ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине: Химия
Тема: Металлическая и водородная химическая связь
Цель: создать условия для повторения и систематизации знаний обучающихся о металлической и водородной химических связях.
Задачи:
Обучающая: обобщить и систематизировать знания о строении вещества, видах химической связи; повторить ЗУН обучающихся о механизмах образования металлической и водородной химических связях.
Развивающая: способствовать развитию коммуникативных навыков, логического мышления, совершенствовать основные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Воспитательная: обеспечение условий для формирования у обучающихся навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей; продолжить развивать химическую речь, обогащать ее словарный запас при устных ответах и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях.
Тип занятия –систематизации и обобщения знаний.
Вид занятия – обзорная лекция-информация
Междисциплинарные связи: физика.
Методическое оснащение урока:
Оборудование- компьютер, проектор, презентация.
Дидактическое сопровождение- периодическая система Д. И. Менделеева, таблица «Металлическая и водородная химическая связь», тестовое задание.
Используемые образовательные технологии: технология проблемного обучения; информационные технологии.
Ход занятия:
1. Организационный момент: взаимные приветствия преподавателя и студентов; фиксация отсутствующих в учебном журнале; проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности студентов к занятию, их настроя на работу; организация внимания и внутренней готовности.
2. Актуализация знаний
Повторение основных понятий темы.
Тест по теме «Ионная и ковалентная химическая связь»
1. Химическая связь в соединении
хлора с элементом, в атоме
которого распределение электронов по слоям 2е, 8е, 7е:
1) ионная; 3) ковалентная неполярная;
2) металлическая; 4) ковалентная полярная.
2. Ковалентной полярной связью
образовано вещество, формула
которого:
1)N2; 2) NaBr; 3) Na2S; 4) HF.
3.
Ионной связью образовано вещество, формула которого:
l)Na; 2) СаС12; 3) SiO2; 4)
Н2.
4. Соединениями с ковалентной неполярной и ковалентной полярной связью являются соответственно:
1) НВг и Вг2; 2) СI2 и H2S; 3) Na2S и SO3; 4) Р8 и NaF.
5. В соединении калия с кислородом химическая связь:
1) металлическая; 3) ковалентная неполярная;
2) ковалентная полярная; 4) ионная.
6. Ковалентная неполярная связь в веществе:
1) аммиак; 2) сероводород; 3) хлор; 4) железо.
Ответы: 1-3,2-4,3-2,4-2, 5-4,6-3
2. Определить вид химической связи у следующих соединений:
Вариант 1
Ca, I2, H2O, Cl2, CaO, HBr, CaCl2, O2, Na2O, HCl
Вариант 2
Br2, NO2, CO2, Na2O, O2, HCl, H2O CuCl2, N2, NO2
Подведение итогов.
Объяснение нового материала:
Металлическая связь
Определите
элементы, ставшие не в ту «очередь». Ca Fe P K Al Mg Na. Почему?
Вопрос:
Какие
элементы из таблицы Менделеева называются
металлами? Каково
месторасполажения металлов в периодической системе?
Металлы
обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или
металлического изделия. Выясним, что собирает атомы металла в целостном объеме. Например -
золото. Из слитка золота размером со спичечный коробок можно получить тонкую
фольгу, которая покроет площадь тенисного корта.
Атомы большего колличества металлов на внешнем уровне имеют небольшое колличество электронов – 1,2,3.
Все металлы характеризуются легкостью отдачи валентных электронов, и как следствие, образование положительно заряженных ионов: Ме0 – n ē =Men+
Относительно свободные электроны, оторвавшиеся от атома, перемещаются между положительными ионами металлов. Между ними возникает металлическая связь, т. е. электроны как бы цементируют положительные ионы кристаллической решетки металлов. Ионы металла находятся в облаке из электронов «электронный газ».
Связь, которая образуется в результате взаимодействия относительно свободных электронов с ионами металлов, называются металлической связью.
Металлическая связь
обуславливает основные свойства металлов:
- электропроводность – беспорядочное движение электронов в объеме
металла. Металами с лучшей проводимостью являются Ag, Cu, Au, Al.
- пластичность - связи между слоями металла не очень
значительны, это позволяет перемещать слои под нагрузкой (деформировать металл
не ломая его). Наиболее мягкие металы Au, Ag, Cu.
- металлический блеск- электронный газ отражает почти все
световые лучи, поэтому чистые металлы блестят (Ag, Cu, Al, Pd, Hg) и имеют
серый или белый цвет.
Интересно знать что…
Металлический натрий, металлический
литий, и остальные щелочные металлы меняют цвет пламени. Металлический литий и
его соли придают огню -красный цвет, металлический натрий и соли натрия —
жёлтый, металлический калий и его соли — фиолетовый, а рубидия и цезия — тоже
фиолетовый, но более светлый.
Водородная
связь
Водородная связь - это взаимодействие между двумя электроотрицательными атомами одной или разных молекул посредством атома водорода.
Химическая связь между положительно поляризованными атомами водорода одной молекулы (или ее части) и отрицательно поляризованными атомами сильно ЭО-элементов ( F, O, N, Cl, S) другой молекулы ( или ее части), называют водородной.
Например: вода, этиловый спирт - C₂H₅OH, вторичная структура белка,
двойная спираль ДНК.
Виды водородной связи: межмолекулярная- возникает между молекулами (воды,аммиака); внутримолекулярная -возникает внутри молекулы (ДНК) Особые свойства веществ, образованных межмолекулярной водородной связью:
1) вещества с низкой молекулярной массой – жидкости или легко сжижаемые газы (вода, метанол, этанол, муравьиная кислота, уксусная кислота, фтороводород, аммиак);
2) некоторые спирты и кислоты неограниченно растворимы в воде;
3) способствуют образованию кристаллов в виде снежинок или измороси.
Внутримолекулярная водородная связь возникает:
1) внутри молекул белков (водородная связь удерживает витки спирали пептидной молекулы)
2) внутри молекулы ДНК (между азотистыми основаниями по принципу комплементарности: А – Т, Г– Ц)
Значение внутримолекулярной связи- Способствует образованию молекул белков, ДНК и РНК и определяет их функционирование.
Факторы, разрушающие водородную связь в белковой молекуле- высокая температура, вибрация,электромагнитные излучения, химические вещества.
3. Систематизация знаний
1. Тест
1) Для какого вещества характерна водородная связь:
а) C₂H₆ б) C₂H₅OH в) CH₃-O-CH₃ г) CH₃COOCH₃
2) Укажите вещество с металлической связью:
а) оксид магния б) сера в) медь г) нитрид лития
3) Установите соответствие между формулой вещества и
видом химической связи в нем:
А) CaCl₂ Б)SO₃ В) KOH Г) Fe Д) N₂ Е) H₂O
1)металлическая 2) только ионная
3) только ковал.полярная 4) ков.полярная и ионная
5) ков.полярная и неполярная 6) только ков.неполярная
7) ков.полярная и водородная
А - 1, Б - 3, В - 4, Г - 1, Д - 6, Е - 3
4). Вещество, между молекулами которого существует водородная
связь: а) этанол б) метан в) водород г) бензол
5). Вещество с металлической связью: а) H2O б) Ag в) CO2 г) KF
4. Подведение итогов. Рефлексия. Подведем итоги. Взял ли каждый что-либо полезное для себя на занятия? Варианты начала вашего комментария: «Мое открытие: …», «Я узнал, …», «Я бы хотел узнать еще…».
Домашнее задание: конспект, 1-36-44, сам.работа № 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.