Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)
Оценка 4.8

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
10 кл
04.03.2018
Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)
Уроки №№3-4 по изучению творчества Ф.И.Достоевского. Цель уроков: помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского, страшный, душный; увидеть человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке»; проникнуться сочувствием к страдающим людям; показать гнетущую обстановку безысходности жизни человека, которому “пойти некуда”; подвести к осмыслению основного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.Уроки по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)
Уроки №№3,4.docx
1                                              Уроки №№ 3,4. Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».        Социальные корни теории Родиона Раскольникова. Приоритетная  цель  урока: Формирование нравственных ценностей у учащихся (гуманизма, бескорыстия, милосердия,  сострадания, соучастия) через вызов сопереживаний и эмоционального отклика десятиклассников   при работе над романом. Цели: воспитательные    развивающие  учебные воспитание качеств личности: толерантность по отношению к иным взглядам,  самоуважение, гуманизм, милосердие; воспитание культуры общения и культуры выражения эмоций; развитие философского и исследовательского мышления в условиях освоения  художественного произведения; развитие внимательности при слушании высказываний друг друга;  формирование навыка чтения художественного произведения под литературоведческим углом зрения и его анализа в единстве формы и содержания; развитие умения грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения.  Задачи:       создание условий, способствующих духовно­нравственному развитию личности  учащихся, на основе глубокого изучения романа Ф.М.Достоевского «Преступление и  наказание»; подвести учащихся к осмыслению социальных причин  укрепления уверенности  главного героя в правильности своей теории. 2                  1  урок.   Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».  Этапы урока. 1. Вводная беседа. 2. Анализ отрывка.  (1 абзац 1 ч., 1 гл.) Двое учащихся получают  дополнительный  материал – карточку.  3 К анализу первого абзаца романа. 1.    Письмо Ф.М. Достоевского    М.Н.Каткову: «В «Преступлении и наказании» действие  современное, в нынешнем году». Сентябрь 1865г. 2.  Газеты 1865 г. «Петербургский листок», №91,  22 июня 1965г. :   «В городе в последнее время стоят страшные   жары. Проходя по улицам, буквально задыхаешься от зноя. После долгих холодов этот зной  ещё невыносимее». «Голос», №196, 18 июля 1865г. : «Жара невыносимая (сорок градусов на солнце), духота, зловоние  из Фонтанки, каналов». 3.  Кожинов Вадим Валерианович    (1930 ­ 2001), российский критик, литературовед.       Замечание В. В. Кожинова: "Чрезвычайно жаркое время" ­ это не просто метеорологическая  примета: как таковая она была бы излишней в  романе (не все ли равно ­ летом или зимой  совершается  преступление?).  Через  весь роман  пройдет  атмосфера  невыносимой   жары,    духоты,   городской   вони, сдавливающих  героя,  мутящих  его  сознание  до  обморока.  Это  не  только  атмосфера июльского города, но и  атмосфера  преступления..."  (Кожинов,  с.121). 4.    Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой КАМОРКА  ­   (разг.). Маленькая комната, чулан 5.  Кожинов В.В.  «…И   даже "деловое"  обозначение  "нанимал  от  жильцов"  очень  важно,   ибо  оно  предстает  не  просто  как  точная  информация,  но   как   символ   крайней   неустроенности, неукорененности героя: у него не только своего дома нет,  но  он даже  нанимает каморку у тех, кто сам не  имеет  своего  дома  и,  в  свою  очередь, нанимает  квартиру (кстати  сказать,  и  Соня  Мармеладова  нанимает  комнату "от жильцов" и,  побывав у Раскольникова, замечает: "Не знала, что вы  тоже от жильцов живете...")  (Кожинов, с. 121). 6. Достоевская А.Г.  ­  вдова писателя       В  1907  году  вдова  писателя  А.  Г.  Достоевская  сделала  на  полях  экземпляра  романа   примечания,  раскрывающие   некоторые   из   сокращенных   обозначений.        Оказалось, что "С ­ й  переулок"  ­  это  тот  самый  Столярный  переулок (ныне улица  Пржевальского), в котором жил сам Достоевский во  время  создания "Преступления и   наказания",  "К­н  мост"  ­  Кокушкин  мост  через  Екатерининский канал (ныне канал  Грибоедова), вблизи  Сенной  площади  (ныне  площадь Мира)  (см. примеч. А. Г. Достоевской в  кн.: Гроссман. Семинарий,  с.56. 7.  В. В. Кожинов: "Достоевский, по­видимому, для того и зашифровал некоторые названия,  чтобы  создать  наиболее  полное  ощущение 4 "достоверности", реальности происходящего (неловко,  мол,  раскрыть  все  до конца, поскольку речь идет о действительном событии)" (Кожинов, с.107) 8. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой  НЕРЕШИМОСТЬ ­ Нерешительное состояние, сомнение. НЕРЕШИТЕЛЬНЫЙ  ­  Исполненный колебаний, слабый, не обладающий твердостью,  решительностью. 9.  В.  В.  Кожинов  обратил внимание, что слово "нерешимость" и различные образования от того  же корня  ­  "разрешение",  "неразрешимо",   "не   решаться",   "нерешительно", "решено",  нерешенное", "решение" (окончательное, последнее) и т. д. ­ то  и дело повторяются на страницах  романа,  особенно  в  кульминационных  сценах:  "Перед  нами  одно  из  ключевых  слов  романа.   Оно  воплощает  глубокие  и  существенные стороны его содержания, его целостного смысла.  "Преступление  я  наказание" ­ роман неразрешимых ситуаций и  роковых,  чреватых   трагическими последствиями решений" (Кожинов, с. 118 ­ 119).            ­    Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые  лучи, из жалкой каморки "под самою кровлей высокого пятиэтажного дома" выходит в тяжкой тоске  бывший студент Родион Раскольников. Так начинается роман Достоевского. Писатель поселил своего  героя – этого  бедного молодого человека ­   в Столярном переулке, в той части Петербурга, где селились  мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты, где в большом доходном доме снимал квартиру сам. ­  Давайте  поподробнее рассмотрим этот город. где  в холодном осеннем тумане и жаркой летней  пыли "серединных петербургских улиц и переулков", лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского  канала, возник перед Достоевским  образ бедного студента Родиона Раскольникова.       ­     В каких произведениях русских писателей встречается описание города? Каким предстает  Петербург в известных вам произведениях?   3.   Работа по группам. Составление опорной схемы­конспекта. XVIII в. К.Батюшков. “Прогулка в Академию  художеств”.                   Восхищение красотой и  совершенством  архитектурного ансамбля  Петербурга. 20­30­е годы А. Роман «Евгений Онегин». возвышенный образ Петербург  грандиозен, красив XIX в. С.Пушкин Поэма   «Медный всадник» символ созидательных сил России,  город больших надежд, благородных стремлений  Но Петербург Пушкина двойственен «чудотворный град», победитель 40­е Н.В. Гоголь в своих «Петербургских  повестях» и поэме «Мертвые души».  5 стихии, с другой – проклятый город  с нерусским именем, пышная наглядность,  парадный  блеск  Невского проспекта ­  беднота, несчастные простые  люди. 50­е 60­е Некрасов Н.А. О погоде. Уличные впечатления. город бедноты ­  горе, холод, смерть,  Петербург Достоевского  «Преступление и  наказание»            ­ Один из первых начал тему Петербурга в конце XIII века    К. Батюшков "Прогулка в Академию художеств"          Помню только, что взглянув на Неву покрытую судами, я сделал себе следующий вопрос: что   было   на   этом   месте   до   построения   Петербурга?   Может   быть,   сосновая   роща.   Сырой дремучий бор или топкое болото, поросшее мхом и брусникою; ближе к берегу лачуга рыбака... И воображение мое представило мне Петра... Здесь будет город, сказал он, чудо света. Сюда призову все художества, все искусства. Здесь художества, искусства, гражданские установления и законы победят самую природу. Сказал и Петербург возник из дикого болота.       Прокомментируйте слова Батюшкова.        Каким Петербург предстает  перед  нами?   А. С. Пушкин   Поэма   «Медный всадник»  Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво; Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Роман «Евгений Онегин». 1 глава XXXV Что ж мой Онегин? Полусонный 6 В постелю с бала едет он: А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит. Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас. Каковы картины петербургской жизни  начала Х1Х века в изображении  А.С.Пушкина? Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхой невод, ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся; В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно­зелеными садами Ее покрылись острова, И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса2.  Люблю зимы твоей жестокой Недвижный воздух и мороз, Бег санок вдоль Невы широкой, Девичьи лица ярче роз, И блеск, и шум, и говор балов, А в час пирушки холостой Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. Люблю воинственную живость Потешных Марсовых полей, Пехотных ратей и коней Однообразную красивость, В их стройно зыблемом строю Лоскутья сих знамен победных, Сиянье шапок этих медных, На сквозь простреленных в бою. Люблю, военная столица, Твоей твердыни дым и гром, Когда полнощная царица Дарует сына в царской дом, Или победу над врагом 7 Россия снова торжествует, Или, взломав свой синий лед, Нева к морям его несет И, чуя вешни дни, ликует. Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо как Россия, Да умирится же с тобой И побежденная стихия; Вражду и плен старинный свой Пусть волны финские забудут И тщетной злобою не будут Тревожить вечный сон Петра. Каков Петербург в поэме А.С.Пушкина?   Почему вступление к поэме написано в жанре  оды? ­    Но Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый  город. А.С.Пушкин « Медный всадник » …Была ужасная пора, Об ней свежо воспоминанье... Об ней, друзья мои, для вас Начну свое повествованье. Печален будет мой рассказ.       А.С. Пушкин Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено–бледный, Скука, холод и гранит…                                                       (1828)     Прокомментируйте:    Двойственность слышится и в  его названии:  санкт – латинское слово, что в  переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово  немецкое и имеет значение «замок, крепость».    ­     У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что  любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. “Медный всадник” –  воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа. Пушкин  постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом.  ­    В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX  века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу,  которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными  ассоциациями. ­    Но Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый  город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя. 8 ­    Каким видит Петербург Жуковский?  О Петербург, проклятый Петербург Здесь, право, нельзя иметь души! Здешняя жизнь давит меня и душит!                                              В.А. Жуковский (У Жуковского только отрицательные впечатления от города, возможно, на его восприятие Петербурга  сказалось то, что он долгое время жил в Петербурге)  ­     Двойственность слышится и в  его названии:  санкт – латинское слово, что в переводе означает  «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет  значение «замок, крепость».   Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две  противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира»,  «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное  пророчество «Петербургу быть пусту». ­    В 30­е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В. Гоголь в своих  «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души».  В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были  связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как  ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, ­ это Невский  проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь  показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. Почти отсутствует описание городского  пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами  обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку. «Шинель” ­ великолепен  город, но его великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека.  Город холодный,  равнодушный, он враждебен человеку.  ­     В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает ее со  сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы,  рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей  этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся  вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.    3.    Н.В.Гоголь. «Петербургские  повести».   «Мертвые души»       ­  Спасаясь от нежинского и миргородского "самодовольствия", от мертвого безмолвия, от  скуки и тоски, страшась безвестности и ничтожества, Гоголь отправился в столицу. Там он  надеялся найти более живую среду. Когда читаешь письма юноши Гоголя и следишь, с каким  нетерпением стремился он в Петербург, закрадываются невольные опасения, не потерпит ли он  крушений в своих ожиданиях. Так и случилось. По приезде Гоголь писал матери:       ­     Осенью того же 1828 года Гоголь уехал в Петербург.  "На меня напала хандра или другое подобное, и я уже около недели сижу, поджавши руки и  ничего не делаю. Не от неудач ли это, которые меня совершенно оравнодушили ко всему". (1929 год, 3 января.)  Неудачны были прежде всего посещения влиятельных лиц с рекомендательными письмами.. И 9 по внешнему своему виду Петербург не оправдывал ожиданий Гоголя.  "Скажу еще, что Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы... Жизнь в  столице очень дорогая, приходится жить как в пустыне и даже отказывать себе в лучшем  удовольствии ­ в театре".  Мечтания о государственной службе тоже потерпели крушение: трудно было найти место, к  тому же, общественная польза от службы, как стало обнаруживаться , являлась все более и  более сомнительной.          Отрицательные черты петербургской жизни и казенной службы Гоголь подметил очень  язвительно и умно.  "Каждая столица, ­ писал он матери, ­ вообще характеризуется своим народом, набрасывающим  на него печать национальности; на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые  поселились сюда, обжились и вовсе не похожи на иностранцев; а русские, в свою очередь,  обыностранились, и сделались ни тем, ни другим. Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да  коллегиях, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах, бесплодно  издерживается жизнь их. Забавна очень встреча с ними на проспектах, тротуарах: они до того  бывают заняты мыслями, что поравнявшись с кем­нибудь из них, слышишь, как он браниться и  разговаривает сам с собой; иной приправляет телодвижениями размашками рук". (1829 год, 30  апреля.)           В этих замечаниях уже сказывается будущий Гоголь. Он верно схватил существо  николаевской столицы: гробовую тишину, подавленность, бюрократизм, призрачность.  1. Каков Петербург в «Петербургских повестях» Гоголя? (Вспомните тему маленького  человека) 2.   В «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает ее со  сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую,  Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши  улиц. Что стоит за парадным блеском Невского проспекта?     ­       Следующим этапом развития темы Петербурга в русской литературе стал этап 40­х годов. В это  время о Петербурге начинают писать писатели так называемой «натуральной школы». Издается сборник  «Физиология Петербурга», где печатаются такие повести как «Петербургские шарманщики» Д.  Григоровича, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского и другие. У писателей появляется интерес к  петербургским низам, трущобам, типам. В их произведениях тема Петербурга сближается с темой  маленького человека.  ­     В 50­60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах  мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает  Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова  мрачный. Город бедняков. Пейзаж мрачен. Некрасов Н.А. О погоде. Уличные впечатления.                           Отрывок Надышавшись классической пылью  В Петербурге, паспорт мы берем 10 И чихать уезжаем в Севилью.  Но кто летом толкается в нем,  Тот ему одного пожелает —  Чистоты, чистоты, чистоты!  Грязны улицы, лавки, мосты,  Каждый дом золотухой страдает;  Штукатурка валится — и бьет  Тротуаром идущий народ,  А для едущих есть мостовая,  Не щадящая бедных боков;  Летом взроют ее, починяя,  Да наставят зловонных костров:  Как дорогой бросаются в очи  На зеленом лугу светляки,  Ты заметишь в туманные ночи  На вершине костров огоньки —  Берегись!.. В дополнение, с мая,  Не весьма­то чиста и всегда,  От природы отстать не желая,  Зацветает в каналах вода...  (Наша Муза парит невысоко,  Но мы пишем не легкий сонет,  Наше дело исчерпать глубоко  Воспеваемый нами предмет.)  Уж давно в тебя летней порою  Не случалося нам заглянуть,  Милый город! где трудной борьбою  Надорвали мы смолоду грудь,  Но того мы еще не забыли,  Что в июле пропитан ты весь  Смесью водки, конюшни и пыли —  Характерная русская смесь.  Каков городской пейзаж Петербурга у Некрасова?  Каковы уличные сцены? Какие чувства вызывают  они у автора и читателя? Перескажите своими словами. В.В.Крестовский «Петербургские трущобы»  ­  сериал «Петербургские тайны» (Муз. Андрея  Петрова) ­     В течение времени  образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от  восхищения к презрению.  Описываемые Достоевским в романе события происходят в Петербурге в 60­е годы XIX века. Прежде чем мы посмотрим на северную столицу глазами Ф.М. Достоевского, я прошу вас вспомнить  музыкальные произведения.  ­   Кто из русских композиторов посвящал свои произведения  Петербургу? 11 Георгий Свиридов.   Вокальный цикл «Петербургские песни» на стихи Блока. Михаил Иванович Глинка.  Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» («Жаворонок»,  «Попутная песня») Петр Ильич Чайковский Опера «Пиковая дама» ­ на фоне петербургских декораций. П.И.Чайковский  ­ опера «Евгений Онегин», 6 картина бал в Петербурге. А.Петров  «Блистательный Петербург» ­ Кого из русских композиторов вы можете назвать, по строю по настроению близких   Достоевскому?     (Модест Петрович Мусоргский, Александр Сергеевич Даргомыжский) Почему?  Учитель. Мы отправляемся вместе с Раскольниковым в Петербург Достоевского.  К этому уроку учащиеся перечитывают следующие эпизоды романа:  ч. 1, гл. 1, 2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге); ч. 1, гл. 3 (письмо матери  Раскольникова); ч. 1, гл. 5 (сон Раскольникова); ч. 2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова); ч. 4, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня); ч. 5, гл. 2, 3 (поминки у Мармеладовых); ч. 5, гл. 5  (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга)  и продумывают ответы на вопросы. Город  Достоевского  –   городские пейзажи,  описания­интерьеры, сцены уличной жизни – люди. 1. Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Лестница  в романе  ­  символ.  Имеет  несколько  значений  и  ассоциаций.      Во­первых,  это ­ подъем, усилие и  даже борьба. Исследователи говорят,  что Раскольников взбирается и  спускается с  лестницы  по  крайней   мере  48  раз.     Он  должен подниматься и спускаться из своей чердачной комнаты на улицу.  Он  взбирается по лестнице, чтобы попасть в комнату  Мармеладова;  он  должен  подняться   на  несколько этажей до квартиры  старой процентщицы;  и до поли­цейской конторы; и до комнаты Сони.                Восхождение  и нисхождение  Раскольникова   –   это   своего  рода  колебания  от  добра  ко  злу.  Это  его  "путь" ­ это буквально путь "вверх" и "вниз"          Произведение создано при использовании  фактически   одного  желтого  фона!        Этот  желтый  тон  ­  великолепное,  целостное    живописное   дополнение   к драматическим  переживаниям   героев"    Описания комнаты старухи;  каморки  Раскольникова  "со  своими  желтенькими,  пыльными (...) обоями";  "желтоватые,  обшмыганные  и  истасканные  обои"  в  комнате Сони,    мебель  "из  желтого  отполированного  дерева"  в   комнате Порфирия Петровича; "желтый" цвет  обоев  в  номере  гостиницы,  где  остановился Свидригайлов.        "Желтый цвет уже сам по  себе  создает,  вызывает,  дополняет,   усиливает   атмосферу   нездоровья,    расстройства,    надрыва, болезненности, печали. Сам  грязно­ желтый, уныло­желтый, болезненно­желтый цвет вызывает  чувство внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности" .      В. В. Кожинов обратил внимание на "очень существенное  сопоставление  в романе  двух слов: слово "желтый" не раз   соседствует  с другим словом одного с ним корня ­ "желчный",  которое,  кстати,  тоже  часто 12 встречается в романе.      О Раскольникове, например, говорится: "Тяжелая,  желчная, злая  улыбка змеилась по его губам (...) Наконец, ему стало  душно и тесно в  этой  желтой каморке".      Или другое место: "Проснулся он желчный (...) и с  ненавистью  посмотрел  на свою каморку. Это была крошечная  клетушка , имевшая самый жалкий  вид с своими желтенькими (...) обоями."       Перед нами явное взаимодействие внутреннего  и  внешнего, мироощущения героя и мира. В этом взаимодействии,  очевидно, и  коренится  тот  сложный  и напряженный смысл, который приобретает в романе слово  "желтый"       Во взаимодействии  с  "желчью"  "желтизна"  приобретает   смысл  чего­то мучительного, давящего.       Наконец,  слово  "желтый"  связано,  по­видимому,  еще  и  с тем,  что "Преступление и наказание" ­ ярко выраженный   петербургский  роман.  Дело  в том, что образ Петербурга  прочно  ассоциировался  в  русской литературе  с  желтым цветом.      Вероятно, и в романе Достоевского обилие  "желтого"  как­ то  связано  с самим ощущением Петербурга, его общего колорита"  Вывод:    бедные “серединные” улицы Петербурга Достоевского грязны, всюду извёстка, кирпич, пыль.  Стоит страшная жара, духота, вонь из распивочных. Здесь можно задохнуться. Возникает какое­то чувство  тесноты, усиливают это чувство непрерывно попадающиеся пьяные, кучи мусора, кирпичи. Хочется  вырваться отсюда.  Учащиеся не столько “рисуют улицы”, сколько говорят о том чувстве, которое возникает у них. Учитель  обращает внимание учащихся на эту особенность их восприятия и предлагает подумать, почему это  происходит. Причина — своеобразие пейзажа у Достоевского: пейзажные описания очень краткие, нет  резких и отчётливых очертаний предметов, а даётся впечатление от общей атмосферы улицы (“чувство  глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого лица”). В этом секрет воздействия  пейзажа на чувства  человека. 2. Каков внешний облик людей, которые встречались Раскольникову на этих улицах?                   Какое впечатление они произвели на вас и почему?  Учащиеся перечисляют тех людей, с которыми они встречаются, отправляясь с Раскольниковым по  “серединным улицам” Петербурга. Это сам Раскольников — “замечательно хорош собой”, но “опустился  и обнеряшился”; это “пьяные”, “всякого рода промышленники и лохмотники”; Мармеладов с жёлтым,  отёкшим, зеленоватым лицом, “руками грязными, жирными, красными, с чёрными ногтями”; старуха  процентщица “с вострыми и злыми глазками”; Катерина Ивановна, “ужасно похудевшая женщина с  раскрасневшимися до пятен щеками”... Вывод: в этом квартале встречаются самые бедные, обездоленные, несчастные люди. Все они похожи  друг на друга. Все они серые, как и улицы, на которых живут. От встреч с людьми остаётся ощущение  “чего­то грязного, жалкого, безобразного”существования. Страшно за людей, живущих здесь. 3. Каковы ваши ощущения, когда вы, покидая улицы, входите в комнаты, каморки, трактиры  Петербурга вместе с героем? 13 4. Что больше всего поразило вас в отношении людей друг к другу?  В процессе работы над вопросом учащиеся расскажут об ощущениях от распивочной, в которую зашёл  Раскольников (“грязно, пакостно, гадко, гадко!”), от каморки самого Раскольникова, от проходной  комнаты Мармеладовых, комнаты Сони, конечно, расскажут, как живут герои в этих помещениях. Итог: куда бы мы ни вошли — в трактир, каморку Раскольникова или Мармеладовых — самое  сильное ощущение — страшная нищета, страдания. Человек задыхается в Петербурге  Достоевского, как “в комнатах без форточек”, его давит в густой толпе, и в трактире, и в каморках. Всё несёт на себе печать неустроенности, скудости человеческого бытия.  Больше всего поражает в отношении людей друг к другу равнодушие, всеобщее раздражение, злое  любопытство, разъединённость, подтверждая это такими эпизодами: Раскольников и Мармеладов в  распивочной, сцена с пьяной девушкой, смерть в доме Мармеладова. Приводят слова  Раскольникова: “Нужно ль помогать?.. Да пусть их переглотают друг друга живьём — мне­то что?”  5.   Какова связь сна Раскольникова с эпизодами из жизни бедных людей?  “Сон Раскольникова о замученной кляче, которую секут и забивают до смерти, напоминает  страдания семьи Мармеладовых, Раскольниковых, страдания всех обездоленных людей. Хочется  помочь этим людям. Страшно за них!” Вывод:  герои романа бессильны разрешить противоречия и “тупики”, в которые ставит их жизнь.  Это зависит не от воли людей, а от состояния общества. Человеку в этом мире “некуда пойти”.  Суть дела останется без изменений, если Мармеладов будет не пьяницей, а смиренным чиновником.      Федор Михайлович Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации  – имеет на душу пагубное влияние.  Н. Бердяев: “Город – трагическая судьба человека. Город , который так изумительно чувствовал и  описывал Достоевский, есть призрак, порожденный человеком в его отщепенстве и  скитальничестве”.  Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле», поэтому  неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале.  Итог урока. Каков же Петербург Достоевского?  Учащиеся делают общий вывод: страшный город, ужасный. Человек в нём бесправен, положение  его безысходно, пойти ему некуда. Потрясающие картины нищеты и страданий городских низов: Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет. Как эта атмосфера влияет на Раскольникова? И с самого начала романа, не давая себе передышки, без мгновения покоя и отдыха ­ в исступлении, в  глубокой задумчивости, в страстной и безграничной ненависти, в бреду ­ мечется по петербургским улицам,  останавливается на мостах; над темными холодными водами канала, поднимается по вонючим лестницам, заходит в грязные распивочные герой Достоевского. И даже во сне, прерывающем это "вечное движение",  продолжается лихорадочная жизнь Раскольникова, принимая уже формы и вовсе фантастические. Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и  зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится  Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается  бредовая теория и готовится убийство старухи – процентщицы 14 Подведем некоторые итоги: Рисуем схему  УЛИЦЫ интерьер люди ПЕТЕРБУРГ Идея  убийства ­  Только ли Петербург виновен  в рождении идеи Раскольникова?  ­   Нет.  Его философская работа. Чтение книг, статей.                               ­ Причин много . Их можно условно разделить на 2 группы: философские и социальные. Они тесно взаимосвязаны. Значит, причины есть  теоретические  и  социальные. философские Дорисовываем схему улицы интерьер ПЕТЕРБУРГ Идея  убийства П Р И Ч И Н ы люди КАКАЯ ЕЩЕ СОЦИАЛЬНАЯ ПРИЧИНА? Продолжение анализа текста. 15 социальн ые 1. Прослушивание отрывка «Письмо матери» из аудиоспектакля  драматического  театра им. Моссовета по роману Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание» ­  «Петербургские сноведения».  (Ч.1, гл.3­4) ­ Повторяется вопрос: какая причина?  СЕМЬЯ ________________________ Продолжение составления опорной схемы.  ­    Итак, «Преступление и наказание» Достоевского.  Преступление… Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского.    В “Неточке Незвановой” сказано: “Преступление всегда останется  преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное  чувство”. В романе “Идиот” Ф. М. Достоевский утверждает: “Сказано “не убий!”, так за то, что он  убил, и его убивать? Нет, это нельзя”.  ­ Что же такое преступление?  Что мы называем преступлением? Ответы уч­ся. ­  Давайте обратимся к словарям. Чтение определений по словарям. Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова. ПРЕСТУПЛЕНИЕ ­  1.  общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее  существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности.                             2.  (перен). Неправильное, вредное поведение. Толковый словарь В.Даля        Преступление, самое дело, проступок и грех;   беззаконие, злодеяние;   поступок противный закону. Проступок есть легкое нарушение закона, а преступление ­ более важное. За проступки полагаются  взыскания распорядительные, а за преступления предают суду. 16 Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой ПРЕСТУПЛЕНИЕ   ­   1.  Общественно опасное действие, нарушающее закон и полежащее  уголовной ответственности.                                            2. (разг. Шутл). Нежелательный, осуждаемый поступок. Поймал кота на  месте преступления. (Современный )  Юридический словарь ПРЕСТУПЛЕНИЕ ­ по ст. 14 УК РФ "виновно совершенное общественно опасное деяние,  запрещенное УК РФ под угрозой наказания.   Указанное определение является формально­ материальным, поскольку содержит как формальный (уголовная противоправность), так и  материальный (общественная опасность) .     Необходимым признаком является также виновность.  ­  Во всех определениях сказано, что преступление – это  общественно опасное деяние,   подлежащее уголовной ответственности, запрещенное под угрозой наказания. Значит, преступление обязательно повлечет за собой наказание.  Два понятия. Два явления. Именно они составляют основу сюжета, выстраивают композицию,  развивают характеры. Через эти два явления мы воспринимаем характер мировоззрения писателя. Безусловно одно: Достоевского очень интересуют эти две нравственные категории. И он их  исследует. ­ Что он исследует в преступлении? Социальную и нравственную природу преступления. Его интересуют причины и само преступление. Об этом мы будем говорить на следующих уроках. Д/З:   1. Был  ли Раскольников преступником по сути? 2. О каких «идеях, витающих в воздухе», можно говорить, называя внешние причины  создания теории Раскольниковым?  (взгляды революционных демократов, идеи  Бонапартизма…) 3. Какова теория Раскольникова?( 3 ч.  5 гл.)  О чем говорит то, что теория Раскольникова нечеткая, противоречивая? 4. Как развивалась идея Раскольникова? Каково было его состояние? Подберите цитаты.  Развитие идеи  Состояние Раскольникова 17 Первая встреча с Аленой Ивановной  Разговор в трактире студента и офицера  Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу,  как паук  Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, описание ее  Внешние впечатления: рассказ Мармеладова о людях, которым " уже некуда больше  идти " , письмо матери, встреча с бедной девочкой на бульваре  Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе  Но идея сильнее. Случайная встреча с Лизаветой на Сенной  5. Пронаблюдайте за поведением Раскольникова до, во время, после убийства  (1ч. 6­7 гл.) 6. «Двойники» Раскольникова.

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных и оскорбленных». "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)

Разработка уроков по литературе "Петербург Достоевского – город «униженных  и  оскорбленных».   "Социальные корни теории Родиона Раскольникова". (10 класс. Литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018