Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия". В этом поурочном плане применены различные методы обучения по химии загадки,кроссворды,тестовые вопросы.Разработка уроков надеюсь поможет в процессе обучения молодым,начинающим преподавателям нелегкой педагогической работе .Спасибо большое !!!Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия"
Урок № 15 Тема: Алюминий.Железо.
Вид занятия: теория
Тип занятия: комбинированный
Количество часов:2Место проведения занятия:учебная аудитория
Обучающийся должен знать:
Характеристику химических элементов побочных подгрупп.
Алюминий
Железо , их основные соединения,применение.
Обучающийся должен уметь:
Предсказывать химические свойства данных соединений по степени
окисления.
Провести качественные реакции на алюминии и железо.
Методическая разработка теоретического занятия
Методика проведения:объяснительноилюстрированный
Количество часов :2
Место проведения занятия : учебная аудитория
Тема: Алюминий .Железо.
Цель занятия: Выработать у обучающихся определенные умения и навыки по
данной теме,
предусмотренной учебной программой в рамках
государственного общеобязательного стандарта образования
Задачи занятия:
Образовательная : Углубить и систематизировать знания
учащихся о металлах , как химических элементах и простых
веществах .
Дать представление о химических свойствах металлов
алюминия и железо.
Развивающая: Развивать способность обобщать, сделать выводы, работать
самостоятельно.
Воспитательная: Прививать любовь к выбранной профессии. Воспитывать
внимательность, аккуратность. Осуществлять в учебном процессе
экологическое воспитание, ответственное отношение к природе .Оснащение урока : Периодическая система, уровневые задания,карточки.
Межпредметные связи: биология10 класс «Химический состав клетки»
Внутрипредметная связь: неорганическая химия 10класс
Ход теоретического занятия
I. Организационная часть
Преподователь
проверяет присутствующих,готовность
обучающихся и готовность аудитории к занятию.Приветствие, проверка
посещаемости, подготовки студентов к занятию.
здоровается,
ІІ. Целевая установка:
Сообщение темы и цели занятия.
IIІ. Актуализация опорных знаний. Опрос домашнего задания
1.Фронтальный опрос : Устный опрос:
1.В чем сходство и отличие по положению в периодической системе
элементов І и ІІ групп главных подгрупп?
Ответ:металлы относятся к s , р и dэлементам,содержат мало электронов
на внешнем энергетическом уровне и имеют большой радиус атома.
2.Какие физические свойства проявляют металлы І и ІІ групп главных
подгрупп?
Ответ:металлический блеск,теплопроводность,проводить электрический ток.
3. Какова роль кальция в нашем организме?
Са участвует в свёртываемости крови, способствует росту зубов,
образованию молока у кормящих женщин, входит в состав скелета.Недостаток К приводит к аритмии, Zn к повреждению кожи, нарушению
волосяного покрова, замедлению полового созревания, Mg – к повышению
возбудимости, а избыток Mg вызывает депрессивное состояние
2.Письменная работа: . Тест по теме: «Металлы»
Вариант 1.
1. Какие из указанных ниже веществ реагируют с оксидом калия:
а) ZnO ; б) NaOH ; в) H2SO4; г) SO3 ?
Запишите уравнения реакций в молекулярной и сокращённой ионной
форме.
2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
следующие превращения:
Na2O
→
NaOH
→
NaCl
→
Na
↓
Cu(OH)2
CuO→
3.Укажите формулы веществ, с которыми при определённых условиях
реагирует оксид алюминия:
а) H2O; б)K2O; в) H2SO4; г) NaOH.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
4.Известковая вода используется для обнаружения:
а) оксида азота (IV); б) оксида углерода (II);
в) оксида углерода (IV); г) хлоридионов.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Ответ: 1.г,2 .,3в,4.в
Вариант 2.
1. Какие из указанных ниже веществ реагируют с известковой водой?
а) BaO ; б) Са(HCO3)2 ; в) SO3 ; г) Na2CO3.
Запишите уравнения реакций в молекулярной и сокращённой ионной
форме.
2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
следующие превращения:
Na2SO3
→
NaHSO
3
SO→ 2
SO→ 3
Na→ 2SO4
→
CaSO
4
3.Отметьте формулу вещества, которая образуется при сплавлении оксида
алюминия и гидроксида калия:
а) К[Al(OH)4]; б) K2AlO2; в) KAlO2; г) Al(OH)3.
Ответ подтвердите уравнением реакции.
4.Соли натрия и калия окрашивают пламя горелки соответственно в цвета:
а) розовый и малиновый; б) фиолетовый и голубой;
в) жёлтый и синий; г) жёлтый и фиолетовый.
Ответ:1в,2... 3.а ,4гТема: «Металлы»
Вариант 3.
1. Запишите уравнения предложенных реакций и укажите,
основным продуктом какой реакции является нормальный оксид
состава Ме2О.
а) Li + O2
б) Мд + O2
→ в) Ве + O2 →
→ г) Ca + O2
.→
2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить
Na2SO3
→
следующие превращения:
NaHSO
3
SO→ 2
SO→ 3
Na→ 2SO4
→
CaSO
4
3.Оксид алюминия может взаимодействовать с:
а) оксидом углерода (IV) и сульфатом меди (II); б) соляной кислотой и
сульфатом натрия;
в) водой и серной кислотой; г) гидроксидом натрия и
азотной кислотой.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
4.Для обнаружения в растворе катионов бария можно использовать
раствор:
а) гидроксида натрия в) сульфата калия
б) азотной кислоты г) хлорида кальция.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Ответ:1.а,2...,3в,4в
Вариант 4.
1. Запишите уравнения реакций взаимодействия с водой калия и лития.
2.Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить следующие превращения:
Li2O
→
LiOH Li
→ 2SO3
Li→ 2SO4 LiCl
→
→
LiNO
3
3.Формулы веществ, которые образуются при взаимодействии алюминия и
избытка водного раствора гидроксида натрия, это:
а) Al(OH)3 и Н2; б) Al2O3 и Н2;
в) Na[Al(OH)4] и Al(OH)3; г) Na[Al(OH)4] и Н2.
Ответ подтвердите уравнением реакции.
4.Твёрдый гидроксид калия нельзя хранить в открытом сосуде, потому что
он реагирует с:
а) кислородом ; в) водородом; б) углекислым газом;
г) азотом.
Ответ подтвердите уравнением соответствующей реакции.
Ответ:1...,2 ..., 3г,4а
IIІ. Объяснение учебного материала:Алюминий — элемент III периода главной подгруппы III группы.
Принадлежит к семейству рэлементов. Валентные электроны алюминия
располагаются на s и рподуровнях внешнего электронного слоя. для
алюминия обычна степень окисления +3. В некоторых соединениях он имеет
степени окисления +2 и +1.
Земная кора содержит 8,8% алюминия по массе. По распространенности в
природе он занимает четвертое место среди всех элементов (после кислорода,
водорода и кремния) и первое среди металлов. Важнейшие природные
соединения алюминия — алюмосиликаты, бокситы, корунд и криолит.
как
абразивный
Бокситы — горная порода, состоящая главным образом из гидратированного
оксида алюминия и оксидов железа,которые придают им красный цвет.
Содержат от 30 до 60% Аl2O3. Из бокситов получают алюминий.
Корунд — минерал состава Аl2О3, обладает большой твердостью, его
применяют
материал.
2. Физические свойстваЧистый алюминий представляет собой легкий
серебристобелый металл (плотность 2,7 г/см3 — почти в три раза легче
железа), очень пластичный, ковкий и тягучий, температура плавления 660°С,
температура
2452°С.
После серебра и меди металлический алюминий — лучший проводник
электричества
тепла.
Алюминий легко поддается обработке: прокатывается в фольгу, вытягивается
в тонкую проволоку, отливается, легко образует сплавы. При 600°С алюминий
становится хрупким и его можно истолочь в зерна или в порошок.
кипения
и
—
3. Химические свойстваПо химическим свойствам алюминий принадлежит к
числу весьма активных металлов, обладающих амфотерными свойствами. В
ряду напряжений он стоит за щелочноземельными металлами.
1.Взаимодействие с водой:
2Al+6Н2О=2Аl(ОН)3+3H2О
2. В растворе щелочи алюминий вытесняет из воды водород, образуя соль
алюминиевой кислоты — алюминат натрия (или калия), в котором он играет
роль комплексообразователя:
2Аl+2NaOH+6Н2O=2Na[Al(OH)4]+3H2О
Из кислоты алюминий вытесняет водород: 2Аl+6НСl=2АlСl3+3H2О
3. Алюминий легко реагирует с галогенами:2Аl+3Сl2=2АlСl3
4. При высоких температурах (7002000°С) взаимодействует с серой, азотом,
углеродом, образуя сульфид Al2S3, нитрид AlN и карбид алюминия Аl4С3
соответственно:
2Al+3S=Al2S3
2Аl+N2=2AlN 4Аl+3С=Аl4С3
5.Алюминий, введенный в пламя в виде стружки или порошка, ярко горит,
выделяя большое количество энергии:
4Аl+3О2= 2Аl2О3
4. Оксид алюминия O=AlOAl=O
Глинозем, корунд, окрашенный рубин (красный), сапфир (синий).
Сесквиоксид алюминия представляет собой белую очень тугоплавкую и
нерастворимую в воде массу. Природный Al2O3 (минерал корунд), а также
получаемый искусственно и затем сильно прокаленный, отличается большой
твёрдостью и нерастворимостью в кислотах.
Химические свойства:В растворимое состояние сесквиоксид алюминия
можно перевести сплавлением со щелочами
Al2O3 + 2 NaOH = H2O + 2 NaAlO2
Амфотерный оксид с преобладанием основных свойств; с водой не
реагирует.
1) Реагирует с кислотами и растворами щелочей:
Как основной оксид: Al2O3 + 6HCl > 2AlCl3 + 3H2O
Как кислотный оксид:Al2O3 + 2NaOH + 3H2O > 2Na[Al(OH)4]
2) Сплавляется со щелочами или карбонатами щелочных металлов:
Al2O3 + Na2CO3 > 2NaAlO2(алюминат натрия) + CO2
Al2O3 + 2NaOH > 2NaAlO2 + H2O
алюминия.Амфотерность (двойственность свойств)
5. Гидроксиды
гидроксидов элементов проявляется в образовании ими двух типов солей.
а)
3H2O
б) 2Al(OH)3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O
Al2(SO4)3
2Al(OH)3
3SO3
+
=
+2Al(OH)3 + Na2O = 2NaAlO2 + 3H2O (в
а)
б) 2Al(OH)3 + 2NaOH(т) = 2NaAlO2 + H2O (в расплаве)
расплаве)
Примеры молекулярных уравнений реакций
Al(NO3)3 + 4NaOH(избыток) = Na[Al(OH)4] + 3NaNO3
этого
типа:
6. Соли алюминия
Из гидроксида алюминия можно получить практически все соли алюминия.
Почти все соли алюминия хорошо растворимы в воде; плохо растворяется в
воде фосфат алюминия
7. Применение соединений алюминия.
Сульфат алюминия Al2(SO4)3•18Н2O применяется как коагулянт при
очистке водопроводной воды, а также в производстве бумаги.Широко
используются двойные соли алюминия — квасцы KAl(SO4)2•12H2O,
NaAl(SO4)2•12H2O, NH4Al(SO4)2•12H2O и др. — обладают сильными
вяжущими свойствами и применяются при дублении кожи, а также в
медицинской практике как кровоостанавливающее средство.
Железо.
Побочная подгруппа восьмой группы периодической системы охватывает три
триады dэлементов. Первую триаду образуют элементы железо,
кобальт и никель, вторую триаду — рутений, родий и палладий и третью
триаду — осмий, иридий и платина.
Большинство элементов рассматриваемой подгруппы имеют два электрона в
наружном электронном слое атома; все они представляют собой металлы.
Кроме наружных электронов, в образовании химических связей принимают
участие также электроны из предыдущего недостроенного слоя. Для этих
элементов характерны степени окисленности, равные 2, 3, 4. Более высокие
степени окисленности проявляются реже. В периодической системе железо
находится в четвертом периоде, в побочной подгруппе VIII группы.
Химический знак — Fе (феррум). Порядковый номер — 26, электронная
формула 1s22s22p63s23p63d64s2. Электроннографическая формула:Валентные электроны у атома железа находятся на последнем электронном
слое (4s2) и предпоследнем (Зd6). В химических реакциях железо может
отдавать эти электроны и проявлять степени окисления +2, +3 и +6.
Железо (Ferrum). Нахождение в природе. Железо—самый
распространенный после алюминия металл на земном шаре: оно
составляет 4% (масс.) земной коры. Встречается железо в виде различных
соединений: оксидов, сульфидов, силикатовК важнейшим рудам железа
относятся магнитный железняк Fe3O4, красный железняк Fe2O3, бурый
железняк2Fe2O3•3H2Oи шпатовый железняк FeСОз. Встречающийся в
больших количествах пирит, или железный колчедан,
Физические свойства железа.
В виде простого вещества Fе — серебристобелый металл. В соответствии с
усилением вклада ковалентной связи (за счет 3d, 4d и 6dэлектронов
соответственно) в ряду Fе—Ru—Оs теплота сублимации, температуры
плавления и кипения заметно возрастают.
Feα β
Fe
Химические свойства железа. Соединения железа.
Железо металл средней химической активности. В отсутствие влаги в
обычных условиях пассивируется, но во влажном воздухе легко окисляется и
покрывается ржавчиной. При нагревании (в особенности в
мелкораздробленном состоянии) взаимодействует почти со всеми
неметаллами. При этом в зависимости от условий и активности неметалла
образуются твердые растворы( с C, Si, N, B, P, H), металлоподобные
( Fe3C,Fe3Si, Fe4N, Fe2N) или солеподобные ( FeF3, FeCI3, FeS) соединения.Чистое железо получают различными методами. Наибольшее значение имеют
метод термического разложения пентакарбонила железа и электролиз водных
растворов его солей.
ЗFе + 202 + 2Н2О = Fез04 • nН2О Железо растворяется в соляной кислоте
любой концентрации:
Fе + 2НС1 = FеС12 + Н2 ↑
Аналогично происходит растворение в разбавленной серной кислоте:
Fe+H2SO4=FeS04+H2 ↑
В концентрированных растворах серной кислоты железо окисляется до
железа(III):2Fе + 6Н2S04 = Fе2(SO4)3 + 3SO2 ↑ + 6Н2О
В разбавленных и умеренно концентрированных растворах азотной кислоты
железо растворяется:
Fе + 4НNОз = Fе(NOз)з + N0
↑ + 2Н20
При высоких концентрациях НNОз растворение замедляется и железо
становится пассивным.
Для железа характерны два ряда соединений: соединения железа (II) и
соединения железа (III). Первые отвечаютоксиду железа(II), или
закиси железа, FеО, вторые—оксиду железа (III), или окиси железа, Fе2О3.
Кроме того, известны соли железной кислоты Н2Fе04, в которой степень
окисленности железа равна +6.
Соединения железа(II). Соли железа(II) образуются при растворении железа в
разбавленных кислотах, кроме азотной. Важнейшая из них—сульфат
железа(\), или железный купорос,FeSO4•7H2O , образующий светлозеленые
кристаллы, хорошо растворимые в воде. На воздухе железный купорос
постепенно выветривается и одновременно окисляется с поверхности,
переходя в желтобурую основную соль железа (III).
Сульфат железа (II) получают путем растворения обрезков стали в 20—30%
пой серной кислоте:
Fе + Н2S04 = FеS04 + Н2 ↑
2FеS04 == Fе2О3 + S02 ↑ + S0з↑
При взаимодействии раствора соли железа (II) со щелочью выпадает белый
осадок гидроксида железа(II) Fе(ОН)2, который на воздухе вследствие
окисления быстро принимает зеленоватую, а затем бурую окраску, переходя в
гидроксид железа(III) Fе(ОН)з:
4Fе(ОН)2 + О2 + 2Н2О = 4Fе(ОН)3
Безводный оксид железа(\) FеО можно получить в виде черного легко
окисляющегося порошка восстановлением оксида железа(III) оксидом
углерода (II) при500°С:
Fе2О3 + СО == 2FеО + C02
Соли железа (II) легко могут быть переведены в соли железа(III) действием
различных окислителей—азотной кислоты, перманганата калия, хлора,
например:+4H↑
2O
6FeSO4+2HNO3+3H2SO4=3Fe2(SO4)3+2NO
10FeSO4+2KMnO4+8H2SO4=5Fe2(SO4)3 +K2SO4+2MnSO4+8H2O
При действии щелочей на растворы солей железа (III) выпадает красно
бурый гидроксид железа(III) Fе(ОН)з, нерастворимый в избытке щелочи.
Гидроксид железа(III)—более слабое основание, чем гидроксид железа (II);
это выражается в том, что соли железа(III) сильно гидролизуются, а со
слабыми кислотами (например, с угольной, сероводородной) Fе(ОН)з солей не
образует. Гидролизом объясняется и цвет растворов солей железа (III):
несмотря на то, что ион Fе3+ почти бесцветен, содержащие его растворы окра
шены в желтобурый цвет, что объясняется присутствием гидроксоионов
железа или молекул Fе(ОН)з, которые образуются благодаря гидролизу:
Fe3++H2O
2+ + H+
↔
+
FeOH2+ + H2O
Fe(OH)
↔
+ + H2O
Fe(OH)2
Fe(OH)
Цианистые соединения железа. При действии на растворы солей железа (II)
растворимых цианидов, например цианида калия, получается белый осадок
цианида железа (II);
2 + H+
3 + H+
FeOH
↔
Fе2+ + 2СN == Fе(СN)2↓
В избытке цианида калия осадок растворяется вследствие образования
комплексной соли K4[Fе(СN)6]—гексациано(II)феррата калия
Fe(CN)2 + 4KCN=K4[Fe(CN)6]
Fe(CN)2 + 4CN = [Fe(CN)6]4
Гексациано(II)феррат калия К4[Fе (СN)6] • 3Н2О кристаллизуется в виде
больших светложелтых призм. Эта соль называется также желтой кровяной
солью. При растворении в воде соль диссоциирует на ионы калия и
чрезвычайно устойчивые комплексные ионы [Fе (СN) 6]4. Практически такой
раствор совершенно не содержит ионов Fе3+ и не дает реакций, характерных
для железа(II),
Гексациано(II) феррат калия служит чувствительным реактивом на ионы
железа (III), так как ионы [Fе (СМ) 6]4, взаимодействуя с ионами Fе3+ ,
образуют нерастворимую в воде соль гексациано(II)феррат железа (III)
Fе4[(Fе(СN)6]3характерного синего цвета; эта соль получила
название берлинской лазури:
4Fе + 3[Fе(СN)6]4 = Fе4[Fе(СN)6]3
Берлинская лазурь применяется в качестве краски. При действии хлора или
брома на раствор желтой кровяной соли анион ее окисляется, превращаясь в
ион [Fе(СN) 6]3 :
2[Fе(СN)6]4 + СI2 = 2[Fе(СN)6]3 + 2СI
Соответствующая этому аниону соль К3[Fе (СN)6] называется гексациано
(III) феррaтом калия, или красной кровяной солью. Она образует красные
безводные кристаллы.Если подействовать гексациано(III)ферратом калия на раствор соли железа
(II), то получается осадок гексациано(III)феррата железа (II) {турнбулева
синь}, внешне очень похожий на берлинскую лазурь, но имеющий иной состав
*:
ЗFе2+ + 2[Fе(СN)6]3+ = Fе3 [Fе(СN)6]2
С солями железа(III) Кз[Fе(СN)6] образует зеленоватобурый раствор.
Биологическая роль железа, применение его соединений вмедицине.
В организме человека содержится 5г железа. Большая часть его
сосредоточена в гемоглобине крови (70%). Железо входит также в состав
ферментов, например цитохромо, каталазы, пероксидазы и др. В связанной
форме железо находится в некоторых белках, которые выполняют в
организме роль переносчиков железа.
Одним из наиболее важных внутрикомплексных соединений, которые
создала природа является гемоглобин. Это сложный по составу белок,
содержащий и небелковую(простетическую) группу ген, на долю которой
приходится около 4% гемоглобина.
Гемоглобин взаимодействует с углеродом монооксидом, который в
быту известен, как угарный газ. При этом образуется макроциклический
комплекс с железом карбонилгемоглобин: [Hb Fe2+ ] + СО [Hb Fe2+ •
СО] константа этого комплекса приблизительно в 100 раз больше, чем
комплекса железа с кислородом в геме. Поэтому при вдыхании углерода
монооксиде большая часть гемоглобина переходит в карбонилгемоглобин, что
и нарушает перенос кислорода от легких к тканям и вызывает отравление
организма.
В организме железо может транпортироваться в виде аминокислотных
комплексов, которые образуются за счет координационной связи железа с
азотом пептидных групп. Образование таких бионеорганических комплексов
делает возможным прохождение ионов через клеточные мембраны. Как
известно, пептидный слой оболочки клетки затрудняет прохождение ионов
металлов в виде акваионов. А если ион металла находится в окружении
органических легандов, то он достаточно легко проходит через клеточную
мембрану.
Железо также транспортируется в виде железосодержащих белков,
например, транссерринов. В механизме действия транссеррина многое
остается дискуссионным, но доказано, что транссеррин отдает железо в виде
Fe3+ . Функция транссеррина заключается в транспорте ионов железа в
ретикулоциты, в которых осуществляется синтез гемоглобина.
ҮІ. Обобщение и закрепление нового материала.
Устный опрос:1. Как выдумаете, каково распространение железа в природе?
Железо – один из самых распространенных элементов в природе. В земной
коре его массовая доля составляет 5,1%, по этому показателю оно уступает
только кислороду, кремнию и алюминию. Много железа находится и в
небесных телах, что установлено по данным спектрального анализа. В
образцах лунного грунта, которые доставила автоматическая станция “Луна”,
обнаружено железо в неокисленном состоянии.
2. В виде, каких соединений железо встречается в природе?
Железо входит в состав большинства горных пород. Для получения железа
используют железные руды с содержанием железа 3070% и более. Основными
железными рудами являются: магнетит – Fe3O4 содержит 72% железа
3.Какова роль железа в жизни человека и растений?
Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и
человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического
соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную
окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови
человека и животных. В организме взрослого человека содержится 3 г чистого
железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль
гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном
направлении – CO2.
Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует
в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем
железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они
приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором
соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.
Письменная работа :
Составьте визитную карточку для железа по алгоритму:
Порядковый номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
Электронная формула:ҮІІ. Выставление оценок (объяснением)
ҮІІІ. Домашнее задание. « Химия» Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков
252256 стр
Технологическая карта конструирования этапов теоретического занятия
Название раздела занятия
1 Организационная часть.
2 Целевая установка занятия.
Временной
режим
2 минут
3 минут
3 Актуализация опорных знаний, над которыми
25 минутобучающиеся работали дома по теме
4 Изложение нового материала
40 минут
Закрепление новой темы
10 минут
5 минут
5 минут
5
6
Выставление оценок
7
Домашнее задание