Представлен вариант описания уровней формирования компетенций ОПК-3 и ПК-11 для уровня бакалавриата по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Предназначено для составления образовательных программ и рабочих программ учебных дисциплин и практик в соответствие с уровневым подходом к формированию компетенций бакалавров.
готовностью использовать систематизированные теоретические и практические
знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК11)
Знать:
Уровень 1 – теоретические и практические основы исследовательской деятельности в
образовании: основные этапы научноисследовательской работы, методы ее организации и
осуществления, принципы оформления научного сочинения в области образования и его оценки;
особенности использования современных научных данных в учебновоспитательном процессе;
Уровень 2 – технологии научноисследовательской работы; особенности и принципиальные
отличия учебной и исследовательской деятельности; традиционные и современные
исследовательские методы исследования, основные алгоритмы действий по их применению в
образовательном процессе, в том числе в соответствии с профилем подготовки; основы обработки
и анализа научной информации.
Уровень 3 – методологию научноисследовательской работы в области образования и
профиля подготовки, необходимую для успешной самостоятельной исследовательской
деятельности, включая знания о различиях между традиционными и современными
исследовательскими методами, связь между ними, проблемы и специфику их применения в
образовательном процессе в соответствии с особенностями обучающихся.
Уметь:
Уровень 1 – планировать и проводить исследования в рамках учебновоспитательного
процесса; анализировать современные научные достижения в области образования и профиля
подготовки;
Уровень 2 – самостоятельно осуществлять научноисследовательскую и проектную
деятельность в области образования; анализировать полученные результаты собственных научных
исследований; используя для получения и обработки научных данных современные методы
научного исследования, информационные технологии и способы обработки полученной
информации;
Уровень 3 – самостоятельно формировать программу исследовательской деятельности в
области образования и успешно ее реализовывать; использовать результаты научных достижений в
профессиональной деятельности: разработать, обосновать и реализовать программу по решению
исследовательских задач в области образования с использованием различных современных научно
исследовательских методов.
Владеть:
Уровень 1 – базовыми представлениями о принципах организации и осуществления научных
исследований в области образовательной деятельности; опытом применения теоретических и
практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области образования,
современными исследовательскими методами для решения профессиональных задач.
Уровень 2 – технологиями научноисследовательской работы в области образования и по
профилю подготовки; навыками сбора и обработки научных данных; навыками использования
современных научных достижений в учебновоспитательном процессе с различными категориями
обучающихся;
Уровень 3 – методологией научного исследования в области образования: комплексом
исследовательских умений; методами поиска, обработки и использования научной информации в
области образования; способами представления результатов исследования и технологией ах
анализа при управлении изменениями и реализации исследовательских и проектных программ.готовностью к психологопедагогическому сопровождению учебновоспитательного
процесса (ОПК3)
Знать:
Уровень 1 – сущность и содержание психологопедагогического сопровождения учебно
воспитательного процесса: теоретикометодологические основы разработки современных методов
диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; авторские теории педагогического
сопровождения учебновоспитательного процесса; условия и механизмы развития человека
(ребенка);
Уровень 2 – приемы психологопедагогического сопровождения учебновоспитательного
процесса: способы психологического и педагогического изучения обучающихся в учебно
воспитательном процессе; способы конструирования условий развития человека; особенности
учебновоспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретной
образовательной организации;
Уровень 3 – методику и технологию психологопедагогического сопровождения учебно
воспитательного процесса: современные образовательные технологии, в том числе и
информационные, критерии оценки качества учебновоспитательного процесса при разработке и
реализации образовательных и учебных программ в различных образовательных организациях;
особенности учебновоспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретной
образовательной организации; особенности педагогической коммуникации с различными возрастно
половыми и социальными группами.
Уметь:
Уровень 1 – применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и
воспитанников в дидактическом и воспитательном процессе; выстраивать педагогическое
сопровождение учебновоспитательного процесса;
Уровень 2 – подбирать адекватные методы, формы и средства обучения; осуществлять
анализ учебного материала при реализации учебных программ базовых и элективных курсов;
определять структуру и содержание учебных занятий при реализации учебных программ базовых и
элективных курсов; самостоятельно построить критерии оценивания образовательных результатов,
соотнеся их с содержанием и способами обучения и воспитания;
Уровень 3 – осуществлять педагогически оправданное взаимодействие с обучающимися;
применять комплекс современных методов диагностирования достижений обучающихся и
воспитанников; самостоятельно построить критерии оценивания образовательных результатов,
обосновывая их содержание, и осуществляет выбор способов оценивания образовательных
результатов в соответствии с этими критериями; выстраивать педагогическое сопровождение
учебновоспитательного процесса; осуществлять планирование образовательновоспитательных
задач, обоснованный отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм,
методов и средств его организации.
Владеть:
Уровень 1 – опытом самостоятельного оценивания образовательных результатов, опытом
создания условий для оптимального развития человека; умением ставить проблемы и анализировать
проблемные ситуации для развития познавательных процессов обучающихся;
Уровень 2 – опытом самостоятельного оценивания образовательных результатов, опытом
конструирования средств, обеспечивающих оптимальное развитие человека; современными
(авторскими) формами организации педагогического сопровождения учебновоспитательного
процесса; навыками построения учебновоспитательного процесса в различными категориями
обучающихся;
Уровень 3 – готовностью применять современные методики и технологии, методы
диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебновоспитательного
процесса; способами осуществления психологопедагогической поддержки и осуществлениясопровождения учебновоспитательного процесса; навыками конструирования условий и средств
развития личности, обосновывая их целесообразность и необходимость; навыками педагогически
оправданного общения в различными категориями обучающихся.