Примерные
разработки
родительских собраний в начальной школе
(1–4 классы)
1 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Знакомство с родителями
учеников-первоклассников
Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.
Задачи собрания:
1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.
2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.
Вопросы для обсуждения*:
Þ Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?
Þ По каким законам должно идти воспитание в семье?
Þ Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?
План проведения собрания (примерный)
I. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.
II. Представление педагога, который будет работать с классом.
III. Экскурсия по школьному зданию.
IV. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».
V. Анкетирование родителей по теме собрания.
VI. Самопредставление – визитная карточка семьи.
VII. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».
Ход собрания-встречи
Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.
I. Вступительное слово директора школы (вариант).
– Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши!
Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 12 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.
Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать в кабинете заместителя директора по начальной школе.
II. Выступление заместителя директора по начальной школе.
Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.
III. Самопредставление учителя.
Учитель проводит самопредставление (вариант):
1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.
IV. Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи
1. Фамилия, имя, отчество родителей.
2. Возраст родителей, день рождения семьи.
3. Интересы, увлечения семьи.
4. Традиции и обычаи семьи.
5. Девиз семьи.
Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.
V. Экскурсия по школьному зданию.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.
VI. Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.
VII. Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.
Второе собрание
Тема: Проблема адаптации
первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.
Задачи собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.
2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.
Вопросы для обсуждения:
Þ Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.
Þ Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.
Þ Система взаимоотношений детей в классе.
Ход собрания
I. Обсуждение первого школьного дня ребенка.
Родители делятся впечатлениями друг с другом и учителями: с каким настроением ребенок пришел домой, как его поздравляли члены семьи, какие получил подарки.
II. Родительский практикум-игра «Корзина чувств».
Это может выглядеть примерно так.
Слово педагога. Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне ее находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени, назовите его.
Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают.
Такое задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.
Физиологические условия адаптации ребенка к школе.
Обсуждение вопроса.
Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.
Психологические трудности адаптации ребенка к школе.
При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.
Взаимоотношения одноклассников.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
● Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
● Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
● Не дерись без причины.
● Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
● Играй честно, не подводи своих товарищей.
● Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
● Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
● Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
● Старайся быть аккуратным.
● Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
● П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.
Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи
и первоклассника
Задачи собрания:
1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.
2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.
Вопросы для обсуждения:
Þ Роль телевидения в жизни ребенка.
Þ Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.
Вопросы для дискуссии:
Þ Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
Þ Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
Þ как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.
Ход собрания
I. Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:
Þ Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?
Þ Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?
Þ Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?
Þ Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?
II. Обсуждение результатов анализа ответов детей на предложенные вопросы.
III. Дискуссия.
Далее возможна дискуссия по в о п р о с а м:
Þ Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?
Þ Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?
Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».
IV. Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.
V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:
Þ Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?
Þ Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?
Þ Какие передачи предпочитает?
Þ В какой передаче хотел бы сам принять участие?
Þ Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.
v Родителям на заметку:
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. к примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.
Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные
и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.
Задачи собрания:
1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.
2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Ход собрания
I. Вступительное слово педагога (вариант).
– Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)
После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит о б м е н м н е н и я м и.
– Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.
II. Родительский тренинг.
В о п р о с ы:
Þ Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.
Þ Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?
Þ Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.
В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чем ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.
III. Рекомендации родителям:
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
Ласковое воспитание
О положительном эмоциональном контакте, ласковом воспитании важно не забывать и родителям дошколят, и родителям детей постарше.
Казалось бы, что может быть проще, чем любить своего ребёнка, частичку себя? Но в наше «продвинутое» время многим родителям так сложно любить своих детей! Возможно их самих не долюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.
Даже взрослым, по мнению известных психологов (Э.Берна и др.), для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо каждый день определённое количество объятий, поцелуев, добрых слов, «поглаживаний» (термин Э.Берна). Доказано, что если человек недополучает положенной ему дозы ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!
Уже в животике у мамы малыш чувствует прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голоса), видит приглушённый свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой живот, устанавливается эмоциональный контакт, ребёнок начинает «отвечать» ей и папе толчками, постукиваниями, повышением или понижением активности. Детишки, появившиеся у родителей, которые ещё до рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к стрессам. Вообще с ними меньше проблем, потому что родители их лучше понимают.
В первые месяцы после рождения именно кожно-мышечные ощущения являются основным источником впечатлений, помогают малышу познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Как правило, малыши в домах ребёнка очень сильно отличаются от своих «домашних» сверстников: они пугливы, неуверенны в себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление. Такие малыши отстают от многих возрастных норм. Всё объясняется просто – рядом нет близкого человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение, часто берёт на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит. До 3 лет ребёнку необходимо постоянное присутствие мамы или другого близкого человека.
Ещё совсем недавно было нормой, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребёнка выходила на работу, а младенца отдавала в ясли. Родителям советовали не баловать ребёнка, не брать на руки без особой необходимости (плачет, кричит – полезно, лёгкие развиваются), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен – выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи, и как следствие, - алкоголизм, агрессивность и т.д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, так как их не научили в детстве делиться любовью, вниманием.
В настоящее время учёные доказали необходимость ласкового воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несёт в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы эмоциональный «резервуар» ребёнка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребёнок, тем легче его воспитывать.
Из чего состоит ласковое воспитание
КОНТАКТ ГЛАЗ – любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение малыша. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребёнок нуждается в таком контакте с самого рождения.
ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ – это и «телячьи нежности» и «медвежьи шалости». Всё зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента. Ребёнок никогда не перерастёт потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребёнок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему всё ещё необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребёнку и только ему, забыв про свои «взрослые» дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телефон, телевизор, домашние дела и т.д.).
Лишь удовлетворив потребность ребёнка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. Хорошего воспитания легче добиться, когда ребёнок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, сломать.
Чаще устраивайте домашние праздники, большие (день рождения, Новый год, * марта) и маленькие ( день солнышка, летний бал, воскресный обед и т.д.).
Вспомните, когда последний раз вы ласкали своего ребёнка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли ласковое воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих – контакт глаз, физический контакт или пристальное внимание стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребёнком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребёнка, можно сказать, как сильно вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в так называемые эмоциональные игры.
ПОИСК МЯГКИХ ИГРУШЕК (с 2 лет) Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме, и уложите их под одеяло. Туда же забирается и ребёнок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом – будет ещё веселее.
ДОТРОНЬСЯ ДО … ( с 4 лет) В игре принимают участие несколько человек, естественно все они по-разному одеты. Ведущий говорит: «дотронься до…синего!» Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т.д.) Важно, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.
Лечение любовью
Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребёнок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение. Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама своими словами может внушить ребёнку страх, неуверенность в себе, плохое поведение: «Вечно ты копаешься», «Катя у нас жадина», «Не подходи к собаке – укусит», «Ой, какая ты бледненькая», «Давай я сама, всё равно ты не сможешь», « Я так и знала, опять двойка» - это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию ребёнка. А ведь можно использовать своё влияние на ребёнка с пользой! Вместо того, чтобы внушать, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: « Какой ты молодец!», «Ты здоровый и сильный», «У тебя всё получится», «Я в тебя верю» и т.д.
Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребёнок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как вы его любите, какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить предложения-установки: «Завтра ты будешь спокойным, хорошо покушаешь», «ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится, станет легче дышать», «Ты станешь меньше плакать и капризничать». Старайтесь, чтобы установки были предельно чёткими и конкретными. Таким образом, вы настраиваете организм ребёнка на благотворные изменения. Для получения результата необходимо проводить «сеансы любви» регулярно. Важно, чтобы ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны говорить искренне, чувствовать к ребёнку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребёнка. Попробуйте! Может, Вам подойдёт именно такой способ выражения любви и заботы?
Самооценка ребёнка младшего школьного возраста
(материал к родительскому собранию)
Что такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности и поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требования окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем возрасте. Часто мы слышим: «Ты уже большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, и др.) так и не научился!». Говоря так, родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребёнка о себе. Это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребёнок узнаёт, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении:
· Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
· Пассивность, мнительность, повышенная ранимость свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если и участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым даётся негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удаётся.
· При завышенной самооценке дети во всём стремятся быть лучше других. Часто от такого ребёнка можно услышать: «Я самый лучший, (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, конечно, краткие описания. Но, может быть, кто-то из Вас, дорогие родители узнал своего ребёнка?
Хотите проверить, какая самооценка у вашего ребёнка? Это легко сделать с помощью теста «Лесенка». Его используют с 3-х лет, для младших школьников он тоже подходит.
Тест «Лесенка»
Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 7-10 ступенек. Теперь покажите её ребёнку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке чуть получше, на третьей – ещё лучше и т.д., а вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребёнок правильно понял градацию расположения на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. Далее спросите, на какой ступеньке стоит он сам. Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остаётся сделать выводы. Что у вас получилось?
Если ребёнок ставит себя на 1-ю, 2-ю или 3-ю ступеньку снизу, то у него заниженная самооценка. Если на 4-9-ю, то - средняя (адекватная). А если стоит на 10-й, то самооценка завышена. Для детей-дошколят завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.
С помощью теста «Лесенка» можно узнать отношение ребёнка к близким взрослым, учителю, воспитателю. Попросите поставить их (по очереди) на лесенку, после того как ребёнок, обозначит там себя. При этом можно уточнить, что ступеньки большие и широкие, на них поместится много людей. Часто дети хотят поставить на одну ступеньку и себя, и маму, и папу. Это нормально и говорит о ровных, доброжелательных отношениях в семье. Делайте выводы: если мама «стоит» на верхней, 10-й ступеньке, папа на последней, а малыш на 4-й, в семье явный разлад, и это беспокоит ребёнка.
Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным явлением, при условии, что она проявляется непостоянно, то у школьников начиная со второго класса завышенная самооценка, так же, как и заниженная, требует внимания педагога, психолога и родителей.
Что же делать, если самооценка Вашего ребёнка неадекватна (сильно завышена или занижена)?
Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше отношение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - всё это оказывает влияние на отношение малыша к себе. Другими словами, мы сможем помочь ребёнку сформировать адекватную самооценку.
Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки
ü Не оберегайте ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польёт цветок, получит удовольствие от сделанного и услышит заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он ещё просто не дорос.
ü Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз его за это хвалить, но если у него впервые получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу, обязательно отметьте это достижение.
ü Поощряйте в ребёнке инициативу.
ü Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам: «У мамы не получился пирог, ну ничего в следующий раз положим больше муки»… «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
ü Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с ним же самим (тем, какой он был вчера или будет завтра).
ü Не бойтесь искренне любить своего ребёнка и показывать ему свою любовь!
Игры, которые помогут Вам лучше узнать своего ребёнка, сформировать и поддержать у него адекватную самооценку
Имя. Предложите ребёнку выбрать: придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросите: почему ему не нравится или нравится его имя? Почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому?
Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой, у него может не только низкая самооценка, но и проблемы в семье, со сверстниками или ребёнок хочет быть лучше, чем есть сейчас.
Проигрывание ситуаций. Ребёнку предлагается разыграть различные ситуации – придумывание или взятые из жизни ребёнка. Ребёнок изображает самого себя. Прочие роли выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно меняться ролями.
Примеры ситуаций:
1.Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
2.Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
3.Ребята из твоего класса играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если ребята не захотят принять тебя?
Эта игра поможет вашему ребёнку освоить эффективные способы поведения и использовать их в реальной жизни.
Зеркало. В эту игру играют вдвоём с ребёнком или одновременно с несколькими детьми. Ребёнок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «зеркалом» назначается родитель или другой ребёнок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. «Зеркало» в этом случае должно отгадать, кто в нём отражается. Потом игроки меняются ролями.
Игра помогает ребёнку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто быстрее. Главное, чтобы ребёнок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.
Самооценка как сложное личностное образование (личностный параметр умственной деятельности) выполняет в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
Проще всего отслеживать уровень самооценки по рисункам детей, выполненных самостоятельно на уроках рисования. Часто дети с заниженной самооценкой отказываются от выполнения рисунка, мотивируя это тем, что « всё равно я не умею, у меня не получится».
Рисуночный тест
Рисуночные тесты информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно попросить нарисовать человека, маму, папу, семью, несуществующее животное.
Интерпретация результатов:
Низкая самооценка – маленькая фигурка, расположена не посередине листа, с краю, плохо прорисованы детали или использованы тёмные цвета, штриховка;
Адекватная самооценка – хорощо прорисованные фигура, лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги, рисунок расположен в центре листа;
Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.
Рисуночные тесты, наряду с другими показателями, помогают оценить социальное благополучие ребёнка, уровень его самосознания, особенности взаимоотношения с семьёй, сверстниками, учителем.
Нужно ли учить ребёнка общению?
Раньше родители не задумывались над этим вопросом – ребёнок рос, постоянно находясь в социуме (детский сад, школа, кружки). Но оказывается, что такого рода общения недостаточно для полноценного, всестороннего развития личности, очень важно общение с родителями.
Ребёнок общается с окружающими так, как общаются с ним его родители, он повторяет их жесты, мимику, интонации. Если отношения в семье доверительные, открытые, ребёнок впитывает всю необходимую культуру общения из повседневной жизни. Но часто обстановка в семье далека от идеальной, либо семья неполная, тогда и появляются у ребёнка проблемы в общении.
Советы родителям для нормализации общения с ребёнком:
Учитесь безусловному принятию ребёнка, то есть нужно любить его, не за то, что он умный, хорошо учится, послушный и т.д., а просто так, за то, что он есть, и не забывать говорить ему об этом.
Помните, что испытывать негативные эмоции – это нормально, важно только проявлять своё недовольство адекватно. Выражайте недовольство отдельными действиями, а не ребёнком в целом. Например: «В этот раз ты не старался, я расстроена твоей плохой оценкой», вместо : «Ты неумеха и лентяй, так и знала, что получишь двойку».
Старайтесь обращаться к ребёнку не только с претензиями и критикой. Важно говорить на равных, тогда ребёнок будет стремиться к общению. Для начала постарайтесь зафиксировать (можно письменно) сколько раз в день вы обращаетесь к ребёнку с критикой и нравоучениями, а сколько просто так, чтобы обсудить что-то интересное, поделиться новостями, мыслями. Сколько раз Вы похвалили ребёнка за день? Доброжелательных обращений должно быть больше!
Ребёнку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий, часто дети открыто спрашивают: «Ты меня любишь?» некоторые даже провоцируют: «Я плохой, я дурак», при этом надеясь (подсознательно), что их разубедят, скажут что-то наподобие: «Я думаю, что ты хороший, умный, просто сегодня не получилось, нужно постараться в следующий раз, я всё равно тебя люблю».
Если мы искренне говорим с ребёнком о том, что чувствуем, он тоже учится говорить о своих чувствах, а следовательно, и лучше их понимать.
Важно, чтобы ребёнок умел выражать свои чувства словами, а для этого нужно развивать его речь (беседы, чтение книг и т.д.).
Часто «семейные тайны» оказывают негативное влияние на психо-эмоциональное развитие ребёнка – он чувствует, что что-то не так, но, не зная причины, начинает сомневаться прежде всего в себе, появляются необоснованные страхи, которые переходят в депрессию со всеми последствиями. Практически во всех случаях поговорка – «лучше горькая правда, чем сладкая ложь» - оказывается актуальна, но важно дозировать информацию в соответствии с возрастом ребёнка.
Помните, что ребёнок воспроизводит с другими людьми, а потом и со своими детьми модель поведения и общения, усвоенную в семье. Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому! (народная мудрость).
IV. Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.
Пятое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года –
«Перелистывая страницы…»
Форма проведения: устный журнал.
Устный журнал – это листы ватмана, сложенные в виде большой книги, перевитой лентой. Каждый лист – страница жизни класса за год.
На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.
Ход собрания
I. Обзор страниц устного журнала.
Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).
Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпауза, игры и т. д.).
Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие моменты мероприятий, проведенных в классе за год).
Страница четвертая. «Наше творчество» (смотр творчества учащихся: чтение стихов, песен, кружковая деятельность).
Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе).
Медаль – детская ладошка, разрисованная и расписанная детьми.
Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен выполнить для всего класса).
II. Итоги работы родителей, учащихся за год.
Выступает с сообщением классный руководитель, представитель от родительского комитета.
В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотографируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее на других собраниях и мероприятиях класса.
2 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Физическое развитие младшего школьника
в школе и дома
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.
2. Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.
Вопросы для обсуждения:
Þ Значение физической культуры для полноценного развития личности.
Þ Урок физкультуры и его требования к ученику.
План проведения собрания
I. Анкетирование родителей (в начале собрания проводит педагог).
II. Сообщение данных о влиянии физической культуры на развитие личности (возможно привлечение преподавателя физической культуры и медицинских работников).
III. Оперативный анализ результатов анкетирования (дается в конце собрания).
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Нравятся ли вашему ребенку уроки физической культуры?
2. Расспрашиваете ли вы своего ребенка о занятиях физической культурой дома?
3. Каким вы хотели бы видеть урок физической культуры?
К собранию можно подготовить выставку рисунков «Я на уроке физической культуры».
Второе собрание
Тема: Агрессивные дети. Причины
и последствия детской агрессии
Задачи собрания:
1. Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
2. Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.
Вопросы для обсуждения:
Þ Причины детской агрессии.
Þ Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
Þ пути преодоления детской агрессивности. Рекомендации по преодолению детской агрессии.
План проведения собрания
I. Анкетирование родителей.
II. Сообщение результатов анализа причин детской агрессии (выступление педагога, рекомендации родителям).
III. Оперативный анализ ответов родителей.
IV. Обмен мнениями по теме собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Третье собрание
Тема: Наказание и поощрение в семье
Задачи собрания:
1. Определить оптимальные позиции родителей по теме собрания.
2. Рассмотреть предложенные педагогические ситуации на практике.
Вопросы для обсуждения:
Þ Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.
Þ Значение наказания и поощрения в семье (анализ педагогических ситуаций и результатов анкетирования).
План проведения собрания
I. Выступление классного руководителя по результатам анкетирования.
II. Обмен опытом родителей.
Используя материалы специальной литературы и результаты анкетирования родителей по теме собрания, проведенного заранее, учитель организует активный родительский обмен опытом и дает рекомендации на основе своего педагогического опыта.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
2. За что вы наказываете и поощряете ребенка?
3. Как реагирует ребенок на поощрения и наказания?
Четвертое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года
Проводится традиционно.
3 КЛАСС
Первое собрание
Тема: Значение общения в развитии
личностных качеств ребенка
Задачи собрания:
1. Определить значение общения для детей и взрослых.
2. Рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания.
Вопросы для обсуждения:
Þ Общение и его роль в жизни человека.
Þ Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей.
План проведения собрания
I. Выступление учителя, подготовленное по данным специальной литературы.
II. Оперативное анкетирование и анализ ответов родителей и учеников, если и они отвечали на аналогичные вопросы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Сколько времени в день вы отводите на общение с ребенком?
2. известно ли вам от самого ребенка о его учебных успехах, о школьных друзьях и друзьях вне школы, как зовут его соседа или соседку по парте?
3. Каковы проблемы, которые есть у вашего ребенка?
Второе собрание
Тема: Трудовое участие ребенка в жизни семьи.
Его роль в развитии работоспособности
и личностных качеств
Задачи собрания:
1. Ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
2. Определить роль семьи в воспитании трудолюбия ребенка.
Вопросы для обсуждения:
Þ Труд и его значение в жизни ребенка.
Þ Интеллектуальный труд и работоспособность.
Þ Роль семьи в развитии работоспособности и трудолюбия ребенка.
План проведения собрания
I. Разбор ситуаций (выступление педагога).
Используя результаты анкетирования родителей, проведенного до собрания, учитель останавливается на конкретных педагогических ситуациях.
II. Ознакомление с выставкой.
Родители знакомятся с подготовленной учениками к собранию фотовыставкой «Труд в нашей семье».
III. Рекомендации родителям.
Педагог дает рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию работоспособности и воспитанию трудолюбия.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Что он любит делать?
3. Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
4. Как долго может трудиться ваш ребенок?
5. Работа выполняется увлеченно или неохотно?
Третье собрание
Тема: Воображение и его роль
в жизни ребенка
Задачи собрания:
1. Подчеркнуть важность воображения в общем и эстетическом развитии ребенка.
2. Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.
Вопросы для обсуждения:
Þ Роль воображения в жизни человека.
Þ Роль воображения в развитии эстетической культуры ребенка. Встреча родителей с учителем музыки, педагогами музыкальной школы, учителем рисования и специалистами, работающими в области других видов искусств.
План проведения собрания
I. Анкетирование родителей.
II. Выступление классного руководителя по проблеме.
Педагог рассматривает проблемы воображения в жизни ребенка, сообщает данные анализа анкет, заполненных родителями к собранию. Результаты анкетирования педагог использует в дальнейшей работе в классе.
III. Выступления представителей творческих профессий.
Консультации с ними желательно организовать для родителей после собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Умеет ли ваш ребенок фантазировать и мечтать?
2. Любит ли ваш ребенок перевоплощаться?
3. Стимулируется ли в семье желание ребенка проявить фантазию, выдумку (сочинение стихов, поздравлений к празднику, ведение дневников, украшение дома и т. д.)?
Четвертое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года –
музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
Подобное собрание проводится традиционно.
4 КЛАСС
Тема: Физиологическое взросление и его влияние
на формирование познавательных
и личностных качеств ребенка
Задачи собрания:
1. Ознакомить родителей с проблемами физиологического взросления детей.
2. Наметить пути воздействия на личностные качества ребенка.
Вопросы для обсуждения:
Þ Физиологическое взросление и его влияние на поведенческие реакции ребенка.
Þ Педагогические ситуации по теме собрания.
План проведения собрания
I. Анкетирование родителей.
II. Выступление классного руководителя по проблеме.
Педагог знакомит родителей с общими проблемами физиологического взросления.
III. Выступления школьного врача и психолога.
IV. Сообщение учителя по результатам анализа анкет, которые родители заполнили в ходе собрания.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Что изменилось в вашем ребенке за последнее время?
2. Как он стал вести себя дома?
3. Проявляет ли он свою самостоятельность? (Как и в чем?)
4. Боитесь ли вы предстоящего разговора с ребенком по вопросам пола?
Второе собрание
Тема: Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности
Собрание проходит совместно с учениками.
Форма проведения: познавательные «Олимпийские» игры для определения лучшего (в письме, счете, чтении, декламации, пении и т. д.).
Задачи собрания:
Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость.
Вопросы для обсуждения:
Þ Способности, их виды и значение в жизни человека.
Þ Способности учащихся нашего класса и их реализация в учебной деятельности.
План проведения собрания (игр)
I. Вступительное слово классного руководителя.
II. «Олимпийские» соревнования.
Сделав небольшое вступление о способностях человека и их развитии, педагог организует «олимпийские» соревнования с учетом конкретных способностей детей. В судейскую коллегию входят члены администрации, учителя-предметники и родители, они награждают «олимпийцев».
Третье собрание
Тема: Речевые навыки и их значение
в дальнейшем обучении школьников
Задачи собрания:
1. Оценить речевые навыки и умения учащихся.
2. Дать рекомендации родителям по результатам анализа итогов обучения за 4 года.
Вопросы для обсуждения:
Þ Актуальность проблемы. Влияние речевых навыков на умственный труд школьников.
Þ Роль родителей в развитии речевых навыков. Особенности разговорной речи в домашней обстановке.
План проведения собрания
I. Вступительное слово учителя по результатам анализа речевых умений учащихся (сочинения, буриме и т. д.).
II. Выступление учителей-специалистов по результатам анализа психолого-педагогического консилиума (по итогам четырех лет обучения) и формулирование рекомендаций по развитию речевых умений детей в семье.
III. Знакомство с классным руководителем и учителями, которые будут учить детей в пятом классе.
Четвертое собрание
Тема: Итоги четырех лет обучения
Подготовительная работа к собранию.
За неделю до собрания необходимо провести анкетирование учащихся и родителей.
Проанализированные результаты анкетирования используются классным руководителем при подготовке итогового собрания, которое проводится с участием учащихся.
Собрание должно быть праздничным и запоминающимся и для детей, и для родителей.
Вопросы для обсуждения:
Þ подведение итогов четырёхлетнего обучения.
Þ особенности (психологические и физиологические) предстоящей адаптации выпускников начальной школы к обучению в средней школе.
А н к е т а д л я у ч а щ и х с я
1. Понравилось ли тебе учиться в твоем классе?
2. Какие предметы тебе нравились больше всего и почему?
3. Хочется ли тебе учиться дальше?
4. Что запомнилось больше всего?
5. Какими ты представляешь учителей в пятом классе?
6. Каким ты хочешь стать, обучаясь дальше?
7. Каким ты представляешь своего классного руководителя?
8. Каким он должен быть, чтобы тебе хотелось с ним общаться?
9. Что бы ты хотел пожелать будущим первоклассникам?
10. Что бы ты хотел пожелать своей первой учительнице?
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Какими вы видите будущих учителей своего сына или дочери? Какими качествами характера они должны обладать?
2. Какими профессиональными качествами они должны обладать?
4. Какие качества вы хотите развить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут работать в пятом классе?
5. Какие качества вы хотели бы изменить в своем ребенке с помощью учителей, которые будут с ним работать?
6. В чем мог бы проявить себя ваш ребенок помимо учебной работы?
7. Что вы ожидаете от классного руководителя, который будет работать с вашим ребенком?
8. Какую помощь вы можете оказать классу, чтобы жизнь вашего ребенка в этом классе была интересной?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.