Разработка занятия "Спирты"
Оценка 4.8

Разработка занятия "Спирты"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
10 кл—11 кл +1
26.03.2018
Разработка занятия "Спирты"
Данная разработка представляет собой подробный план урока получения новых знаний. Студенты знакомятся с понятиями "Кислородсодержащие органические вещества", "Функциональная группа", "Спирты". На занятии происходит закрепление полученных знаний в виде выполнения упражнений и решения задач. Комбинируются разные приемы и методы обучения, способствующие лучшему усвоению полученных знаний.
Спирты.docx
Тема занятия: «Спирты». Цели:   Дать   студентам   первоначальные   понятия   о   кислородосодержащих веществах.   Познакомиться   с   составом   и   строением   одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов.   Знать   определение   спиртов,   общую   формулу,   сущность   водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов.  Уметь составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, показывать распределение электронной плотности в молекуле. Уметь   составлять   формулы   изомеров   у   спиртов,   называть   их   по систематической   номенклатуре.   Уметь   записывать   уравнения химических реакций, доказывающие свойства спиртов.  Продолжить   формирование   мировоззренческих   знаний:   умение характеризовать   свойства   спиртов   на   основе   их   состава   и   строения (доказательства их причинно – следственной зависимости); разъяснять влияние   количественных   изменений   (увеличение   углеводородного радикала) на качественные (изменение свойств). Ход занятия  Изучение нового материала I. 1. Понятие о кислородосодержащих веществах. 2. Составом и строением спиртов (на примере этилового спирта). 3. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. а) СН3ОН – метиловый спирт – метанол С2Н5ОН – этиловый спирт – этанол С3Н7ОН – пропиловый спирт – пропанол  С4Н9ОН – бутиловый спирт – бутанол  С5Н11ОН – амиловый спирт – пентанол и т.д. б) Общая формула       , или  СnH2n+1OH R – OH  в) Определение спиртов.  Спирты  –   это   производные   углеводородов,   в   молекулах   которых один   или   несколько   атомов   водорода   замещены   на   гидроксильную группу (– OH). Гидроксильная группа – OH является функциональной группой спиртов. г) Определение функциональной группы. 4.  Классификация спиртов. а) Спирты могут быть первичными, вторичными и третичными:                  если спирт содержит одновалентную спиртовую группировку –   СН2ОН, он первичный (например: С2Н5– OH этанол);  если спирт содержит двухвалентную спиртовую группировку > СН – ОН – вторичный (например: СН3– СН – СН3 пропанол ­2, или изопропиловый спирт, вторичный).                       OH б)  По количеству гидроксильных групп спирты могут быть: одноатомными (С2Н5ОН – этанол); двухатомными (СН2– OH                                                           СН2– OH – этиленгликоль); трехатомными  СН2– OH – глицерин).                                        СН2– OH       в)   Также   спирты   можно   разделить   на   две   группы   по   количеству углеродных атомов в углеводородном радикале: низшие (С1  – С10) и высшие (свыше С10). 5. Изомерия и номенклатура. а) Номенклатура  б)   Изомерия.   Для   спиртов   характерно   несколько   видов   структурной изомерии:   изомерия   углеродного   скелета   (изомерия   цепи);   изомерия положения группы – ОН, межклассовая изомерия. Например межклассовая изомерия:                                                            С4Н10О Бутанол – 1 СН3– СН2 – СН2– СН2– OH (спирты) СН3– СН2 – О– СН2– СН3 диэтиловый эфир (простой эфир) 6. Физические свойства спиртов. 7. Химические свойства. Наличие в молекуле спиртов функциональной группы – ОН обуславливает главные химические свойства этих соединений: спирты   отличаются   большей   химической   активностью.   Для   спиртов характерны следующие типы реакций: а) реакции окисления; б) реакции замещения водорода в группе – ОН; в) реакции замещения всей группы – ОН; г) реакции дегидратации. II. Первичное закрепление. Самостоятельная работа по вариантам. Вариант 1.  1. Докажите   химические   свойства   спиртов   (реакция   окисления   и реакция замещения водорода в группе – ОН) на примере пропанола ­1. Запишите уравнения реакций. Где применяются эти свойства? 2. Дано вещество:                      СН3                                                               ׀ СН3– СН2 – С– СН2– ОН                      ׀                     СН3 Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.  Вариант 2.  1. Изобразите   строение   молекулы   спирта   на   примере   этанола. Покажите смещение электронной плотности. Запишите уравнение реакций, отражающие некоторые способы получения спиртов. 2. Дано вещество: СН3– СН–СН2– СН3           ׀                ОН Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.  Вариант 3.  1. Докажите   химические   свойства   спиртов   (реакции   замещения всей группы – ОН и реакции дегидратации) на примере бутанола –   1.   Запишите   уравнения   реакции.   Где   применяются   эти свойства? СН3– СН2 – СН – СН–СН3  2. Дано вещество:  ׀ ׀     ОН    СН3 Напишите формулы двух гомологов и двух изомеров, назовите их.  III.   Изучение нового материала «Многоатомные спирты». 3.1.1. Понятие о многоатомных спиртах, их состав, строение. 3.1.2. Физические свойства многоатомных спиртов. 3.1. Работа с учебником. 3.2. Объяснение преподавателя. Химические свойства глицерина и этиленгликоля сходны с химическими свойствами одноатомных спиртов. 1. а) Реакция полного окисления: 2+6Н2О;  4СО→ 2С2Н4(ОН)2+5О2 б) Реакция замещения. Взаимодействия с металлическим натрием. СН2 – ОН                     CН2 – ОNа   +               СН2 – ОН                                  CН2 – ОNа   2Na → + H2      в) Взаимодействия с азотной кислотой.      СН2 – О[Н                             CH2 – O – NO2  → CH – O – NO2      СН – О[Н + 3НО] – NO2       СН2 – О[Н                             CН2 – О – NO2                                                 тринитрат глицерина,                                                или нитроглицерин (сложный эфир)   2. Взаимодействие с хлороводородом.  + 3 H2O к. Н2SО4 СН2 – [ОН                      CH2 – С?              СН2 – ОН                       СН2OH  + H]С?→ + H2О                                         2­х хлорэтанол г) Реакция дегидратации.                   СН2 – О[Н НО] – СН2          → CH2 – O – СН2       СН2 – О[Н    НО] – СН2   к. Н2SО4  CH2 – O – СН2 + + 2 H2O                                                                    диоксан (хороший растворитель) Качественной   реакцией   на   многоатомные   спирты   является взаимодействие их со свежеосажденным гидроксидом меди (II). Например:   СН2 – О[Н НО]              CH2 – O  → CH – O  + Cu         СН – О[Н                                СН2 – ОН       НО]              CH2 – OH                                                     образуется раствор ярко – синего цвета –                                                      глицерат меди (II). Cu+ 2 H2O Эта   реакция   указывает   на   то,   что   многоатомные   спирты   обладают слабокислотными   свойствами.   На   примере   многоатомных   спиртов количественные накопления (много групп – ОН) приводит к качественным изменениям: становятся более подвижными атомы водорода в сравнении с одноатомными спиртами. 4. Первичное закрепление изученного материала. Работа   с   рабочей   тетрадью   Химия   10   класс   Габриелян   О.Г.   (электронная версия). Заполнить таблицу 16 на стр. 69. Домашнее задание.  Работа с рабочей тетрадью Химия 10 класс Габриелян О.Г. (электронная версия). Задание №1­№6 на стр. 71­74.

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"

Разработка занятия "Спирты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2018