Разработка уроков
Оценка 4.8

Разработка уроков

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
химия
9 кл
10.11.2018
Разработка уроков
Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы" Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы. Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами. Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи. В результате урока необходимо знать: 1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени). 2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов. 3. Качественные реакции на некоторые анионы. 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Необходимо уметь: 1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов. 2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с пробирками Тип урока: обобщение знаний Ход урока 1. Организационный момент 2. Повторение домашней темы. Опрос учащихся по вопросам: 1. Что такое атомы? 2. Что такое ионы? 3. Что такое катионы и анионы? 4. Чем атомы отличаются от ионов? 5. На что распадаются кислоты, основания, соли? 3. Актуализация знаний 4. Формирование новых знаний 1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради. 2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов. Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот: HCl ↔ H(+) + Cl( -) HNO3 ↔ H(+) + Cl( -) H2SO4 ↔ 2H(+) + SO4(2 -) Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски инди-катора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+: Н+ + метилоранж → красное окрашивание Н+ + лакмус → красное окрашивание Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предло-женное учителем: Ba(+2)+ + SO4(-2) - → BaSO4↓, которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений: Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3 Ba(+2) + 2NO3(-) +2Na(+) + SO4(-2) → BaSO4↓ + 2Na(+) + 2NO3(-) Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок. Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al(3+): Al(3+) + 3OH(-) → Al(OH)3↓ AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl Al(3+) + 3Cl (-) + 3Na(+) + 3OH( -) → Al(OH)3↓ + 3Na(+) + 3Cl(-) , в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску: Cu(2+) + 2OH (-) → Cu(OH)2↓ CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 Cu(2+) + SO4(2 -) + 2Na(+ )+ 2OH (-) → Cu(OH)2↓ + 2Na(+ )+ SO4(2 -) , в результате которой выпадает осадок синего цвета. Учащиеся делают записи в тетрадях. 3. Определение некоторых анионов. Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы. К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований: NaOH ↔ Na(+) + OH(-) Ba(OH)2 ↔ Ba(2+) + 2OH( -) Ca(OH)2 ↔ Ca(2+) + 2OH( -) Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН(-) ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде: ОН( -) + фенолфталеин → малиновый цвет ОН( -) + лакмус → синий цвет ОН (-) + метилоранж → желтый цвет Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО3(2 - )): СО3(2 -) + 2Н(+ )→ СО2↑ + Н2О Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осу-ществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения: Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3 2Na(+) + CO3(2 -) + 2H(+) + 2NO3( -) → CO2↑ + H2O + 2Na(+) + 2NO3( -) Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl( -) , Br( -) и I (-) : Ag(+) + Cl (-) → AgCl↓ (белый) Ag(+) + Br (-) → AgBr↓ (желтоватый) Ag(+) + I( -) → AgI↓ (жёлтый) Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетра-ди записывают уравнения реакций: NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3 NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3 KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3 Na(+) + Cl( -) + Ag(+) + NO3( -) → AgCl↓ + Na(+) + NO3 (-) Na(+) + Br( - )+ Ag(+ ) + NO3 (-) → AgBr↓ + Na(+) + NO3( -) К(+) + I( -) + Ag(+) + NO3 (-) → AgI↓ + K(+) + NO3 (-) Фосфат - ион (РО4(3 -)) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag(+): РО4(3 -) + 3Ag(+ )→ Ag3PO4↓ (жёлтый) Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3 3Na(+) + PO4(3 -) + 3Ag(+) + 3NO3 (-) → Ag3PO4↓ + 3Na(+) + 3NO3( -) 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы. Например, хромат - ионы (CrO42 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску. Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке? Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе. Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки… Домашнее задание: § 11 + Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ: 1) KOH и NaOН 2) CuSO4 и BaCl2 3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4 5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы: Ba(2+), OH (-) , SO4(2 -) , Na(+), Cu(2+), K(+), Al(3+) Какие реакции будут происходить между некоторыми из них? Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?
Новый документ в формате RTF (2).rtf
Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы" Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы. Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами. Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи. В результате урока необходимо знать: 1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени). 2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов. 3. Качественные реакции на некоторые анионы. 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Необходимо уметь: 1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов. 2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде. Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с пробирками Тип урока: обобщение знаний Ход урока 1. Организационный момент 2. Повторение домашней темы. Опрос учащихся по вопросам: 1. Что такое атомы? 2. Что такое ионы? 3. Что такое катионы и анионы? 4. Чем атомы отличаются от ионов? 5. На что распадаются кислоты, основания, соли? 3. Актуализация знаний 4. Формирование новых знаний 1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради. 2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов. Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот: HCl ↔ H(+) + Cl( -) HNO3 ↔ H(+) + Cl( -) H2SO4 ↔ 2H(+) + SO4(2 -) Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски инди-катора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+: Н+ + метилоранж → красное окрашивание Н+ + лакмус → красное окрашивание Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предло-женное учителем: Ba(+2)+ + SO4(-2) - → BaSO4↓, которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений: Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3 Ba(+2) + 2NO3(-) +2Na(+) + SO4(-2) → BaSO4↓ + 2Na(+) + 2NO3(-) Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок. Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al(3+): Al(3+) + 3OH(-) → Al(OH)3↓ AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl Al(3+) + 3Cl (-) + 3Na(+) + 3OH( -) → Al(OH)3↓ + 3Na(+) + 3Cl(-) , в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску: Cu(2+) + 2OH (-) → Cu(OH)2↓ CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4 Cu(2+) + SO4(2 -) + 2Na(+ )+ 2OH (-) → Cu(OH)2↓ + 2Na(+ )+ SO4(2 -) , в результате которой выпадает осадок синего цвета. Учащиеся делают записи в тетрадях. 3. Определение некоторых анионов. Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы. К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований: NaOH ↔ Na(+) + OH(-) Ba(OH)2 ↔ Ba(2+) + 2OH( -) Ca(OH)2 ↔ Ca(2+) + 2OH( -) Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН(-) ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде: ОН( -) + фенолфталеин → малиновый цвет ОН( -) + лакмус → синий цвет ОН (-) + метилоранж → желтый цвет Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО3(2 - )): СО3(2 -) + 2Н(+ )→ СО2↑ + Н2О Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осу-ществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения: Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3 2Na(+) + CO3(2 -) + 2H(+) + 2NO3( -) → CO2↑ + H2O + 2Na(+) + 2NO3( -) Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl( -) , Br( -) и I (-) : Ag(+) + Cl (-) → AgCl↓ (белый) Ag(+) + Br (-) → AgBr↓ (желтоватый) Ag(+) + I( -) → AgI↓ (жёлтый) Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетра-ди записывают уравнения реакций: NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3 NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3 KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3 Na(+) + Cl( -) + Ag(+) + NO3( -) → AgCl↓ + Na(+) + NO3 (-) Na(+) + Br( - )+ Ag(+ ) + NO3 (-) → AgBr↓ + Na(+) + NO3( -) К(+) + I( -) + Ag(+) + NO3 (-) → AgI↓ + K(+) + NO3 (-) Фосфат - ион (РО4(3 -)) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag(+): РО4(3 -) + 3Ag(+ )→ Ag3PO4↓ (жёлтый) Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3 3Na(+) + PO4(3 -) + 3Ag(+) + 3NO3 (-) → Ag3PO4↓ + 3Na(+) + 3NO3( -) 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы. Например, хромат - ионы (CrO42 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску. Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке? Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе. Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки… Домашнее задание: § 11 + Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ: 1) KOH и NaOН 2) CuSO4 и BaCl2 3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4 5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы: Ba(2+), OH (-) , SO4(2 -) , Na(+), Cu(2+), K(+), Al(3+) Какие реакции будут происходить между некоторыми из них? Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков

Разработка уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018