Тема: «УБРАНСТВО РУССКОЙ ИЗБЫ»
Коллективная работа «Вот моя деревня».
Цели и задачи урока:
Дидактическо - образовательные
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
Познакомить учащихся с понятием изба, как традиционного русского жилища, его конструкцией декора.
Научить понимать особенности декоративно-прикладного искусства; значение древних корней народного искусства; особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;
Показать взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.
Знать и уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен.
В процессе практической работы учащиеся должны :
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
создавать собственные проекты импровизаций в русле образного языка народного искусства (орнаментальных мотивов).
Воспитательные :
уметь видеть причинно- следственные связи явлений природы и общества
Развивать чувство самоконтроля, развивать работоспособность,
предупреждение утомляемости.
- Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре.
- Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов.
в) Задача развития личности учащегося.
- Развивать творческую и познавательную активность;
- Учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, иметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства.
- Формировать практические навыки работы с конкретными материалами.
- Умение передавать единство формы и декора избы (на доступном данном образе).
- Развивать умение работать в коллективе.
Тип урока.
Изучение нового материала. Закрепление. Приобретение оценочных знаний. систематизация знаний.
Форма урока.
Фронтальная работа. Заочная экскурсия с элементами музейной педагогики и исследовательского материала. коллективно-творче6ская мастерская
Основные методы применяемые на уроке:
словесный (рассказ, объяснение), метод музейной педагогики, исследовательский, наглядный (наблюдение, демонстрация, экскурсия), практический (коллективно-поисковая работа по группам).
Краеведческая работа
– изучение элементов избы родного края. Экскурсия в музей (содействовать формированию интереса к изучению местного декоративного искусства.
Связь с уроками: музыки, истории.
Оборудование урока.
Материалы: тонированная бумага, восковые мелки, сангина.
Зрительный ряд:
набор слайдов «Кижи», слайды и репродукции с элементами декоративного убранства русских изб в разных регионах России.
Музей – заповедник деревянного зодчества. Слайды
Фотографии и зарисовки выполненные во время экскурсии.
Фрагменты лобовых досок крестьянской избы.
Наличник окна светелки крестьянской избы Сер.19в.
Художественное краеведение в школе
Иллюстрации сказок художником Билибиным с изображением изб, терема.
Репродукции А. Васнецова-картины Древних городов.
Шаблоны-развертки, модели изб.
Музыкальный ряд:
народная музыка в инструментальном изложении; музыкальный эпиграф: свадебные колокольные звоны.
Литературный ряд:
В. Г.Смирнов. Сказки с изображением изб.
Задание:
создание поисковых групп по направлениям народного искусства. Выполнение эскизов декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов. Возможно создание эскизов фронтонов, наличника более крупных размеров (индивидуально-коллективная работа) для итогового занятия или школьного музея декоративного искусства.
План урока
Тема. Объем урока.
1. Беседа с показом слайдов «История развития деревянного зодчества». 10 мин.
2. Показ наглядных пособий и беседа об особенностях декоративного убранства фасада домов. Беседа «Традиции русского зодчества». Понятие «изба» (демонстрации слайдовмин.
3.Выполнение эскизов декоративных элементов избы с использованием солярных знаков, зооморфных и растительных мотивов. 10 мин.
4. Домашние задание. 5 мин.
5. Итоги урока. 5 мин рефлексия
6.
7.
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.