Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы"
Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые катионы и анионы.
Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами. Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и письменной химической речи.
В результате урока необходимо знать: 1. Качественные реакции на некоторые катионы (изменение окраски пламени). 2. Качественные реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов. 3. Качественные реакции на некоторые анионы. 4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы.
Необходимо уметь: 1. Осуществлять химический эксперимент на определение ионов. 2. Составлять уравнения химических реакций в молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с пробирками
Тип урока: обобщение знаний
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение домашней темы.
Опрос учащихся по вопросам:
1. Что такое атомы? 2. Что такое ионы? 3. Что такое катионы и анионы? 4. Чем атомы отличаются от ионов? 5. На что распадаются кислоты, основания, соли?
3. Актуализация знаний
4. Формирование новых знаний
1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени. Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично - красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся делают записи в тетради.
2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов. Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать уравнения электролитической диссоциации кислот:
HCl ↔ H(+) + Cl( -)
HNO3 ↔ H(+) + Cl( -)
H2SO4 ↔ 2H(+) + SO4(2 -)
Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают изменение окраски инди-катора с оранжевой на красную. Учитель просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы Н+:
Н+ + метилоранж → красное окрашивание
Н+ + лакмус → красное окрашивание
Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение, предло-женное учителем:
Ba(+2)+ + SO4(-2) - → BaSO4↓,
которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик проводит химический эксперимент и выражает его с помощью следующих уравнений:
Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3
Ba(+2) + 2NO3(-) +2Na(+) + SO4(-2) → BaSO4↓ + 2Na(+) + 2NO3(-)
Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - , в результате чего выпадает белый осадок.
Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион Al(3+):
Al(3+) + 3OH(-) → Al(OH)3↓
AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl
Al(3+) + 3Cl (-) + 3Na(+) + 3OH( -) → Al(OH)3↓ + 3Na(+) + 3Cl(-) ,
в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску:
Cu(2+) + 2OH (-) → Cu(OH)2↓
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Cu(2+) + SO4(2 -) + 2Na(+ )+ 2OH (-) → Cu(OH)2↓ + 2Na(+ )+ SO4(2 -) ,
в результате которой выпадает осадок синего цвета. Учащиеся делают записи в тетрадях.
3. Определение некоторых анионов. Учитель: Переходим к рассмотрению химических реакций, которые являются качественными на некоторые анионы. К доске выходит ученик, который записывает уравнения электролитической диссоциации оснований:
NaOH ↔ Na(+) + OH(-)
Ba(OH)2 ↔ Ba(2+) + 2OH( -)
Ca(OH)2 ↔ Ca(2+) + 2OH( -)
Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ОН(-) ионов во всех уравнениях. Демонстрируется видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении окраски индикаторов в щелочной среде:
ОН( -) + фенолфталеин → малиновый цвет
ОН( -) + лакмус → синий цвет
ОН (-) + метилоранж → желтый цвет
Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать карбонат - ион (СО3(2 - )):
СО3(2 -) + 2Н(+ )→ СО2↑ + Н2О
Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и осу-ществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в ходе реакции и записывают все необходимые уравнения:
Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3
2Na(+) + CO3(2 -) + 2H(+) + 2NO3( -) → CO2↑ + H2O + 2Na(+) + 2NO3( -)
Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три аниона Cl( -) , Br( -) и I (-) :
Ag(+) + Cl (-) → AgCl↓ (белый)
Ag(+) + Br (-) → AgBr↓ (желтоватый)
Ag(+) + I( -) → AgI↓ (жёлтый)
Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и в тетра-ди записывают уравнения реакций:
NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3
NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3
KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3
Na(+) + Cl( -) + Ag(+) + NO3( -) → AgCl↓ + Na(+) + NO3 (-)
Na(+) + Br( - )+ Ag(+ ) + NO3 (-) → AgBr↓ + Na(+) + NO3( -)
К(+) + I( -) + Ag(+) + NO3 (-) → AgI↓ + K(+) + NO3 (-)
Фосфат - ион (РО4(3 -)) учащиеся также идентифицируют с помощью иона Ag(+):
РО4(3 -) + 3Ag(+ )→ Ag3PO4↓ (жёлтый)
Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3
3Na(+) + PO4(3 -) + 3Ag(+) + 3NO3 (-) → Ag3PO4↓ + 3Na(+) + 3NO3( -)
4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Учитель обращает внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные ими. Однако существуют и окрашенные ионы.
Например, хромат - ионы (CrO42 - ) придают растворам солей жёлтую окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы (MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и растворы солей, имеющие окраску.
Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему вы научились на данном уроке? Учащиеся: Получив понятие о качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы находятся в анализируемом растворе. Учитель: За активное участие в изучении темы учащимся выставляются следующие оценки…
Домашнее задание: § 11 +
Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ: 1) KOH и NaOН 2) CuSO4 и BaCl2
3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4
5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH
Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы:
Ba(2+), OH (-) , SO4(2 -) , Na(+), Cu(2+), K(+), Al(3+)
Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?
Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?
Новый документ в формате RTF (2).rtf
Тема урока: "Качественные реакции на катионы и анионы"
Цель: Получить представление о качественных реакциях на некоторые
катионы и анионы.
Задачи: Продолжить формирование умений записывать уравнения
химических реакций в ионном виде и навыков работы с веществами.
Способствовать развитию логического мышления и грамотной устной и
письменной химической речи.
В результате урока необходимо знать: 1. Качественные реакции на
некоторые катионы (изменение окраски пламени). 2. Качественные
реакции на некоторые катионы под воздействием реактивов. 3.
Качественные реакции на некоторые анионы. 4. Бесцветные и
окрашенные катионы и анионы.
Необходимо уметь: 1. Осуществлять химический эксперимент на
определение ионов. 2. Составлять уравнения химических реакций в
молекулярном, полном ионном и сокращённом ионном виде.
Оборудование и реактивы: индикаторы (лакмус и метилоранж), раствор
азотной кислоты (HNO3), раствор нитрата бария (Ba(NO3)2, раствор
гидроксида натрия (NaOH), раствор сульфата меди (CuSO4), раствор
хлорида алюминия (AlCl3), раствор карбоната натрия (Na2CO3), штатив с
пробирками
Тип урока: обобщение знаний
Ход урока
1. Организационный момент 2. Повторение домашней темы.
Опрос учащихся по вопросам:
1. Что такое атомы? 2. Что такое ионы? 3. Что такое катионы и анионы?
4. Чем атомы отличаются от ионов? 5. На что распадаются кислоты,
основания, соли?
3. Актуализация знаний
4. Формирование новых знаний
1. Определение некоторых катионов по изменению окраски пламени.
Если внести в пламя горелки соли лития, то пламя окрасится в
карминово - красный цвет, соли натрия окрасят пламя в жёлтый, а соли
калия – в фиолетовый цвет. Ионы кальция придадут пламени кирпично -
красное окрашивание. (Демонстрируется видеофрагмент). Учащиеся
делают записи в тетради.
2. Определение некоторых катионов под воздействием реактивов.
Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и написать
уравнения электролитической диссоциации кислот:
HCl ↔ H(+) + Cl( -)
HNO3 ↔ H(+) + Cl( -)
H2SO4 ↔ 2H(+) + SO4(2 -)
Ученик даёт определение кислот с точки зрения ТЭД и указывает на наличие ионов Н+ во всех уравнениях. Затем он добавляет к раствору
азотной кислоты индикатор метилоранж. При этом все наблюдают
изменение окраски инди-катора с оранжевой на красную. Учитель
просит учащихся записать в тетрадь качественную реакцию на катионы
Н+:
Н+ + метилоранж → красное окрашивание
Н+ + лакмус → красное окрашивание
Второй ученик записывает на доске сокращённое ионное уравнение,
предло-женное учителем:
Ba(+2)+ + SO4(-2) - → BaSO4↓,
которое передаёт суть качественной реакции на катионы Ва2+. Ученик
проводит химический эксперимент и выражает его с помощью
следующих уравнений:
Ba(NO3)2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaNO3
Ba(+2) + 2NO3(-) +2Na(+) + SO4(-2) → BaSO4↓ + 2Na(+) + 2NO3(-)
Учащиеся записывают уравнения в тетрадь, отмечая, что качественной
реакцией на катион Ва2+ является его взаимодействие с ионом SO42 - ,
в результате чего выпадает белый осадок.
Затем аналогично рассматривается качественная реакция на катион
Al(3+): Al(3+) + 3OH(-) → Al(OH)3↓
AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl
Al(3+) + 3Cl (-) + 3Na(+) + 3OH( -) → Al(OH)3↓ + 3Na(+) + 3Cl(-) ,
в ходе которой выпадает белый студенистый осадок и качественная
реакция на катионы Cu2+, имеющие голубую окраску:
Cu(2+) + 2OH (-) → Cu(OH)2↓
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4
Cu(2+) + SO4(2 -) + 2Na(+ )+ 2OH (-) → Cu(OH)2↓ + 2Na(+ )+ SO4(2 -) ,
в результате которой выпадает осадок синего цвета. Учащиеся делают
записи в тетрадях.
3. Определение некоторых анионов. Учитель: Переходим к
рассмотрению химических реакций, которые являются качественными
на некоторые анионы. К доске выходит ученик, который записывает
уравнения электролитической диссоциации оснований:
NaOH ↔ Na(+) + OH(-)
Ba(OH)2 ↔ Ba(2+) + 2OH( -)
Ca(OH)2 ↔ Ca(2+) + 2OH( -) Он даёт определение оснований с точки зрения ТЭД и указывает на
наличие ОН(-) ионов во всех уравнениях. Демонстрируется
видеофрагмент, который ещё раз напоминает учащимся об изменении
окраски индикаторов в щелочной среде:
ОН( -) + фенолфталеин → малиновый цвет
ОН( -) + лакмус → синий цвет
ОН (-) + метилоранж → желтый цвет
Учитель предлагает одному из учащихся выйти к доске и записать
сокращённое ионное уравнение, которое позволяет идентифицировать
карбонат - ион (СО3(2 - )):
СО3(2 -) + 2Н(+ )→ СО2↑ + Н2О
Ученик находит на демонстрационном столе необходимые реактивы и
осу-ществляет эксперимент. Все учащиеся отмечают выделение газа в
ходе реакции и записывают все необходимые уравнения:
Na2CO3 + 2HNO3 → CO2↑ + H2O + 2NaNO3
2Na(+) + CO3(2 -) + 2H(+) + 2NO3( -) → CO2↑ + H2O + 2Na(+) + 2NO3( -)
Далее учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент, из которого
становится ясно, что с помощью катиона Ag+ можно определить три
аниона Cl( -) , Br( -) и I (-) : Ag(+) + Cl (-) → AgCl↓ (белый)
Ag(+) + Br (-) → AgBr↓ (желтоватый)
Ag(+) + I( -) → AgI↓ (жёлтый)
Учащиеся обсуждают увиденное и для закрепления знаний и на доске и
в тетра-ди записывают уравнения реакций:
NaCl + AgNO3 → AgCl↓ + NaNO3
NaBr + AgNO3 → AgBr↓ + NaNO3
KI + AgNO3 → AgI↓ + KNO3
Na(+) + Cl( -) + Ag(+) + NO3( -) → AgCl↓ + Na(+) + NO3 (-)
Na(+) + Br( - )+ Ag(+ ) + NO3 (-) → AgBr↓ + Na(+) + NO3( -)
К(+) + I( -) + Ag(+) + NO3 (-) → AgI↓ + K(+) + NO3 (-)
Фосфат - ион (РО4(3 -)) учащиеся также идентифицируют с помощью
иона Ag(+):
РО4(3 -) + 3Ag(+ )→ Ag3PO4↓ (жёлтый)
Na3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3NaNO3 3Na(+) + PO4(3 -) + 3Ag(+) + 3NO3 (-) → Ag3PO4↓ + 3Na(+) + 3NO3( -)
4. Бесцветные и окрашенные катионы и анионы. Учитель обращает
внимание учащихся на то, что большинство исследованных катионов и
анионов бесцветны, поэтому бесцветны и растворы солей, образованные
ими. Однако существуют и окрашенные ионы.
Например, хромат - ионы (CrO42 - ) придают растворам солей жёлтую
окраску, дихромат - ионы (Cr2O72 - ) – оранжевую, а перманганат - ионы
(MnO4 - ) – фиолетовую. Окраску солям придают не только катионы
Cu2+, но и катионы Fe2+, Fe3+, Ni2+ и некоторые другие. Учащиеся
рассматривают находящиеся на демонстрационном столе соли и
растворы солей, имеющие окраску.
Учитель: Все запланированные на этот урок вопросы изучены вами
практически самостоятельно, так как уравнения реакций ионного
обмена вы научились писать на предыдущих уроках. И всё - таки чему
вы научились на данном уроке? Учащиеся: Получив понятие о
качественных реакциях, мы сможем практически доказать, какие ионы
находятся в анализируемом растворе. Учитель: За активное участие в
изучении темы учащимся выставляются следующие оценки…
Домашнее задание: § 11 +
Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие
пары веществ: 1) KOH и NaOН 2) CuSO4 и BaCl2
3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4
5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие
ионы:
Ba(2+), OH (-) , SO4(2 -) , Na(+), Cu(2+), K(+), Al(3+)
Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?
Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили
раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г.
Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?
Разработка уроков
Разработка уроков
Разработка уроков
Разработка уроков
Разработка уроков
Разработка уроков
Разработка уроков
Разработка уроков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.