Тема: «Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в
текстах А.С.Пушкина»
Цели: обратить внимание учащихся на фонетическую организацию
пушкинских текстов как значимый элемент стиля писателя, работать над
развитием навыков лингвостилистического анализа и языкового чутья.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Благозвучие ( или эвфония)
а) Учитель предлагает учащимся сформулировать определение благозвучия.
После обсуждения записывается следующее: «Благозвучие – отсутствие
неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, обеспечивает
приятное для слуха и легкое для восприятия звучание текста.
б) Требовательность Пушкина к благозвучию своих произведений.
Элементы сопоставительного анализа:
в «Кавказском пленнике» строки: «Немного радостных ночей
Судьба на долю ей послала»
после авторских изменений получили вид: «Немного радостных ей дней
Судьба на долю ниспослала.».
Что вызвало возмущение поэта?
(Сочетание «ей дней», слова режут слух, отвлекают внимание, рифмуясь
между собой)
По поводу строк в «Бахчисарайском фонтане» «Но кто с тобою,
Грузинка, равен красотою?»
Пушкин писал П.А.Вяземскому: «Нет ничего легче поставить: «равны,
грузинка, красотою». Почему же второй вариант не принят Пушкиным?
(Неблагозвучно сочетание «гркр» и «инка» «кр»)
В черновых вариантах «Станционного смотрителя» читаем: «Бывало, какой
бы барин сердитый ни был …»
Пушкин, исправляет это на «Бывало, барин, какой бы …» Что таким образом
устраняется? (Неблагозвучное сочетание «быба»).
II. Звукозапись.
(Искусная фонетическая организация речи)
а) Обратим внимание на повтор звуков в следующих отрывках:
Тиха украинская ночь
Прозрачно небо. Звезды блещут Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух …
Ребята отмечают повтор гласных звуков как пример ассонанса.
Учитель предлагает заняться словесным рисованием: создать пейзаж,
который представляется при чтении этих строк. Звуки ׀а׀ и ׀о׀
символизируют тихое, спокойное, устоявшееся, убаюкивающее, округлое, без
острых углов.
Сравним наши словесные пейзажи с картиной А.Куинджи «Ночь над
Днепром». Какие звуки вы взяли бы, чтобы передать мелодии этого пейзажа?
б) Какие звуки повторяются в следующих строках?
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен…
Повтор звука ׀р׀ – пример аллитерации
А какие ассоциации вызывает у вас звук ׀р׀ ?
(Дрожащий, упругий, гром, грохот, раскат, торжество)
Вспомним отличие сцены «Полтавского боя» в поэме «Полтава» от
исторических описаний битвы. (Фрагменты зачитываются)
Какое слово ( слова) можно добавить к начатому ряду, представляющему
пушкинскую поэтическую картину?
(Стремительность, напряжение …)
в) Итак, секрет звукописи состоит в том, что звук способен порождать у нас
совершенно определенные ассоциации (звуковой символизм)
Давайте вслушаемся ещё раз в звуки сражения в поэме «Полтава».
Что вы слышите в каждой из строф?
… Тяжкой тучей,
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями стуча
Сгибаясь, рубятая с плеча …
(Цокот копыт, скрежет сабельных ударов)
Пехота движется за нею,
И тяжкой тверджостью своею
Ее стремление крепит…
(Глухой топот, горячее дыхание, бряцание оружия)
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят (Шипение пушечных ядер, раскаты пушечной стрельбы)
г) Звуковой контраст.
Выразительно прочитайте отрывок из поэмы «Евгений Онегин» Проследите,
как используется прием звукового контраста, постарайтесь при чтении
передовать голосом звуковые контрасты:
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
(Искристая мазурка сменилась плавным танцем аллитерацию
׀з, р, др, гр ׀ сменяет ассонанс ׀ э, а, о ׀ )
III. Лабораторная работа с текстами.
1. Ребята представляют анализы роли звуковых средств языка из
самостоятельно подобранных отрывков пушкинских текстов.
2. «И снова в творческой мастерской».
Попробуйте доказать звуковую обоснованность отбора слов Пушкиным в
следующих примерах:
а) (Незримый, тайный) хранитель могущему дан.
б) И горек был ( небратский, холодный) их привет.
в) Услышишь суд глупца ( и черни смех холодный, и смех толпы холодной)
г) Сквозь (волнистые, печальные) туманы пробирается луна.
г) Ты им доволен ли, (божественный, увенчанный, взыскательный,
разборчивый) художник?
3. Какие звуки создают особый рисунок строк ?
а) … Полки увидели Петра, ׀ П׀
И он промчался пред полками …
б) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм, ׀У׀
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
в) … Жизни мышья беготня …
Что тревожишь ты меня? ׀ Ш׀
Что ты значишь, скучный шепот?..
г) … Махая крылом,
Кровавую пищу клюет за окном» … ׀ К׀ д) Колокольчик диндиндин …
Вижу духи собралися ׀ И׀
Средь белеющих равнин
е) Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин ׀ Н ׀
Итак, у нас сложилось слово ПУШКИН
4. «Что в имени тебе моем,
Оно умрет, как шум печальный …».
Вслушаемся в имя «Пушкин». В имени каждого поэта как бы закодирована
поэтическая программа, судьба. В. Вознесенский написал: « В есенинском
излюбленном белоснежном образе «береза» слышен шепот «Сережа»…
Рассыпанные буквы имени «Пастернак» собираются в кристаллы: «терн»,
«крест», « страна», «рана» … Вы слышите? «Пушкин», Пушкин!» доносится
к нам из тьмы времен. Ведь именно «Пушкиным», а не Александром» или
«Сашей» называли поэта друзья и жена».
Что же слышится вам в имени «Пушкин»?
(Вспышки эмоций, грохот салютующей пушки, прогулки пешком, особый шик,
таинственные шум, пик творчества …)
А теперь вдумайтесь в классическую пушкинскую аллитерацию:
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой
Да, таким он и был, как «разлив шампанского на пиру», как пламень, с
которым не только радостно пируется, но и думается и грустится …
5. Конкурс поэтических строк, посвящённых Пушкину, представляющих
символику соединения «волшебных звуков, чувств и дум».
Строки, сочинённые победителем конкурса:
И средь русских просторов раздолья,
И средь будничного многословья
«Александр Сергеевич Пушкин».
Нас прельщает та пристань,
Где выпалят пушки:
IV. Итог занятия:
На основе проанализированных текстов сделайте вывод о глубине строк
А.С.Пушкина: Свободен, вновь ищу с союза
Волшебных звуков, чувств и дум.
Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Разработка занятия по теме:"Наблюдение за звуковыми образными средствами языка в текстах А.С.Пушкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.