Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"
Оценка 4.8

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
10.05.2018
Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"
Основная цель данного урока: научить определять и применять распространённые лекарственные растения, в том числе и растения родного края (Ростовской области, Тацинского района). Школьникам предоставится возможность изучить широко распространенные лекарственные растения, развить умения работать в группе, применять полученные знания о лекарственных растениях в жизни.
урок лекарственные растения.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Исаевская основная общеобразовательная школа  Тацинский район Разработка урока «Лекарственные растения»                                                                           Шевакова Наталья Леонидовна                                        Подготовила:                                                 учитель биологии Исаев 2018 Урок 46. Лекарственные растения. Слайд1.   Цель   урока:  научить   определять   и   применять распространённые лекарственные растения, в том числе и растения   родного края Задачи: 1. Изучение   широко  распространенных  лекарственных   растений.  2. Развитие  умения   работать   в  группе,  применять   полученные   знания  о лекарственных растениях в жизни. 3. Воспитание  любви к малой Родине.  Работа   с   терминами:  дикорастущие   растения,  ярус,   лекарственные растения, травник. Учебное оборудование:  1. Гербарные   материалы,   входящие   в   состав   кабинета   биологии, полученного в рамках  реализации программы КПМО. ТСО: мультимедийное оборудование. Тип урока: комбинированный. План урока: Организационный момент. Актуализация опорных знаний. I. II. III. Изучение нового материала. IV. V. VI. Домашнее задание. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.  Ход урока: Организационный момент. 3 мин. I.       Учитель:   Здравствуйте,   ребята!   Давайте   все   возьмёмся   за   руки,   поприветствуем   и   улыбнёмся   друг   другу.   А   потом   займём   свои   места   за партами.  (дети   становятся   между   рядами,   берут   друг   друга   за   руки, приветствуют друг друга и улыбаются, после чего садятся каждый на своё место.). II. Актуализация опорных знаний. 12 мин. Учитель: А сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеоролик.  Слайд 2.(Видеролик «Лекарственные растения»). Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём сегодня на уроке пойдёт речь? ( дети определяют  тему урока). Слайд 3.( тема урока « Лекарственные растения») Учитель:   Тема   сегодняшнего   урока   « Лекарственные растения». (Учащиеся   записывают   в   тетради тему урока) Учитель:   Чтобы   приступить   к изучению новой темы, давайте вытащим кое­что ценное из уголков вашей памяти, а именно, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. Слайд 4. Вопрос 1: Какие   растения   называются дикорастущими? Слайд 5. Вопрос 2: Какие формы дикорастущих растений вам известны? Слайд 6. Вопрос 3: Каким   растения располагаются в лесу, чтобы каждому из образом   них хватало света? Учитель:   Давайте   вырастим волшебный лес. Для этого к доске выйдут три человека и распределят растения на нашей солнечной поляне.  ( К доске учитель вызывает три   человека. На доске в углу прикреплено солнце.   Учащиеся   располагают   травянистые   растения,   кустарники     и деревья). Слайд 7. Вопрос 4: Что такое ярус в лесу? ( Ребята у доски, объясняют, что такое ярус, используя аппликацию на доске). Учитель: а теперь, ребята, давайте поиграем в игру « Человек и растения».  Слайд   8.     Картинка   поворачивается   по   щелчку   (используется   прием «анимированная сорбонка»). Вопрос: Для чего нужны человеку такие растения, как груша, яблоня, огурец, арбуз,  тыква? Ответ: «Человек употребляет эти растения в пищу». Слайд 9.  Вопрос: Для чего нужны человеку такие растения, как сосна, дуб, граб? Ответ:   «Человек   использует   эти   растения   для   строительства   домов, изготовления мебели». Слайд 10.  Вопрос: Для чего нужны человеку такие растения, как лён, хлопок? Ответ: « Человек использует эти растения для изготовления одежды». Слайд 11.  Вопрос: Для чего нужны человеку такие растения, как ромашка, подорожник, мать­ и­ мачеха? Ответ:   «   Человек   использует   эти   растения   для   лечения   различных заболеваний». III. Изучение нового материала. 15 мин Учитель: Найдите в интернете информацию  « Зелёная аптека», выпишите в тетрадь определение, какие  растения называются лекарственными. (  учащиеся   записывают   в   тетрадь   определение,   после   выполнения данного задания читают вслух запись) Учитель:  Вам домой по группам  было дано задание найти информацию о лекарственных   растениях,   которые   растут   в   нашей,   Ростовской   области   и пословицы   и   поговорки,   сказки,   легенды,   стихи   об   этих   растениях. (Реализация опережающего задания: класс делится на 3  группы, учитель заранее   даёт   детям   задание   найти   информацию   о   лекарственных растениях, указывая при этом вид растения). (   Пока   группы   учащихся   представляют   свои   проекты,   остальные записывают в тетрадь названия лекарственных растений и их полезные свойств). Приложение 1  Учитель:   Чтобы   собрать   такие   полезные   растения,  необходимо   знать правила, как же правильно собрать такие природные богатства, не навредив нашей   природе.   На   стр.   63   нашего   учебника   есть   эти   правила,   давайте познакомимся с ними. ( Учащиеся читают правила вслух по абзацам) Учитель: Лекарственные растения собирали с давних пор, в том числе и на Дону.   Хозяйки   делали   специальные   куклы   ­   кубышки,   которые   наполняли лекарственными травами. Слайд 17. Я  принесла эту куклу, чтобы вы посмотрели на неё. Эта кукла наполнена душистой   лекарственной   травой.   Куколку   необходимо   помять   в   руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит всякую хворь.  Именно   так   поступали   наши   предки,   которые   жили   на   Кубани. Кубышка­Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.  Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному.  Закрепление. 10 мин. Учитель: Ребята, мы уже изучили с вами полезные свойства растений, узнали, как правильно их собирать.  А   теперь   приготовим   целебный   отвар   по   старинному   рецепту.   Это средство     помогает   при   ревматизме,   вы   можете   посоветовать   его   своим бабушкам или дедушкам. Слайд 18. Сбор (чай) такого состава: Листья крапивы ­ 4 части, корень и трава одуванчика — 4 части, трава хвоща полевого — 2 части, листья березы — 1 часть,  плоды  шиповника  — 1  часть. 2  чайные  ложки  смеси  заливают  1/4л кипящей   воды,   15мин.   настаивают   и процеживают. Пить   3 раза в день по одной   чашке.   О   растениях,   которые входят   в   состав   этого   лечебного   чая, вы сегодня сами рассказывали. Учитель:   найдите   среди гербарных лекарственные растения, которые нам нужны для приготовления целебного материалов     те отвара и сложите в общий котёл. ( Учащиеся распознают изученные растения и подносят их учителю, в свою очередь учитель складывает их в котёл) Учитель: Вот какой замечательный целебный напиток у нас получился! IV. Подведение итогов: 1. Что   нового   вы   узнали   на   уроке?   (что   такое   лекарственные растения, правила их сбора). 2. Чему   вы   научились   сегодня   на   уроке?   (Как   можно   применять лекарственные растения). IV. Домашнее задание:   Слайд 19. урок   стр.   61­63,   прочитать   статью после параграфа « Немного истории». Найти интересные факты из истории о лекарственных растениях. Первая группа Приложение 1. Одуванчик:Одуванчик   ­   очень   полезное   лекарственное   растение. Лечебные и целебные свойства одуванчика применяют для лечения многих недугов и заболеваний. Полезные и лечебные (целебные) свойства одуванчика позволяют применять его для лечения сахарного диабета, атеросклероза, как мочегонное средство, при почечно­каменной и желчно­каменной болезни, при анемии, малокровии, как ранозаживляюшее, в терапии парезов, параличей, как антигельминтное   средство.   Одуванчик   обладает   антитоксическими свойствами,   стимулирует   сердечно­сосудистую   систему,   используется   как противолучевое   средство,   полезен   в терапии   артритов   и   для   удаления бородавок.   Применяют   его   также   при воспалении   кожных   покровов,   укусах ядовитых   насекомых,   при   недостатке молока   у   кормящей   матери.   Такое разнообразие  свойств   одуванчика   делает его   ценным   растением   для   стимуляции   работоспособности,   устранения утомления, усталости. Легенда об одуванчике. Одуванчики были детьми Солнца и Луны. В их обязанности   входило   зажигать   на   небе   каждую   ночь   лампы,   но   они   то забывали, то ленились. Рассердилась Луна и наслала на них сильный ветер, который сдул их на землю. Но отец­Солнце пожалел неразумных детей своих и придал им подобие маленьких солнышек, чтобы светили они на земле так же ярко,   как   солнце   светит   на   небе.   Одуванчики   же   до   сих   пор   скучают   о родителях и, превращаясь в пушинки, стараются попасть обратно на небеса при помощи ветра, который когда­то принёс их на землю. Вторая группа Слайд 13. Полевой хвощ легко запомнить по   внешнему   виду,   зная,   что   он     оказывает прежде положительное   влияние   на   костную всего ткань   –   сам   стебель   растения напоминает   позвоночник:   его   части скреплены   друг   с   другом   и обеспечивают достаточную гибкость растению. Содержит больше минералов, чем другие растения. Он особенно богат кремнием, в котором нуждается наше тело,   причем   в   больших   количествах,   чтобы   наши   кости,   хрящи,   ногти   и волосы были здоровыми. Хвощ полевой способствует нормализации водно­солевого обмена, выделению холестерина, свинца и других токсических веществ. Свойства хвоща полевого стимулировать   функцию   коры   надпочечников   и   цитотоксическое   действие дали основание рекомендовать его при различных дерматозах.  Немного   истории.   Название   в   переводе   с   латинского   "лошадь"   и "жёсткий   волос,   щетина»,   впервые   употребил   древнеримский   писатель   и военачальник Гай Плиний Старший. Почти до начала 20 века полевой и лесной хвощи   использовали   для   окрашивания   шерсти   в   серо­жёлтый   цвет.Бедное население Евразии и Северной Америки использовало в пищу молодые,чуть сладковатые   побеги   хвоща   полевого   и   крахмалоносныеклубни.А   индейцы Нового   Света   употребляли   корневища   хвоща   болотного   для   плетения корзин.Из­за большого содержания кремнезёма хвощ зимующий использовали для   технических   надобностей   вместо   наждачной   бумаги:им   полировали мебель,чистили металлическую посуду. Третья группа Слайд 14. Шиповник  –   это   не   только цветущий   кустарник   из   семейства розоцветных,   пленяющий   нас   своим внешним видом и ароматом цветов, но и одно из полезнейших лекарственных растений. Причем ценными полезными качествами обладают не только ягоды шиповника   (об   этом   известно практически каждому), но даже его корни, лепестки и семена. А душистые лепестки   шиповника   в   руках   умелых   хозяек   превращаются   во   вкусное   и полезное   варенье.   Богатый   биологический   состав   шиповника   определяет широкую   сферу   применения   этого   лекарственного   растения   для   лечения различных   заболеваний.   Известно,   что   шиповник   оказывает   благоприятное воздействие   на   работу   органов   пищеварения,   стимулирует   более   активную деятельность   почек,   обладает   мочегонным   действием.   Употребление шиповника позволяет препятствовать развитию воспалительных процессов, а также способствует уничтожению вредных бактерий. Высушенные корни шиповника обладают вяжущими способностями, а семена являются   источником   масла,   в   состав   которого   входит   целый   комплекс витаминов   и   жирных   кислот.   Его   используют   для   ускорения   процесса заживления ран и в качестве противовоспалительного средства. Полезные свойства шиповника поистине безграничны,  еще интересно, что по концентрации важных для здоровья полезных веществ шиповник в десятки раз превосходит прочие известные лекарственные корни, ягоды и плоды. Легенда о шиповнике. Об открытии целебных свойств шиповника на Кубани рассказывают такую легенду. Полюбили друг друга молодые казак и казачка,   поклялись   в   верности   на   всю   жизнь.   Да   вот   станичному   атаману девушка   тоже   приглянулась,   и   отправил   он   молодого   казака   на   войну. Расставаясь,   подарил   тот   своей   возлюбленной   небольшой   кинжал.   Только проводили   казака   в   армию,  как   атаман   посватался   к   девушке,  а  родители согласились выдать ее за атамана. Но во время свадьбы невеста выбежала из­ за стола во двор и вонзила себе в грудь кинжал. Там, где пролились на землю алые   капли   ее   крови,   вырос   куст   с   красивыми   крупными   цветами.   Хотел атаман сорвать цветок, но куст ощетинился колючками. Исколол атаман все руки, но цветка сорвать не смог. А осенью покрылся куст алыми, как капли крови,   плодами.   Остановилась   около   него   больная   старушка   и   вдруг услышала тихий голос: «Возьми мои ягоды, бабушка, завари из них чай. А шипов не бойся, они для злых людей». Выпила старушка настоя плодов и словно на десять лет помолодела. С тех пор и стали лечиться шиповником.

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"

Разработка урока (внеклассного мероприятия) по теме: "Лекарственные растения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018