Разработка занятия на тему: " Культура речи "
Оценка 4.6

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
11 кл +1
11.07.2017
Разработка занятия на тему: " Культура речи "
Цели занятия: образовательные: совершенствовать речевую культуру студентов, умение различать грамматические и лексмческие ошибки, навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка. развивающие: развитие и закрепление познавательных компетенций, развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе. воспитательные: работать над воспитанием бережного отношения к языку, нравственных качеств личности.
58 Культура речи..docx
Тема занятия:     Культура речи. Цели: образовательные:     совершенствовать речевую культуру студентов, умение  различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и  лексическими нормами языка. развивающие: развитие и закрепление познавательных компетенций,  развитие умения самоконтроля, навыка работы в группе.  воспитательные:  работать над воспитанием  бережного отношения к языку,  нравственных качеств личности.  Вид занятия:    практическое Тип занятия:   комбинированный Методы:   исследовательский, самостоятельная работа, письменный  самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. Формы:  фронтальный опрос, групповая работа, самостоятельная работа. Междисциплинарные связи: литература, культура речи Методическое обеспечение занятия:   рабочая программа по дисциплине,   план занятия, раздаточный материал к занятию. Литература: 1.Русский язык .10­11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый  уровень/А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 3­е изд. – М.: Просвещение,2016. 2. Лингвистические задачи М.А. Кронгауза Ход занятия:                                                                 І. Организационный момент. 1.1.Проверка присутствия студентов и их готовность к занятию: внешний вид, наличие конспекта. 1.2. Орфоэпическая разминка. Расставить ударение в следующих словах: Гастрономия, аристократия, втридорога, двоюродный, маркировать,  усугубить, кинематография, баловать, диспансер, премировать, принудить,  партер. ІІ. Сообщение темы занятия, определение цели . Мотивация учебной  деятельности. ІІІ.  Актуализация опорных знаний. Что такое культура речи? Понятие “Культура речи” включает в себя 2 ступени освоения литературного  языка: 1) правильность речи и 2) речевое мастерство. Какая же речь считается правильной? На этот вопрос мы ответим, прочитав  статью “Что такое хорошая речь?” IV. Работа над темой занятия 1.Работа со статей. 2.Фронтальный опрос. Какие нормы отражают правила: ­ произношения, ударения, использования интонации? (орфоэпические) ­ употребления слов в точном соответствии с их значением? (лексические) ­ образования слов? (словообразовательные) ­ образования форм слов разных частей речи? (морфологические) ­ построения словосочетаний и предложений? (синтаксические) ­ написания слов и форм слов? (орфографические) ­ постановки знаков препинания? (пунктуационные) 3.Выполнение упражнений.  Упражнение 1. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном  падеже. Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира),  упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать  (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд),  заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание  (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение). Упражнение 2. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных  падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия  между словами­синонимами. Ручаться — гарантировать, начать — приступить, одевать — надевать,  спрос — потребность, беспокоиться — тревожиться, примириться —  смириться, преимущество — превосходство, вера — уверенность,  расфасовать — упаковать, тормозить — препятствовать, обосновать —  основать, опираться — базироваться, поражаться — удивляться,  предупреждать — предостерегать, ценить — дорожить.   Лингвистические задачи, составленные Кронгаузом М.А.: Задача 1 Это можно разжечь. Может разгореться, а может угаснуть. Может пылать.  Что это? Дрова, костер, спор, фонарь? Задача 2 Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но  нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это? Авторитет, вещь, любовь, честь, яблоко? Задача 3. Это бывает больным, а бывает мокрым и пустым. На этом можно уложить, а  можно на это поставить. Что это? Печень, кровать, место, стол, вид?  Исправьте ошибки: «Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело» «Они хотели устроить более лучшую жизнь» «Он всегда ложит локти на стол» «С наступлением весны дни становятся длиньше» «Кругом – никакого движения, только мельница махает своими крыльями» Слово  о состоянии русского языка в наши дни. Отмечают 2 наиболее отрицательные тенденции в современной языковой  ситуации: 1) огрубение и вульгаризация русской речи, массовые отступления от норм  русского литературного языка; 2) агрессивное воздействие со стороны американского варианта английского  языка (это находит отражение в СМИ, рекламе, массовой культуре). Все это  может привести к разрушению языка. Язык рекламы: “наслаждайс”, “дуйте на распродажу”, “сникерсни”. Примеры ошибок в СМИ, рекламе, объявлениях: Орфоэпические: “побалуйте себя”, “изготавливаем жалюзи”. Орфографические: “ливтинг­крем”, “товар сертивицирован”, “грейпфрукт”,  “свинной фарш”. Грамматические: “согласно графика”. Объявление в подъезде: “Товарищи жильцы! Будем штрафовать за нарушение о недопущении  загрязнения лестницы собаками и кошками” (как видим, канцеляризмы  лишают речь простоты, живости, эмоциональности). Речь депутата: “Господа депутаты! В связи с вышеизложенной ратификацией  релятивистского консенсуса, а также транснациональной эмиссией рекурсивных парламентариев, приведших ко всеобщей сатисфакции, мы  решили предупредить электорат о коррегирующем мониторинге”.   О чем идет речь в этом выступлении? Попробуем перевести.   Вывод: неоправданное употребление иностранных слов наносит  непоправимый вред русской речи. Конечно, нельзя совсем отказываться от  заимствованных слов, но употреблять их по необходимости. V. Систематизация знаний и умений.  Практическое задание по определение нарушений норм литературного  языка. Записать исправленный вариант. 1. В ближайшее время между предприятиями будут подписаны двусторонние  договора. 2. Средства массовой информации диспутируют о президентских выборах. 3. Благодаря наводнению тысячи людей остались без крова. 4. Хочу подчеркнуть о том, что считаю наиболее важным. Упражнение 3. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления. 1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками  часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3.  Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована  выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители  делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты  уделяют внимание на записи во время лекций.   Упражнение 4. Образуйте словосочетания, ставя второе (зависимое) слово в нужном падеже  (с предлогом или без предлога). Удивляться, терпение ­ удивляться терпению; восхищаться, терпение ­  восхищаться терпением; тормозить, движение; препятствовать,  движение; писать, подвиги; описывать, подвиги; платить, проезд;  оплачивать, проезд.  Переведите на русский язык Вспомните фильм «Джентльмены удачи», в котором главному герою  (заведующему детским садом) пришлось решать проблему культуры речи у  сбежавших из тюрьмы заключенных (он просил их «переводить» жаргонные  слова и выражения на литературный язык: говорить не редиска, а нехороший человек и т.п.) «Переведите» аналогичным образом на русский литературный  язык следующие фразы: 1.Когда я нарисовался в потрясном прикиде, Петров выпал в осадок. 2.Всю дорогу со страшной силой хиляя по лесу. Серый волк подклеивался к  классной чувихе в потрясной красной шапочке. 3.Я живу в одной колоссальной хате. У меня есть папахен, мамахен и брудер  Димка, между нами говоря, чувак большой марки. 4.Я решил засветиться, забиваю тебе стрелку в парке, приходи, у нас классная тусовочка. Составьте словосочетания с данными словами, соблюдая лексические  нормы речи: (Безответная, безответственная)  покорность (Вдох, вздох) сожаления (Длинные, длительные) наблюдения (Зрительные, зрительские)  аплодисменты (Искусно, искусственно) рисовать (Мастистый, маститый) ученый (Невежа, невежда) в музыке (Непроницаемый,  непроницательный) исследователь (Памятный, памятливый) разговор (Предоставить, представить) к  награде (Сочинительный, сочинительский)  талант (Сытно, сыто) пообедать (Тяготеть, тяготить) к спорту (Экономика, экономия) времени VI. Применение знаний и умений на практике.  Тест по теме «Культура речи. Нормы управления»  1. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? 1) поражаться — кому? чему? 2) восхищаться — кем? чем? 3) возмущаться — кем? чем? 4) удивляться — на кого? что? 2. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? 1) рад — кому? чему? 2) обеспокоен — кем? чем? 3) доволен — за кого? что? 4) спокоен — за кого? за что? 3. В каком случае вопросы не соответствуют нормам управления? 1) отзыв — на что? 2) вера — во что? 3) рецензия — на что? 4) уверенность — в чем? 4. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением  норм управления? 1) Надо пожелать школьникам новых успехов в учебе. 2) Некоторые предприятия тормозят выполнение общих планов. 3) Экскурсии по городу вызывают интерес не только туристов, но и коренных  жителей. 4) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы. 5. В каком предложении содержится ошибка, вызванная нарушением  норм управления? 1) Уверенность в свои силы была его отличительной чертой. 2) Поэт воспевает свою Родину, отчий край. 3) Нужно не только говорить о проблемах бездомных детей, но и что­то  делать для улучшения их жизни. 4) Молодые хоккеисты были разочарованы результатами первой встречи. 6. Найдите вариант правильного употребления падежных форм. 1) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать. 2) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем. 3) Неоднократно подчеркивалось то, что прямолинейный подход к предмету  обедняет результаты исследования. 4) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах. 7. Найдите вариант правильного употребления падежных форм. 1) Девочка очень бережно относилась с книгами. 2) Мой одноклассник недавно поделился о своих впечатлениях от поездки в  Москву. 3) В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подробно описывает  положение крестьян. 4) При входе в автобус необходимо оплатить за проезд. 8. В каком случае глагол требует постановки существительного в  форме дательного падежа? 1) препятствовать (развитие) 2) примириться (недостатки) 3) отчитаться (работа) 4) приветствовать (победители) 9. В каком случае глаголы требуют постановки существительного в  форме творительного падежа? 1) поздравить (награда) 2) уклониться (ответ) 3) разочароваться (профессия) 4) убедиться (правота) 10. Какого падежа требуют предлоги согласно, благодаря, вопреки? 1) родительного падежа 2) винительного падежа 3) дательного падежа 4) творительного падежа 1. ­ 4) 2. ­ 3) 3. ­ 1) 4. ­ 4) 5. ­ 1) 6. ­ 3) 7. ­ 3) 8. ­ 1) 9. ­ 1) 10. ­ 3) VII. Рефлексия. Итоги занятия. Микрофон :«Что нового я узнал о культуре речи?» VIII. Домашнее задание.   Повторить теоретический материал по теме “Культура речи ”. Владислав Николаенко Что такое хорошая речь? Несложно сформулировать, что такое плохая речь — она нарушает те  или иные нормы. Хорошая речь поддаётся определению не всегда: зная, чего в ней быть не должно, гораздо труднее сказать, что для неё необходимо.  Особенно это относится к речи талантливой, когда она приближается к  художественному произведению. Как никакая наука не может доказать, что  стихи Пушкина гениальны, так нельзя доказать, что один человек —  прекрасный рассказчик, а шутки другого остроумны. Однако чаще всего под хорошей речью мы подразумеваем просто речь  правильную, богатую и гибкую. Здесь уже наука вступает в свои права: эти  качества поддаются описанию. Правильная речь — это речь, которая  соблюдает нормы литературного языка. Они описаны в грамматиках и  словарях, с их помощью можно доказать правильность или неправильность  слова или выражения. Богатая речь — это большой словарный запас и  разнообразие синтаксиса; и то и другое вполне поддаётся точному учёту.  Гибкость оценить значительно труднее: она предполагает, что человек умеет  пользоваться языковыми средствами, употребляет их уместно. Уместность  эту мы чувствуем, но определить и сформулировать её нелегко. Грамотность — элементарное, предварительное условие хорошей речи.  Если человек говорит звонит вместо звонит или благодаря его вместо  благодаря ему — речь его нельзя считать хорошей. Казалось бы, какая разница! Всё равно понятно, о чём идёт речь. Однако это не так. Во­первых,  понятно не всегда: синтаксические и грамматические ошибки часто  порождают двусмысленности. Во­вторых, любая неправильность заставляет  слушающего делать над собой усилие: понимать такую речь сложнее. Так же  раздражает слишком быстрая или невнятная речь: невежливо заставлять  собеседника напрягаться но пустякам. Первое условие того, что человек умеет говорить, — стилистическая  чуткость. Это значит: он говорит так, как следует в данной обстановке. Язык  как одежда: человек в резиновых сапогах на концерте в филармонии одет  плохо, но плохо одет и человек в костюме и при галстуке у костра на рыбалке Второе условие. Чувство такта (а иногда и чувство самосохранения)  требует принять в расчёт и собеседника (разговаривать с директором школы  так же, как с одноклассником, небезопасно). Изысканные аристократические  обороты уместны, если слушатель думает: «Это человек нашего круга» или  «Видно, что юноша из хорошей семьи», и неуместны, если собеседник злится:  «И чего он выпендривается». Третье (и, пожалуй, главное) условие. Чтобы хорошо говорить, нужно  владеть речью, как скульптор — резцом или фехтовальщик — шпагой Анна  Андреевна Ахматова говорила: «Воспитанный человек никого не обижает  случайно. Он обижает только намеренно». Это касается и слов, они могут  быть двусмысленны, обидны, нелепы, но только умышленно и никогда  случайно. Владение речью предполагает прежде всего богатый словарный запас.  Если человеку нечем выразить восхищение, кроме междометий или  восклицания Ну даёт! Круто!, его речь вряд ли найдет слушателей. Человек с  богатым словарным запасом ощущает разницу между близкими по значению  словами и выражениями — разницу и смысловую, и стилистическую. Умение  выдержать стиль необходимо, чтобы речь была точной и не резала ухо Не менее важно и богатство интонаций. Опытный рассказчик, например,  чувствует, когда нужно сделать эффектную паузу, а когда — понизить голос.  Он умеет лёгким движением тона выделить чужую речь или произнести  чеканную формулировку так, чтобы она врезалась в память. Есть, конечно, вещи, которых делать нельзя. Верный признак дурной речи — привязчивые словечки, слова­паразиты вроде значит, ну, это самое. Они  допустимы только как пародия, когда рассказчик говорит от лица  косноязычного персонажа. Но пародия тоже должна быть уместной. Портят речь и шаблонные словосочетания (если они не обыгрываются специально):  процесс духовного возрождения, люди в белых халатах, рост благосостояния. Грубость речи — приём неумелых. Его используют лишь те, кто не умеет  иначе убедить слушателя или уничтожить противника. «^ Юпитер, ты  сердишься, значит, ты не прав» — это понимает любой слушающий. Всегда плохо и нарушение чувства меры. Если человек всё время  пытается острить или сыпать парадоксами, он выглядит навязчивым. Если он  говорит слишком возвышенно, кажется неискренним. Если же просто говорит  слишком много — быстро наскучит слушателям. «Ничего слишком» — это  древнее правило касается и речи. Хорошо, когда культуру речи вы усвоили в  семье, — а если нет? Как исправить свою речь? Для этого необходимо  прислушаться к тому, как говорите вы сами и как говорят другие: легче всего  учиться, подражая тому, кто говорит свободно и чисто. Другое средство —  больше читать, особенно писателей­классиков: их язык, конечно, не во всём  совпадает с современным, но по­прежнему во многом остаётся эталоном.  Наконец, есть специальные книги, описывающие самые частые ошибки. Они  подскажут, на что нужно обратить особое внимание. Умение говорить ценилось во все века и у всех народов. Но только в  Древней Греции, а затем в Древнем Риме убедительной речи стали учить (см.  статью «Язык создаёт красоту»). Учили, конечно, главным образом  публичному красноречию: риторов (ораторов) специально нанимали, чтобы  подготовить речь в суде или в народном собрании. Но и обычной, бытовой  речи тоже учили. Мы до сих пор называем греческим словом лаконизм (от  греч. «lakonismos») умение говорить точно, кратко и выразительно. Так  говорили воинственные спартанцы (Спарта находилась в Лаконике, области на юго­востоке Пелопоннесского полуострова): каждую фразу они строили как  донесение или приказ. Были эпохи, когда особенно ценилось умение  рассказывать и вести разговор. Во Франции XVII—XVIII вв. и в России конца  XVIII — начала XIX в. сложилась целая культура светской салонной беседы.  Человек, в совершенстве овладевший этим искусством, мог занять положение  в обществе, не обладая ни титулом, ни состоянием. Прославленных говорунов и острословов стремились заполучить в гости, их специально приходили  послушать. В те века родился афоризм: «Стиль — это весь человек». Времена  изменились, но по­прежнему умению говорить придают большое значение.  Владение хорошей речью остаётся важным не только для политика и  адвоката, журналиста и учителя. Наше впечатление о человеке во многом зависит от его манеры говорить. А то, как мы говорим, определяет, будем ли  мы услышаны и правильно поняты.

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "

Разработка занятия на тему: " Культура речи "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2017