразие растительного мира" 2 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.