Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
28.02.2017
Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия". В этом поурочном плане применены различные методы обучения по химии загадки,кроссворды,тестовые вопросы.Разработка уроков надеюсь поможет в процессе обучения молодым,начинающим преподавателям нелегкой педагогической работе .Спасибо большое !!!Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия"
Общая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы..docx
Методическая разработка теоретического занятия
Место проведения занятия : учебная аудитория
Тема: Общая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы.
Цель занятия: Выработать у обучающихся определенные умения и навыки по
данной теме,
предусмотренной учебной программой в рамках
государственного общеобязательного стандарта образования
Задачи занятия:
Образовательная : Углубить и систематизировать знания
учащихся о металлах , как химических элементах и простых
веществах .Дать представление о химических свойствах
металлов.
Развивающая: Развивать способность обобщать, сделать выводы, работать
самостоятельно.
Воспитательная: Прививать любовь к выбранной профессии. Воспитывать
внимательность, аккуратность. Осуществлять в учебном процессе
экологическое воспитание, ответственное отношение к природе .
Оснащение урока : Модели молекул алканов, уровневые задания,карточки.
Межпредметные связи: биология10 класс §6. «Химический состав клетки»
физика11 класс §9.1 «Элементарные частицы »
Внутрипредметная связь: неорганическая химия Ход теоретического занятия
I. Организационная часть
Преподователь
проверяет присутствующих,готовность
обучающихся и готовность аудитории к занятию.Приветствие, проверка
посещаемости, подготовки студентов к занятию.
здоровается,
ІІ. Целевая установка:
Сообщение темы и цели занятия.
IIІ. Актуализация опорных знаний. Опрос домашнего задания
1.Фронтальный опрос : 1.Что такое химический элемент металл?
(Под химическим элементом – металлом будем понимать вид атомов,
способных легко отдавать электроны, входить в состав химических
соединений в виде катионов, а также образовывать простые вещества с
характерными физическими свойствами.)
2.Сколько элементов – металлов в системе?(По последним сведениям в
Периодической системе Д. И. Менделеева насчитывается уже 116 химических
элементов, из них 22 неметалла.)
3. Какова роль натрия в нашем организме? (Знания о металлах имеют
огромное значение для каждого из нас. Дело в том, что здоровье человека
напрямую зависит от наличия или отсутствия в нашем организме некоторых
металлов. В крови человека найдено 76 химических элементов из них 62
металла. К металлам – “элементам жизни” относят 10 химических элементов
металлов K, Na, Mg, Ca, Fe, Mn, Co, Cu, Zn, Mo. Значение их огромно. При
недостатке ионов Na+ появляется головная боль, потеря памяти, а при
избытке – развивается гипертония.)
4.Что общего в строении атомов металлов?(У металлов на наружном
энергетическом уровне находятся от 1 до 3 электронов)
5.Какая минимальная степень окисления у атомов металлов?(+1)
6.Какой может быть максимальная степень окисления у металлов?(+3)
7. У какого элемента ярче (сильнее) проявляются металлические свойства
Na или Rb, K или Са, Ga или Cd?( Na иRb)
Письменная работа : Уровневые задания
Вариант 1 Уровень А
1. По химическим свойствам наиболее близки элементы:
А) C и N В) B и К С) C и Si Д) Cl и Ar Е) Na и К
2. Укажите физический смысл номера периода в периодической системе:
А) Равен числу протонов в атоме
В) Равен общему числу электронов в атоме
С)Показывает число энергетических уровней, на которых находятся
электроны в основном состоянии атома
Д) Равен числу валентных электронов в атоме
Е) Показывает валентность элементов
3. В периодической зависимости при увеличении заряда ядра на единицу
изменяются:
А) Относительная атомная масса элемента
В) Энергия ионизации атома
С) Металлические и неметаллические свойства атомов элементов
Д) Радиус атомов Е) Сродства к электрону
4. В ряду элементов Na, Mg, Al металлические свойства атомов:
А) Возрастают В) Уменьшаются
С) Не изменяются Д) Изменяются немонотонно
Е) Возрастают затем уменьшаются
5. В одном периоде находятся элементы:
А) С подовными химическими свойствами атомов
В) С одинаковым числом валентных электронов в атоме
С) С одинаковым числом электронных слоев в атоме
Д) С одинаковой энергией ионизации атома
Е) Разными химическими свойствами
Уровень В
1. Укажите общую формулу высших оксидов элементов I A группы:
А) ЭО В) Э2О3 С) Э2 О Д) Э2О5 Е) ЭО3
2. Укажите символы элементов, формула высших оксидов которых Э2О:
А) Nа В) В С) Sc Д) S Е) Si
3. Химический элемент, электронная схема которого 2, 8, 1 в
периодической системе расположен в: А) 3м периоде, I А группе
В) 2м периоде, IY A группе С) 4м периоде, II A группе
Д) 4м периоде, II B группе Е) 5м периоде, YIII A группе Уровень С
→
1.Na Na→ 2O2 Na→ 2O NaOH Na
→ 3PO4
Ответ:Уровень А 1Е,2Д,3Д,4В,5С Уровень В 1С,2А,3А
Вариант2
Уровень А
1. Укажите электронную конфигурацию атома элемента с наиболее
выраженными металлическими свойствами:
А) 1s2 2s2 2p6 В) 1s2 2s2 2p63s2 3p6 3d34s2
С) 1s2 2s2 2p5 Д) 1s2 2s2 2p63s2 3p4 Е) 1s2 2s1 2p5
2. По химическим свойствам наиболее резко отличаются элементы с
атомными номерами:
А) 7 и 15 В) 11 и 17 С)18 и 36 Д) 16 и 17 Е) 13 и 19
3. Укажите электроннографическую схему атома элемента с наиболее
выраженными металлическими свойствами:
А) ns2 nр1 В) ns1 С) ns2 np2 Д) ns2 np3 Е) ns2 ns2 np6
4.Укажите верные характеристики элемента, электронная конфигурация
атома которого 1s2 2s2 2p63s2 3p6 3d3 4s2: А)
Металл В) Находится в 3м периоде
С) Имеет 5 валентных электронов Д) Расположен в группе Y B
Е) Расположен в группе II A
5.Укажите верные характеристики элемента, электронная конфигурация
атома которого 1s2 2s2 2p63s2 3p6 4 s1: А) Имеет
смесь валентных электронов В)
Находится в 1м периоде, YII B группе
С) Расположен в 4м периоде, I A группе Д) Неметалл
Е) Расположен в группе III A
Уровень В
1.Электронная конфигурация атома элемента 1s2 2s2 2p63s1 Укажите
формулу
оксида:
А) Э2О В) ЭО С) Э2О3 Д) ЭО2 Е) ЭО3
2.Число элементов 3го периода, образующих кислотные оксиды, равно:
высшего
его А) 5 В) 4 С) 3 Д) 2 Е)1
3. Легче остальных перечисленных электрон теряет атом:
А) Na В) Mg С) Al Д) Si Е) S
Уровень С
1. Вычислите массу (в г) натрия, вступившего в реакцию с 128 г серы:
2Na + S = Na2S.
А) 9,2 С) 184; В) 23; Д) 92.
Ответ:Уровень А:1В,2В,3Е,4Д,5С Уровень В:1А,2В,3А
IIІ. Объяснение учебного материала:
Металлы названы так потому, что их оксиды сообщают в воде щелочную
реакцию. Кроме того, оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия
и железа, носившими ранее общее название «земли».
К щёлочноземельным металлам относят: кальций,стронций, барий и радий,
реже магний Первый элемент этой подгруппы,бериллий, по большинству
свойств гораздо ближе к алюминию, чем к высшим аналогам группы, в
которую он входит.
Физические свойства
Все щёлочноземельные металлы — серые, твёрдые при комнатной
температуре вещества. В отличие от щелочных металлов, они существенно
более твёрдые, и ножом преимущественно не режутся
(исключение — стронций). Плотность щёлочноземельных металлов с
порядковым номером растёт, хотя явно рост наблюдается только начиная
с кальция. Самый тяжёлый — радий, по плотности сравнимый с железом ( = ρ
7,874 г/см3).
Некоторые атомные и физические свойства щелочноземельных металлов
Назв
ание,
симв
ол
Ато
мны
й
номе
р
Ато
мна
я
масс
а
Числ
о
приро
дных
изото
пов
Энерг
ия
иониз
ации,
кДж*
моль1
Срод
ство
Э
О
к
элект
рону,
кДж*
Мет
алл.
рад
иус,
нм
Ион
ный
рад
иус,
нм
,ρ
г/с
м³
tпл
,
°
C
tки
п,
°
C
ΔHпл,
кДж*
моль
ΔHкип,
кДж*
моль
1
1 моль
1
4
12
Берил
лий
Be
Магн
ий
Mg
1+11а 9,01
2182
898,8
0,19
3+19а 24,3
05
737,3
0,32
20
Кальц
ий Ca
5+19а 40,0
78
589,4
0,40
38
Строн
ций
Sr
4+35а 87,6
2
549,0
1,51
56
Барий
Ba
7+43а 137,
327
502,5 13,95
1,
5
7
1,
3
1
1,
0
0
0,
9
5
0,
8
9
0,16
0,03
9
4
12
78
29
70
0,24
513
0,06
6
65
0
11
05
1,
84
8
1,
73
7
12,21
309
9,2
131,8
0,27
0,09
9
9
83
9
14
84
1,
55
9,20
153,6
0,30
0,11
4
2
76
9
13
84
2,
54
9,2
144
0,25
0,13
1
4
72
9
16
37
3,
5
7,66
142
88
Радий
Ra
46а
226,
0254
509,3
120
Унби
нилий
Ubn
0,
9
0,25
74
0,14
3
70
0
17
37
5,
5
8,5
113
Химические свойства
Щёлочноземельные металлы имеют электронную конфигурацию внешнего
энергетического уровня ns², и являются sэлементами, наряду с щелочными металлами. Имея два валентных электрона, щёлочноземельные металлы легко
их отдают, и во всех соединениях имеют степень окисления +2
Химическая активность щёлочноземельных металлов растёт с ростом
порядкового номера. Магний защищён оксидной плёнкой при комнатной
температуре и более высоких (до 650 °C) температурах и не окисляется
дальше. Кальций медленно окисляется и при комнатной температуре вглубь (в
присутствии водяных паров), и сгорает при небольшом нагревании в
кислороде, но устойчив в сухом воздухе при комнатной температуре.
Стронций, барий и радий быстро окисляются на воздухе, давая смесь оксидов
и нитридов, поэтому их, так же и как щелочные металлы (и кальций), хранят
под слоем керосина
Простые вещества
Бериллий реагирует со слабыми и сильными растворами кислот с
образованием солей:
однако пассивируется холодной концентрированной азотной кислотой.
Реакция бериллия с водными растворами щелочей сопровождается
выделением водорода и образованием гидроксобериллатов:
Магний, кальций, стронций, барий и радий реагируют с водой с образованием
щелочей (кроме магния, реакция которого с водой происходит только при
внесении раскалённого порошка магния в воду, и кальция, гидроксид
которого плохо растворим в воде, и, следственно, не может быть назван
щелочью):
Также, кальций, стронций, барий и радий реагируют с водородом, азотом,
бором, углеродом и другими неметаллами с образованием соответствующих
бинарных соединений:
Оксиды
Оксид бериллия амфотерный оксид, растворяется в концентрированных
минеральных кислотах и щелочах с образованием солей: Оксид магния не реагирует с разбавленными и концентрированными
основаниями, но легко реагирует с кислотами и водой:
Гидроксид бериллия амфотерен, при реакциях с сильными основаниями
образует бериллаты, с кислотами бериллиевые соли кислот:
ҮІ. Обобщение и закрепление нового материала.
Устный опрос:
1.В чем сходство и отличие по положению в периодической системе
элементов І и ІІ групп главных подгрупп?
Ответ:металлы относятся к s , р и dэлементам,содержат мало электронов
на внешнем энергетическом уровне и имеют большой радиус атома.
2.Какие физические свойства проявляют металлы І и ІІ групп главных
подгрупп?
Ответ:металлический блеск,теплопроводность,проводить электрический ток.
3. Какова роль кальция в нашем организме?
Са участвует в свёртываемости крови, способствует росту зубов,
образованию молока у кормящих женщин, входит в состав скелета.
Недостаток К приводит к аритмии, Zn к повреждению кожи, нарушению
волосяного покрова, замедлению полового созревания, Mg – к повышению
возбудимости, а избыток Mg вызывает депрессивное состояние
Письменная работа :
1.Охарактеризуйте химические свойства, кальция,магния, оксидов кальция и
магния. Напишите уравнения реакции , подтверждающих их свойства.
2Са + О 22 Са О
Са +СІ 2 Са СІ 2
СаО+Н2О—Са (ОН)2
2.Вычислите количества вещества натрия , вступившего в реакцию с водой ,
если выделилось 112 л ( Н 2) (н.у ) Ответ: 2Nа +2 Н2О 2NаОН +Н2 (230 г)
ҮІІ. Выставление оценок (объяснением)
ҮІІІ. Домашнее задание. « Химия» Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков
246250стр
Технологическая карта конструирования этапов теоретического занятия
Название раздела занятия
1 Организационная часть.
2 Целевая установка занятия.
Временной
режим
2 минут
3 минут 3 Актуализация опорных знаний, над которыми
25 минут
обучающиеся работали дома по теме
4 Изложение нового материала
40 минут
Закрепление новой темы
10 минут
5 минут
5 минут
5
6
Выставление оценок
7
Домашнее задание
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Разработка урокаОбщая характеристика металлов главной подгруппы ІІ группы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.