Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
28.02.2017
Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия". В этом поурочном плане применены различные методы обучения по химии загадки,кроссворды,тестовые вопросы.Разработка уроков надеюсь поможет в процессе обучения молодым,начинающим преподавателям нелегкой педагогической работе .Спасибо большое !!!Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия"
Общая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп.docx
Тема: Общая характеристика металлов.Металлы главных и побочных
подгрупп .Щелочные и металлы и их важнейшие соединения.
Преподаватель: Касымжанова Ш.А.
Тема: Общая характеристика металлов.Металлы главных и
Урок №13
побочных подгрупп .Щелочные и металлы и их важнейшие соединения.
Вид занятия: теория
Тип занятия: освоение новых знаний
Количество часов:2
Место проведения занятия:учебная аудитория
Обучающийся должен знать:
Общая характеристика металлов.
Металлы главных и побочных подгрупп .
Щелочные и металлы и их важнейшие соединения.
Электрохимический ряд напряжений.
Электролиз.
Обучающийся должен уметь:
Указать расположения металлов в периодической системе.
Объяснить свойства металлов используя электрохимический ряд
напряжений.
Литература для преподавателя:
1.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная
«Химия»10кл.Мектеп,2006 г.
2.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная
«Химия»11кл.Мектеп,2007 г.
3. Н.Л.Глинка « Общая химия » 4.Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков .« Химия »
Литература для обучающихся:1.Н.Н Нурахметов. К.Б.Бекишов.,
Н.Н.Заграничная «Химия»10кл.Мектеп,2006 г.
2.« Химия »Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков
Методическая разработка теоретического занятия
Специальность: 0302000 «Сестринское дело»
Квалификация: 0302033 «Медицинская сестра общей практики»
Методика проведения:объяснительноилюстрированный
Количество часов :2
Место проведения занятия : учебная аудитория
Тема: Общая характеристика металлов.Металлы главных и побочных
подгрупп .Щелочные и металлы и их важнейшие соединения.
Цель занятия: Выработать у обучающихся определенные умения и навыки по
данной теме,
предусмотренной учебной программой в рамках
государственного общеобязательного стандарта образования
Задачи занятия:
Образовательная : Углубить и систематизировать знания
учащихся о металлах , как химических элементах и простых
веществах .Дать представление о химических свойствах
металлов.
Развивающая: Развивать способность обобщать, сделать выводы, работать
самостоятельно.
Воспитательная: Прививать любовь к выбранной профессии. Воспитывать
внимательность, аккуратность. Осуществлять в учебном процессе
экологическое воспитание, ответственное отношение к природе . Оснащение урока : электрохимический ряд напряжении,периодическая
система ,карточки.
Межпредметные связи: биология,физика.
Внутрипредметная связь: неорганическая химия
Ход теоретического занятия
I. Организационная часть
Преподователь
проверяет присутствующих,готовность
обучающихся и готовность аудитории к занятию.Приветствие, проверка
посещаемости, подготовки студентов к занятию.
здоровается,
ІІ. Целевая установка:
Сообщение темы и цели занятия.
IIІ. Актуализация опорных знаний. Опрос домашнего задания
1.Фронтальный опрос :
1.Какие системы называются растворами?
Растворы-это дисперсные системы,компоненты которых
равномерно распределены друг в друге.
2.Какие растворы называются насыщенными ?
Раствор,который находится в равновесии с растворяемым
веществом и содержит максимально возможное для данных
условий количество этого вещества
называется
насыщенном раствором.
,
3.
ненасыщенными , и пересыщенными?
Раствор,который
количество
растворенного вещества,чем в насыщенном растворе при тех
же условиях ,называется ненасыщенным.
4.По каким основным признаком классифицируются хим.
реакций .
Какие растворы называются насыщенными
,
содержит
меньшее Этоизменение степени окисления атомов,,входящих в состав реагирующих
веществ,тепловые эффекты химических реакции,обратимость
2.Письменная работа
3s23p4 В.
3s23p2 Б.
Уровень А
Электронная формула внешнего энергетического уровня атома кремния
4s24p4
А.
Уровень В
Элемент Э с электронной формулой 1s22s22p63s23p3 образует высший оксид,
соответствующий формуле:
А. Э2О. Б. Э2О3. В. ЭО2. Г. Э2О5.
Уровень С
Написать выражение константы равновесия для следующих реакции:
4s24p2 Г.
2↔ Н 2О
А. 2Н2 + О2
Б 4HCl + O2 2H↔ 2O + 2Cl2
В. SO2 + H2O
Г. 2NO + O2
Д.C4Н10
H↔ 2SO3
2NO↔
С↔ 4Н8 + Н2
2 .
Ответы : Уровень АА Уровень В –Г
Ответ: Уровень С А U=R[2Н2]2*[ O2 ] Б. U=R[HCl]4**[ O2 ] В. U=R[SO2 ]4*
[ H2O] Г.U=R[NO]2*[ O2 ] . Д.U=R[C4Н10]
IIІ. Объяснение учебного материала
В Периодической системе они следуют сразу за инертными газами, поэтому
особенность строения атомов щелочных металлов заключается в том, что они
содержат один электрон на внешнем энергетическом уровне: их электронная
конфигурация ns1. Очевидно, чтовалентные
электроны щелочных металлов могут быть легко удалены, потому
что атомуэнергетически выгодно отдать электрон и приобрести
конфигурацию инертного газа. Поэтому для всех щелочных металлов
характерны восстановительные свойства. Это подтверждают низкие
значения ихпотенциалов ионизации (потенциал ионизации атома цезия — один
из самых низких) и электроотрицательности (ЭО).
Некоторые атомные и физические свойства щелочных металлов
Ато
мны
й
Назв
ание
,
Числ
о
прир
Атом
ная
масс
Энер
гия
иони
Срод
ство
к
Э
О
ΔHдис
с,
кДж
Ме
тал
л.
Ио
нн
ый
tпл
,
tк
ип,
ρ,
г/
с
ΔHпл,
кДж
*мол
ΔHкип
ΔHобр
,
,
кДж
кДж ном
ер
симв
ол
одны
х
изот
опов
а
заци
и,
кДж*
моль
-1
элек
трон
у,
кДж
*мол
ь-1
*мол
ь-1
рад
иус
,
нм
ра
диу
с
(КЧ
6),
нм
°C °C м³
ь-1
*мол
ь-1
*мол
ь-1
3
Лити
й Li
11
Натр
ий
Na
2
1
6,941(
2)
520,2 59,8
22,98
9768(
6)
495,8 52,9
19 Кали
й К 2+1а 39,09
83(1) 418,8 46,36
37
Руби
дий
Rb
1+1а 85,46
87(3) 403,0 46,88
55 Цези
й Cs
1
132,9
0543(
5)
375,7 45,5
106,5 0,1
52
0,0
76
18
0,
6
73,6 0,1
86
0,1
02
97
,8
57,3 0,2
27
0,1
38
63
07
45,6 0,2
48
0,1
52
39
,5
44,77 0,2
65
0,1
67
28
,4
0,
9
8
0,
9
9
0,
8
2
0,
8
2
0,
7
9
1а
(223)
380 (44,0) 0,
7 —
— 0,1
80 20
1
3
4
2
8
8
3
7
5
9
6
8
8
6
7
1
6
9
0
0,
53
4
0,
96
8
0,
85
6
1,
53
2
2,93
148
162
2,64
99
108
2,39
79
89,6
2,20
76
82
1,
90 2,09
67
78,2
1,
87
2
65
—
87
119
Фран
ций
Fr
Унун
енни
й
Uue
?
?
(316)
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
Все металлы этой подгруппы имеют серебристобелый цвет (кроме
серебристожёлтого цезия), они очень мягкие, их можно
резать скальпелем. Литий, натрий и калий легче воды и плавают на её
поверхности, реагируя с ней. Щелочные металлы встречаются в природе в форме соединений, содержащих
однозарядные катионы. Многие минералы содержат в своём составе металлы
главной подгруппы I группы. Например, ортоклаз, или полевой шпат,
состоит из алюмосиликата калия K2[Al2Si6O16], аналогичный минерал,
содержащий натрий — альбит — имеет состав Na2[Al2Si6O16]. В
морской воде содержится хлорид натрия NaCl, а в
почве — соли калия — сильвин KCl, сильвинит NaCl • KCl, карналлитKCl •
MgCl2 • 6H2O, полигалит K2SO4 • MgSO4 • CaSO4 • 2H2O.
Химические свойства щелочных металлов
Изза высокой химической активности щелочных металлов по отношению
к воде, кислороду, и иногда даже и азоту (Li, Cs) их хранят под
слоем керосина. Чтобы провести реакцию со щелочным металлом, кусочек
нужного размера аккуратно отрезают скальпелем под слоем керосина, в
атмосфере аргона тщательно очищают поверхность металла от продуктов его
взаимодействия с воздухом и только потом помещают образец в реакционный
сосуд.
1. Взаимодействие с водой. Важное свойство щелочных металлов — их
высокая активность по отношению к воде. Наиболее спокойно (без взрыва)
реагирует с водой литий:
2. Взаимодействие с кислородом. Продукты горения
щелочных металлов на воздухе имеют разный состав в зависимости от
активности металла.
Только литий сгораетна воздухе собразованием оксида стехиометричес
кого состава:
Оксиды щелочных металлов обладают всеми свойствами,
присущими основным оксидам: они реагируют с водой,кислотными
оксидами и кислотами:
3. Взаимодействие с другими веществами. Щелочные металлы реагируют со
многими неметаллами. При нагревании они соединяются с водородом с
образованием гидридов,с галогенами, серой, азотом, фосфором, углеродом и
кремнием собразованием,соответственно, галогенидов, сульфидов, нитридов,
фосфидов, карбидов и силицидов: 4. Качественное определение щелочных металлов. Поскольку потенциалы
ионизации щелочных металлов невелики, то при нагревании металла или его
соединений в пламени атом ионизируется, окрашивая пламя в определённый
цвет:
Окраска пламени щелочными металлами
и их соединениями
Щелочной металл
Цвет пламени
Li
Na
K
Rb
Cs
Карминнокрасный
Жёлтый
Фиолетовый
Бурокрасный
Фиолетовокрасный
Получение щелочных металлов
1. Для получения щелочных металлов используют в
основном электролиз расплавов их галогенидов, чаще всего —
хлоридов, образующих природные минералы:
Li→
катод: Li+ + e
анод: 2Cl− — 2e
2. Иногда для получения
щелочных металлов проводят электролиз расплавов их гидроксидов:
Cl→ 2
Na→
2H→ 2O + O2
катод: Na+ + e
анод: 4OH− — 4e
3. Щелочной металл может быть восстановлен из
соответствующего хлорида или бромида кальцием, магнием, кремнием
и др. восстановителями при нагревании под вакуумом до 600900 °C:
Соединения щелочных металлов
Гидроксиды Для получения гидроксидов щелочных металлов в основном
используют электролитические методы. Наиболее крупнотоннажным
является производство гидроксида
натрия электролизом концентрированного водного раствора
соли:
поваренной
катод:
анод:
Гидроксиды щелочных металлов — белые гигроскопичные вещества,
водные растворы которых являются сильнымиоснованиями. Они
участвуют во всех реакциях, характерных для оснований —
реагируют с кислотами, кислотными иамфотерными
оксидами, амфотерными гидроксидами:
Гидроксиды щелочных металлов при нагревании возгоняются без
разложения, за исключением гидроксида лития, который так же, как
гидроксиды металлов главной подгруппы II группы, при
прокаливании разлагается на оксид и воду:
Гидроксид натрия используется для
изготовления мыла, синтетических моющих средств, искусственного
волокна, органических соединений, например фенола.
Ү. Закрепление новой темы: Устный опрос
1. Щелочные металлы – это: (sэлементы )
2. В ряду от лития к францию атомный радиус:
( сначала уменьшается, а затем увеличивается)
3. При сгорании лития пламя окрашивается в:( красный цвет)
4. К самым распространённым щелочным металлам можно отнести:
( натрий и калий)
5. Основной внеклеточный ион – ( натрий)
6. Степень окисления щелочных металлов равна: (+1 )
7. В ряду от лития к цезию химическая активность(уменьшается)
8. При сгорании натрия пламя окрашивается в: (желтый цвет) Письменная работа
Группу делим на I и II в. (Составьте химические уравнения)
I. Li + неMe II. в K + неMe
Записать химические уравнения, дать названия продуктам реакций.
б) со сложными веществами
HOH→ MeOH гидроксиды HCl → MeCl хлориды
Продолжите уравнение. (Проверьте записи друг у друга).
Nа + Н2О→ ? K + Н2О→ ? Li + HCl→ ?
Rb + HCl → ? Cs + H2O → ?
1.С кислородом (Rb, Cs
самовоспламеняются)
2.С галогенами
3.С серой при нагревании 2Li+S=Li2S (сульфид)
4.Литий взаимодействует
с азотом
5.С водородом при
нагревании
2Na+H2=2NaH (гидрид)
2Na+O2=Na2O2; 2K+2O2=K2O4 (пероксиды)
4Li+O2=2Li2O (оксид лития)
2Na+Cl2=2NaCl
6Li+N2=2Li3N ( нитрид)
6.С водой
2Na+2H2O=2NaOH+H2
Пероксиды и надпероксиды щелочных металлов сильные окислители.
Пероксид натрия и надпероксид калия применяют в замкнутых объектах
(подводных лодках и космических кораблях) для поглощения углерода
диоксида и регенерации кислорода.
2Na2O2 + 2CO2
2Na2CO3 + O2
4KO2 + 2CO2
2K2CO3 + 3O2
Окрашивание пламени – качественные реакции.
Li – красное Na – желтое K – фиолетовое
ҮІІ. Выставление оценок (объяснением)
ҮІІІ. Домашнее задание. « Химия» Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков
229239стр
Технологическая карта конструирования этапов теоретического занятия Название раздела занятия
1 Организационная часть.
2 Целевая установка занятия.
Временной
режим
2 минут
3 минут
3 Актуализация опорных знаний, над которыми
25 минут
обучающиеся работали дома по теме
4 Изложение нового материала
40 минут
Закрепление новой темы
10 минут
5 минут
5 минут
5
6
Выставление оценок
7
Домашнее задание
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Разработка урокаОбщая характеристика металлов.Металлы главных и побочных подгрупп
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.