Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Оценка 4.7

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Оценка 4.7
Лабораторные работы
doc
русская литература
9 кл—11 кл
03.03.2018
Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Варианты заданий на знание пушкинских текстов
1.Звуковые средства языка.doc
Тема: «Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в             текстах А.С.Пушкина» Цели: обратить внимание учащихся на фонетическую организацию  пушкинских текстов как значимый элемент стиля писателя, работать  над  развитием навыков лингвостилистического анализа и языкового чутья. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Благозвучие ( или эвфония) а) Учитель предлагает учащимся сформулировать определение благозвучия.  После обсуждения записывается следующее: «Благозвучие – отсутствие  неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, обеспечивает  приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста. б) Требовательность Пушкина к благозвучию своих произведений. Элементы сопоставительного анализа: ­ в «Кавказском пленнике» строки: «Немного  радостных ночей                                                               Судьба на долю ей послала» после авторских  изменений получили вид: «Немного радостных ей дней                                                                              Судьба на долю ниспослала.». ­ Что вызвало возмущение поэта? (Сочетание «ей дней», слова режут слух, отвлекают внимание, рифмуясь  между собой) ­ По поводу строк в «Бахчисарайском фонтане»  «Но кто с тобою,                                                                                  Грузинка, равен красотою?» Пушкин писал П.А.Вяземскому: «Нет ничего легче поставить: «равны,  грузинка, красотою». Почему же второй вариант не принят Пушкиным? (Неблагозвучно сочетание «гр­кр» и «инка» ­ «кр») ­ В черновых вариантах «Станционного смотрителя» читаем: «Бывало, какой  бы барин сердитый ни был …»  Пушкин, исправляет это на «Бывало, барин, какой бы …» Что таким образом  устраняется? (Неблагозвучное сочетание «бы­ба»). II. Звукозапись. (Искусная фонетическая организация речи) а) Обратим внимание на повтор звуков в следующих отрывках:    ­ Тиха украинская ночь      Прозрачно небо. Звезды блещут Своей дремоты превозмочь      Не хочет воздух … Ребята отмечают повтор гласных звуков как пример ассонанса. ­ Учитель предлагает заняться словесным рисованием: создать пейзаж,  который  представляется при чтении этих строк. Звуки ׀а׀ и ׀о׀ символизируют тихое, спокойное, устоявшееся, убаюкивающее, округлое, без  острых углов. ­ Сравним наши словесные пейзажи с картиной А.Куинджи «Ночь над  Днепром». Какие звуки вы взяли бы, чтобы передать мелодии этого пейзажа? б) Какие звуки повторяются в следующих строках?   ­ Пирует Петр. И горд, и ясен.     И славы полон взор его,     И царский пир его прекрасен…  ­ Повтор звука  ׀р׀ – пример аллитерации ­ А какие ассоциации вызывает у вас звук  ׀р׀ ? (Дрожащий, упругий, гром, грохот, раскат, торжество) ­ Вспомним отличие  сцены «Полтавского боя» в поэме «Полтава» от  исторических описаний битвы. (Фрагменты зачитываются)   ­Какое слово ( слова) можно добавить к начатому ряду, представляющему  пушкинскую поэтическую картину? (Стремительность, напряжение …) в) ­  Итак, секрет звукописи состоит в том, что звук способен порождать у нас совершенно определенные ассоциации (звуковой символизм)      ­ Давайте вслушаемся  ещё раз в звуки сражения в поэме «Полтава». Что вы слышите в каждой из строф?   ­ … Тяжкой тучей,                               Отряды конницы летучей,           Браздами, саблями стуча                 Сгибаясь, рубятая с плеча …      (Цокот копыт, скрежет сабельных ударов) ­  Пехота движется за нею,                   И тяжкой тверджостью своею        Ее стремление крепит…         (Глухой топот, горячее дыхание, бряцание оружия) ­  Бросая груды тел на груду,    Шары чугунные повсюду    Меж ними прыгают, разят,    Прах роют и в крови шипят (Шипение пушечных ядер, раскаты пушечной стрельбы)  г) Звуковой контраст. ­  Выразительно прочитайте отрывок из поэмы «Евгений Онегин» Проследите, как используется прием звукового контраста, постарайтесь   при чтении  передовать голосом звуковые контрасты:    Мазурка раздалась. Бывало,    Когда гремел мазурки гром,    В огромной зале все дрожало,     Паркет трещал под каблуком,    Тряслися, дребезжали рамы;   Теперь не то: и мы, как дамы,    Скользим по лаковым доскам. (Искристая мазурка сменилась  плавным    танцем ­ аллитерацию ׀з, р, др, гр ׀ сменяет  ассонанс  ׀ э, а, о ׀ )  III. Лабораторная работа с текстами. 1. Ребята представляют  анализы  роли звуковых средств языка из  самостоятельно подобранных отрывков пушкинских текстов. 2. «И снова в творческой мастерской». ­ Попробуйте доказать звуковую обоснованность отбора слов Пушкиным в  следующих примерах: а) (Незримый, тайный) хранитель могущему дан. б) И горек был ( небратский, холодный) их привет. в) Услышишь суд глупца ( и черни смех холодный, и смех толпы холодной) г) Сквозь (волнистые, печальные) туманы пробирается луна. г) Ты им доволен ли, (божественный, увенчанный, взыскательный,  разборчивый) художник?     3. Какие звуки создают особый рисунок строк ? а) … Полки увидели Петра,                   ׀ П׀     И он промчался пред полками … б) Брожу ли я вдоль улиц шумных,      Вхожу ли в многолюдный храм,       ׀У׀     Сижу ль меж юношей безумных,     Я предаюсь моим мечтам. в) … Жизни мышья беготня …      Что тревожишь ты меня?                  ׀ Ш׀       Что ты значишь, скучный шепот?.. г) … Махая крылом,     Кровавую пищу клюет за окном» …  ׀ К׀ д) Колокольчик дин­дин­дин …      Вижу духи собралися                          ׀ И׀      Средь белеющих равнин е) Страшно, страшно поневоле      Средь неведомых равнин                   ׀ Н ׀      Итак, у нас сложилось слово ПУШКИН 4. «Что в имени тебе моем, Оно умрет, как шум печальный …». ­ Вслушаемся в имя  «Пушкин».  В имени каждого поэта как бы закодирована  поэтическая программа, судьба. В. Вознесенский написал: « В есенинском  излюбленном белоснежном образе «береза» слышен шепот  «Сережа»…   Рассыпанные буквы имени «Пастернак» собираются в кристаллы: «терн»,  «крест», « страна», «рана» … Вы слышите? «Пушкин», Пушкин!» ­ доносится  к нам из тьмы времен. Ведь именно «Пушкиным», а не Александром» или  «Сашей» называли поэта друзья и жена».   ­ Что же слышится вам в имени «Пушкин»? (Вспышки эмоций, грохот салютующей пушки, прогулки пешком, особый шик, таинственные шум, пик творчества …)    ­ А теперь вдумайтесь в классическую пушкинскую аллитерацию:       Шипенье пенистых бокалов       И пунша пламень голубой Да, таким он и был, как «разлив шампанского на пиру», как пламень, с  которым не только радостно пируется, но и думается и грустится …  5. Конкурс  поэтических строк, посвящённых Пушкину, представляющих  символику соединения «волшебных звуков, чувств и дум».   ­ Строки, сочинённые победителем конкурса: И средь русских просторов раздолья, И средь будничного многословья  «Александр Сергеевич Пушкин». Нас прельщает та пристань, Где выпалят пушки: IV. Итог занятия:   ­ На основе проанализированных текстов сделайте вывод о  глубине строк  А.С.Пушкина: Свободен, вновь ищу с союза                         Волшебных звуков, чувств и дум.

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"

Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018