Разработка занятия по химии "Металлическая и водородная химическая связь"
Оценка 4.6

Разработка занятия по химии "Металлическая и водородная химическая связь"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
химия
Взрослым
06.01.2017
Разработка занятия по химии  "Металлическая и водородная  химическая связь"
Целью данной разработки является создание условий для повторения и систематизации знаний обучающихся о металлической и водородной химических связях. Тип занятия –систематизации и обобщения знаний. Вид занятия – обзорная лекция-информация Имеются сведения о строении вещества, видах и механизмах образования металлической и водородной химических связей.Разработка занятия по химии "Металлическая и водородная химическая связь"
металл. и водор.связь.doc

ПЛАН УЧЕБНОГО   ЗАНЯТИЯ

по учебной  дисциплине: Химия

Тема:   Металлическая и водородная  химическая связь

Цель: создать условия для повторения и систематизации знаний обучающихся о металлической и водородной химических связях.

Задачи:

Обучающая:  обобщить  и систематизировать знания о  строении вещества, видах химической  связи; повторить ЗУН обучающихся о механизмах образования металлической и водородной химических связях.

Развивающая: способствовать  развитию  коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитательная: обеспечение условий для формирования  у обучающихся навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей; продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях.

Тип  занятия –систематизации и обобщения знаний.

Вид  занятия – обзорная лекция-информация

Междисциплинарные  связи: физика.

Методическое оснащение урока:

Оборудование- компьютер, проектор, презентация.

Дидактическое сопровождение- периодическая система Д. И. Менделеева, таблица «Металлическая и водородная химическая связь», тестовое задание.

Используемые образовательные технологии: технология проблемного обучения; информационные технологии.

Ход   занятия:

1. Организационный  момент:  взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к  занятию,  их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности.

2. Актуализация знаний

Повторение основных понятий темы.

Тест по теме «Ионная и ковалентная химическая связь»

 

1.   Химическая связь в соединении хлора с элементом, в атоме
которого распределение электронов по слоям 2е, 8е, 7е:

1) ионная;                                3) ковалентная неполярная;

2) металлическая;                    4) ковалентная полярная.

2.   Ковалентной полярной связью образовано вещество, формула
которого:

1)N2;                2) NaBr;          3) Na2S;           4) HF.

3.    Ионной связью образовано вещество, формула которого:
         l)Na;              2) СаС12;         3) SiO2;           4) Н2.

4.   Соединениями с ковалентной неполярной и ковалентной полярной связью являются соответственно:

1) НВг и Вг2;     2) СI2 и H2S;        3) Na2S и SO3;    4) Р8 и NaF.

5.  В соединении калия с кислородом химическая связь:

       1) металлическая;                     3) ковалентная неполярная;

       2) ковалентная полярная;                   4) ионная.

6. Ковалентная неполярная связь в веществе:

       1) аммиак;      2) сероводород;        3) хлор;      4) железо.

Ответы: 1-3,2-4,3-2,4-2, 5-4,6-3

2. Определить вид химической связи у следующих соединений:

Вариант 1

Ca, I2, H2O, Cl2, CaO, HBr, CaCl2, O2, Na2O, HCl

Вариант 2

Br2, NO2, CO2, Na2O, O2, HCl, H2O CuCl2, N2, NO2

 Подведение итогов.

 

Объяснение нового материала:

Металлическая связь

Определите элементы, ставшие не в ту «очередь». Ca Fe P K Al Mg Na. Почему?
Вопрос:
Какие элементы из таблицы Менделеева называются металлами?   Каково месторасполажения металлов в периодической системе?
Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Выясним, что собирает атомы металла в целостном объеме.  Например - золото. Из слитка золота размером со спичечный коробок можно получить тонкую фольгу, которая покроет площадь тенисного корта.

 Атомы большего колличества металлов на внешнем уровне имеют небольшое  колличество электронов – 1,2,3.

Все металлы характеризуются легкостью отдачи валентных электронов, и как следствие, образование положительно заряженных ионов: Ме0 – n ē =Men+

 Относительно свободные электроны, оторвавшиеся от атома, перемещаются между положительными ионами металлов. Между ними возникает металлическая связь, т. е. электроны как бы цементируют положительные ионы кристаллической решетки металлов.  Ионы металла находятся в облаке из электронов «электронный газ».

Связь, которая образуется в результате взаимодействия относительно свободных электронов с ионами металлов, называются металлической связью.

Металлическая связь обуславливает основные свойства металлов:
- электропроводность – беспорядочное движение электронов в объеме металла. Металами с лучшей проводимостью являются Ag, Cu, Au, Al. 
- пластичность -  связи между слоями металла не очень значительны, это позволяет перемещать слои под нагрузкой (деформировать металл не ломая его). Наиболее мягкие  металы Au, Ag, Cu. 
- металлический блеск-  электронный газ отражает почти все световые лучи, поэтому  чистые металлы блестят  (Ag, Cu, Al, Pd, Hg) и  имеют серый или белый цвет.

Интересно знать что…

Металлический натрий, металлический литий, и остальные щелочные металлы меняют цвет пламени. Металлический литий и его соли придают огню -красный цвет, металлический натрий и соли натрия — жёлтый, металлический калий и его соли — фиолетовый, а рубидия и цезия — тоже фиолетовый, но более светлый.
 
Водородная связь

Водородная связь - это  взаимодействие  между  двумя  электроотрицательными атомами   одной   или  разных   молекул  посредством   атома  водорода.

Химическая связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы (или ее части)  и  отрицательно  поляризованными  атомами сильно  ЭО-элементов  ( F, O, N, Cl, S) другой молекулы ( или ее части),  называют водородной.

Например:  вода,   этиловый спирт - CHOH, вторичная структура белка,                                                   

 двойная спираль ДНК.

Виды водородной связи: межмолекулярная-  возникает между  молекулами (воды,аммиака); внутримолекулярная -возникает  внутри  молекулы (ДНК)      Особые свойства веществ, образованных межмолекулярной водородной связью:

1)    вещества с низкой молекулярной массой – жидкости или легко сжижаемые газы (вода, метанол, этанол, муравьиная кислота, уксусная кислота, фтороводород, аммиак);

2)    некоторые спирты и кислоты неограниченно растворимы в воде;

3)     способствуют образованию кристаллов в виде снежинок или измороси.

Внутримолекулярная водородная связь возникает:

1)    внутри молекул белков (водородная связь удерживает витки спирали пептидной молекулы)

2)    внутри молекулы ДНК (между азотистыми основаниями по принципу комплементарности:  А – Т, Г–  Ц)

Значение внутримолекулярной связи- Способствует образованию молекул белков, ДНК и РНК  и определяет  их функционирование.

Факторы, разрушающие  водородную связь в белковой молекуле- высокая температура, вибрация,электромагнитные излучения, химические вещества.

 

3. Систематизация знаний

1.  Тест

1) Для какого вещества характерна водородная связь:

   а) CH   б) CHOH   в) CH-O-CH   г) CHCOOCH

2) Укажите вещество с металлической связью:

    а) оксид магния    б) сера     в) медь     г) нитрид лития

3) Установите соответствие между формулой вещества и

     видом  химической связи в нем:

А) CaCl       Б)SO       В) KOH        Г) Fe        Д)  N        Е) HO

1)металлическая                           2) только ионная    

3) только  ковал.полярная           4) ков.полярная и ионная

5) ков.полярная и неполярная    6) только ков.неполярная

7) ков.полярная и водородная

  А - 1,   Б - 3,   В - 4,   Г - 1,    Д -  6,   Е - 3

4). Вещество, между молекулами которого существует водородная

     связь: а) этанол        б) метан         в) водород            г) бензол

5). Вещество с металлической  связью:  а) H2O    б) Ag      в) CO2    г) KF

 

4. Подведение итогов. Рефлексия. Подведем итоги. Взял ли каждый что-либо полезное для себя на занятия? Варианты начала вашего комментария: «Мое открытие: …», «Я узнал, …», «Я бы хотел узнать еще…».

 Домашнее задание: конспект, 1-36-44, сам.работа № 3


Скачано с www.znanio.ru

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине:

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине:

Химическая связь в соединении хлора с элементом, в атоме которого распределение электронов по слоям 2е, 8е, 7е: 1) ионная; 3) ковалентная неполярная; 2) металлическая; 4)…

Химическая связь в соединении хлора с элементом, в атоме которого распределение электронов по слоям 2е, 8е, 7е: 1) ионная; 3) ковалентная неполярная; 2) металлическая; 4)…

Атомы большего колличества металлов на внешнем уровне имеют небольшое колличество электронов – 1,2,3

Атомы большего колличества металлов на внешнем уровне имеют небольшое колличество электронов – 1,2,3

Внутримолекулярная водородная связь возникает: 1) внутри молекул белков (водородная связь удерживает витки спирали пептидной молекулы) 2) внутри молекулы

Внутримолекулярная водородная связь возникает: 1) внутри молекул белков (водородная связь удерживает витки спирали пептидной молекулы) 2) внутри молекулы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017