РАЗРЕШЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Изучить специфику конфликтов на уроках физической культуры и технологии их разрешения.
Провести эксперимент по изучению и формированию готовности выпускников специальности «Физическая культура» и школьников старшего возраста к разрешению конфликтов.
Гипотеза:
было сделано предположение о том, что результаты по изучению конфликтов на уроках физической культуры, позволят сформулировать конкретные рекомендации по
Добрышев С.А
Тема: РАЗРЕШЕНИЕ И
ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С
УЧАЩИМИСЯ СТАРШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель исследования:
изучить характер конфликтов на
уроках физической культуры между
учителем и учащимися старших
классов, разработать технологию,
направленную на профилактику
конфликтов на уроках физической
культуры.
Задачи:
• Проанализировать подходы к определению
сущности конфликта и его структуры.
• Изучить
особенности
подросткового возраста.
старшего
• Изучить специфику конфликтов на уроках
физической культуры и технологии их
разрешения.
• Провести эксперимент по изучению и
формированию
готовности выпускников
специальности «Физическая культура» и
Объект исследования:
педагогические конфликты в
общеобразовательной школе.
Предмет исследования:
профилактика конфликтов на
уроках физической культуры.
Гипотеза:
было сделано предположение о том,
что результаты по изучению конфликтов
на уроках физической культуры,
позволят сформулировать конкретные
рекомендации по профилактике
конфликтных ситуаций на уроках
физической культуры и повысить
учебный потенциал урока физической
культуры.
Методы исследования:
•
•
теоретические анализ социологической,
психологопедагогической и методической
литературы; синтез эмпирического
материала; концептуальный анализ ранее
выполненных исследований.
эмпирические наблюдение, опрос,
экспериментальные (констатирующий и
формирующий эксперимент);
статистические (методы измерения и
математической обработки
экспериментальных данных, полученных в
Результаты анкетирования учащихся 1011 классов МБОУ
СОШ №20 ст. Подгорная, Советского района, Ставропольского
Вопросы
края.
1. Часто ли Вы конфликтуете с одноклассниками?
• часто;
• иногда;
• никогда.
2. В чём, на ваш взгляд, причина Ваших конфликтов с
одноклассниками?
• Ваша повышенная конфликтность;
• повышенная конфликтность некоторых Ваших
одноклассников;
• Ваше неумение выходить из конфликтов
3. Как вы думаете, какова основная причина
конфликтности с учителями?
• Неудовлетворительное поведение ряда учащихся;
• Отсутствие взаимопонимания между учителем и
учащимися;
• Высоким уровнем конфликтности класса, в целом
В % от числа
опрошенных
23.7
65,1
11,2
15,3
47,8
36,9
32,1
35,1
32,8
Какие меры, на Ваш взгляд, необходимо принять
того, чтобы уменьшить уровень конфликтности:
• постоянно проводить воспитательную
работу с учащимися, которые имеют
повышенный уровень конфликтности;
для
22,1
• проводить «круглые столы» между
учителями и учащимися с целью
выработки общих требований;
• научиться учащимся и учителям более
уважительно относиться к друг другу.
43,2
34,3
Результаты анкетирования учащихся 1011 классов МБОУ
СОШ №20 ст. Подгорная, Советского района,
В % от числа
опрошенных
47,5
18,5
34.0
53,8
15,1
31,1
62,1
6,8
31,1
Ставропольского края.
Вопросы
1. Помогли ли Вам наши беседы для более
конструктивного выхода из конфликтов
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить.
2. Стало ли в Вашем классе меньше конфликтов
• Да .
• Нет
• Затрудняюсь ответить.
3. Улучшилась ли психологическая атмосфера в Вашем
классе
• Да
• Нет
• Затрудняюсь ответить.
Ответы студентов 5 курса НГГТИ на вопрос «В связи с чем,
чаще всего происходили конфликты в классах, в которых Вы
№
проводили занятия?»
Основные причины
1. Нарушение дисциплины учащимися;
Грубость (пререкания) учащихся в адрес
учителя или одноклассников;
2.
3. Пропуски уроков без уважительной
4. Отсутствие необходимой формы и обуви у
причины;
учащихся на занятии;
5. Нежелание учащихся выполнять на уроке те
требования, которые предъявляет учитель;
6. Несогласие с выставленными учителем
оценками;
7. На национальной почве;
8. Другие виды....
В %
78,1
63,7
43,5
22,7
37,3
23,7
35,7
12,7
Ответы студентов 5 курса НГГТИ на вопрос «Что, на
Ваш взгляд, приводит к недостаточной готовности к
разрешению конфликтов?»
Вопросы
В %
43,2
36,9
73,2
87,2
24,6
№
1.
Отсутствие необходимых знаний, приёмов
и методов конструктивного разрешения
конфликтов;
2. Недостаточное знание психологии
учащихся
3. Недостаток опыта преподавательской
деятельности
4.
5.
Сложность работы с современными
школьниками;
Личностные особенности,
препятствующие конструктивному
разрешению конфликтов
Технология профилактики конфликтных ситуаций с учащимися
Поведение с классом:
1. Проводить индивидуальные беседы с учащимися, в ходе которых необходимо выяснять их позицию по
определённому вопросу и разъяснять свою.
2. Проявлять внимание к каждому учащемуся, показывать уважительное отношение, сочувствие, терпимость к
их слабостям, выдержку, спокойный тон;
3. Строить фразы так, чтобы они вызывали нейтральную или положительную реакцию со стороны учащихся;
4. Постоянно поддерживать с учащимися обратную связь, смотреть в глаза, следить за изменением мимики,
поведения.
5. Подчеркнуть общность цели, интересов, показать школьникам заинтересованность в решении их проблем.
Поведение с отдельным учащимся при конфликте:
Затягивать темп беседы, если учащийся взволнован или говорит излишне быстро;
1.
2. Попытаться мысленно поставить себя на место учащегося и понять, какие события привели его в это
состояние;
3.Дать ученику выговориться, не перебивать и не пытаться перекричать его;
4.Уменьшить социальную дистанцию, приблизиться к нему, улыбнуться, можно дружественно похлопать по
плечу;
5.Подчеркнуть лучшие качества учащегося, которые помогают ему самому преодолеть конфликтную ситуацию,
справиться со своим состоянием.
ВЫВОДЫ:
1.В нашей работе,
на основе
обобщённого анализа
психолого
педагогической
литературы и опыта