Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения
Оценка 4.7

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
химия
10 кл
28.02.2017
Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения
Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия". В этом поурочном плане применены различные методы обучения по химии загадки,кроссворды,тестовые вопросы.Разработка уроков надеюсь поможет в процессе обучения молодым,начинающим преподавателям нелегкой педагогической работе .Спасибо большое !!!Это план урока для студентов колледжей и профлицеев на базе 9-11 классов по предметам "Химия"
Общая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы..docx
Урок   №   16  Тема:  Общая   характеристика   неметаллов.Элементы   ІҮ   А группы.Углерод, кремний и их соединения Вид занятия: теория Тип занятия: освоение новых знаний  Количествочасов:2 Место проведения занятия:учебная аудитория  Обучающийся должен знать:  ­ Общая характеристика неметаллов. ­ Элементы ІҮ А группы. ­ Углерод,   кремний   и   их   соединения   ,   применение   ,   аллотропические виды изменения Обучающийся должен уметь : ­ Предсказывать   химические   свойства   данных   соединений   по   степени окисления. ­ Сравнить получение и химические свойства кремния и углерода. Литература для преподавателя: 1.Н.Н Нурахметов.   К.Б.Бекишов.,  Н.Н.Заграничная     «Химия»10кл.Мектеп,2006 г.                                                  2.Н.Н Нурахметов.   К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная      «Химия»11кл.Мектеп,2007 г.                                                                                    3.   Н.Л.Глинка      « Общая химия »                                                                         4.Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков .« Химия »                                                       Литература для обучающихся:  1.Н.Н Нурахметов.   К.Б.Бекишов., Н.Н.Заграничная      «Химия»10кл.Мектеп,2006 г. 2.« Химия »Г.М.Чернобельская,И.Н.Чертков                                                         Методическая разработка  теоретического занятия  Методика проведения:объяснительно­илюстрированный Количество часов :2 Место проведения занятия : учебная аудитория Тема:  Общая   характеристика   неметаллов.Элементы   ІҮ   А   группы.Углерод, кремний и их соединения Цель занятия: Выработать у обучающихся определенные умения и навыки по данной   теме,   предусмотренной   учебной   программой   в   рамках государственного общеобязательного стандарта образования  Задачи занятия:   Образовательная: : Углубить и систематизировать знания Углубить и систематизировать знания учащихся о ненеметаллах , как химических элементах и металлах , как химических элементах и учащихся о простых веществах .. простых веществах Развивающая:  Развивать способность обобщать, сделать выводы, работать самостоятельно.  Воспитательная: Прививать любовь к выбранной профессии. Воспитывать  внимательность, аккуратность. Осуществлять в учебном процессе Осуществлять в учебном процессе экологическое воспитание, ответственное отношение к экологическое воспитание, ответственное отношение к природе . . природе Оснащение урока : карточки          Межпредметные связи:биология,физика          Внутрипредметная связь: органическая химия Ход теоретического занятия I. Организационная часть Преподователь     проверяет   присутствующих,готовность обучающихся   и   готовность   аудитории   к   занятию.Приветствие,   проверка посещаемости, подготовки студентов к занятию. здоровается, ІІ. Целевая установка: Сообщение темы и цели занятия. IIІ. Актуализация опорных знаний. Опрос домашнего задания  1. .Какова роль железа в жизни человека? 1.Фронтальный опрос : Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека. Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обусловливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь, зависит цвет крови человека и животных. В организме взрослого человека содержится 3 г чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из легких к тканям, а в обратном 2.Какова роль железа в жизни и растений? направлении – CO2.  Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зеленый цвет. Больше того, стоит белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет. 3.Исходя из строения атома железа, определите его валентные электроны. Железо имеет 8 валентных электронов (два из них на 4s­ и шесть на 3d­АО).  Однако валентность 8 для железа не характерна; неустойчивы и соединения с  шестивалентным железом, например производные железной кислоты H2FeO4,  являющиеся сильнейшими окислителями. Обычно железо проявляет  валентности равные двум и трем и соответствующие степени окисления. 4. Какими свойствами обладает алюминий как простое вещество? Теплопроводность,электропроводность,металлический блеск ,пластичность. 5. Какими ещё свойствами обладает железо? В  отличие от других металлов, железо способно намагничиваться, оно  обладает ферромагнетизмом. Письменная работа : Работа с раздаточными материалами Вариант 1 1. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом железа (II) относится к  реакции: а) разложения б) соединения в) замещения г) обмена  2.  О простом веществе железо идет речь в выражении а) железо входит в состав стали б) железо входит в состав ржавчины в) железо входит в состав железного купороса г) железо притягивается магнитом  3. Концентрированную азотную кислоту можно транспортировать в стальных  цистернах так как : а) железо не растворяется в кислотах б) азотная кислота не действует на металлы в) концетрированная азотная кислота не реагирует с железом  г) азотная кислота является сильным электролитом 4. Коэффициент перед формулой восстановителя в уравнении реакции  алюминия с оксидом железа (II) равен а) 1 б)2  в)3 г)4 5. Осадок образуется при взаимодействии растворов хлорида железа (III) и а) гидроксида натрия  б) сульфата натрия в) соляной кислоты г) нитрата меди (II) 6. Суммы всех коэффициентов в полном и сокращенном ионных уравнениях  реакции между растворами сульфата железа (II) с гидроксидом бария равны а) 9 и 5 б) 9 и 7 в) 7 и 5 г) 7 и 7  7. При нагревании 28г железа с 32г серы образуется сульфид железа (Mr=88)  массой: а) 32г б)38г в)44г  г)60г 8. Растворение желез в соляной кислоте будет замедляться при: а) увеличении концентрации кислоты б) раздроблении железа в) разбавлении кислоты  г)повышении температуры 9. Химическое равновесие в системе  сместится в сторону исходных веществ  при а) повышении давления б) повышении температуры в) понижении давления г) понижении температуры  10. При взаимодействии с хлором железо проявляет свойства а) окислительные б) кислотные в) восстановительные  г) основные 11. Сокращенное ионное уравнение  соответствует взаимодействию: а) раствора соли железа (II) с раствором щелочи  б) раствора соли железа (II) со щелочью в) раствора соли железа (II) с нерастворимым основанием г) нерастворимой соли железа (II) с нерастворимым основанием 12. В уравнении реакции железа с хлором с образованием хлорида железа (III)  коэффициент перед формулой соли равен: а) 1 б) 2  в) 3 г) 4 13. Соляная кислота может взаимодействовать со всеми веществами группы а) железо, оксид железа (III), гидроксид меди (II)  б) цинк, оксид кремния (IV), гидроксид меди (II) в) медь, оксид меди (II), гидроксид меди (II) г) сера, оксид серы (IV), оксид серы (VI) 14. При пропускании водорода над раскаленным оксидом железа (III) водород играет роль: а) восстановителя  б) катализатора в) окислителя г) и восстановителя, и окислителя 15. В уравнении реакции, схема которой коэффициент перед формулой  восстановителя равен: а)1 б) 2 в) 3 г) 4   Ответ:1г,2г,3в,4б,5а,6г,7в,8в,9г,10в,11а,12б,13а,14а,15г Вариант 2 1. В химических реакциях Fe2+выполняет роль: а) окислителя; б) восстановителя;  в) окислителя или восстановителя в зависимости от условий. 2­ Fe PO4 2­ Fe2(PO4)3 3­ Fe3(PO4)2  2. FeCl3+NaOH а) Fe3+ +3OH­ Fe(OH)3  б) Fe2+ +2OH­ Fe(OH)2 в) Fe3+ + OH­ Fe(OH)3 3..Fe(NO3)2+K3PO4 а) 2Fe3+ + 3PO4 б) 3Fe2+ +2 PO4 в) Fe2+ + PO4 4. Fe2O3+HCl а) Fe2O3+6H+ 2Fe3+ +3H2O  б) 2Fe3+ + O3 в) Fe2O3+6H+2Fe2+ + 3Н2О 5. LiOH+FeCl2 а) Fe2+ +2OH­ Fe(OH)2 б) Fe3+ + 3OH­ Fe(OH)3 в) Fe2+ +OH­ Fe(OH)2 + 6. Железо не взаимодействует с… 2+ +6 H+ Fe3+ + 3Н2О а) соляной кислотой; б) кислородом воздуха; в) оксидом калия.  7. Найдите сокращенное ионное уравнение, соответствующее левой части  молекулярного уравнения: Fe(OH)2+2HNO3 а) Fe (OH)2+2H+Fe 2++2H2O б) OH­+H+H2O в) Fe 2++2NO3  8.Реакцией замещения является а)Fe + CuCl2  б)FeCl3 + Cu   FeCl2 + Cu  CuCl2 + FeCl2 ­ Fe (NO3)2  → → →  FeO + H2O →  → Fe(OH)2 + NH4Cl   FeCl3 в)FeCl2 + Cl2  г)FeCl2 + NH3 + H2O  д)Fe(OH)2  9. Массовая доля железа в пирите равна: а) 0,549 б) 0,382 в) 0,728  г) 0,467 10.Число неспаренных электронов в основном состоянии атома железа равно: а) 2 б) 4  в) 3 г) 1 11. С водными растворами каких веществ будет реагировать железо? а) хлорид калия б) нитрат кальция в) хлороводород  г) нитрат серебра (I)  12. Гидроксид железа (II) можно получить взаимодействием: а) оксида железа (II) и воды б) хлорида железа (II) и щелочи  в)  гидроксида железа (III) 13. Процесс ржавления железа может быть описан уравнением:  Какие  утверждения справедливы относительно этого процесса? а) кислород восстанавливается  б) железо неокисляется  в) степень окисления железа неповышается  г) степень окисления кислорода понижается 14. Для превращения магнетита в оксид железа (III) необходимо, чтобы  магнетит прореагировал с: а) водородом б) кислородом  в) оксидом углерода (II) г) коксом 15. Для железа в соединениях наиболее характерны степени окисления,  равные: а) +8 б) +3 ;+2  в) +1 г) +2   Ответ:1б,2а,3б,4а,5в,6в,7в,8г,9в,10б,11в,12б,13а,14б,15б ІУ. Объяснение   учебного материала:  Свойства 6С. Атомная масса 12,011 0,14 (распространненость в природе) кларк, ат.% Электронная конфигурация* Агрегатное состояние (н. у.). твердое вещество 0,0904   11,264   2,5 Энергия ионизации Относительная электро­ отрицательность   Цвет алмаз –бесцв. графит ­ серый 3800 5000 (алмаз) алмаз – 3,51 графит – 2,2 Плотность  Возможные степени окисления   ­4, +2, +4 Стандартный электродный потенциал   *Приведена конфигурация внешних электронных уровней атома элемента. Конфигурация  остальных электронных уровней совпадает с таковой для благородного газа, завершающего  предыдущий период и указанного в скобках.  Изотопы углерода. Углерод имеет два устойчивых изотопа: 12С (98,892%) и 13С (1,108%).  Очень важен радиоактивный изотоп углерода 14С, испускающий  ­лучи с периодом  полураспада Т1/2 = 5570 лет. С помощью радиоуглеродного анализа путем определения  концентрации изотопа14С ученые смогли довольно точно датировать возраст  углеродсодержащих пород, археологических находок, геологических событий. Нахождение в природе. В природе углерод встречается в виде алмаза карбина и графита,  в соединениях – в виде каменного и бурого углей и нефти. Входит в состав природных  карбонатов: известняка, мрамора, мела CaCO3, доломита CaCO3 MgCO3. Является важной  составной частью органических веществ. Физические свойства. Атом углерода имеет 6 электронов, 2 из которых образуют  внутренний слой (1s2), a 4 — внешний (2s22p2). Связи углерода с другими элементами  преимущественно ковалентны. Обычная валентность углерода — IV. Замечательная  особенность атомов углерода — способность соединяться между собой с образованием  прочных длинных цепей, в том числе замкнутых. Число таких соединений огромно, все они  составляют предмет органической химии. Различие аллотропных модификаций углерода — яркий пример влияния кристаллического  строения твердых веществ на их физические свойства. В графите атомы углерода находятся   в состоянии sp2­гибридизации и расположены в параллельных слоях, образуя  гексагональную сетку. Внутри слоя атомы связаны гораздо сильнее, чем между слоями,  поэтому свойства графита сильно различаются по разным направлениям. Так, способность  графита к расслаиванию связана с разрывом более слабых межслойных связей по  плоскостям скольжения. При очень высоких давлениях и нагревании без доступа воздуха из графита может быть  получен искусственный алмаз. В кристалле алмаза атомы углерода находятся в  состоянии sp3­гибридизации, и поэтому все связи эквивалентны и очень прочны. Атомы  образуют непрерывный трехмерный каркас. Алмаз — самое твердое вещество, найденное в  природе. Менее известны два других аллотропа углерода — карбин и фуллерен. Химические свойства. Углерод в свободном состоянии является  типичным восстановителем. При окислении кислородом в избытке воздуха он превращается в оксид углерода (IV): при недостатке ­ в оксид углерода (II): Обе реакции сильно экзотермичны. При нагревании углерода в атмосфере оксида углерода (IV) образуется угарный газ: Углерод восстанавливает многие металлы из их оксидов: Так протекают реакции с оксидами кадмия, меди, свинца. При взаимодействии углерода с  оксидами щелочноземельных металлов, алюминия и некоторых других металлов  образуются карбиды: Объясняется это тем, что активные металлы — более сильные восстановители, чем углерод,  поэтому при нагревании образующиеся металлы окисляютсяизбытком углерода,  давая карбиды: Оксид углерода (II). При неполном окислении углерода образуется оксид углерода (II) СО  — угарный газ. В воде он плохо растворим. Формальная степень окисления углерода 2+ не  отражает строение молекулы СО. В молекуле СО, помимо двойной связи, образованной  обобществлением электронов углерода и кислорода, имеется дополнительная, третья связь  (изображена стрелкой), образованная по донорно­акцепторному механизму за счет  неподеленной пары электронов кислорода: В связи с этим молекула СО крайне прочна. Оксид углерода (II) является несолеобразующим  и не взаимодействует в обычных условиях с водой, кислотами и щелочами. При повышенных  температурах он склонен к реакциям присоединения и окисления­восстановления. На  воздухе СО горит синим пламенем: Он восстанавливает металлы из их оксидов: Под действием облучения на прямом солнечном свету или в присутствии катализаторов СО  соединяется с Cl2, образуя фосген — крайне ядовитый газ: В природе оксид углерода (II) практически не встречается. Он может образовываться при  обезвоживании муравьиной кислоты (лабораторный способ получения): Исходя из последнего превращения чисто формально можно считать  СО ангидридом, муравьиной кислоты. Это подтверждается следующей реакцией, которая  происходит при пропускании СО в расплав щелочи при высоком давлении: Карбонилы переходных металлов. Со многими металлами СО образует  летучие карбонилы: Ковалентная связь Ni—С в молекуле карбонила никеля образуется по  донорно­акцепторному механизму, причем электронная плотность смещается  от атома углерода к атому никеля. Увеличение отрицательного заряда на  атоме металла компенсируется участием его d­электронов в связи, поэтому  степень окисления металла равна 0. При нагревании карбонилы металлов разлагаются на металл и оксид углерода (II), что используется для получения  металлов особой чистоты. Оксид углерода (IV). Оксид углерода (IV) является ангидридом угольной  кислоты Н2СО3 и обладает всеми свойствами кислотных оксидов. При растворении CO2 в воде частично образуется угольная кислота, при этом  в растворе существует следующее равновесие: Существование равновесия объясняется тем, что угольная кислота является   10­11 при 25 °С). В свободном виде очень слабой кислотой (К1 = 4(cid:215) угольная кислота неизвестна, так как она неустойчива и легко разлагается.  10­7, К2= 5(cid:215) Угольная кислота. В молекуле угольной кислоты атомы водорода связаны с  атомами кислорода: Как двухосновная она диссоциирует ступенчато. Угольная кислота относится  к слабым электролитам. Угольная кислота как двухосновная образует средние соли — карбонаты и  кислые соли — гидрокарбонаты. Качественной реакцией на эти соли  является действие на них сильных кислот. При этой реакции угольная кислота вытесняется из своих солей и разлагается с выделением углекислого газа: Соли угольной кислоты. Из солей угольной кислоты наибольшее  практическое значение имеет сода Na2СО3. Эта соль образует несколько  кристаллогидратов, из которых самым устойчивым  является Na2СО3(cid:215)  10H2O (кристаллическая сода). При прокаливании  кристаллической соды получают безводную, или кальцинированную,  соду Na2СО3. Широко используется также питьевая сода NaHСО3. Из солей  других металлов важное значение имеют: K2СО3 (поташ) – белый порошок,  хорошо растворимый в воде, содержится в золе растений, применяется в  производстве жидкого мыла, оптического тугоплавкого стекла,  пигментов; CaСО3 (известняк) – встречается в природе в виде мрамора, мела и известняка, которые применяют в строительном деле. из него получают  известь и оксид у Нахождение в природе Содержание кремния в земной коре составляет по разным данным 27,6— 29,5 % по массе. Таким образом по распространённости в земной коре  кремний занимает второе место после кислорода. Концентрация в морской  воде 3 мг/л[2]. Чаще всего в природе кремний встречается в виде кремнезёма — соединений  на основе диоксида кремния (IV) SiO2 (около 12 % массы земной коры).  Основные минералы и горные породы, образуемые диоксидом кремния —  это песок (речной и кварцевый), кварц и кварциты, кремень, полевые шпаты.  Вторую по распространённости в природе группу соединений кремния  составляют силикаты и алюмосиликаты. Получение «Свободный кремний можно получить прокаливанием с магнием мелкого  белого песка, который представляет собой диоксид кремния: Физические свойства Кремний хрупок, только при нагревании выше 800 °C он становится  пластичным веществом. Интересно, что кремний прозрачен  для инфракрасного излучения начиная с длины волны 1,1 мкм.  Собственная концентрация носителей заряда — 5,81∙1015 м−3 (для  температуры 300 K).  Химические свойства Подобно атомам углерода, для атомов кремния является характерным  состояние sp3­гибридизации орбиталей. В связи с гибридизацией  чистый кристаллический кремний образует алмазоподобную решётку, в  которой кремний четырёхвалентен. В соединениях кремний обычно также  проявляет себя как четырёхвалентный элемент со степенью окисления +4  или −4. Встречаются двухвалентные соединения кремния, например, оксид кремния (II) ­ SiO. При нормальных условиях кремний химически малоактивен и активно  реагирует только с газообразным фтором, при этом образуется летучий  тетрафторид кремния SiF4. Такая «неактивность» кремния связана с  пассивацией поверхности наноразмерным слоем диоксида кремния,  немедленно образующегося в присутствии кислорода, воздуха  или воды(водяных паров). С водородом кремний непосредственно не реагирует, соединения кремния  с водородом — силаны с общей формулой SinH2n+2 — получают косвенным  путем. Моносилан SiH4 (его часто называют просто силаном) выделяется  при взаимодействии силицидов металлов с растворами кислот, например: Образующийся в этой реакции силан SiH4 содержит примесь и других  силанов, в частности, дисилана Si2H6 и трисиланаSi3H8, в которых  имеется цепочка из атомов кремния, связанных между собой  одинарными связями (—Si—Si—Si—). При восстановлении SiO2 кремнием при температурах свыше 1200 °C  образуется оксид кремния (II) — SiO. Этот процесс постоянно  наблюдается при производстве кристаллов кремния  методами Чохральского, направленной кристаллизации, потому что в  них используются контейнеры из диоксида кремния, как наименее  загрязняющего кремний материала. Для кремния характерно образование кремнийорганических  соединений, в которых атомы кремния соединены в длинные цепочки за счет мостиковых атомов кислорода —О—, а к каждому атому кремния, кроме двух атомов О, присоединены ещё два органических радикала  R1 и R2 = CH3, C2H5, C6H5, CH2CH2CF3 и др. Для травления кремния наиболее широко используют смесь плавиковой и азотной кислот. Некоторые специальные травители предусматривают  добавку хромового ангидрида и иных веществ. При травлении  кислотный травильный раствор быстро разогревается до температуры  кипения, при этом скорость травления многократно возрастает. 1. Si+2HNO3=SiO2+NO+NO2+H2O 2. SiO2+4HF=SiF4+2H2O 3. 3SiF4+3H2O=2H2SiF6+ H↓ 2SiO3 Для травления кремния могут использоваться водные растворы  щёлочей. Травление кремния в щелочных растворах начинается при  температуре раствора более 60 °C. 1. Si+2KOH+H2O=K2SiO3+2H2↑ 2. K2SiO3+2H2O H↔ 2SiO3+2KOH  Биологическая роль Для некоторых организмов кремний является важным биогенным  элементом. Он входит в состав опорных образований у растений и скелетных — у животных. В больших количествах кремний  концентрируют морские организмы — диатомовые  водоросли, радиолярии, губки. Большие количества кремния  концентрируют хвощи и злаки, в первую очередь — подсемейства  Бамбуков и Рисовидных, в том числе — рис посевной. Мышечная ткань человека содержит (1­2)∙10−2% кремния, костная ткань — 17∙10−4%,  кровь — 3,9 мг/л. С пищей в организм человека ежедневно поступает до 1 г кремния.  У.Закрепление новой темы:Устный опрос:        1.К неметаллам относится:    углерод, кремний,фосфор, хлор        2.Число электронов на внешнем уровне неметалл:    5 ­ 8 ;               3. Самый сильный неметалл в Периодической системе: фтор       4.Является жидкостью при обычных условиях: бром .                              Письменная работа  Тест «Углерод» А1. История знакомства человека с этим элементом уходит далеко в глубь  веков, неизвестно имя того, кто его открыл. Неизвестно, какая из его  аллотропных модификаций была открыта раньше. Этот элемент – главный  компонент растительного и животного мира. Встречается в природе как в  свободном виде, так и в соединениях. Его атомы могут соединяться  разнообразными способами между собой и с атомами других элементов. Этот  элемент: 1) С; 2) Si; 3) Ge; 4) Sn. А2. Оксид углерода(IV) взаимодействует с парой веществ: 1) хлороводород и гидроксид калия; 2) гидроксид кальция и оксид натрия; 3) гидроксид натрия и серная кислота; 4) азотная кислота и гидроксид бария. А3. Углерод проявляет свойства восстановителя в реакции: 1) Mg + CO2 —> ; 2) FeO + СО  —> ; 3) MgO + СO2  —> ; 4) С + Н2  —> . А4. Верны ли следующие суждения о химических свойствах углерода: а) углерод в реакциях может проявлять как свойства окислителя, так и  восстановителя; б) углерод ярче проявляет неметаллические свойства, чем бериллий? 1) Верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А5. Молекула метана тетраэдрическая, потому что: 1) атом углерода находится в sp3­гибридизации; 2) данная геометрическая форма соответствует минимуму энергии; 3) углерод – элемент второго периода; 4) углерод находится в возбужденном электронном состоянии. А6. Газ, не способный гореть в атмосфере кислорода, – это: 1) оксид углерода(IV); 2) оксид углерода(II); 3) метан; 4) ацетилен. А7. Конечным продуктом (Х1) в цепочке превращений является: 1) угарный газ; 2) углекислый газ; 3) карбид железа; 4) карбонат железа. А8. Угарный газ в лаборатории получают разложением (в присутствии серной  кислоты при нагревании): 1) уксусной кислоты; 2) муравьиной кислоты; 3) угольной кислоты; 4) формальдегида. А9. Степень окисления углерода увеличивается в ряду: 1) C2H2, CO, C6H6; 2) CH3OH, H2C2O4, CO2; 3) CaC2, CaCO3, KHCO3; 4) CO, H2C2O4, CH4. А10. Карбонат калия в растворе не взаимодействует с: 1) азотной кислотой; 2) углекислым газом; 3) сульфатом натрия; 4) хлоридом меди(II). А11. Не разлагается при прокаливании в муфельной печи (1000 °С): 1) карбонат натрия; 2) карбонат кальция; 3) гидрокарбонат натрия; 4) гидрокарбонат кальция. А12. При электролизе водного раствора ацетата натрия образуются: 1) HCOONa + CO2; 2) CH3CHO + NaOH; 3) СН4 + СО2 + NaHCO3; 4) CH3CH3 + 2CO2 + H2 + 2NaOH. А13. Многие карбиды металлов легко гидролизуются водой. При электролизе  какого из приведенных ниже карбидов образуется метан? 1) СаС2; 2) Mg2C3; 3) Al4C3; 4) Na2C. А14. В результате прокаливания оксида алюминия с коксом образуется  карбид алюминия и угарный газ. Коэффициент перед формулой  восстановителя в уравнении этой реакции равен: 1) 2; 2) 5; 3) 7; 4) 9. А15. 20 мл оксида углерода(II) взорваны с 20 мл кислорода. После взрыва и  приведения газов к исходным условиям (25 °С, 1 атм) объем газов оказался  равным: 1) 30 мл СО2 и 5 мл О2; 2) 20 мл СО2 и 10 мл О2; 3) 20 мл СО2 и 15 мл О2; 4) 15 мл СО2 и 20 мл О2.                                        ТЕСТ « Кремний » А16. Элемент 3­го периода, высшая степень окисления которого +4, – это: 1) фосфор; 2) алюминий; 3) сера; 4) кремний. А17. Верны ли следующие суждения о химических свойствах элементов: а) кремний проявляет бо'льшую электроотрицательность, чем углерод; б) кремний ярче проявляет неметаллические свойства, чем сера? 1) Верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. А18. Атомную кристаллическую решетку имеет каждое из двух веществ: 1) оксид кремния(IV) и оксид углерода(IV); 2) алмаз и кремний; 3) хлор и йод; 4) хлорид калия и фторид железа(III). А19. Оксид кремния не входит в состав: 1) кремнезема; 2) речного песка; 3) гранита; 4) доломита. A20. В ряду S —>P —>Si —>Al: 1) уменьшается число электронных слоев в атомах; 2) усиливаются неметаллические свойства; 3) увеличивается число протонов в ядрах атомов; 4) возрастают радиусы атомов. А21. Утверждение о том, что структурной частицей данного вещества  является атом, справедливо только для: 1) углекислого газа; 2) поваренной соли; 3) оксида кремния; 4) азота. А22. Сокращенное ионное уравнение 2HR +  = Н2SiO3 + 2R– соответствует реакции между: 1) кварцевым песком и соляной кислотой; 2) силикатом натрия и нитратом кальция; 3) силикатом натрия и муравьиной кислотой; 4) речным песком и гидроксидом калия. А23. Характер оксидов от основного к кислотному изменяется в ряду: 1) Na2O  —> MgO  —> Al2O3 —> SiO2; 2) Cl2O7 —> SO2 —> P2O5 —> NO2; 3) BeO  —> B2O3 —> Al2O3 —> MgO; 4) СO2 —> В2O3 —> А12O3 —> Li2O. А24. Не взаимодействуют друг с другом при комнатной температуре: 1) СаО и Н2O; 2) SiO2 и Н2О; 3) Na и Н2О; 4) Са и H2O. А25. Полностью разлагается водой: 1) ССl4; 2) CS2; 3) SiCl4; 4) PbCl2. А26. Кремний образует бинарное соединение, входящее в состав  искусственных абразивных материалов. Этим соединением является: 1) карбид кремния; 2) оксид кремния; 3) нитрид кремния; 4) фторид кремния. А27. Со щелочами при нагревании реагирует: 1) Si; 2) С; 3) Mg; 4) Fe. А28. С оксидом кремния реагирует: 1) фтороводородная кислота; 2) хлороводородная кислота; 3) бромоводородная кислота; 4) йодоводородная кислота. А29. Для получения фосфора прокаливают без доступа воздуха фосфат  кальция с углем. Обязательный компонент этой смеcи: 1) SiO2; 2) Na2SiO3; 3) SiC; 4) Si. А30. При пропускании углекислого газа через раствор силиката натрия  наблюдается его помутнение. Формула образующегося осадка: 1) SiO2; 2) H2SiO3; 3) SiCO3; 4) NaHSiO3. Ч а с т ь  B В1. Установите соответствие между карбидами и органическими продуктами  их реакции с водой. Ф о р м у л а  к а р б и д а а) Al4C3; б) CaC2; в) Mg2C3; г) Na2C2. О р г а н и ч е с к и й  п р о д у к т  р е а к ц и и 1) CH4; 2) C3H4; 3) C2H2. В2. Установите соответствие между символом химического элемента и  формулами его водородного соединения и высшего гидроксида. С и м в о л э л е м е н т а а) Si; б) Te; в) P; г) Cl. В о д о р о д н о е  с о е д и н е н и е, г и д р о к с и  д 1) Н4Э, Н2ЭO3; 2) НЭ, НЭО4; 3) Н2Э, Н2ЭО4; 4) НЭ, Н2ЭО4; 5) Н3Э, Н3ЭO4. В3. Установите соответствие между схемой окислительно­восстановительной  реакции и веществом, которое является в ней восстановителем. С х е м а  р е а к ц и и а) Si + C —> SiC; В о с с т а н о в и т е л ь 1) Si; б) PbS + H2O2 —> PbSO4 +  H2O; в) SnO + NO2 —> SnO2 +  NO; 2) C; 3) PbS; г) GeO2 + H2 —> Ge + H2O. 4) NО2; 5) SnO; 6) H2. В4. Установите соответствие между исходными веществами и суммой  коэффициентов в кратком ионном уравнении. И с х о д н ы е в е щ е с т в а а) Pb(OH)2 + HNO3 (разб.) — > ; б) HCl + Sn(OH)2 —> ; в) SiO2 + NaOH —> ; г) Pb + AgNO3 —> . С у м м а  к о э ф ф и ц и е н т о  в  в к р а т к о м  и о н н о м   у р а в н е н и и 1) 4; 2) 5; 3) 6; 4) 8; 5) 16. В5. Установите соответствие рисунка названию аллотропной модификации  углерода. Р и с у н о к а)  А л л о т р о п н а  я  м о д и ф и к а ц и я 1) Алмаз; 2) графит; 3) фуллерен (С60); 4) карбин; 5) поликумулен. б)  в)  г) =С=С=С=С=С=С=С=С=С=С=. В6. Углекислый газ реагирует с: 1) гидроксидом кальция; 2) карбонатом кальция без воды; 3) карбонатом кальция в присутствии воды; 4) магнием; 5) водородом; 6) кислородом. В7. Угарный газ реагирует с: 1) водой; 2) алюминием; 3) оксидом железа(III); 4) натрием; 5) железом; 6) пероксидом натрия. В8. Верная характеристика кремния следующая: 1) имеет атомную кристаллическую решетку; 2) используется при изготовлении микроэлектроники; 3) широко используется при изготовлении аккумуляторов для автомобилей; 4) его оксид – главный компонент речного песка; 5) при воздействии его паров или пыли может развиться станноз – поражение  легких; 6) хорошо поглощает рентгеновские лучи. В9. В результате сплавления оксида кремния с избытком гидроксида натрия  образовалось 9 г воды. Какая масса (в г) оксида кремния вступила в реакцию?  Ответ приведите с точностью до целых. В10. К 20,8 г смеси карбидов кальция и алюминия добавили избыток раствора соляной кислоты. При этом выделилось 8,96 л смеси газов. Определите  массовую долю (в %) карбида кальция в смеси. Ответ приведите с точностью  до десятых. Ответы на тестовые задания  А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 1 2 2 3 2 1 1 3 2 2 А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20 1 4 3 4 2 4 4 2 4 4 А21 А22 А23 А24 А25 А26 А27 А28 А29 А30 3 В2 3 3 2 В1 В5 В6 В7 В8 В9 В10 1323 1352 1356 3323 2135 134 356 124 30 30,8 1 В3 2 В4 1 1 1 1 ҮІ. Выставление оценок (объяснением) ҮІІ. Домашнее задание Г.М.Черновельская 213­225 стр Технологическая карта конструирования этапов теоретического занятия Название раздела занятия 1 Организационная часть. 2 Целевая установка занятия.  Временной режим 2 минут 3 минут  3 Актуализация   опорных   знаний,   над   которыми 25 минут обучающиеся    работали дома по теме 4 Изложение нового материала 40 минут Закрепление новой темы 10 минут 5 минут 5 минут 5 6 Выставление оценок 7 Домашнее задание

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения

Разработка урокаОбщая характеристика неметаллов.Элементы ІҮ А группы.Углерод, кремний и их соединения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2017