Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "
Оценка 4.7

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
11.07.2017
Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "
Цели: образовательные: повторить и обобщить материал по таким разделам русского языка, как лексика, фразеология. развивающие:развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, речь, память, внимание, вербально-логическое мышление, аналитико-синтетическую деятельность, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со словарями; воспитательные: работать над воспитанием самостоятельности, умением сопереживать за товарища; стремлением совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру, пробуждать интерес к русскому языку; формировать активную личность, мотивированную к самообразованию, обладающую достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
7 Фразеологизмы.docx
Тема занятия:     Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи  Цели: образовательные: повторить и обобщить материал  по таким разделам русского  языка, как лексика, фразеология. развивающие:развивать коммуникативную компетенцию обучающихся, речь,      память, внимание, вербально­логическое мышление, аналитико­синтетическую  деятельность, умения сравнивать, обобщать, классифицировать, работать со  словарями; воспитательные: работать над воспитанием самостоятельности, умением  сопереживать за товарища; стремлением совершенствовать речевое мастерство,   повышать   речевую      культуру, пробуждать  интерес к русскому языку;  формировать активную личность, мотивированную к самообразованию,  обладающую достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору,  анализу и использованию  информации. Вид занятия:    практическое Тип занятия :   комбинированный Методы:   исследовательский, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Формы:  индивидуальный и фронтальный опрос, групповая работа Междисциплинарные связи: литература, культура речи Методическое обеспечение занятия :   рабочая программа по дисциплине,  план занятия, раздаточный материал к занятию. Литература: 1.Русский язык .10­11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3­е изд. – М.: Просвещение,2016. Ход занятия. I.  Организационный момент       II.  Актуализация опорных знаний. Словарный   диктант. Объясните   графически   написание   орфограмм, встретившихся в словах. Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче. Во что бы то ни стало. Не тут­то было. Как бы то ни было. Ничего не попишешь. Нежданно­ негаданно. Невзирая на лица. Ни кола ни двора.    В   какую   лексическую   группу   можно   объединить   записанные словосочетания?  Фронтальный опрос  Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы на уроке не будем, а  вспомним Какая наука изучает словарный состав языка    Что такое лексическое значение слова?   Сколько значений может иметь слово? Как они называются, приведите пример.    Какие слова называются омонимами?    Какие слова называются синонимами? III. Мотивация учебной деятельности  Что обозначает слово «фразеология»?(Фразис – «выражение»,   логос «учение»). ­ Что такое фразеология? (Особый раздел лингвистической науки). ­ Термином «фразеология» что еще называют?(Весь состав таких выражений в языке)        IV. Первичное усвоение учебного материала. Фразеологизм –  это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно  заменить синонимом, одним словом. Лексическое значение имеет весь  фразеологизм в целом. Фразеологизм –  это средство выразительности языка, они  делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.  В отличие от  свободного словосочетания у фразеологизма лексическое значение имеет не  каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом, поэтому основные  признаки фразеологизмов: устойчивость, воспроизводимость, целостность  значения. Фразеологизм начинается там, где заканчивается смысловая  самостоятельность его составных частей.В предложении фразеологизм является  одним членом предложения. 2. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому часто его можно заменить одним словом, например:  зарубить на носу – запомнить;  как в воду глядеть – предвидеть,  тьма кромешная – очень темно. Как   и   слово   фразеологизм   может   иметь   синонимы   и   антонимы,   иногда   – омонимы,   например,   у   фразеологизма   тертый   калач   (в   значении   «опытный человек»)   есть   фразеологизм­синоним   стреляный   воробей;   у   фразеологизма непочатый   край   (в   значении   «много»)   есть   фразеологизм­антоним   раз­два   и обчелся (в значении «мало»). Омонимы: пустить петуха – поджечь и пустить петуха – фальшиво  спеть ноту. 3.Являясь   синонимами,   фразеологизмы   могут   отличаться   стилистической окраской. Фразеологизмы с точки зрения их стилистической окраски, могут быть разграничены на нейтральные, высокие и разговорные или просторечные. Стилистически нейтральные: во что бы то ни стало, время от времени, находить общий язык, от мала до велика. Возвышенные  фразеологизмы: придают речи торжественность, приподнятость. К   ним   относятся   такие   фразеологизмы:   хлеб   насущный,   внести   свою   лепту, краеугольный камень, разговорные,   просторечные   ––   им   присуща   эмоционально­экспрессивная окраска,   эти   фразеологизмы   придают   речи   непринужденный   характер,   они наделены оценочным значением и яркой эмоционально­экспрессивной окраской. Фразеологизмы могут выражать самые разные отношения: шутливое, ироничное, одобрительное,   неодобрительное,   унижительное,   презрительное,   ласкательное. Например:   мастер   :золотые   руки   –   одобр,   небо   коптить   –   неодоб.,   филькина грамота – ироничное, содрать три шкуры – грубое, воротить нос­ простор., семь пятниц на неделе –разгов. шутливое, область применения ­ бытовое общение. Как   и   слова   фразеологизмы   могут   быть   употребительными   и   устаревшими, следовательно     будут   относиться   к   активному   или   пассивному   запасу   языка. Например, от младых ногтей, ничтоже сумняшеся и др. Значение таких фразеологизмов нам непонятно, потому что в их состав входят устаревшие слова или устаревшая форма слова 4. Происхождение фразеологизмов. А)   Большинство   фразеологических   оборотов   имеют   исконно   русское происхождение,   возникли   в   результате   метафорического   переосмысления свободных   словосочетаний.   Сматывать   удочки,   в   мутной   воде   рыбу   ловить, месить грязь, тертый калач. Б)   Фразеологизмы,   заимствованные   из   старославянского   языка.   Ничтоже сумняшеся, как зеницу ока, не от мира сего, притча во языцех, на сон грядущий г) обороты разговорно­бытовой речи: из огня да в полымя, от дождя да в воду, с гулькин нос, в сорочке родился, д)   пословицы,   поговорки,   крылатые   слова,   устойчивые   сочетания   из   русского фольклора: в ногах правды нет, отложить в долгий ящик. Крылатые   слова   и   выражения,   относящиеся   к   Греко­римской   мифологии. Ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни е) Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии: тянуть лямку (надолго затягивать какое­то дело из речи бурлаков) Играть первую скрипку (быть главным, ведущим из речи музыкантов) через час по чайной ложке (очень долго – из речи медиков) без сучка и задоринки (из речи плотников) ж) Выражения из книжного языка: Свежо предание, а верится с трудом Счастливые часов не наблюдают И дым отечества нам сладок и приятен А судьи кто? ( Грибоедов «Горе от ума») Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае,   если   мы   правильно   их   используем   в   речи.   На   что   нужно   обратить внимание, чтобы не допустить речевых ошибок. Ошибки в употреблении фразеологизмов  1. Искажение смысла  На   выпускном   вечере   мы   спели   свою 2. Неправильное толкование 3.   Нарушение   состава   (включение лишних   слов   или   исключение необходимых) 4. Смешение двух фразеологизмов лебединую песню. Авиаторы   на   своих   крыльях  приходят  на помощь. Идти   в  одну  ногу   со   временем,  главный гвоздь   программы   /   успехи   желают   много лучшего (пропущ. оставляют) У   них   всё   было  шито­крыто   белыми нитками  (шито   крыто   +   шито   белыми нитками) 5. Искажение лексического состава (замена слов)     Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдем к практической части. Не мудрствуя долго (надо "... лукаво") V. Осознание и осмысление учебного материала. Задание №1. – Какое значение имеет фразеологизм?  Море по колено – ничто не страшно.  Мухи не обидит – кроткий человек.  Как две капли воды – очень похожи друг на друга.  Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое­либо решение или дело.  Витать в облаках – мечтать.  Не разлей вода – дружные ребята.  Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять волю.  Водить за нос – обманывать.  Сесть на шею – быть обузой для другого человека.  – Где мы можем найти значение фразеологизмов?  Задание №2. Давайте вспомним лексическое значение следующих фразеологических  сочетаний: вопрос жизни и смерти  –               дело исключительной важности  кожа да кости –                              худой комар носа не подточит –              не к чему придраться куриная память ­                              плохая на всех парусах –                              быстро перемывать косточки –                  обсуждать хоть кровь из носу –                         обязательно рукой подать –                                  близко глас вопиющего в пустыне ­           напрасный, тщетный призыв стреляный воробей –                        очень опытный человек как рыба в воде –                              уверенно ни рыба ни мясо –                              безликий, безвольный человек обвести вокруг пальца –                    обмануть кот наплакал ­                                    очень мало седьмая вода на киселе –                    дальний родственник гонять лодыря –                                 бездельничать. Задание №3. Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор: Слово в слово                                      Вилами на воде писано Тютелька в тютельку                          Комар носа не подточит Ответ: лишний фразеологизм ­ «вилами на воде писано», т.к. обозначает  «неизвестно, будет так или нет», остальные имеют значение «точно». 4. Закрепление материала. Задание №4­8 VI. Систематизация знаний и умений. Задание №9. – Замените, пожалуйста, фразеологизм одним словом. 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС 2. Не   цветы,   а   вянут;   не   ладоши,   а   ими   хлопают,   если   чего­то   не   а   их   развешивают   чрезмерно   доверчивые   и понимают;   не   белье, любопытные. УШИ 3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто­нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР 4. Задание №10. Прочитайте   предложения.   Найдите   в   них   фразеологизмы   (подчеркните). Определите их значение. 4. 1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни   в   городе   Богдан   ни   в   селе   Селифан. (Н.Гоголь) 2)   Девушка   принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4)  Сначала все  шло  как  по   маслу, и  наш  француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)    Должна сказать, что в вашей группе нет обучающихся, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:  1. Для чего нужно изучать фразеологию?  2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых  сочетаний слов?Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами Все сегодня работали засучив рукава.   Вариант 1. 1. Укажите предложение с фразеологизмом. а)        Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается. в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу. г)        В луже сидеть — любимое занятие свиней. 2. Укажите предложение с фразеологизмом. а)        Заткнул за пояс топор и отправился в лес. б)        Топором не размахивай. в)        Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс. г)        Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом. 3. Укажите предложение с фразеологизмом. Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену. б)        Комар сел мне на шею. в)        Только дай слабину — мигом на шею сядут! г)        Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня. 4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»? а) сильно разбогатеть; б) нравственно опуститься, одичать; в) терпеливо ждать; г) возмужать, повзрослеть. 5. Укажите неверное утверждение  а) фразеологизмы ­ свободные сочетания слов; б) существуют фразеологизмы­синонимы; в) фразеологизмы придают речи живость и образность; г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения Вариант 2. Укажите предложение с фразеологизмом. 1. а). Сидел кот в мешке и мяукал. б)        Кот из мешка голову высунул и опять спрятался. в)        Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая. г)        Эти ваши предложения — кот в мешке 2. Укажите предложение с фразеологизмом а)        Не только дом разрушен — двора не осталось. б)        До постоялого двора осталось три версты. в)        После войны остался Семён один — ни кола ни двора. г)        Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом 3. Укажите предложение с фразеологизмом а)        А сейчас он то ли жив, то ли мёртв. б)        Кто из них жив, кто мёртв — неведомо. в)        Жив он теперь или мёртв — подать его сюда! г)        Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката 4. Закончите фразеологизм: «нить        _____________» а) Тантала; б) Гордия; в) Ариадны; г) царя Соломона 5. В каком предложении не используется фразеологизм? а)        Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б)        Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами  написано: я лгун. в)        Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в  гостях победить соперника. г)        Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя,  поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык. ( Ответы: 1в. 1­в, 2­в, 3­в, 4­б, 5­а; 2в. 1­г, 2­в, 3­г, 4­в, 5­в) VII. Рефлексия. Итоги занятия. ­Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах? ­Что  необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов? ­С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе? ­Какова их роль в речи? Обращаясь вновь к высказыванию В.В.Виноградова «Фразеология  исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых  явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым?  Я желаю вам только удачи! Ни пуха, ни пера! VIII. Домашнее задание:  «Танталовы муки» и «Манна небесная»,. З а д а н и е №1 (устно) ­­ Что не вырубишь топором?(Что написано пером, не вырубишь топором) ­­ Куда вставляют палки?(Вставлять палки в колеса) ­­ Что бьют бездельники?(Бьют баклуши) ­­ На каких ножках избушка?(Избушка на курьих ножках) ­­ Кого тянут за хвост?(Тянуть кота за хвост) ­­ Когда цыплят считают?(Цыплят по осени считают) Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд 5) Как видите, это позволило нам быстро  войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город  Тружеников». Очень хочется войти в него, но… (слайд 6)…мы оказались возле  ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что­то отгадать или  выполнить какое­нибудь задание. З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих  листках) Соедините разбросанные части фразеологизмов. (На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле»,  «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал». У доски работают 2 человека). Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти  фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения. С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот  перед нами город Тружеников. 3. Закрепление Кого называют тружениками? (Обсуждение). З а д а н и е №3 (письменно в листках). Запишите это слово, объясните, каким способом оно образовано. (Обсуждение). Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование) А среди вас есть труженики? Может быть, кто­то захочет здесь остаться? З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках) Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам(слайд 8) . На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1ый ряд выпишет  фразеологизмы со значением «бездельничать», 2­ой – «обманывать», 3­ий –  «быстро» (категории прописаны на доске) 1. Сломя голову 2. Сидеть сложа руки 3. Во все лопатки 4. Водить за нос 5. Втирать очки 6. Бить баклуши 7. Во весь дух 8. Вводить в заблуждение 9. Со всех ног 10.Высунув язык А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»? (Приставка без­). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту  приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить.   (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится  слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос  «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).  З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая ­­ письменно).  ­­ Голоден, как …(волк) ­­ Труслив, как ...(заяц) ­­ Здоров, как …(бык) ­­ На ухо наступил… (медведь) ­­ Смотрит, как …(баран) на новые ворота ­­ Грязный, как … (свинья) ­­ Колючий, как … (еж)   Болтливый, как сорока; Немой, как рыба  4. Физкультминутка    ­­ Встанем, как аршин проглотили. ­­ Проголосуем обеими руками. ­­ Согнемся в три погибели. ­­ Попрыгаем, как заяц. ­­ Дадим задний ход. ­­ Посмотрим друг другу в глаза. ­­ Сделаем хорошую мину при плохой игре. ­­ Побъем друг другу челом. ­­ Разведем руками. ­­ А теперь ­­ руки в брюки. ­­ Подержим нос по ветру. ­­ Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места.   З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски). Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился  проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось.  (На слайде 14 –юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица»).  Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите  безударную гласную в корне слова (выполняется у доски). Подберите к этому  слову проверочное (один ученик у доски). 5. Работа с фразеологическими словарями. З а д а н и е № 7 (устно) Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого­нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают  словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте  найдем и прочитаем значение фразеологизма  Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь). Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и  говорим им фразеологизм (слайд 16): «До свидания!»   Лингвистическая   разминка   (ДОСКА). Расставьте   ударение   в   словах. Подберите правильное определение слов (1­архаизм, 2­градация, 3­гипербола, 4­ литота) Записать в тетрадь № определения. Слайд № 2 АрхаИзм, монолОг, досУг, житиЕ, гипЕрбола, чЕрпать, градАция, красИвее, литота. 1.(Устаревшее и вышедшее из употребления слово. В художественной речи является   одним   из   стилистических   средств,   изучаемых   в   особом   отделе стилистики. АРХАИЗМ 2. Стилистическая   фигура   или   художественный   приём,   основанные   на преувеличении:   явлению   приписывается   какой­либо   признак   в   такой   мере,   в какой оно им реально не обладает. ГИПЕРБОЛА 3. Расположение   ряда   выражений,   относящихся   к   одному   предмету,   в последовательном   порядке   повышающейся   или   понижающейся   смысловой   или эмоциональной значимости членов ряда. ГРАДАЦИЯ 4. Образное   выражение, стилистическая   фигура, оборот,   в   котором содержится   художественное   преуменьшение   величины,   силы   значения изображаемого предмета или явления. противоположна гиперболе, поэтому по­ другому её называютобратной гиперболой. ЛИТОТА) ОТВЕТ. 1­1, 2­3, 3­2, 4­4 Словарный   диктант. Объясните   графически   написание   орфограмм, встретившихся в словах. Ни шатко, ни валко. Не чуя ног под собой. Час от часу не легче. Во что бы то ни стало. Не тут­то было. Как бы то ни было. Ничего не попишешь. Нежданно­ негаданно. Невзирая на лица. Ни кола ни двора. Самопроверка. В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания? Ученики: Фразеологизмы. 2. Вступительное слово учителя. В начале урока я привела вам в пример слова   ученого­русиста   о   фразеологии.   Но,   тем   не   менее,   мне   хотелось   бы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку взять следующие строки: Слайд № 3 Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова. ­   Как   вы   считаете,   почему   именно   это   изречение   я   взяла   в   качестве эпиграфа? Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы). Актуализация опорных знаний. Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка   –   фразеологию.   Давайте   вспомним,   что   такое   фразеологизмы? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению). Фразеологизмы   –   устойчивые   сочетания   слов,   близкие   по   лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы   –   яркие   и   выразительные   средства   языка.   Ф.   выполняют   роль одного члена предложения) Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут­ поживают слова­детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой­то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание. Слайд № 4 Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь;   как,   провалить,   земля,   сквозь   =   как   сквозь   землю провалиться. Так   из   слов,   вернее   из   сочетаний   слов,   рождается   большинство фразеологизмов.   ДОСКА (водой   не   разольешь   –   очень   дружны,   как   сквозь   землю   провалиться   – неожиданно пропасть) Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом. Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно. Еще   М.В.Ломоносов   обратил   внимание   на   функционирование   в   речи фразеологизмов,   он   называл   их   «фразесами»,   «идиотизмами»,   «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые­лингвисты поняли,   что   фразеологизмы   создают   как   бы   особый   ярус,  так   родился   новый раздел языка – фразеология. ­Что   же   такое   фразеология?   (Фразеология   –   это   раздел   науки   о   языке, изучающий устойчивые сочетания слов.) Для   того   чтобы   вы   смогли   украсить   свою   речь   фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение. Кто   из   вас   может   сказать,   откуда   же   пришли   в   нашу   речь фразеологизмы? Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению Слайды 5,6,7,8, 9, 10, 11­библейский 4. Работа   с   таблицей   (обучающиеся   поясняют   некоторые фразеологизмы) СЛАЙДЫ №  п/п Группы фразеологизмов Примеры 1 Фразеологизмы, происхождение  которых связано с историей нашей  страны, с обычаями и обрядами  наших предков. 2 Фразеологизмы, возникшие в  той или иной профессиональной  среде или пришедшие в  литературный язык из жаргона. 3 Выражения, сошедшие со  страниц публицистических и  художественных произведений  русской и зарубежной литературы и  ставшие крылатыми. На стенку лезть, на (во) всю  Ивановскую, коломенская верста,  потемкинские деревни, в долгий  ящик отложить, Мамаево  нашествие; хлеб­соль, бить челом, чин чином. Лить колокола, бить  баклуши, попасть впросак, тянуть  канитель, разделать под орех,  сбоку припека, мерить на свой  аршин, во все тяжкие, пули лить,  сходить со сцены, играть первую  скрипку, ставить не на ту лошадь,  брать на пушку, втирать очки,  ставить на карту, путать все  карты. Лучше меньше да лучше,  всерьез и надолго,  головокружение от успехов,  властитель дум, лицом к лицу, мы  пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа,  ворона в павлиньих перьях,  свинья в ермолке, премудрый  пескарь, пошла писать губерния. 4 5 Фразеологические обороты,  пришедшие к нам из  старославянского языка. Фразеологизмы библейского  происхождения. 6 Фразеологические обороты  античного происхождения (из  мифологии, литературы, истории). 7 Фразеологические единицы,  восходящие к другим языкам. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть,  а король­то голый, последний из  могикан, сражаться с ветряными  мельницами, рыцарь печального  образа. Соль земли, хлеб насущный,  блудный сын, зарывать талант в  землю, Фома неверующий,  вложить персты в язвы. Святая святых, божиею  милостию, нет пророка в своем  отечестве, золотой телец. Манна  небесная, валаамова ослица,  посыпать пеплом голову, глас  вопиющего в пустыне,  краеугольный камень. Прометеев огонь, муки  Тантала, яблоко раздора,  ахиллесова пята, ариаднина нить,  между Сциллой и Харибдой,  дамоклов меч, авгиевы конюшни,  разрубить гордиев узел,  аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или  на щите, и ты, Брут, перейти  Рубикон. Альма матэр, альтер эго,  альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить  точки над и, синий чулок, разбить  наголову, буря в стакане воды,  после нас хоть потоп, потерпеть  фиаско, воздушные замки, время  – деньги, секрет полишинеля,  пиррова победа, варфоломеевская ночь. 8 Фразеологизмы, являющиеся по  Привести к общему  происхождению устойчивыми  знаменателю, на точке замерзания, сочетаниями – терминами науки. белое пятно, звезда первой  величины, цепная реакция,  катиться по наклонной плоскости, удельный вес. –   Расскажите   о   происхождении   фразеологизмов нить   Ариадны,   ящик Пандоры (сообщение) Нить Ариадны Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского   царя   Миноса,   помогла   Тезею,   прибывшему   из   Афин,   сразиться   с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра. Переносное   значение   выражения   “нить   Ариадны”:   средство   выйти   из затруднения или руководящее начало. Ящик Пандоры В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она   получила   от   Зевса   ларец,   в   котором   были   заперты   все   человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья. Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий. “Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет   свое   основание.   Знание   таких   выражений   обогащает   речь,   а   знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего   народа.   Мы   часто   говорим:   остаться   с   носом   или   зарубить   на   носу. Оказывается,  они  не  только  разного  происхождения, но  и не  имеют  никакого отношения к слову “нос” в современном понимании. Остаться с носом, зарубить на носу По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих   расчетах,   оказаться   одураченным.   Иного   происхождения   фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить. Слово учителя. А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов. У доски Фольклор Мифология древнего мира История За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться  в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар­птицу (1),  метать громы и молнии (2). Слово учителя. Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким  группам. В тетради Земледели е Охота,  рыбная  ловля Ремесла Военное  Медицин Искусство дело а Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной  ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2),  поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления  (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2),  сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два  фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6). V. Слово учителя. Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология? Ученики. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит,  фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия. ­ Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи,  обозначающие оттенки одного значения.) ­ Что такое антонимы? (Антонимы ­ слова одной и той же части речи,  обозначающие противоположные по значению слова.) Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к  фразеологизмам (по вариантам) Найдите фразеологические синонимы Вариант 1 Витать в облаках Связывать по рукам и ногам Вставлять палки в колеса Небо и земля Из другого теста Семи пядей во лбу В тот же миг Сию минуту Ума палата Найдите фразеологические антонимы Строить воздушные замки Душа в душу Как звезд на небе С гулькин нос Играть первую скрипку Рукой подать Восходящая звезда Найдите фразеологические синонимы Вариант 2 Последняя спица в колесе Как кошка с собакой За тридевять земель Угасшее светило Набрать в рот воды Пожимать плечами Встал не с той ноги Всего ничего Теряться в догадках Кот наплакал Как сквозь землю провалился Найдите фразеологические антонимы Играть в молчанку Не в духе Днем с огнем не найдешь Как из­под земли вырос Засучив рукава Бить баклуши Как кошка с собакой Сидеть сложа руки Чуть свет На ночь глядя Как сквозь землю провалился Не покладая рук Не разлей вода Давайте немного отвлечемся и посмотрим в окно. Что мы видим? Обратите внимание на экран. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. На листочках, парты. Подберите каждый для себя те выражения, которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению. У   природы   нет   плохой   погоды. Братья   наши   меньшие. Все   течет,   все изменяется. Сила   природы   велика. Лучше   поздно,   чем   никогда. Ничто человеческое   мне   не   чуждо.   Познай   самого   себя. Все   совершенствует природа. Остановись,   мгновенье!   Ты   прекрасно! В   природе   нет   ничего бесполезного.   Природа   берет   своё! И   что   только   не   делает   с   человеком природа. Леса учат человека понимать прекрасное. Издавна   живут   в   нашем   языке   выражения,   порожденные   греческой мифологией   и   библейскими   преданиями:   ящик   Пандоры,   нить   Ариадны, Ахиллесова пята, поцелуй Иуды, Вавилонское столпотворение, Всемирный потоп и т.д. за каждым из них стоит общеизвестный миф. Выяснить значение и происхождение фразеологизма мы можем по словарям. Здесь представлены лишь некоторые из них. Давайте проверим так ли это (1­2 выражения из словаря) – Замените, пожалуйста, фразеологизм одним словом. 5. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС 6. Не   цветы,   а   вянут;   не   ладоши,   а   ими   хлопают,   если   чего­то   не   а   их   развешивают   чрезмерно   доверчивые   и понимают;   не   белье, любопытные. УШИ 7. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто­нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР ЛИСТОЧКИ Прочитайте   предложения. (подчеркните). Определите их значение.   Найдите   в   них   фразеологизмы 5. 1) Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни   в   городе   Богдан   ни   в   селе   Селифан. (Н.Гоголь) 2)   Девушка   принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4)  Сначала все  шло  как  по   маслу, и  наш  француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)  Учитель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою   тестовую   работу,   в   которой   будут   использованы   задания   ЕГЭ.   Работа проводится по вариантам. 1. Укажите предложение с фразеологизмом. а)        Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил. Вариант 1. б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается. в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу. г)        В луже сидеть — любимое занятие свиней. 2. Укажите предложение с фразеологизмом. а)        Заткнул за пояс топор и отправился в лес. б)        Топором не размахивай. в)        Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс. г)        Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом. 3. Укажите предложение с фразеологизмом. Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену. б)        Комар сел мне на шею. в)        Только дай слабину — мигом на шею сядут! г)        Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня. 4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»? а) сильно разбогатеть; б) нравственно опуститься, одичать; в) терпеливо ждать; г) возмужать, повзрослеть. 5. Укажите неверное утверждение  а) фразеологизмы ­ свободные сочетания слов; б) существуют фразеологизмы­синонимы; в) фразеологизмы придают речи живость и образность; г) в предложении фразеологизмы являются одним  членом предложения Вариант 2. Укажите предложение с фразеологизмом. 2. а). Сидел кот в мешке и мяукал. б)        Кот из мешка голову высунул и опять спрятался. в)        Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая. г)        Эти ваши предложения — кот в мешке 2. Укажите предложение с фразеологизмом а)        Не только дом разрушен — двора не осталось. б)        До постоялого двора осталось три версты. в)        После войны остался Семён один — ни кола ни двора. г)        Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом 3. Укажите предложение с фразеологизмом а)        А сейчас он то ли жив, то ли мёртв. б)        Кто из них жив, кто мёртв — неведомо. в)        Жив он теперь или мёртв — подать его сюда! г)        Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката 4. Закончите фразеологизм: «нить        _____________» а) Тантала; б) Гордия; в) Ариадны; г) царя Соломона 5. В каком предложении не используется фразеологизм? а)        Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б)        Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами  написано: я лгун. в)        Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в  гостях победить соперника. г)        Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя,  поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык. ( Ответы: 1в. 1­в, 2­в, 3­в, 4­б, 5­а; 2в. 1­г, 2­в, 3­г, 4­в, 5­в) VIII. Рефлексия. ­Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах? ­Что  необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов? ­С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе? ­Какова их роль в речи? Обращаясь вновь к высказыванию В.В.Виноградова «Фразеология  исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых  явлений» мы по окончании урока можем теперь согласиться или не согласиться с ученым? РЕФЛЕКСИЯ. Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока,  которые мы ставили перед собой (СЛАЙД). ­Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение? ­Выразите свое отношение к уроку, использую фразеологизмы. Напишите эссе «Осенний Курск», используя фразеологизмы и крылатые  выражения, которые мы с вами подобрали. Предварительный просмотр: Определите группы фразеологизмов. Фольклор За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету, провалиться в  Мифология древнего мира История тартарары, казанская сирота, по щучьему веленью, Троянский конь, вавилонское  столпотворение, у разбитого корыта, искать жар­птицу, метать громы и молнии. ______________________________________________________________ Распределите фразеологизмы по нескольким группам. Работа по парам в тетради Земледелие Охота,  рыбная  ловля Ремесла Военное  Медицин Искусство дело а Подготовить почву, не стоит овчинка выделки, через час по чайной ложке,  выкурить трубку мира, надеть маску, закинуть удочку, поднимать целину, на  ловца и зверь и бежит, доводить до белого каления, в здоровом теле здоровый  дух, снять стружку, ни пуха ни пера, сложить головы, бить баклуши, держать  порох сухим, на два фронта, сойти со сцены, понюхать пороху, переменить  декорации. ______________________________________________________________ Подберите каждый для себя те выражения, которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению.

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "

Разработка занятия на тему: " Фразеологизмы. Употребление фразеологизмов в речи "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2017