Разработка уроков

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 10.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы" Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы. Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами. Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи. В результате урока необходимо знать: 1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени). 2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов. 3. Качественные реакции на некоторые анионы. 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Необходимо уметь: 1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов. 2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с пробирками Тип урока: обобщение знаний Ход урока 1. Организационный момент 2. Повторение домашней темы. Опрос учащихся по вопросам: 1. Что такое атомы? 2. Что такое ионы? 3. Что такое катионы и анионы? 4. Чем атомы отличаются от ионов? 5. На что распадаются кислоты, основания, соли? 3. Актуализация знаний 4. Формирование новых знаний 1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради. 2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов. Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот: HCl ↔ H(+) + Cl( -) HNO3 ↔ H(+) + Cl( -) H2SO4 ↔ 2H(+) + SO4(2 -) Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски инди-катора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+: Н+ + метилоранж → красное окрашивание Н+ + лакмус → красное окрашивание Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предло-женное учителем: Ba(+2)+ + SO4(-2) - → BaSO4↓, которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений: Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3 Ba(+2) + 2NO3(-) +2Na(+) + SO4(-2) → BaSO4↓ + 2Na(+) + 2NO3(-) Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок. Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al(3+): Al(3+) + 3OH(-) → Al(OH)3↓ AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl Al(3+) + 3Cl (-) + 3Na(+) + 3OH( -) → Al(OH)3↓ + 3Na(+) + 3Cl(-) , в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску: Cu(2+) + 2OH (-) → Cu(OH)2↓ CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 Cu(2+) + SO4(2 -) + 2Na(+ )+ 2OH (-) → Cu(OH)2↓ + 2Na(+ )+ SO4(2 -) , в результате которой выпадает осадок синего цвета. Учащиеся делают записи в тетрадях. 3. Определение некоторых анионов. Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы. К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований: NaOH ↔ Na(+) + OH(-) Ba(OH)2 ↔ Ba(2+) + 2OH( -) Ca(OH)2 ↔ Ca(2+) + 2OH( -) Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН(-) ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде: ОН( -) + фенолфталеин → малиновый цвет ОН( -) + лакмус → синий цвет ОН (-) + метилоранж → желтый цвет Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО3(2 - )): СО3(2 -) + 2Н(+ )→ СО2↑ + Н2О Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осу-ществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения: Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3 2Na(+) + CO3(2 -) + 2H(+) + 2NO3( -) → CO2↑ + H2O + 2Na(+) + 2NO3( -) Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl( -) , Br( -) и I (-) : Ag(+) + Cl (-) → AgCl↓ (белый) Ag(+) + Br (-) → AgBr↓ (желтоватый) Ag(+) + I( -) → AgI↓ (жёлтый) Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетра-ди записывают уравнения реакций: NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3 NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3 KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3 Na(+) + Cl( -) + Ag(+) + NO3( -) → AgCl↓ + Na(+) + NO3 (-) Na(+) + Br( - )+ Ag(+ ) + NO3 (-) → AgBr↓ + Na(+) + NO3( -) К(+) + I( -) + Ag(+) + NO3 (-) → AgI↓ + K(+) + NO3 (-) Фосфат - ион (РО4(3 -)) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag(+): РО4(3 -) + 3Ag(+ )→ Ag3PO4↓ (жёлтый) Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3 3Na(+) + PO4(3 -) + 3Ag(+) + 3NO3 (-) → Ag3PO4↓ + 3Na(+) + 3NO3( -) 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы. Например, хромат - ионы (CrO42 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску. Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке? Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе. Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки… Домашнее задание: § 11 + Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ: 1) KOH и NaOН 2) CuSO4 и BaCl2 3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4 5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы: Ba(2+), OH (-) , SO4(2 -) , Na(+), Cu(2+), K(+), Al(3+) Какие реакции будут происходить между некоторыми из них? Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?
Иконка файла материала Новый документ в формате RTF (2).rtf
Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы" Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы. Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами. Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи. В результате урока необходимо знать: 1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени). 2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов. 3. Качественные реакции на некоторые анионы. 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Необходимо уметь: 1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов. 2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с пробирками Тип урока: обобщение знаний Ход урока 1. Организационный момент2. Повторение домашней темы. Опрос учащихся по вопросам: 1. Что такое атомы? 2. Что такое ионы? 3. Что такое катионы и анионы? 4. Чем атомы отличаются от ионов? 5. На что распадаются кислоты, основания, соли? 3. Актуализация знаний 4. Формирование новых знаний 1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради. 2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов. Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот: HCl ↔ H(+) + Cl( -) HNO3 ↔ H(+) + Cl( -) H2SO4 ↔ 2H(+) + SO4(2 -) Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает наналичие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски инди-катора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+: Н+ + метилоранж → красное окрашивание Н+ + лакмус → красное окрашивание Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предло-женное учителем: Ba(+2)+ + SO4(-2) - → BaSO4↓, которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений: Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3 Ba(+2) + 2NO3(-) +2Na(+) + SO4(-2) → BaSO4↓ + 2Na(+) + 2NO3(-) Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок. Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al(3+):Al(3+) + 3OH(-) → Al(OH)3↓ AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl Al(3+) + 3Cl (-) + 3Na(+) + 3OH( -) → Al(OH)3↓ + 3Na(+) + 3Cl(-) , в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску: Cu(2+) + 2OH (-) → Cu(OH)2↓ CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 Cu(2+) + SO4(2 -) + 2Na(+ )+ 2OH (-) → Cu(OH)2↓ + 2Na(+ )+ SO4(2 -) , в результате которой выпадает осадок синего цвета. Учащиеся делают записи в тетрадях. 3. Определение некоторых анионов. Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы. К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований: NaOH ↔ Na(+) + OH(-) Ba(OH)2 ↔ Ba(2+) + 2OH( -) Ca(OH)2 ↔ Ca(2+) + 2OH( -)Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН(-) ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде: ОН( -) + фенолфталеин → малиновый цвет ОН( -) + лакмус → синий цвет ОН (-) + метилоранж → желтый цвет Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО3(2 - )): СО3(2 -) + 2Н(+ )→ СО2↑ + Н2О Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осу-ществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения: Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3 2Na(+) + CO3(2 -) + 2H(+) + 2NO3( -) → CO2↑ + H2O + 2Na(+) + 2NO3( -) Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl( -) , Br( -) и I (-) :Ag(+) + Cl (-) → AgCl↓ (белый) Ag(+) + Br (-) → AgBr↓ (желтоватый) Ag(+) + I( -) → AgI↓ (жёлтый) Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетра-ди записывают уравнения реакций: NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3 NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3 KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3 Na(+) + Cl( -) + Ag(+) + NO3( -) → AgCl↓ + Na(+) + NO3 (-) Na(+) + Br( - )+ Ag(+ ) + NO3 (-) → AgBr↓ + Na(+) + NO3( -) К(+) + I( -) + Ag(+) + NO3 (-) → AgI↓ + K(+) + NO3 (-) Фосфат - ион (РО4(3 -)) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag(+): РО4(3 -) + 3Ag(+ )→ Ag3PO4↓ (жёлтый) Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO33Na(+) + PO4(3 -) + 3Ag(+) + 3NO3 (-) → Ag3PO4↓ + 3Na(+) + 3NO3( -) 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы. Например, хромат - ионы (CrO42 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску. Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке? Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе. Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки… Домашнее задание: § 11 + Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ: 1) KOH и NaOН 2) CuSO4 и BaCl2 3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4 5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOHЗадание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы: Ba(2+), OH (-) , SO4(2 -) , Na(+), Cu(2+), K(+), Al(3+) Какие реакции будут происходить между некоторыми из них? Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?